1. Организационный момент. Приветствие. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Рада вас видеть. Я надеюсь, что наш урок сегодня окажется достаточно интересным и продуктивным. 2. Актуализация знаний На доске записана дата - Я прошу вас открыть тетради, записать сегодняшнюю дату « января» Учитель задает вопрос по прошлой теме: - Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Кто может дать определение, какие соединения называют спиртами? (спирты – это производные углеводородов, содержащие одну или несколько гидроксильных групп) На слайде задание: Давайте выполним небольшое задание: из представленных на слайде формул органических соединений вам необходимо выбрать те, которые относятся к классу спиртов и дать им названия по систематической номенклатуре. (2 минуты) Проверка задания: - Итак, проверяем задание. Какие соединения мы можем отнести к классу спиртов? (1, 3, 6) Учитель обращается к классу: - Давайте вспомним по какому принципу даются названия спиртам? Обсуждения правил номенклатуры спиртов (суффикс –ол + положение гидроксильной группы) Вопрос учителя: -Ребята, а почему мы не отнесли к спиртам соединение под номером «6».ЛИБО: Давайте обратим внимание на вещества под номерами 1, 3 и 6, Чем они отличаются друг от друга? (количеством гидроксильных групп) А как называются соединения, которые содержат более одной гидроксильной группы? – многоатомные спирты. Именно о них мы и поговорим сегодня на уроке. На слайде представлена тема урока Записываем в тетрадях тему сегодняшнего урока «Многоатомные спирты» 3. Формулировка целей и задач урока Учитель предлагает определить, что конкретно будет изучаться на уроке. Но перед тем, как мы перейдем к изучению данной темы, давай те попробуем определить, что именно мы можем узнать о соединениях данного класса. Учитель задает наводящие вопросы и записывает ответы учеников на доске. -определение (Кто-нибудь может дать определение мн.сп?) -номенклатура (как правильно по систематической номенклатуре называют многоатомные спирты?) -применение (А кто-нибудь знает где их применяют? (А что еще можно узнать? Знаем ли мы свойства этих соединений?) -свойства 4. Изучение нового материала Слова учителя. Учитель предлагает учащимся сформулировать определение многоатомных спиртов. На слайде определение: Многоатомные спирты – это производные углеводородов, в молекулах которых содержится более одной гидроксильной группы. Номенклатура Как же правильно давать названия многоатомным спиртам. Вернемся к примеру, с которым мы столкнулись в первом задании (пропандиол – 1,2) Учитель записывает на доске формулу пропандиола и проговаривает правила названия На слайде два примера (этиленгликоль и глицерин) А теперь поработайте в парах и попробуйте дать названия следующим многоатомным спиртам по систематической номенклатуре). Учитель спрашивает, что ученики написали в тетрадях и на слайде показывает правильные ответы. Вам известно, что по систематической номенклатуре можно дать соединение абсолютно любому органическому соединению, которое будет понятно любому химику. Но для данных веществ которые мы записали наиболее часто используют их тривиальные названия ( т.е. те названия которые сложились исторически). На слайде показаны тривиальные названия – этиленгликоль и глицерин. Именно эти многоатомные спирты являются важнейшими представителями данного класса и имеют очень широкое применение. Физические свойства и применение Применение многоатомных спиртов основано на их физических свойствах. Поэтому в первую очередь нам необходимо поговорить именно о физических свойствах многоатомных спиртов. Работа с текстом учебника: с.157. Самостоятельно прочитать и выписать физические свойства этиленгликоля и глицерина. Видеоролик о физических свойствах глицерина. Проверим, что записали в тетрадях. На слайде представлены физ.свойства глицерина и этиленгликоля Ребята, увидели ли вы какие-то сходства в физических свойствах между глицерином и этиленгликолем? Этиленгликоль и глицерин – вязкие бесцветные жидкости (вязкость обусловлена сильными водородными связями), А что же такое водородная связь? Кто сможет рассказать как она возникает в спиртах? Применение многоатомных спиртов. Так где же применяют многоатомные спирты? Как переводится слово антифриз?(незамерзающий) На экране слайд с применение этиленгликоля в качестве антифризов. Вопрос учащимся: А известны ли вам области применения глицерина? – косметические средства, пищевая промышленность. Дома посмотреть состав кремов для рук, масок для лица, мыло глицериновое Попробуйте теперь самостоятельно сформулировать и записать в тетрадях, в каких областях и для чего применяют глицерин и этиленгликоль. На слайде картинки, отражающие применение глицерина и этиленгликоля Проверить, что записали, попросить одного из учеников прочитать свои записи. Химические свойства Наводящие вопросы учителя: А о каких еще свойствах говорят при обсуждении веществ? (о химических) Что такое химические свойства? (Это реакции, в которые вступает вещество) Как вы думаете, на какие из уже вами изученных свойства будут похожи свойства многоатомных спиртов (на свойства одноатомных спиртов) Но чем будут ли чем-то отличаться? Почему? (все реакции протекают по каждой гидроксильной группе в молекуле) Рассказ учителя: Но многоатомные спирты имеют и свои особенности Для них характерны и другие специфические реакции, которые отличают их от одноатомных спиртов. Примером такой реакции является взаимодействие с гидроксидом меди. Данная реакция является качественной на многоатомные спирты. Лабораторный опыт №3 Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2) В тетрадях записываем подзаголовок Лабораторный опыт. Работа в парах! У вас на столах находятся инструкции по выполнению данного опыта. Ознакомьтесь с ними, вас есть 1 минута. Обсуждение хода выполнение работы. Для выполнения опыта у вас есть 4 минуты. Обсуждение результатов. Один из учеников записывает уравнения на доске. Мы сказали, что многоатомные спирты помимо специфических свойств будут вступать в реакции, которые характерны и для спиртов одноатомных. На слайде свойства, общие с одноатомными спиртами Записать в тетрадь (со слайда): Многоатомные спирты проявляют все химические свойства, характерные для одноатомных спиртов Д/з: Попробуйте дома прописать эти все реакции на примере этиленгликоля. 5. Рефлексивно-оценочный этап Что удалось, из того, что было запланировано? Что нового узнали? Опрос «Проверь себя» Предлагаю вам оценить свою работу на сегодняшнем уроке. Продуктивно ли вы поработали, усвоили ли материал? Ответьте на вопросы на карточках, которые у вас на столах. (2 минуты) Проверка. Удовлетворены своей работой сегодня на уроке? Д/З: §21 , упр 1,2 инд. С. 04, № 4-6 | Отвечают на вопрос (о спиртах, дают определение) Выполняют самостоятельно задание в тетради Ученики поднимают руку и отвечают Ученики обсуждают правила номенклатуры и записывают в тетрадях названия выбранных спиртов Ответ учеников Ответ учеников («Многоатомные спирты») Записывают в тетрадях тему урока Отвечают на наводящие вопросы и предполагают, что должны изучить на уроке Пробуют сформулировать определение мн.сп. Записывают в тетради определение со слайда Отвечают на вопросы по правилам номенклатуры Вместе с учителем работают в тетрадях, записывают формулу и название пропандиола-1,2 Самостоятельно выполняют задание в тетради В тетрадях исправляют ошибки Записывают в тетрадях названия: этиленгликоль и глицерин Смотрят видеоролик Работают с текстом учебника и в тетрадях Один ученик зачитывает, что записал из учебника. Проверяют свои записи Беседа с учителем Один ученик выходит к доске, рассказывает про водородную связь Вспоминают области применения глицерина, отвечают устно Самостоятельно записывают в тетрадях применение мн.спиртов Отвечают на вопрос учителя Отвечают устно на вопросы учителя Выполняют лабораторный эксперимент Записывают наблюдения и уравнения реакций в тетрадь Обсуждают результаты урока Записывают хим.свойства спиртов. Отвечают устно Отвечают на вопросы на карточках письменно. Самооценка учащихся |