Методическая разработка урока по химии по теме "Алюминий, строение, свойства"
Методическая разработка урока по химии по теме "Алюминий, строение, свойства"
Цель урока: формирование на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева строения атома алюминия, представления о физических и химических свойствах алюминия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии по теме "Алюминий, строение, свойства"»
Химия 9 класс
Разработка урока с использованием сингапурской структуры
Тема урока: Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.
Цель урока: формирование на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева строения атома алюминия, представления о физических и химических свойствах алюминия.
Задачи:
обучающие: закрепить и расширить представление учащихся о строении атома алюминия, его физических и химических свойствах; уметь осуществлять химические реакции и составлять уравнения реакций соединений алюминия, владеть способами самоконтроля при выполнении тренажерных заданий;
развивающие: развивать умения работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому обучающемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке.
воспитательные: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.
Тип урока: закрепление новых знаний и формирование умений и навыков.
Оборудование и реактивы: гранулы алюминия, растворы серной и соляной кислот, азотной кислоты, пробирки, алюминиевая проволока, химический стакан с водой.
В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:
Общий метод (частично-поисковый),
Частный метод (словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР),
Конкретный метод (объяснение с элементами беседы с использование ЭОР)
Положите, пожалуйста, Мэнэдж Мэты, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.
II.Актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать металлы, но для этого давайте вспомним металлы по их валентности. На ваших столах листы вы по очереди записываете металлы, которые имеют валентность: I, II, III.
РАУНД ТЭЙБЛ – обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
- Ребята, я хочу задать вам такой вопрос: Какие металлы имеют валентность - III ? (Алюминий).
- Ребята, что мы знаем об АЛЮМИНИИ?
Обучающая структура ДЖОТ ТОТС - «запишите мысли»- обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
1.Придумайте слова, связанные с алюминием. (Металл, валентность 3, заряд ядра +13 и т.д.).
2.Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.
3.Положите в центр стола лицевой стороной вверх.
4.Повторите шаги 1-3. Пока не используете все листочки.
Поблагодарили друг друга и похвалили за ответ!
Учитель: Таким образом, алюминий металл. Мы знаем о строении атома и физических свойствах алюминия, о применении. А что мы не знаем об алюминии?
Ответ обучающихся: химические свойства, получение.
Учитель: Цель нашего урока: Мы с вами должны сформировать на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева строения атома алюминия, представления о физических и химических свойствах алюминия.
III. Изучение новой темы.
Записываю тему урока: (Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.) Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.
1.Положение алюминия в периодической системе и строение его атома.
Хотелось бы взглянуть на паспорт химического элемента Алюминия
Дата рождения: элемент в свободном виде и его соединения известны с древних времен
Место проживания: 3 период, III A группа
Некоторые дополнительные данные: Порядковый номер 13
Ar (Al) = 27
Заряд ядра +13
Схема атома:13Al +13 )2)8)3
Электронная конфигурация: 1s2 2s2 2p6 3s2 2p1
2.Нахождение алюминия в природе, его получение и свойства.
Алюминий – третий по распространенности элемент в земной коре. Он встречается только в соединениях.
Название алюминийпроисходит от латинского слова «алюмен» - квасцы, сульфат калия – алюминия KAl(SO4)2. Эту соль люди начали использовать задолго до нашей эры. Сначала в качестве протравы для окрашивания тканей, потом в медицинских целях в качестве кровоостанавливающего средства. Описание этого вещества есть и у Плиния Старшего, и у Геродота – самых авторитетных древних историков. Среди русских химиков XIX века бытовало название «Глиний», которые потом были благополучно забыты.
В состав ничем не примечательного минерала – глина – кроме оксида натрия и калия, оксида кремния содержится оксид алюминия. Поэтому глину относят к минералам – алюмосиликатам (Al2O3 ∙ n SiO2 ∙ m (Na, K)2O).
Боксит (Al2O3 ∙ nH2O) получил свое название от города Ле Бокс на юге Франции, где в 1821 году был обнаружен образец красной глинистой породы. Термин «бокситная руда» применим ко всем месторождениям, в которых содержится не менее 45% оксида алюминия и не более 20 % оксида железа.
Корунд (Al2O3 ) – очень твердая кристаллическая форма оксида алюминия. Он используется в качестве абразивного материала, по твердости уступает только алмазу. Крупные кристаллы корундов ценятся как драгоценные камни. Чистый корунд – бесцветен, небольшое количество примесей в нем d – металлов придает ему некоторую окраску:
Cr3+ - красный рубин,
Co2+, Fe2+, Ti4+ - синий сапфир.
3.Получение алюминия. Немецкий химик Ф.Вёлер в 1827 году получил алюминий при нагревании хлорида алюминия со щелочными металлами калием или натрием без доступа воздуха:
AlCl3 + 3K → 3KCl + Al
4.Физические свойства алюминия. Алюминий – серебристо – белый металл, легкий, плавится при 660ºС, очень пластичный, легко вытягивается в проволоку и прокатывается в листы и фольгу. Хорошо проводит тепло и электрический ток.
5.Химические свойства.МИКС-ПЕА-ШЕА – обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему.
1.Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.
2.Учитель объявляет: «Встаньте в пары»
Задание 1.Найти пару. Цель: составить формулы соединения алюминия с простыми веществами. Благодарят друг друга. (Учитель засекает время).
3.Ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). (Al2O3, Al2S3, AlN, Al4С3, AlCl3).
Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтоб найти друг друга. Спасибо всем! Молодцы!
4. Затем составляют в тетрадях уравнения реакций алюминия с простыми веществами.
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + 3S = Al2S3
2Al + N2 = 2AlN
4Al + 3С = Al4С3
2Al + 3Cl2 = 2AlCl3
5.Взаимодействие алюминия с сложными веществами.
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
2Al + 3H2SO4 (сыег.) = Al2(SO4)3 + 3H2
8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe
5.Физминутка.
ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - обучающая структура для получения информации о классе. А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран. Исходя из химических свойств нам надо правильно составить генетический ряд алюминий. Я буду вставлять формулы, если считаете правильным вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть.
Al → Al2O3 →AlCl3 → Al(OH)3→AlCl3→Na[Al(OH)4]
Внимание на экран! Амфотерность оксида и гидроксида.
Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный.
6. Применение алюминия.РЕЛЛИ ТЭЙБЛ – обучающая структура, в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном листе бумаги.
Алюминий применяют для производства различных сплавов, электропроводов. Используют в авиа-, авто-, судо- и приборостроении.
В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции. Мировое производство Al постоянно растёт. Он стал вторым по значению металлом продолжающегося железного века.
Способность хорошо отражать лучистую энергию используется для изготовления кровельных покрытий, эффективно изолирующих здание в жарких странах от перегревания. Алюминиевая фольга благодаря этим же свойствам используется для создания помех при радиолокации.)
В России алюминий используют очень широко. Это второй по распространению металл после железа. По всей вероятности, данный металл следует использовать более аккуратно, так как он относится к невозобновимым ресурсам.
На пример, в России в год выбрасывается около 50 миллиардов алюминиевых банок.
IV.Закрепление знаний.
1.Выполнение лабораторной работы. Практический ЭОР. «Горение алюминия в кислороде».
2.Лабораторная работа «Взаимодействие алюминия с серной и соляной кислотой. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР – обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое – либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и анти примеры.
а). Примеры: серная и соляная кислоты
б). Анти пример: азотная кислота
Учитель: Интересно то, что алюминий иногда приобретает удивительную устойчивость к «нападающим» на него веществам. Неожиданной «защитницей» алюминия служит азотная кислота. Она пассивирует металл, вызывая появление на его поверхности оксидной пленки. Металл, обработанный таким способом, становится безразличным к нападению «агрессора» соляной кислоты.
(Демонстрационный опыт с раствором соляной, серной и концентрированной азотной кислотой). Пассивация алюминия.
Алюминиевую проволоку опустить в раствор соляной кислоты. Отметить протекание реакции. Вынуть проволоку, обмыть водой и на несколько секунд поместить в концентрированную азотную кислоту. Затем вынуть, промыть и еще раз поместить в раствор серной кислоты. Сделать выводы и наблюдения по проведенному опыту.
В азотной кислоте алюминий пассивируется, что дает возможность перевозить ее в алюминиевых цистернах.
Вопрос: Исходя, из проведенного опыта скажите, почему в алюминиевой посуде нельзя хранить квашеную капусту, маринованные овощи и кислое молоко: в этих продуктах есть кислоты. К тому же такую посуду нельзя мыть щелочными средствами, например, содой.
3. Проверка знаний и умений по пройденной теме. Контрольный ЭОР.
Тренажер "Характеристика алюминия по положению в Периодической системе"
V.Итог урока:Вопросы к ученику
Постарайся точно вспомнить то, что выполнял(а) на уроке и ответь на поставленные вопросы
1.Какова была тема урока?
2.Какая цель стояла перед тобой на уроке?
3. Как вы думаете, вы справились с поставленной целью?
4.Сфера деятельности алюминия: окисление, восстановитель.