Методическая разработка лекции по теме "Предельные углеводороды"
Методическая разработка лекции по теме "Предельные углеводороды"
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине Химия
Раздел: Органическая химия
Тема: Предельные углеводороды
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» 1 курс
Купино
2015 учебный год
Рассмотрена на заседании
предметно - цикловой методической комиссии по
общеобразовательным дисциплинам, общему гуманитарному и
социально – экономическому, математическому
и естественнонаучному циклу
Протокол____ от___________________2015 г.
Председатель ______________ /__________________/
Автор - составитель: преподаватель химии высшей категории
Веде Ирина Викторовна
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Химия» по теме
«Предельные углеводороды».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме: «Предельные углеводороды».
Целью данного занятия является изучение новой темы. Задачей занятия является формирование новых знаний. При изучении нового материала используются следующие формы работы: ………………………дискуссия по выступлениям студентов с сообщениями, создание проблемной ситуации, сравнительный анализ состава природного и попутного нефтяных газов, решение кроссворда, использование ИКТ.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Освоение содержания учебной темы «Природные источники углеводородов» обеспечивает формирование следующих результатов:
личностных:
- Л3: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) (М1);
предметных:
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями (П3);
- уверенное пользование химической терминологией и символикой (П4).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия ««Предельные углеводороды».
Вид занятия изучение нового материала
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Цели занятия:
1. Воспитательные
- воспитание готовности к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
2.Развивающие
- активизация познавательной деятельности студентов
-развитие способности к постановке задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов общению
3. Образовательные
-изучение гомологического ряда, состава, строения, свойств, получения и применения предельных углеводородов;
- формирование навыков уверенного пользования химической терминологией и символикой.
Междисциплинарная интеграция:
Внутридисциплинарная интеграция:
Природные источники
углеводородов
Предельные углеводороды
Этиленовые и диеновые углеводороды
Ацетиленовые углеводороды
Ароматические углеводороды
Методическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия по теме: «Предельные углеводороды», содержание учебного материала учебника, ………………………………………………………..
Оборудование.
мультимедийная система, коллекции «Нефть и продукты её переработки», «Продукты переработки углеводоров».
Задания для самостоятельной работы студентов:
Ответы на вопросы учебник О.С.Габриелян «Химия» 11 класс, Москва, Дрофа – 2014г. страница 68
Подготовка сообщений на тему «Ученые – химики, внесшие вклад в разработку природных источников углеводородов»»
Перечень литературы:
Основная: О.С.Габриелян «Химия» 11 класс, Москва, Дрофа – 2012 г.
Дополнительная:
ресурсы интернет
Описание хода занятия
№
Основные этапы
занятия
Ориентировочное время
Содержание этапа.
Методическое обоснование
УЭ1
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.
Цель: активизация познавательной деятельности студентов. (Л1);
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3.
Изложение нового материала
Цель- формирование знаний по данной теме
(Л1); (М1); (П1); (П4); (П10).
55 мин
На этом этапе студенты получают самостоятельной внеаудиторной работы.
Использование мультимедийной презентации, выступления студентов с сообщениями, изучение схем и основных видов переработки углеводородов, анализ теоретических данных, составление уравнений реакций, изучение коллекций
4.
Физкультминутка
реализация
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
3 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений
7.
Осмысление и систематизация полученных знаний реализация
Цель: систематизация и закрепление полученных знаний
М1
(П4)
15 мин.
Решение кроссворда
8.
Подведение итогов
10 мин.
Проверка кроссворда и выставление оценки в соответствии с критериями оценки. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
9.
Задание на дом
2 мин.
Подготовка сообщений, ответы на вопросы учебник
Всего
90 мин
Тема: «Альдегиды»
Цели:
Образовательные: контроль знаний и умений по теме «Альдегиды»
Воспитательные: воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения знаний, ответственности за результаты труда.
Развивающие: развитие интереса к предмету, творческих способностей, внимания, аналитических навыков, самооценки своих знаний.
Занятие построено на основе модульной технологии и рейтинговой накопительной системы (РНС) обучения.
Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности, причем уровень сложности обучающийся выбирает самостоятельно. В конце изучения каждого раздела студент набирает определенное количество баллов, которое переводится в оценку. Для получения хорошей оценки обучающемуся необходимо выполнять задания не только из обязательной части, но и из накопительной.
В процессе изучения темы формируются следующие компетенции обучающегося:
ценностно-смысловые,
учебно-познавательные,
общекультурные,
коммуникативные
компетенции личного самосовершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо:
Знать
Классификацию и номенклатуру альдегидов
Вещества, широко используемые в практике.
Строение альдегидов
Понимать:
Зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Значение химии в жизни современного общества.
Уметь:
Называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре
Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений
Характеризовать строение и свойства альдегидов
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
Распознавать важнейшие органические вещества
Проводить расчеты по химическим уравнениям и формулам
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
Фронтальная индивидуальная
Методы и приемы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Частично-поисковый
Материально-техническое обеспечение
Раздаточный материал
Учебная литература ( О.С.Габриелян. Химия (базовый уровень) 10 класс. М., Дрофа 2007 г. Л.А.Цветков. Органическая химия 10-11 класс. М., Владос 2003 г.)
Компьютерные средства, экран.
Учебно-наглядные средства
презентация по теме, раздаточный материал.
Используемая литература и материалы:
Сборник нормативных документов. Химия. Примерные программы по химии. М., Дрофа 2008 г.
Календарно-тематический план.
А.К.Колеченко Энциклопедия педагогических технологий. Спб Каро 2006.
А.М.Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова Дидактический материал по химии для 10-11 классов. М., Просвещение 2002 г.
О.С.Габриелян. Химия 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Дрофа 2007 г.
Материалы РЦ Некрасовского колледжа.
Л.А.Цветков. Органическая химия 10-11 класс. М., Владос 2003 г.)
А.М.Радецкий. Химический тренажер. Задания для организации самостоятельной работы учащихся. М., Просвещение 2008 г.
МОДУЛЬ ЗАНЯТИЯ
Контроль знаний по теме «Альдегиды»
Учебный элемент
Тип, содержание урока
Вид деятельности
УЭ-0
Цель урока: проверка знаний и умений по теме «Альдегиды»
УЭ-1
1 уровень: я выполнил только одно задание 2 балла
Самостоятельная работа обучающихся
2 уровень: я выполнил 1 и 2 задания 3 балла
3 уровень: я выполнил 1, 2 и 3 задания 6 балла
4 уровень: я выполнил 1,2,3 и 4 задания с помощью преподавателя 8 баллов
2 задание. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно получить 2-метилпропаналь, превращая соответствующий алкен в спирт, альдегид.
3 задание. Напишите струкурные формулы изомерных альдегидов состава С7Н14О, содержащие в главной цепи пять атомов углерода. Назовите все вещества.
4 задание. В одной из пробирок содержится раствор глицерина, а в другой - раствор этаналя. Как при помощи гидроксида меди (II) их можно распознать? Опишите ход опыта и наблюдений.
Каждое задание 5 баллов.
Самостоятельная работа обучающихся
УЭ-3
Выполнение контрольной работы
Самостоятельная работа обучающихся
УЭ-4
Занесение баллов в технологическую карту
Самостоятельная работа обучающихся
УЭ-5
Рефлексия. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1.Понравилось ли вам учиться с использованием рейтинговой накопительной системы?
2.Сколько времени вам понадобилось на осознание этой системы?
3. Какие были затруднения?
Технологическая карта обучающегося по теме «Альдегиды»
Альдегиды. Обязательная часть.
номер учебного элемента
Уровень задания
максимальное количество баллов
мои баллы
Коррекция
УЭ-3 самостоятельной работы
1 уровень: я выполнил только 1 задание
2
2 уровень: я выполнил 1 и 2 задания
3
3 уровень: я выполнил 1, 2 и 3 задания
6
4 уровень: я выполнил 1,2,3 и 4 задания с помощью преподавателя.
8
5 уровень я выполнил все задания самостоятельно
10
Накопительная часть
Призовой фонд
выполнил 1 задание
5
выполнил 2 задание
5
выполнил 3 задание
5
выполнил 4 задание
5
Помощь в проверке
3
Активность на уроках
3
Подготовка сообщения о применении альдегидов и выступление с ним в классе.
3
ИТОГО
5 (отлично) 25 баллов из них не менее 10 баллов из накопительной части
4 (хорошо) 20-24 балла из них не менее 8 из обязательной части
3 (удовлетворительно) 9-16 баллов из них не менее 6 из обязательной части