Цель урока- усвение знаний о строении атома металла и физических свойствах металлов. Задачами урока являются: изучение особенностей строения атома, повышение познавательной активности учащихся, развитие навыков работы в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Металлы-простые вещества"»
Предмет: Химия.
Тема урока «Металлы - простые вещества» ( в рамках ФГОС)
Класс: обучающиеся 8 класс (13-14 лет)
Цели и задачи:
Цель урока – усвоение знаний о строении атома металла и физических свойствах металлов.
Задачи урока:
Образовательные.
Изучить особенности строения атома металла, кристаллической решетки и физические свойства металлов; продолжить формирование навыков написания электронного строения атомов химических элементов.
Воспитательные.
Создать условия для:
повышения познавательной активности учащихся; развития умения работать в парах; воспитания общей культуры; воспитания позитивного отношения к химии;
Развивающие.
Создать условия для развития УУД:
1) Познавательных:
Общеучебные универсальные действия:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания с химическими понятиями.
Смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации.
Рефлексивные УУД.
Структурирование знаний.
Знаково-символические действия:
формирование навыков написания электронного строения атомов химических элементов.
Логические универсальные действия:
- Анализ объектов с целью выделения признаков.
- Установление причинно-следственных связей.
- Использование опыта как источника знаний; умение проводить и описывать эксперимент, наблюдать и делать выводы на химическом языке.
Постановка и решение проблемы.
2) Личностных: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
3) Коммуникативных:
Постановка вопросов,
Умение точно выразить свои мысли,
Владение диалогической речи,
Сотрудничество в паре.
4) Регулятивных.
Целеполагание.
Планирование.
Оценка.
Саморегуляция.
Тип урока - Урок изучения нового материала
Необходимое оборудование: образцы металлов, изделия из металла (гвоздь, золотое кольцо, серебряная цепочка, алюминиевая ложка), лампочка накаливания, карточки с вопросами,
Методы обучения: активные методы обучения: эвристическая беседа, лабораторный опыт, работа в паре (решение контекстных задач)
Ход урока:
1 этап урока. Организационный момент
Учитель приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.
2 этап урока. Мотивация и целеполагание.
(Формулировать темы и цели урока)
У. - Сегодня на урок я принесла вот эти предметы. Рассмотрите их. Что их объединяет?
У. - К какой группе веществ относят металлы? «К простым»
У. - Какие вещества называют простыми?
У. - А сложные вещества, что такое? Например?
У. - Вы сказали, что эти предметы состоят их металлов. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. О чем мы будем сегодня говорить?
Учащиеся формулируют тему урока:
Об. «Металлы - простые вещества»
этап урока. Планирование этапов урока
У. - Попробуем составить план нашего урока по опорным вопросам.
Учитель предлагает составить план урока. На слайде вопросительные слова: Что? Когда? Где? Как? Какие?
Составляют вопросы к теме урока и составляют план урока.
Что? Такое металлы - это цель урока (Она будет реализованная в конце урока)
Когда? Историческая справка открытия металла.
Где? Располагаются металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Как? Устроен атом металла?
Какие? Физические свойствами металлов.
этап урока. Этап «открытия новых знаний».
А) Историческая справка открытия металла.
У. –(Актуализация знаний)
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро
Злато, олово, свинец…
Сын мой: Сера их отец
И спеши сын мой узнать
Всем им ртуть родная мать! [1]
Еще с глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов, им приписывалось много чудодейственных свойств.
В колесе истории каменный век сменился медным, он бронзовым, затем наступил век железный.
Каково происхождение слова «Металл»?
В одной из пьес Александра Николаевича Островского изображена купчиха, которая больше всего боится страшных слов, таких, как металл. Она очень удивилась бы, если узнала происхождение этого слова.
Греческое слово «металлон» значит «земляные работы», а позднее стало означать «шахта, рудник».
В латинском языке слово «металлум» получило значение «руда и выплавляемый из неё металл»
и уже в виде французского «металл» перекочевало в Россию.
Б) Где располагаются металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
У.- Вспомним, где располагаются металлы в ПСХЭ? Попробуем самостоятельно вспомнить ответ на этот вопрос и выполнить задание 1 в рабочей тетради на странице 52.
Вид работы - самостоятельная работа
Проверка- фронтальный опрос.
В) Особенности строения атома металлов.
У.- В чем особенности строения атома металла. Для этого запишем электронное строение атомов натрия, кальция и алюминия.
«3 человека выходят к доске и зарисовывают схемы строения атомов: натрия, кальция, алюминия. Выдвигают гипотезы о строении атома металла2
Формулируют выводы:
На внешнем энергетическом уровне у атомов металлов. 1-3 электрона.
В химических реакциях они отдают электроны и выступают восстановителями, при этом сами превращаются в положительно заряженные ионы.
Что происходит с металлическими свойствами в периодах и группах главных подгруппах ПСХЭ.
Выводы оформить в рабочей тетради, задание 2.
У. - Какой тип химической связи могут образовывать металлы? Какие вещества могут они образовать?
Об. - Металлическая - простые, ионная – сложные. Химические элементы металлы – это вид атомов, способных легко отдавать электроны, входить в состав соединений с ионной и металлической связью в виде положительного иона, а также образовывать простые вещества металлы.
У. - Простые вещества металлы образованы металлической связью.
Какую образуют металлическую кристаллическую решетку металлы. В чем её особенность? (демонстрация решетки)
Г) Физические свойства металлов. Выполнение лабораторной работы.
У. - Именно особенность кристаллической металлической решетки и обеспечивают разнообразные физические свойства металлов.
Лабораторная работа. «Изучение физических свойств металлов»
Агрегатное состояние. Все металлы, кроме ртути твердые вещества.
Демонстрация коллекции металлы и их сплавы.
Твердость. Самый твердый хром (царапает стекло), мягкие щелочные металлы. (Рассказ о хранении щелочных металлов) Хранение с особыми осторожностями, как Кощееву смерть (на кончике иглы, яйцо, утка, заяц, сундук, остров Буян) керосин, стеклянная баночка, асбестовая сетка, жестяная баночка, сейф под замком в лаборантской)
Демонстрация натрия. Разрезание ножом.
Электро- и теплопроводность. «Опыт: 3 ложечки в горячей воде»
«Серебряная ложечка, алюминиевая, стальная» Сталь - это сплав.
Лампа накаливания (непламенный источник света) была изобретена в 1870 г. А.Н. Лодыгиным [2 с. 32]
5 ноября 1870 г. с 20 до 22 ч на Волковом поле в Петербурге проводились публичные опыты по электрическому освещению. В некоторых уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, масса народа любовалась этим освещением, многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно читать при керосиновом освещении и при электрическом. Основную часть лампы составляли два медных электрода с закреплённым в них графитовым стержнем. При подаче напряжения угольный стержень раскалялся. Но при этом колба заполнялась дымом, т. к. содержавшийся в ней воздух поддерживал горение. [3]
В 1877 г. Т.А. Эдисон усовершенствовал лампу.
В 1913 г. Ирвинг Ленгмюр, американский физик, предложил заполнять баллоны лампочек инертным газом, присутствие которого замедляло испарение нити, и свёртывать нить в виде спирали, благодаря чему повышалась её температура.
Задание: Напишите напротив металла физическое свойство, на основании которого его применяют в лапочке накаливания.
7 этап урока. Самостоятельная работа. Тест «Физические свойства металлов»
этап урока. Рефлексия деятельности.
Предлагает составить синквейн на тему «Металлы».
Существительное (заголовок).
Прилагательное.
Глагол.
Фраза, несущая смысл.
Существительное (вывод, резюме).
Формулируют итог урока. Металлы- это вид атомов, которые располагаются преимущественно в 1-3 группе главной подгруппе, имеют на внешнем энергетическом уровне 1-3 электрона и радиус больше, чем у неметаллов.
Учащиеся составляют синквэйн, работая в парах, пользуясь учебником и опорным конспектом.
8.этап урока. Домашнее задание. Организованный конец урока.