kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока химии «Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 11 класса, изучающих химию по программе Габриеляна О.С. по учебнику “Химия. 11 класс”, авторы О.С.Габриелян и др. Изд-во “Дрофа”, 2006 год”.

Универсальность данной разработки заключается в том, что она может успешно использоваться учителями, работающими и по программам других авторов, в классах общеобразовательных и профильных.

Представленная работа включает в себя: технологическую карту урока химии в 11 классе с приложениями и электронной презентацией. Оригинальность работы определяется интерактивными вставками в презентацию, использованием информации из Интернета, и в то же время независимостью от Интернета во время урока. Включенные из различных источников иллюстрации, их комбинация и способ представления позволяют в полной мере осуществлять на уроке межпредметные связи, формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся любовь к прекрасному.

Разработка может быть использована как методическое пособие. Она призвана помочь начинающему учителю химии, а также педагогу, внедряющему информационные технологии в преподавание химии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Приложение № 1

3. Изучение новой темы.


Нам осталось рассмотреть еще одно свойство ковалентной связи – направленность. Именно это свойство ковалентной связи определяет геометрию молекулы, т.е. расположение сигма-связей в пространстве. Для объяснения направленности ковалентной связи в многоатомных молекулах, используется модель гибридизации электронных орбиталей, предложенная Л. Полингом в 1931 году.


Тема урока: Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул.


Цели урока:

  1. Раскрыть универсальный характер процесса гибридизации для органических , сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода.

  2. Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойства веществ от геометрии молекул.

  3. Обратить внимание учащихся на влияние фундаментальных законов природы и особенностей строения молекул на существующий порядок и красоту в мире.


План урока:

  1. Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.

  2. Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.

  3. Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:

    1. sp3 __ гибридизацией;

    2. sp2 __ гибридизацией;

    3. sp – гибридизацией.


Введение в тему: Прежде, чем мы приступим к изучению первого вопроса плана, мне хотелось бы обратить внимание на эпиграф урока: «Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты». Это высказывание великого древнегреческого философа и математика Пифагора. В чем же смысл этого выражения? Мир прекрасен и удивителен и образовался он в результате совместного действия множества фундаментальных законов природы, таких как закон сохранения массы и энергии, закон минимума энергии, закон всемирного тяготения, закон действия естественного отбора, законов симметрии и других законов (Слайд № 4).

Когда мы видим проявление симметрии в телах живой природы, невольно испытываем чувство удовлетворения тем всеобщим порядком, который царит в природе (Слайды №№4-6).

Даже то, что они производят, имеет определенную, правильную структуру (Слайд № 7).

А раковины простейших организмов красивы не только для красоты, а это есть результат действия законов всемирного тяготения и законов действия естественного отбора – это приспособления к водной среде обитания (Слайд № 8).

Даже такие грозные организмы как вирусы – переходная форма между неживым и живым, имеют особую правильность в строении, и, изучив эти особенности, можно найти способы борьбы с ними (Слайд № 9).

И в телах неживой природы, в кристаллах, мы видим строгий порядок в их структурах (Слайд № №10-12).

Но за этой упорядоченностью стоит более глубокий порядок – порядок в молекулах и атомах, которыми образованы эти тела. Скорее всего, структура снежинок не была бы такой совершенной, если бы молекула воды не обладала бы определенной симметрией (Слайд № 13), и не соединялась бы водородными связями в кристаллах льда в виде шестиугольников (Слайд № 14). А алмазу не приписывались бы сверхъестественные свойства (Слайд № 15), и древние воины не носили бы его около сердца, и не был бы он самым твердым природным веществом, если бы атомы углерода, его образующие, не имели потрясающую правильность расположения в пространстве. Мы видим порядок и красоту в самых разнообразных молекулах: (Слайд № 16) и в молекуле хлорофилла, без которой не возможен такой важный процесс как фотосинтез, (Слайд № 17) и в молекуле белка, вторичная структура которой построена по принципу комплементарности и поддерживается водородными связями. (Слайд № 18) А также и в молекуле стеариновой кислоты, нерастворимость которой определяется большим углеводородным радикалом, (Слайд № 19) и в молекуле ДНК – носительнице наследственной информации о структуре клетки, и в молекуле гемоглобина, который выполняет дыхательную функцию во многих живых организмах.

Таким образом, можно сделать вывод: (Слайд № 20) весь порядок и красота в мире зависят от особенностей строения молекул, от их геометрии. Вот в этом удивительном и прекрасном мире молекул я и приглашаю вас сегодня побывать.


2



Просмотр содержимого документа
«приложение3»

Самостоятельная работа

по химии в 11 классе по теме

«Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул»


Вариант 1

  1. Выберите формулы соединений, имеющих сходную направленность, обусловленную sp2-гибридизацией электронных орбиталей:

    1. C2H4, CH4, C3H6;

    2. C2H4, BCl3, C6H6;

    3. BH3, CH4, BeCl2;

    4. NH3, SiH4, H2O.

  2. Молекула какого вещества имеет линейную формулу?

    1. BeCl2;

    2. BCl3;

    3. C (графит);

    4. С (алмаз).

  3. Электронные орбитали под углом 109°28’ располагаются в молекуле

    1. С (карбин);

    2. C2H2;

    3. С (алмаз);

    4. C2H4.

  4. Плоскую треугольную форму молекулы имеет

    1. C2H2;

    2. BCl3;

    3. CH4;

    4. NH3.

  5. Длина одинарной С-С связи в алканах равна

    1. 0,134 нм;

    2. 0,154 нм;

    3. 0,120 нм;

    4. 0,140 нм.

  6. Фосфат-анион имеет тетраэдрическое строение. Какой тип гибридизации характерен для центрального атома аниона?

    1. sp;

    2. sp2d;

    3. sp2;

    4. sp3.

  7. Установите соответствие между формулами веществ и типами гибридизации их центрального атома.

1. PH3

а) sp2

2. SiCl4

б)sp

3. C2H2

в)sp3



Самостоятельная работа

по химии в 11 классе по теме

«Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул»


Вариант 2

  1. Выберите формулы соединений, имеющих сходную направленность, обусловленную sp3-гибридизацией электронных орбиталей:

    1. C2H4, CH4, C3H6;

    2. C2H4, BCl3, C6H6;

    3. BH3, CH4, BeCl2;

    4. NH3, SiH4, H2O.

  1. Молекула какого вещества имеет тетраэдрическую формулу?

    1. BeCl2;

    2. BCl3;

    3. C (графит);

    4. С (алмаз).

  2. Электронные орбитали под углом 180° располагаются в молекуле

  1. С (карбин);

  2. C2H2;

  3. С (алмаз);

  4. C2H4.

  1. Линейную форму молекулы имеет

      1. C2H2;

      2. BCl3;

      3. CH4;

      4. NH3.

  1. Длина одинарной С-С связи в молекуле бензола равна

  1. 0,134 нм;

  2. 0,154 нм;

  3. 0,120 нм;

  4. 0,140 нм.

  1. Нитрат-анион имеет форму плоского треугольника. Какой тип гибридизации характерен для центрального атома аниона?

  1. sp;

  2. sp2d;

  3. sp2;

  4. sp3.

  1. Установите соответствие между формулами веществ и типами гибридизации их центрального атома.

1. CCl4

а) sp2

2. NH3

б)sp

3. BH3

в)sp3



Просмотр содержимого документа
«Урок химии по теме»

Урок химии по теме :

Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул

Данный урок разработан для учащихся 11 класса, изучающих химию по программе Габриеляна О.С. по учебнику “Химия. 11 класс”, авторы О.С.Габриелян и др. Изд-во “Дрофа”, 2006 год”.

Универсальность данной разработки заключается в том, что она может успешно использоваться учителями, работающими и по программам других авторов, в классах общеобразовательных и профильных.

Представленная работа включает в себя: технологическую карту урока химии в 11 классе с приложениями и электронной презентацией. Оригинальность работы определяется интерактивными вставками в презентацию, использованием информации из Интернета, и в то же время независимостью от Интернета во время урока. Включенные из различных источников иллюстрации, их комбинация и способ представления позволяют в полной мере осуществлять на уроке межпредметные связи, формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся любовь к прекрасному.

Разработка может быть использована как методическое пособие. Она призвана помочь начинающему учителю химии, а также педагогу, внедряющему информационные технологии в преподавание химии.

Цели занятия:

Раскрыть универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода.

Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойств веществ от геометрии молекул.

Обратить внимание учащихся на влияние фундаментальных законов природы и особенностей строения молекул на существующий порядок и красоту в мире.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, электронная презентация. Шаростержневые модели молекул метана, пентана, графита, алмаза, этилена, ацетилена, модели молекул изготовленные из воздушных шариков, геометрические модели тетраэдра и треугольной пирамиды. Демонстрационная таблица “Аллотропные модификации углерода”, фотографии с изображением молекул и кристаллов, сообщения учащихся, портрет Л.Полинга.

План занятия

I. Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.

II. Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.

III. Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:

sp3 __ гибридизацией;

sp2 __ гибридизацией;

sp – гибридизацией.

Задание к уроку: повторить гибридизацию электронных орбиталей атома углерода, свойства химической связи. 1 ученик готовит электронную презентацию “Жизнь и деятельность Л.Полинга”.

Оформление доски

Ход занятия

I. Организационный момент. Слайд №1.

II. Беседа по домашнему заданию (6 мин). Слайд №2, формулы веществ на доске.

  1. Какие свойства ковалентной связи мы изучили на прошлом уроке? (длина, Е, прочность, насыщаемость)

  2. Что такое длина связи и от чего она зависит? (от размера атома и кратности связи)

  3. Что такое энергия связи и от чего она зависит? (количество энергии, необходимой для разрыва связи; зависит от прочности связи)

  4. Что такое прочность связи и от чего она зависит? (от того, какая связь - ?, или ?, и какие облака перекрываются - гибридные или негибридные)

  5. Как взаимосвязаны свойства ковалентной связи? (чем больше длина, тем меньше прочность и энергия)

  6. Как изменяется длина связи в молекулах галогеноводородов (см. на доске – 1-й столбец) и почему? (увеличивается, т.к. увеличивается размер атома)

  7. Какое из данных соединений (на доске) самое прочное? (HF)

  8. При растворении галогеноводородов в воде образуются кислоты. Какая из данных кислот будет самой сильной и почему? (HJ, т.к. кислотность – это способность отдавать Н+, самая непрочная связь у HJ)

  9. Какая из кислот будет самой слабой? (HF – плавиковая кислота, растворяет стекло)
    Вывод: Свойства вещества зависят от размера атомов, их образующих.

  • Как изменяется прочность связи в ряду углеводородов (см. на доске – 2-й столбец) и от чего она зависит? (сверху вниз прочность связи увеличивается, т.к. увеличивается кратность и уменьшается длина)

  • Каким образом это влияет на свойства данных веществ? (для алканов, имеющих только ?-связи, характерны реакции замещения, для алкенов, имеющих ?-связи – присоединения, а для алкинов – реакции присоединения и реакции замещения атомов водорода при тройной связи)

  • На примере молекул простых веществ хлор, кислород, азот (см. на доске – 3-й столбец) объясните, как строение их молекул влияет на их свойства. (хлор в свободном виде не встречается – связь одинарная, кислорода в воздухе 21% – двойная связь, азота в воздухе 78%, инертное вещество – тройная связь)
    Вывод: Свойства органических и неорганических веществ зависят от кратности связи.

Как насыщаемость связей влияет на свойства веществ (см. на доске – 4-й столбец) (метан не имеет ненасыщенных связей, аммиак и вода имеют ненасыщенные связи, поэтому являются диполями).
Вывод: Свойства веществ зависят от свойств ковалентной связи.

  II. Изучение новой темы

№ пп

Этап плана

Действия учителя

Действия ученика

Комментарии

 

Вступление (см. Приложение № 1)

Влияние законов природы и особенностей строения молекул на порядок и красоту окружающего мира

  

Слайды №№ 3-20

 

Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.

Беседа. Что такое гибридизация, что ей предшествует, чему она способствует, почему идет выигрыш в энергии? С какими типами гибридизации атома углерода мы познакомились в 10 классе?

Демонстрация механизма гибридизации.

Слайды №№ 21-24

 

 

Вывод. Для объяснения геометрии молекул используется понятие гибридизации. При гибридизации гибридные облака располагаются в пространстве таким образом, чтобы энергия их взаимодействия была минимальной. Определяющими в геометрии молекулы являются ?-связи.

 

Слайд № 24

 

Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.

 

Демонстрация презентации “Жизнь и деятельность Л.Полинга” (домашнее задание)

Приложение 4

 

 

Вывод. Мы должны гордиться тем, что живем в России, в которой жили и работали замечательные ученые-химики с мировым именем. Это Ломоносов М.В.– ученый-энциклопедист, Менделеев Д.И.–создатель Периодического закона, Бородин А.П.–химик и композитор, Бутлеров А.М.–создатель теории строения органических соединений, Лебедев С.В.–создатель 1 искусственного каучука в России и многие другие, которые внесли большой вклад в развитие химической науки. Но мы также с большим уважением должны относиться к ученым других стран и среди них – Лайнус Полинг, который является ученым с мировым именем, и знать о нем должен каждый образованный человек.

 

 

 

Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:

  1. sp3 __ гибридизацией;

  2. sp2 __ гибридизацией;

  3. sp – гибридизацией.

Эвристическая беседа. На примере строения молекул органических веществ (углеводородов) и неорганических веществ (соединений кремния, азота, кислорода, бора, бериллия; аллотропных модификаций углерода), учитель показывает универсальность понятия “гибридизация” и зависимость геометрии молекул от гибридизации, а свойств веществ от геометрии молекул. Учащиеся в ходе беседы знакомятся с геометрией молекул неорганических веществ и влиянием на их свойства неподеленных электронных пар.

Слайды №№ 25-36.

 

Закрепление

Беседа. Обобщение знаний по теме. Заполнение таблицы.

Слайд № 37.

Фронтальная беседа по вопросам.

Слайды №№ 38-41.

8.

Подведение итогов урока

Мир молекул прекрасен и удивителен. Свойства веществ зависят от особенностей строения молекул. И может быть, когда-нибудь, глядя на падающие снежинки или снежный узор на стекле, или бриллиант на руке, вы вспомните этот урок, нашу школу и поймете, что мы учителя делали все для того, чтобы зародить в ваших душах чувства прекрасного. И мне очень хочется, чтобы вы эти чувства сохранили и передали своим детям. Для нас, учителей, это будет самой лучшей наградой

 

Слайд №42.

IV. Домашнее задание: §7, записи в тетради, подготовиться к тестированию (см. Приложение 3).

Список используемых источников:

Габриелян О.С. и др. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003.

Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки биологии. Животные.

CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки биологии. Общая биология.

CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки химии. 10-11 классы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4





Просмотр содержимого презентации
«приложение 4»

Американский химик и физик

Американский химик и физик

Биография  1934 Первый шаг в биохимии. Исследует механизм взаимодействия гемоглобина и кислорода.  1936  Занимается исследованием антител и структуры белка.  1942  Изобретает оксигенометр , совместно с коллегой создаёт искуственную плазму. 1949  Начал работу по изучению серповидно-клеточной анемии  1954  Получает Нобелевскую премию за работы по теории химической связи.   1963  В связи с состоявшимся запрещением испытаний ядерного оружия в атмосфере, получает Нобелевскую премию за миротворчество.  1970  Издаёт книгу «Витамин С и простуда»  1979  Издаёт книгу «Витамин С и рак»  1986 Издаёт книгу

Биография

1934 Первый шаг в биохимии. Исследует механизм взаимодействия гемоглобина и кислорода.

1936 Занимается исследованием антител и структуры белка.

1942 Изобретает оксигенометр , совместно с коллегой создаёт искуственную плазму.

1949 Начал работу по изучению серповидно-клеточной анемии

1954 Получает Нобелевскую премию за работы по теории химической связи.

1963 В связи с состоявшимся запрещением испытаний ядерного оружия в атмосфере,

получает Нобелевскую премию за миротворчество.

1970 Издаёт книгу «Витамин С и простуда»

1979 Издаёт книгу «Витамин С и рак»

1986 Издаёт книгу "Как прожить дольше и чувствовать себя лучше".

Биография

Американский химик Лайнус Карл Полинг родился в Портленде (штат Орегон), в семье Льюси Полинг и Уильяма Полинга, фармацевта. Отец умер, когда его сыну исполнилось 9 лет. Полинг с детства увлекался наукой. Вначале он собирал насекомых и минералы. В 13-летнем возрасте один из друзей Полинга приобщил его к химии, и будущий ученый начал ставить опыты. Делал он это дома, а посуду для опытов брал у матери на кухне.

В одиннадцать лет уже работал с цианистым калием.

Полинг посещал Вашингтонскую среднюю школу в Портленде, но не получил аттестата зрелости. Тем не менее он записался в Орегонский государственный сельскохозяйственный колледж в Корваллисе, где изучал главным образом химическую технологию, химию и физику. Чтобы поддержать материально себя и мать, он подрабатывал мытьем посуды и сортировкой бумаги. Когда Полинг учился на предпоследнем курсе, его как на редкость одаренного студента приняли на работу ассистентом на кафедру количественного анализа. На последнем курсе он стал ассистентом по химии, механике и материалам. Получив в 1922 г. степень бакалавра естественных наук в области химической технологии, Полинг приступил к подготовке докторской диссертации по химии в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене.

Структура белков Полинг ввел в научный обиход четыре уровня описания строения молекулы белка: первичная структура – последовательность аминокислотных остатков, вторичная структура – наличие и соотношение характерных фрагментов (таких как a-спираль и b-структура), третичная структура – точная картина пространственного расположения атомов (или хотя бы аминокислотных остатков), задаваемая их пространственными координатами, четвертичная структура – наличие субъединиц (подглобул, из которых формируется молекула белка-глобулина). Эти понятия, сформулированные до того, как появились первые данные полного рентгеноструктурного анализа белков, вскоре получили экспериментальное подтверждение (структура гемоглобина, Перутц, 1960; структура миоглобина, Кендрю, 1960) и поныне составляют основу кристаллографии белка).

Структура белков

Полинг ввел в научный обиход четыре уровня описания строения молекулы белка:

первичная структура – последовательность аминокислотных остатков,

вторичная структура – наличие и соотношение характерных фрагментов (таких как a-спираль и b-структура),

третичная структура – точная картина пространственного расположения атомов (или хотя бы аминокислотных остатков), задаваемая их пространственными координатами,

четвертичная структура – наличие субъединиц (подглобул, из которых формируется молекула белка-глобулина).

Эти понятия, сформулированные до того, как появились первые данные полного рентгеноструктурного анализа белков, вскоре получили экспериментальное подтверждение (структура гемоглобина, Перутц, 1960; структура миоглобина, Кендрю, 1960) и поныне составляют основу кристаллографии белка).

Нобелевская премия за работы по теории химической связи В 1954 г. Полингу была присуждена Нобелевская премия по химии «за исследование природы химической связи и ее применение для определения структуры соединений». В своей Нобелевской лекции Полинг предсказал, что будущие химики станут «опираться на новую структурную химию, в т. ч. на точно определенные геометрические взаимоотношения между атомами в молекулах и строгое применение новых структурных принципов, и что благодаря этой технологии будет достигнут значительный прогресс в решении проблем биологии и медицины с помощью химических методов».

Нобелевская премия за работы по теории химической связи

В 1954 г. Полингу была присуждена Нобелевская премия по химии «за исследование природы химической связи и ее применение для определения структуры соединений». В своей Нобелевской лекции Полинг предсказал, что будущие химики станут «опираться на новую структурную химию, в т. ч. на точно определенные геометрические взаимоотношения между атомами в молекулах и строгое применение новых структурных принципов, и что благодаря этой технологии будет достигнут значительный прогресс в решении проблем биологии и медицины с помощью химических методов».

В 1945 г. Полинг и Кемпбелл сообщили о создании заменителя плазмы – оксиполижелатина. Оксигенометр (oximeter). Прибор, используемый для измерения насыщения крови кислородом по ее оптической плотности.

В 1945 г. Полинг и Кемпбелл сообщили о создании заменителя плазмы – оксиполижелатина.

Оксигенометр (oximeter). Прибор, используемый для измерения насыщения крови кислородом по ее оптической плотности.

Работа по изучению серповидно-клеточной анемии

В 1949 г. Полинг начал работу по изучению серповидно-клеточной анемии. Название этой наследственной болезни, приводящей к смерти, связано с тем, что эритроциты больного приобретают форму серпа, теряя при этом способность переносить кислород. Проявив незаурядную интуицию, Полинг предположил, что причина недуга кроется в нарушении аминокислотной последовательности в полипептидной цепи гемоглобина – белка , осуществляющего транспорт кислорода в организме. Спустя три года Полингу удалось с помощью электрофореза разделить нормальный и дефектный гемоглобин и доказать, что в структуре последнего имеется «опечатка»: один из аминокислотных остатков (остаток глутаминовой кислоты) заменен другим (остатком валина). Впоследствии было установлено, что в молекуле гемоглобина человека и высших животных в строго определенной последовательности соединены 574 аминокислотных остатка. И вот, как обнаружил Полинг, замена лишь одного из них приводит к тяжкой болезни. В настоящее время известно более 50 разновидностей аномальных гемоглобинов, вызывающих различные патологические состояния.

Нобелевская премия за миротворчество

1957 г. Полинг составил проект воззвания, в котором содержалось требование прекратить ядерные испытания , его подписало более 11 тыс. ученых из 49 стран мира , и среди них свыше 2 тыс. американцев. В январе 1958 г. Полинг представил этот документ генеральному секретарю ООН. Такая серьезная общественная и личная озабоченность по поводу опасности заражения атмосферы радиоактивными веществами привела к тому, что в 1958 г., несмотря на отсутствие какого бы то ни было договора, США, СССР и Великобритания добровольно прекратили испытания ядерного оружия в атмосфере.

В июне 1961 г. Полинг и его жена созвали конференцию в Осло против распространения ядерного оружия. В сентябре того же года, несмотря на обращения Полинга к Никите Хрущеву, СССР возобновил испытания ядерного оружия в атмосфере. В июле 1963 г. США, СССР и Великобритания подписали договор о запрещении ядерных испытаний, в основе которого лежал проект Полинга.

В 1963 г. Полинг был награжден Нобелевской премией мира . В своей вступительной речи от имени Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян заявил, что Полинг «вел непрекращающуюся кампанию не только против испытаний ядерного оружия, не только против распространения этих видов вооружений, не только против самого их использования, но против любых военных действий как средства решения международных конфликтов». В своей Нобелевской лекции, названной «Наука и мир», Полинг выразил надежду на то, что договор о запрещении ядерных испытаний положит «начало серии договоров, которые приведут к созданию нового мира, где возможность войны будет навсегда исключена».

«Витамин С и простуда»

Полинг в своей лекции мимоходом бросил замечание, что сам с успехом применяет витамин С для профилактики простуды. Местные газеты тут же раззвонили об этом, и вскоре высказывания Полинга о том, что большие дозы витамина С полезны, стали достоянием гласности. Несколько врачей немедленно обрушились на него с критикой. Где, спрашивали они, научные доказательства правоты Полинга?

И Полинг начал их собирать. Он нашел пять аккуратно выполненных широкомасштабных медицинских исследований, явно доказывавших, по его мнению, что дозы витамина С, превышающие нормальные, способны снижать частоту и тяжесть простуды. В некоторых из этих исследований пациентам давали немного добавочного витамина С, и эффект был невелик. В других работах и дозы были больше, и эффект более заметный. Самые большие дозы были в швейцарском эксперименте с лыжниками, где одна половина группы ежедневно получала дополнительно по 1000 мг витамина С, а другая половина - нет. В получавшей витамин С группе количество человеко-дней простуды оказалось на 61%, а тяжесть простуды - на 65% меньше, чем в контрольной группе. Это скромное исследование убедило Полинга в том, что он на пути к очень важному открытию. Потребляя больше витамина С, дешевого и безопасного элемента питания, миллионы людей смогут улучшить свое здоровье. Взволнованный Полинг начал писать о своем открытии и статью в научный журнал, и научно-популярную книгу.

«Рак и витамин С» В 1973 г. Полинг основал Научный медицинский институт Лайнуса Полинга в Пало-Альто. В течение первых двух лет он был его президентом, а затем стал там профессором. Он и его коллеги по институту продолжают проводить исследования терапевтических свойств витаминов, в частности возможности применения витамина С для лечения раковых заболеваний. В 1979 г. Полинг опубликовал книгу «Рак и витамин С» , в которой утверждает, что прием в значительных дозах витамина С способствует продлению жизни и улучшению состояния больных определенными видами рака. Однако авторитетные исследователи раковых заболеваний не находят его аргументы убедительными.

«Рак и витамин С»

В 1973 г. Полинг основал Научный медицинский институт Лайнуса Полинга в Пало-Альто. В течение первых двух лет он был его президентом, а затем стал там профессором. Он и его коллеги по институту продолжают проводить исследования терапевтических свойств витаминов, в частности возможности применения витамина С для лечения раковых заболеваний.

В 1979 г. Полинг опубликовал книгу «Рак и витамин С» , в которой утверждает, что прием в значительных дозах витамина С способствует продлению жизни и улучшению состояния больных определенными видами рака. Однако авторитетные исследователи раковых заболеваний не находят его аргументы убедительными.

Помимо двух Нобелевских премий , Полинг был удостоен многих наград. В их числе:

награда за достижения в области чистой химии Американского химического общества (1931),

медаль Дэви Лондонского королевского общества (1947),

советская правительственная награда – международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1971),

национальная медаль « За научные достижения» Национального научного фонда (1975),

золотая медаль имени Ломоносова Академии наук СССР (1978),

премия по химии американской Национальной академии наук (1979)

и медаль Пристли Американского химического общества (1984).

Ученому присвоены почетные степени Чикагского, Принстонского, Йельского, Оксфордского и Кембриджского университетов. Полинг состоял во многих профессиональных организациях. Это и американская Национальная академия наук, и Американская академия наук и искусств, а также научные общества или академии Германии, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Индии, Норвегии, Португалии, Франции, Австрии и СССР.

Он был президентом Американского химического общества (1948) и Тихоокеанского отделения Американской ассоциации содействия развитию науки (1942 – 1945), а также вице-президентом Американского философского общества (1951 – 1954).

Деятельность Как жить долго и быть здоровым Аскорбинка по Полингу Биография Научная сеть Лайнуса Полинга Из энциклопедии КМ Подробнее
  • Деятельность
  • Как жить долго и быть здоровым
  • Аскорбинка по Полингу
  • Биография
  • Научная сеть Лайнуса Полинга
  • Из энциклопедии КМ
  • Подробнее

Просмотр содержимого презентации
«приложение2»

2014 год

2014 год

Свойства ковалентной связи

Свойства ковалентной связи

  • Длина
  • Прочность
  • Энергия
  • Насыщаемость
  • Направленность
Сведение множества к единому – в этом первооснова Красоты Пифагор Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул

Сведение множества к единому – в этом первооснова Красоты

Пифагор

Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул

Молекула воды

Молекула воды

Молекула хлорофилла

Молекула хлорофилла

Молекула белка. Вторичная структура.

Молекула белка. Вторичная структура.

Молекула стеариновой кислоты

Молекула стеариновой кислоты

Молекула гемоглобина Молекула ДНК

Молекула гемоглобина

Молекула ДНК

Гибридизация –  процесс выравнивания электронных облаков по форме и энергии Переход атома углерода из основного состояния в возбужденное

Гибридизация –

процесс выравнивания электронных облаков по форме и энергии

Переход атома углерода из основного состояния в возбужденное

sp 3 - гибридизация  Алканы

sp 3 - гибридизация Алканы

Молекула стеариновой кислоты

Молекула стеариновой кислоты

sp 3 - гибридизация  Сложные неорганические вещества

sp 3 - гибридизация Сложные неорганические вещества

Зависимость формы молекулы от наличия неподеленных электронных пар 109 ° 28 ’ 10 7 °3’ 10 4 °5’ 1 80 °

Зависимость формы молекулы от наличия неподеленных электронных пар

109 ° 28 ’

10 7 °3’

10 4 °5’

1 80 °

Алмаз – аллотропная модификация углерода

Алмаз –

аллотропная модификация углерода

sp 2 - гибридизация  Алкены

sp 2 - гибридизация Алкены

Механизм образования молекул этилена и бензола

Механизм образования молекул этилена и бензола

sp 2 - гибридизация  Сложные неорганические вещества

sp 2 - гибридизация Сложные неорганические вещества

Графит – аллотропная модификация углерода

Графит –

аллотропная модификация углерода

sp- гибридизация  Алкины

sp- гибридизация Алкины

sp- гибридизация  Сложные неорганические вещества

sp- гибридизация Сложные неорганические вещества

Карбин – аллотропная модификация углерода … — С ≡ С — С ≡ С — … полииновая структура … = С = С = С = … поликумуленовая структура

Карбин –

аллотропная модификация углерода

… — С ≡ С — С ≡ С — … полииновая структура

… = С = С = С = … поликумуленовая структура

Геометрические конфигурации молекул Тип гибридизации Число гибридных орбиталей sp 3 Число неподеленных электронных пар 4 0 Тип молекулы 1 AB 4 , алканы sp 2 Валентный угол 109 ° 28 ’ 3 : AB 3 sp 2 Пространственная конфигурация 107 ° 3 ’ 2 : AB 2   . . 0 Примеры Тетраэдр 0 AB 3 , алкены 104 ° 5 ’ Тригональная пирамида CH 4 , CCl 4 , SiH 4 , NH 4 + , С (алмаз) AB 2 , алкины 120 ° Угловая NH 3 , SO 3 2- , NF 3 180 ° H 2 O, XeO 2 Плоская треугольная C 2 H 4 , BCl 3 , AlF 3 , C 6 H 6 , O 3 , C (графит) Линейная C 2 H 2 , BeCl 2 , CO 2 , C (карбин)

Геометрические конфигурации молекул

Тип гибридизации

Число гибридных орбиталей

sp 3

Число неподеленных электронных пар

4

0

Тип молекулы

1

AB 4 , алканы

sp 2

Валентный угол

109 ° 28 ’

3

: AB 3

sp

2

Пространственная конфигурация

107 ° 3 ’

2

: AB 2

. .

0

Примеры

Тетраэдр

0

AB 3 , алкены

104 ° 5 ’

Тригональная пирамида

CH 4 , CCl 4 , SiH 4 , NH 4 + , С (алмаз)

AB 2 , алкины

120 °

Угловая

NH 3 , SO 3 2- , NF 3

180 °

H 2 O, XeO 2

Плоская треугольная

C 2 H 4 , BCl 3 , AlF 3 , C 6 H 6 , O 3 , C (графит)

Линейная

C 2 H 2 , BeCl 2 , CO 2 , C (карбин)

Вопросы для закрепления Даны формулы веществ: а) C 2 H 4 ; г) Н 2 О ; ж)  С (алмаз);  к) C 2 H 2 ; б) CH 4 ;  д) BCl 3 ;   з) C ( карбин ) ;  л) C 6 H 6 ; в) BeH 2 ;  е) NH 3 ;   и) С (графит);  м) SiCl 4 . 1. Выберите формулы веществ, имеющих направленность связей, обусловленную sp 3 - гибридизацией sp 2 - гибридизацией

Вопросы для закрепления

Даны формулы веществ:

а) C 2 H 4 ; г) Н 2 О ; ж) С (алмаз); к) C 2 H 2 ;

б) CH 4 ; д) BCl 3 ; з) C ( карбин ) ; л) C 6 H 6 ;

в) BeH 2 ; е) NH 3 ; и) С (графит); м) SiCl 4 .

1. Выберите формулы веществ, имеющих направленность связей, обусловленную

sp 3 - гибридизацией

sp 2 - гибридизацией

Вопросы для закрепления Даны формулы веществ: а) C 2 H 4 ; г) Н 2 О ; ж)  С (алмаз);  к) C 2 H 2 ; б) CH 4 ;  д) BCl 3 ;   з) C ( карбин ) ;  л) C 6 H 6 ; в) BeH 2 ;  е) NH 3 ;   и) С (графит);  м) SiCl 4 . 2. Выберите формулы веществ, молекулы которых имеют объемную форму линейную форму

Вопросы для закрепления

Даны формулы веществ:

а) C 2 H 4 ; г) Н 2 О ; ж) С (алмаз); к) C 2 H 2 ;

б) CH 4 ; д) BCl 3 ; з) C ( карбин ) ; л) C 6 H 6 ;

в) BeH 2 ; е) NH 3 ; и) С (графит); м) SiCl 4 .

2. Выберите формулы веществ, молекулы которых имеют

объемную форму

линейную форму

3. Анионы PO 4 3- , SO 4 2- , ClO 4 - имеют тетраэдрическое строение. Анионы BO 3 3- , CO 3 2- , NO 3 - имеют форму плоского треугольника. Какой тип гибридизации характерен для центральных атомов данных анионов?

3. Анионы PO 4 3- , SO 4 2- , ClO 4 - имеют тетраэдрическое строение.

Анионы BO 3 3- , CO 3 2- , NO 3 - имеют форму плоского треугольника.

Какой тип гибридизации характерен для центральных атомов данных анионов?

4. Определите, молекулы каких веществ изображены А) Б) В) Г)

4. Определите, молекулы каких веществ изображены

А)

Б)

В)

Г)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Галина Владимировна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178646


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства