kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по химии в 8 классе по теме «Химические формулы. Относительная молекулярная масса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты обучения

Предметные. Знать определение понятия «химическая формула», что обозначает индекс в химической формуле. Уметь вычислять относительную молекулярную массу, характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.

Метапредметные. Формировать умения рассуждать логически, применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии в 8 классе по теме «Химические формулы. Относительная молекулярная масса»»

Методическая разработка урока по химии в 8 классе

по теме

«Химические формулы.

Относительная молекулярная масса»


Составила: Максимова Татьяна Александровна,

учитель химии ГБОУ СОШ №1 с. Обшаровка

Цель: Сформировать представления о химической формуле, качественном и количественном составе вещества, индексе, коэффициенте, относительной молекулярной массе

Задачи:

- образовательные: формирование основ химической грамотности, научить составлять и читать химические формулы веществ, самому добывать знания;

- развивающие: развивать активность, мыслительную и исследовательскую деятельность, внимание;

- воспитательные:воспитание ответственного отношения к учению, умения работать парами.

Основные понятия. Химическая формула, качественный и количественный состав вещества, индекс, коэффициент, относительная молекулярная масса, формульная единица, относительная формульная масса

Планируемые результаты обучения

Предметные. Знать определение понятия «химическая формула», что обозначает индекс в химической формуле. Уметь вычислять относительную молекулярную массу, характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.

Метапредметные. Формировать умения рассуждать логически, применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению.

Основные виды деятельности учащихся. Научиться записывать химические формулы, вычислять относительную молекулярную массу вещества.

Тип урока - урок изучения нового материала с использованием электронных образовательных ресурсов и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Применение элементов технологии АМО (активные методы обучения).

Формы работы учащихся.Фронтальная, индивидуальная, мини-группы (пáры).

Оборудование.Таблица Д.И.Менделеева, компьютер, экран, презентация, опорная схема, наборы для составления шаростержневых моделей.





ХОД УРОКА

1. Повторение символов химических элементов и их названий.

2. Физминутка.

3. Введение новых знаний.

4. Первичное закрепление знаний, умений, навыков.

5. Введение новых знаний. Вычисление относительной молекулярной массы.

6. Закрепление знаний, умений, навыков. Cамостоятельная работа.

7. Рефлексия.

8. Задание на дом.

Краткое содержание урока.

Все вещества окружающих нас тел живой и неживой природы состоят из химических элементов. Чтобы изучить свойства веществ и превращения одних в другие, необходимо знать химический язык. Знаки химических элементов – это «буквы» химического языка.

Мы с вами уже писали химический диктант, проверим знания химических элементов

3 человека, которые хорошо знают химические знаки, работают за компьтером,1человек работает у доски, а все остальные задания на соответствие (задание на 7 мин). Взаимопроверка (3 мин)

Объяснение нового материала,

Учитель задаёт вопрос: как можно изобразить состав простого или слож-

ного вещества? Ученики приходят к выводу, что для этого можно использовать знаки химических элементов.

Учитель : какой химический закон нужноучитывать при выведении химической формулы вещества? (Закон постоянства состава.)

Вы уже знаете, что в молекуле воды один атом кислорода связан с двумя атомами водорода. С помощью знаков химических элементов состав воды можно выразить химической формулой H2O. Химическая формула- это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.

Учитель подчёркивает, что при составлении химической формулы простого вещества вначале записывают знак химического элемента, входящего в состав данного вещества,затем внизу справа от знака записывают цифру, обозначающую число атомов данного химического элемента в молекуле, — индекс. Например, молекулы кислорода, водорода, хлора, азота состоят из двух атомов; их формулы выглядят так: O2, H2, Cl2,N2.(презентация)

Если вещество сложное, т. е. его молекула состоит из нескольких химических элементов, то при составлении формулы следует записать знаки химических элементов, составляющих данное вещество и определяющих качественный состав, а внизу справа от знаков — индексы, показывающие, сколько атомов данного элемента входит в молекулу (количественный состав). Например, СО, CO2, N2O5, NO2. Для закрепления умения различать качественный и количественный состав вещества учащиеся выполняют задание 5 после § 14.

Далее учащиеся упражняются в чтении химических формул: СО — цэ-о; CO2 — цэ-о-два; N2O5 — эн-два-о-пять; NO2 —эн-о-два и т. д.

Учитель : что может означатьзапись 5N2O5? Выслушав предположения учащихся, учитель объясняет, что если молекул несколько, то перед формулой ставится число (коэффициент). Таким образом, приведённая запись означает пять молекул оксида азота(V). Читается это так: пять эн-два-о-пять.Запись следует понимать так: пять молекул оксида азота образованы десятью атомами азота и двадцатьюпятью атомами кислорода.

Что означают следующие записи: 4H2O , 5N2 (презентация)

Далее учитель задаёт проблемный вопрос: если закон постоянства состава применим только к веществам молекулярного строения, то как быть с составлением формул веществ немолекулярного строения? Выслушав предположенияучащихся, учитель объясняет, что в формулах веществ молекулярного строения индекс показывает, сколько атомов химического элемента входит в состав каждой молекулы, а в формулахвеществ немолекулярного строения индексы выражают соотношение чисел атомов каждого из элементов в соединении.Например, формула H2O показывает, что каждая молекулаводы состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Формула AlCl3 показывает, что в хлориде алюминия накаждый атом алюминия приходится три атома хлора. Таким образом, формула немолекулярного вещества отражает соотношение элементов в составе данного вещества. Учащиеся должны усвоить, что индексы нельзя изменять произвольно.

Учитель просит учащихся ответить на вопрос: что выражает химическая формула? (Состав определённого вещества, взятого в чистом виде.)

Упражнения в написании химических формул. К доске вызываются ученики, предлагаются следующие задания:

1. Напишите химические формулы веществ:

а) кислорода, если молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода;

б) озона, если молекула озона состоит из трёх атомов кислорода;

в) сероводорода, если молекула сероводорода состоит из двух атомов водорода и одного атома серы;

г) серной кислоты, если молекула серной кислоты состоит из двух атомов водорода, одного атома серы и четырёх атомов кислорода;

д) фторида кальция, если во фториде кальция на каждый атом кальция приходится два атома фтора.

2. Что означает следующая запись?

а) 4H; 7Fe; H2; 4H2

б) NaCl; AlBr3; FeS (презентация)

массу молекул, также как и массу атомов, принято выражать в атомных единицах массы.

Относительная молекулярная масса вещества показывает, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше одной двенадцатой массы атома углерода, масса которого 12 а.е.м.

Относительная молекулярная масса Мr – безразмерная величина. Она складывается из относительных атомных масс элементов, составляющих молекулу, например: (презентация )ск. весит молекула

H2SO4, CaCO3, (CuOH)2CO3

Вычислите Mr(Na2O,H2O, NaCI)-работа у доски(сравнить с презентацией)

В заключение учащиеся, используя материал учебника (с. 48), самостоятельно выясняют,какую информацию о веществе можно получить по его химической формуле, а затем выполняют тестовые задания после § 14 (сколько успеют). Рефлексия. Подведём итог работы на уроке. Отвечая на мои вопросы, поднимайте катрочки: зелёный кружок – «да», красный кружок – «нет», жёлтый кружок – «возможно».

1). Я узнал(а) много нового.

2). На уроке было над чем подумать.

3). Мне это пригодится в жизни.

4). На все возникшие вопросы я получил(а) ответы.

5). На уроке я поработал(а) добросовестно.


Домашнее задание. § 14, упр. 1—4, 6—8,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Максимова Татьяна Александровна

Дата: 18.12.2017

Номер свидетельства: 445061


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства