Урок по органической химии по теме Альдегиды, по учебнику О.С. Габриелян. Соответствует ФГОС. Урок разработан с конструированием оценочных средств.
В ходе урока предполагается несколько видов деятельности обучающихся: 1) решение проблемной ситуации с выходом на тему урока, 2) целеполагание, 3) составление схемы "физические свойства альдегидов", 4) исследовательский этап- выполнение лабораторной работы, 5) первичный контроль -тест в двух вариантах, с проверкой в паре и самопроверкой. 6) рефлексия.
Каждый этап урока мотивирован, содержит ту или иную проблему, которую обучающиеся решают самостоятельно с использованием сети интернет или непосредственно учебника по химии. Так же предусмотрено для наиболее сильных обучающихся Компетентносто-ориентированное задание (творческое) «Сладкое противоядие». К уроку прилагаются инструкция к лабораторной работе, оценочный лист, тестовые задания в 2 вариантах, презентация.
Просмотр содержимого презентации
«АЛЬДЕГИДЫ»
АЛЬДЕГИДЫ
Урок химии в 10 классе.
Презентацию подготовила учитель химии первой категории МАВ(С)ОУ В(С)ОШ № 13 города Тюмени Пятых Т.В.
Задачи урока:
- сформировать представление учащихся об альдегидах, их строении, видах изомерии, номенклатуре, свойствах, применении.
- стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;
- обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;
- использовать возможности ИКТ , Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов.
Задача: Как уксусный альдегид двух химиков поссорил
В конце XVIII в. химики интенсивно изучали свойства известных органических соединений. В 1782 г. К. Шееле, окисляя этиловый спирт оксидом марганца (IV) в серной кислоте, заметил, что помимо основного продукта — уксусной кислоты — образовалось еще какое-то резко пахнущее соединение, выделить которое не удалось. В последующие годы новый “кислородный эфир” упоминался в работах А. Фуркруа, Л. Воклена. В 1821 г. Иоганн Вольфганг Дёберейнер окислял этиловый спирт в присутствии платинового катализатора и получил некоторое количество смеси исходного спирта с продуктами его окисления. Многие химики, в том числе и Ю. Либих, сомневались, что в этой смеси содержится неизвестное вещество.
Дёберейнер отправил полученный им образец Ю. Либиху, из которого тот в 1835 г. выделил это вещество. Ученый установил его состав и объявил, что получил новое вещество, названное — безводородный алкоголь.
О каком веществе идет речь, если известно, что плотность по водороду вещества, имеющего массовый состав: С – 54,55%, Н – 9,09%, О – 36,36%, равна 22. Выведите молекулярную формулу этого вещества.
Решение:
СхНуОz
х : у : z = 54,55/12 : 9,09/1 : 36,36/16 =
= 4.55 : 9,09 : 2,27 = 2 : 4 : 1
Простейшая формула: С 2 Н 4 О
М(СхНуОz) = D ∙ М(вод.) = 2∙ 22 = =44г/моль
М(С 2 Н 4 О) = 44г/моль
Ответ: СН 3 СОН
- Составим структурную формулу вещества состава С 2 Н 4 О
- Составьте структурную формулу последующего гомолога для вещества С 2 Н 4 О
- Составьте структурные формулы трех изомеров для вещества получившегося в задании № 2
Для этого выполним л.о.№1 (приложение 2). Напоминаю: валентность углерода 4, валентность водорода 1, валентность кислорода 2.
Н
О
Н
1)
2)
С
С
С
Н
Н
Н
Н
3)
(3)
АЛЬДЕГИДЫ
Цель урока:
- Познакомиться с новым классом органических соединений – альдегидами
- Выяснить их строение
- Узнать как образуется название данного класса веществ
- Какие виды изомерии для них характерны.
- На основании строения спрогнозировать свойства и подтвердить их экспериментально.
- На основании свойств – применение.
М r и ṫ кип М r и ˂ растворимости" width="640"
Физические свойства
Г, Ж, Т
З, Ц, В
М r и ṫ кип
М r и ˂ растворимости
Лабораторный опыт №2
2Ag NO 3 + 2 NH 4 OH→ Ag 2 O+2NH 4 NO 3 +H 2 O
H-C= О + А g 2 O H- C = O +2Ag ↓
H OH
NH4OH
Лабораторный опыт №3
CuSO 4 +2NaOH → Cu (OH) 2 +Na 2 SO 4
H-C=O +2Cu (OH) 2 → H-C=O +Cu 2 O↓ +2H 2 O
Н ОН
Кирпично-красный
осадок
Голубой
осадок
Тест по теме «АЛЬДЕГИДЫ»
1 вариант
1
б
2
2 вариант
3
1
г
а
а
2
4
а
б
5
3
в
в
4
г
5
в
Домашнее задание
- 1. Всем.§13
- 2.Дифференцированно:составить электронные презентации по группам
- 1. Применение формальдегида
- 2. применение ацетальдегида
- 3. применение альдегидов в медицине.
- 3.Творческое компетентностно- ориентированная задача. (приложение 3)
Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал….
Я удивился….
Теперь я умею….
Я хотел бы узнать….