познакомить обучающихся с естественным семейством химических элементов галогенами, как наиболее активными неметаллами. Рассмотреть сходство и различие галогенов на основе их положения в Периодической системе и теории строения атома, узнать о распространении галогенов в природе и важнейших областях применения галогенов, о пользе и вреде галогенов для организма человека;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Галогены"»
Урок химии в 9 классе по теме «Общая характеристика галогенов»
Цели урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с естественным семейством химических элементов галогенами, как наиболее активными неметаллами. Рассмотреть сходство и различие галогенов на основе их положения в Периодической системе и теории строения атома, узнать о распространении галогенов в природе и важнейших областях применения галогенов, о пользе и вреде галогенов для организма человека;
Развивающие: развивать умения обучающихся записывать электронную и электронно-графическую формулы, сопоставлять факты и сравнивать простые вещества по определённым признакам, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать желание учиться с интересом без принуждения, самостоятельность, ответственность и организованность в работе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», компьютер, экран, презентация.
Технология: ИКТ технология, проблемное обучение.
Ход урока:
I. Организационный момент: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
II. Актуализация знаний: Мы изучим непременно элементы галогены (А по – русски –солероды), все от фтора и до йода. Даже новенький астат быть в семействе этом рад.
Блиц - опрос 1. Тип химической связи в молекуле Сl2(ковалентная неполярная) 2. Степени окисления элементов в хлороводороде.(+1,-1) 3. Тип реакции получения хлороводорода из простых веществ (реакция соединения) 4. Условия проведения реакции получения хлороводорода из простых веществ (нагревание в начале реакции) 5. Тип кристаллической решётки у хлора в твёрдом состоянии (молекулярная) 6. Наиболее распространённое соединение хлора (поваренная соль NaCl) 7. Определите в каком случае о хлоре говорится как о химическом элементе, а в каком как о простом веществе: а) хлор входит в состав соляной кислоты (о химическом элементе) б)хлор применялся как оружие массового поражения в годы первой мировой войны (о простом веществе) 8. Определите какой газ тяжелее: хлор или хлороводород. 9. Определите о каком веществе идёт речь: бесцветный газ с резким запахом, во влажном воздухе дымит. (хлороводород) 10. Какой газ лучше растворяется в воде: хлор или хлороводород (хлороводород) 11. Укажите тип связи в молекуле хлороводорода (ковалентная полярная) 12. В реакции с металлами, например: 2Na + Cl2 =2NaCl хлор является (окислителем) 13. О каком веществе идёт речь: бесцветный раствор, с резким запахом, во влажном воздухе дымит (соляная кислота) 14. Укажите степени окисления хлора в реакции: 15. Cl2 + H2O = HCl + HClO (0, -1, +1) Взаимопроверка
III. Основная часть Характеристика галогенов. Задание: Охарактеризовать галогены по плану: 1. Химический знак и порядковый номер. 2. Положение в Периодической системе 3. Строение атома. 4. Возможные степени окисления а)положительные б) отрицательные 5. Формула водородного соединения. 6. Формула высшего оксида. 7. Формулы солей с наиболее активными металлами: Na; K; Ca Проблемные вопросы: 1. Почему неметаллические свойства в ряду F→Cl → Br→I ослабевают, металлические усиливаются? 2. Степени окисления галогенов. Почему F не проявляет «+» степеней окисления? Почему у галогенов возможны «+» степени окисления больше + 1? 3. Какие особенности строения атомов галогенов обуславливают их общие свойства? 4. Определите тип связи А) в молекулах галогенов – простых веществ Б) в галогеноводородах В) в солях
Распространение галогенов в природе. Презентация об открытии галогенов и нахождении их в природе а) (слайд1) Фтор – разрушающий. 100 лет потребовалось учёным разных стран чтобы выделить фтор. Получен А.Муассаном в 1886 году, содержание в земной коре составляет 0,0625% по массе. Важнейшие минералы: флюорит и фторапатит. б) (слайд2,3) хлор в переводе на русский обозначает «жёлто-зелёный». История хлора ведёт начало с 1774 года. Впервые его получил шведский химик К. Шееле, а учёный Дэви впервые разложил электролизом поваренную соль и получил хлор. Содержание в земной коре – 0, 017% по массе, В мировом океане намного больше- 1,93%. Важнейшие минералы – галит NaCl, сильвин. в)(слайд 4,5) бром в переводе на русский означает «зловонный» и это вещество оправдывает своё название. Впервые его выделил французский химик Антуан Жерар Балар при исследовании морской воды и морских водорослей в 1826 году. Содержание в земной коре очень мало: 0,00016% Г) (слайд 5,6) Иод в переводе на русский – «темно-синий, фиолетовый». Иод был открыт в 1811 году французским химиком-технологом Бернаром Куртуа. Он изучал золу морских водорослей, из которой тогда получали соду.содержание в земной коре –всего 0, 00004% по массе, а в морской воде – 0,06 мг/мл.
Физические свойства галогенов. Работа с учебником. Таблица №7 «Физические свойства галогенов» Выводы: С увеличением атомной массы элементов увеличивается температура кипения и температура плавления, резко темнеет цвет веществ, агрегатное состояние изменяется от газообразного к жидкому и твёрдому. (Демонстрация образцов брома и иода) Жидкий бром легко переходит в газообразное состояние. Кристаллическая решётка иода тоже очень непрочная – молекулярная, при нагревании переходит из твёрдого агрегатного состояния сразу в газообразное, этот процесс называется возгонкой. Демонстрация опыта по возгонке иода. Химические свойства галогенов. Химические свойства галогенов сходны. Они реагируют с большинством элементов Периодической системы, подобно хлору, необходимо остановиться лишь на 2-х моментах: 1) В ряду F2→Cl2 → Br2→I2 каждый последующий галоген вытесняет предыдущий из растворов его солей . Фтор – самый активный галоген. Его не вытесняют другие галогены. 2K+1 Cl-1 + F20 = 2 K+1 F-1 + Cl20 Задание: записать 2-3 аналогичных уравнения, записать электронный баланс. 2) Некоторые из веществ имеют особенные химические реакции, которые очень наглядно показывают присутствие этих веществ. Такие реакции называются качественными. Так качественной реакцией на соли хлора и соляную кислоту является реакция с нитратом серебра: NaCl + AgNO3= NaNO3 + AgCl↓- белый творожистый осадок.
-Демонстрация опыта Качественной реакцией на иод является реакция с крахмалом, появляется синее окрашивание.
-Видеоопыт «Возгонка йода»
IV. Закрепление. Стихотворение – загадка « Союз»
В стране прекрасной химии Жила – была семья. Пять братьев, их по имени Дословно знаю я.
Их звали Хлор, Астат и Бром, Их звали Йод и Фтор. Кто с братьями встречался, Тот помнит до сих пор.
Все очень агрессивные Активны и сердиты, Достаточно противные, К тому же, ядовиты.
Брат старший вытесняет всех Из занятых квартир, А тот, кто братом вытеснен, Тот зол на целый мир.
А рядом в королевстве Жил щелочной металл. Он гневен был и в гневе, Он молнии металл.
И надо ж так случиться, Что встретились они. И с той поры, как знаем мы, Прекрасно шли их дни.
Союз той чудной встречи Нам стал необходим, По вкусу и по цвету Его определим.
А вы теперь ответьте, Что за союз такой? И кто его создатели, Из химии какой?