Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «Неорганические и органические соединения»»
Методическая разработка урока химии в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «Неорганические и органические соединения»
11 класс
А.А. Прокофьева
учитель химии
МБОУ СОШ №11
с. Юца Предгорного
муниципального района
2017- 2018 уч. год
Методическая разработка урока химии в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «Неорганические и органические соединения»
Цели урока:
Образовательные
1.Обобщить знания о классификации оснований.
2. Актуализировать ранее полученные знания учащихся о составе и свойствах органических и неорганических оснований;
3. Используя метод химического эксперимента закрепить знания учащихся о свойствах оснований;
Развивающие
1. развивать практические умения и навыки учащихся
2. развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
Воспитательные
1. воспитывать умение работать коллективно оценивать свои возможности и знания.
Задачи:
- способствовать формированию навыков использования знаний по теме (Основания) при выполнении заданий ЕГЭ повышенного уровня (№36,37, 39, 40), развитию логического мышления, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы;
- содействовать формированию научного мировоззрения и воспитанию интереса к данному учебному предмету.
Оборудование и реактивы:
компьютер проектор, презентация;
реактивы, пробирки в штативе;
инструкция по проведению опыта.
Тип урока: обобщение,комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Сегодня на уроке нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика, но прежде чем это случится, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
- Чем мыли волосы женщины в Древней Руси? (Раствором золы). (показывает).
А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы. Полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок".
- А как выдумаете, почему я вспомнила об этом растворе? (Вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов некоторых веществ, о которых мы сегодня будем говорить).
- Что это за вещества и к какому классу они относятся? (класс Основания )
- Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ и тема сегодняшнего урока «ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ» (слайд 1, тема)
- цель нашего урока обобщить, систематизировать и расширить знания об основаниях (слайд 2, цель)
II. Актуализация знаний.
1. Какие вещества называются основаниями? (слайд 3, определение основания)
2. Основания классифицируются: (слайд 4, классиф оснований)
По числу гидроксогрупп, основания делятся?
По растворимости?
По летучести?
По степени электролитической диссоциации?
По стабильности?
Какие вещества относятся к органическим основаниям? (амины, фениламин)
Почему амины называют органическими основаниями?
Как изменяются основные свойства в ряду CH3– NH2→ NH3→С6H5NH2 ? (слайд 5)
III. Выполнение упражнений. Решение задач ЕГЭ часть 2.
- А сейчас мы с вами, ребята, рассмотрим задания части 2 ЕГЭ, где речь идет об основаниях. ( Разобрать окислительно –восстановительную таблицу, где речь идет об основаниях)
1. - на доске записаны два уравнения реакции ОВР (задание 36) (слайд 6, таблица)
(2 учащихся у доски решают уравнения)
- Na2SO3 +……+ KOH →K2MnO4 +……+ H2O
- … + KMnO4 → N2+MnO2 + KOH + …
2. задание 37(1 учащийся записывает уравнение реакции у доски, 2 учащийся выполняет опыты) (слайд 6, задача)
К раствору сульфата алюминия добавили избыток раствора гидроксида натрия. В полученный раствор небольшими порциями прибавили соляную кислоту, при этом наблюдали образование объёмного осадка белого цвета, который растворился при дальнейшем прибавлении кислоты. В образовавшийся раствор прилили раствор карбоната натрия. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
3. задание 39 (решение задачи) (слайд 7, задача).
Смесь натрия и оксида натрия растворили в воде. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) газа и образовалось 240г раствора с массовой долей гидроксида натрия 10%. Определите массовую долю натрия в исходной смеси.
4. задание 40 (решение задачи) (слайд 8, задача)
При сгорании 0,90г газообразного органического вещества, имеющего линейную цепь углеродных атомов, выделилось 0,896л (н.у.) углекислого газа, 1,26г воды и 0,224л азота. Плотность газообразного вещества по азоту 1,607. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что оно реагирует с натрием с выделением водорода.
На основании данных условия задания:
произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;
запишите молекулярную форму исходного органического вещества;
составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
напишите уравнение реакции этого вещества с натрием.
IV. Закрепление учебного материала.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить тест по химии.
Тест. Основания (самостоятельная работа) 5 мин.
V. Рефлексия.
- Какая цель нашего урока?
- Мы достигли поставленных целей?
По окончанию урока учитель предлагает ученикам взять смайлик соответствующий его настроению и, уходя с урока, прикрепить его на доске. В результате получилась достаточно веселая компания.
О.С. Габриелян учебник Химия 11 класс (базовый уровень);
В.Н. Доронькин Химия ЕГЭ подготовка к ЕГЭ 2016, Легион Ростов- на - Дону 2015г.
Правила техники безопасности.
Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус.
Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.
Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
Твёрдые вещества берите только ложкой.
При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.