kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Галогены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить обучающихся с естественным семейством химических элементов галогенами, как наиболее активными неметаллами.  Рассмотреть сходство и различие галогенов на основе их положения в Периодической системе и теории строения атома, узнать о распространении галогенов в природе и важнейших областях применения галогенов, о пользе и вреде галогенов для организма человека; 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Галогены"»

Урок химии в 9 классе по теме «Общая характеристика галогенов» 


Цели урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с естественным семейством химических элементов галогенами, как наиболее активными неметаллами.  Рассмотреть сходство и различие галогенов на основе их положения в Периодической системе и теории строения атома, узнать о распространении галогенов в природе и важнейших областях применения галогенов, о пользе и вреде галогенов для организма человека; 


Развивающие: развивать умения обучающихся записывать электронную и электронно-графическую формулы, сопоставлять факты и сравнивать простые вещества по определённым признакам, делать выводы; 


Воспитательные: воспитывать желание учиться с интересом без принуждения, самостоятельность, ответственность и организованность в работе. 

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», компьютер, экран, презентация.

Технология: ИКТ технология, проблемное обучение.

Ход урока: 

I. Организационный момент: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

II. Актуализация знаний: Мы изучим непременно элементы галогены (А по – русски –солероды), все от фтора и до йода. Даже новенький астат быть в семействе этом рад.

Блиц - опрос
1. Тип химической связи в молекуле Сl2(ковалентная неполярная) 
2. Степени окисления элементов в хлороводороде.(+1,-1) 
3. Тип реакции получения хлороводорода из простых веществ (реакция соединения) 
4. Условия проведения реакции получения хлороводорода из простых веществ (нагревание в начале реакции) 
5. Тип кристаллической решётки у хлора в твёрдом состоянии 
(молекулярная) 
6. Наиболее распространённое соединение хлора (поваренная соль NaCl) 
7. Определите в каком случае о хлоре говорится как о химическом элементе, а в каком как о простом веществе: 
а) хлор входит в состав соляной кислоты (о химическом элементе) 
б)хлор применялся как оружие массового поражения в годы первой мировой войны (о простом веществе) 
8. Определите какой газ тяжелее: хлор или хлороводород. 
9. Определите о каком веществе идёт речь: бесцветный газ с резким запахом, во влажном воздухе дымит. (хлороводород) 
10. Какой газ лучше растворяется в воде: хлор или хлороводород (хлороводород) 
11. Укажите тип связи в молекуле хлороводорода (ковалентная полярная) 
12. В реакции с металлами, например: 2Na + Cl2 =2NaCl 
хлор является (окислителем) 
13. О каком веществе идёт речь: бесцветный раствор, с резким запахом, во влажном воздухе дымит (соляная кислота) 
14. Укажите степени окисления хлора в реакции: 
15. Cl2 + H2O = HCl + HClO (0, -1, +1) 
Взаимопроверка 

III. Основная часть 
Характеристика галогенов. 
Задание: Охарактеризовать галогены по плану: 
1. Химический знак и порядковый номер. 
2. Положение в Периодической системе 
3. Строение атома. 
4. Возможные степени окисления а)положительные 
б) отрицательные 
5. Формула водородного соединения. 
6. Формула высшего оксида. 
7. Формулы солей с наиболее активными металлами: Na; K; Ca 
Проблемные вопросы: 
1. Почему неметаллические свойства в ряду F→Cl → Br→I 
ослабевают, металлические усиливаются? 
2. Степени окисления галогенов. Почему F не проявляет «+» степеней окисления? Почему у галогенов возможны «+» степени окисления больше + 1? 
3. Какие особенности строения атомов галогенов обуславливают их общие свойства? 
4. Определите тип связи 
А) в молекулах галогенов – простых веществ 
Б) в галогеноводородах 
В) в солях 


Распространение галогенов в природе. 
Презентация об открытии галогенов и нахождении их в природе   
а) (слайд1) Фтор – разрушающий. 100 лет потребовалось учёным разных стран чтобы выделить фтор. Получен А.Муассаном в 1886 году, содержание в земной коре составляет 0,0625% по массе. Важнейшие минералы: флюорит и фторапатит. 
б) (слайд2,3) хлор в переводе на русский обозначает «жёлто-зелёный». История хлора ведёт начало с 1774 года. Впервые его получил шведский химик К. Шееле, а учёный Дэви впервые разложил электролизом поваренную соль и получил хлор. Содержание в земной коре – 0, 017% по массе, В мировом океане намного больше- 1,93%. Важнейшие минералы – галит NaCl, сильвин. 
в)(слайд 4,5) бром в переводе на русский означает «зловонный» и это вещество оправдывает своё название. Впервые его выделил французский химик Антуан Жерар Балар при исследовании морской воды и морских водорослей в 1826 году. 
Содержание в земной коре очень мало: 0,00016% 
Г) (слайд 5,6) Иод в переводе на русский – «темно-синий, фиолетовый». Иод был открыт в 1811 году французским химиком-технологом Бернаром Куртуа. Он изучал золу морских водорослей, из которой тогда получали соду.содержание в земной коре –всего 0, 00004% по массе, а в морской воде – 0,06 мг/мл. 


Физические свойства галогенов. 
Работа с учебником. Таблица №7 «Физические свойства галогенов» 
Выводы: С увеличением атомной массы элементов увеличивается температура кипения и температура плавления, резко темнеет цвет веществ, агрегатное состояние изменяется от газообразного к жидкому и твёрдому. (Демонстрация образцов брома и иода) 
Жидкий бром легко переходит в газообразное состояние. 
Кристаллическая решётка иода тоже очень непрочная – молекулярная, при нагревании переходит из твёрдого агрегатного состояния сразу в газообразное, этот процесс называется возгонкой. 
Демонстрация опыта по возгонке иода. 
Химические свойства галогенов. 
Химические свойства галогенов сходны. Они реагируют с большинством элементов Периодической системы, подобно хлору, необходимо остановиться лишь на 2-х моментах: 
1) В ряду F2→Cl2 → Br2→I2 каждый последующий галоген вытесняет предыдущий из растворов его солей . Фтор – самый активный галоген. Его не вытесняют другие галогены. 
2K+1 Cl-1 + F20 = 2 K+1 F-1 + Cl20 
Задание: записать 2-3 аналогичных уравнения, записать электронный баланс. 
2) Некоторые из веществ имеют особенные химические реакции, которые очень наглядно показывают присутствие этих веществ. Такие реакции называются качественными. Так качественной реакцией на соли хлора и соляную кислоту является реакция с нитратом серебра: 
NaCl + AgNO3= NaNO3 + AgCl↓- белый творожистый осадок. 


-Демонстрация опыта 
Качественной реакцией на иод является реакция с крахмалом, появляется синее окрашивание. 

-Видеоопыт «Возгонка йода»

IV. Закрепление. Стихотворение – загадка « Союз»

В стране прекрасной химии Жила – была семья. Пять братьев, их по имени Дословно знаю я.

Их звали Хлор, Астат и Бром, Их звали Йод и Фтор. Кто с братьями встречался, Тот помнит до сих пор.

Все очень агрессивные Активны и сердиты, Достаточно противные, К тому же, ядовиты.

Брат старший вытесняет всех Из занятых квартир, А тот, кто братом вытеснен, Тот зол на целый мир.

А рядом в королевстве Жил щелочной металл. Он гневен был и в гневе, Он молнии металл.

И надо ж так случиться, Что встретились они. И с той поры, как знаем мы, Прекрасно шли их дни.

Союз той чудной встречи Нам стал необходим, По вкусу и по цвету Его определим.

А вы теперь ответьте, Что за союз такой? И кто его создатели, Из химии какой?

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка урока по теме "Галогены"

Автор: Корпусова Надежда Александровна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252029


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства