kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МБОУ СОШ с.Красная Башкирия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с использованием методики шкал степеней окисления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МБОУ СОШ с.Красная Башкирия»

9 класс
Углерод.



Цель:Учащиеся должны ознакомиться со строением ,со свойствами углерода, продолжать формирование представлений об аллотропии, об окислительно-восстановительных свойствах веществ на примере углерода

Оборудование: графит, каменный уголь, активированный уголь; таблица «Применение алмаза и графита»; раствор краски; модели кристаллических решёток алмаза и графита.

Ход урока

I. Актуализация темы. Беседа: Чем отличается строение атома углерода от атомов других неметаллов?

Какое число химических связей может образовать каждый атом углерода?

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя об аллотропии углерода: алмазе, графите, угле, их применении человеком (демонстрация адсорбции краски активированным углем).

Углерод встречается в виде алмаза и графита, карбина и фуллеренов.

Алмаз – самое твердое природное вещество, бесцветный, прозрачный, нерастворимый, не проводит электрический ток, имеет атомную кристаллическую решетку тетраэдрического строения. При 1750 ºС переходит в графит.

Графит – темно-серое, непрозрачное, жирное на ощупь вещество, мягкое, электропроводное, со слабым металлическим блеском. Имеет слоистую кристаллическую решетку. В слоях атомы связаны прочно в виде шестиугольников, между слоями связи слабые. При t = 1200 ºС и давлении 4 ГПа графит переходит в алмаз. Сажа и уголь – разновидности графита.

Алмаз и графит – тугоплавкие, нерастворимые вещества.

Получены искусственные аллотропные модификации углерода – фуллерены (имеют сферические молекулы С60, С70), карбин (имеет цепочечное строение (–С С–)n).

Алмаз используют для изготовления ювелирных украшений, для резки и шлифовки металлов и других материалов, графит – в качестве электродов, смазочного материала, уголь – в качестве топлива; активированный уголь обладает способностью удерживать на своей поверхности газообразные и твердые вещества (адсорбция), это свойство применяется в противогазах, для очистки питьевой воды (демонстрация адсорбции) .Химические свойства объясняем ,используя шкалу степеней окисления.



По химическим свойствам углерод в большей степени восстановитель (с кислородом, оксидами металлов, концентрированными серной и азотной кислотами):

С металлами и водородом может проявлять окислительные свойства:

– карбид алюминия

– метан

Углерод образует два оксида – CO и CO2.

III. Рефлекция. 1. Составьте формулы соединений углерода: а) с алюминием, б)с хлором.

2.Напишите уравнение реакции между углем и оксидом свинца (II).

IV.задание на дом.









































1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с требованиями:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004); с изменениями приказ №164 от 03.06.2008; приказ №320 от 31.08.2009; приказ № 427 от 19.10.2009; приказ № 39 от 24.01.2012; приказ № 69 от 31.01.2012.

2.Закона «Об образовании в РФ», от 29.12.2012. №273-ФЗ;

3.Закона «Об образовании в РБ»,от 01.07.2013.№696-з;

4.Учебного плана на 2016-2017 учебный год (приказ № 34§1 от 01.09 2016 г.)

5.Примерные программы по химии для 8-9класса.

6.Федерального перечня учебников, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе.

7.Учебники: 1)Н.Е.Кузнецова 10 классМ;Вентана-Граф 2010

2) Н.Е.Кузнецова 11 классМ;Вентана-Граф 2010

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классах по 68 часов

(2часа в неделю) и в 11классах по 68 часов (2 часа в неделю)

Химия



В результате изучения химии ученик должен:

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г), Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) и авторской программы курса химии для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений () (авторы Н, Е. Кузнецова, И.М. Титова).

При составлении рабочей программы в 10 классе за основу взята 2-х часовая программа Н. Е. Кузнецовой, И. М. Титовой. Число практических, лабораторных и контрольных работ не превышает таковых в Примерной программе. Все практические работы подлежат обязательному оцениванию. Лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя. Для контроля и оценки знаний предусмотрены контрольные срезы.

В построении программы обучения химии веду­щими ценностными и методологическими ориентирами выступали:

  • гуманистическая парадигма непрерывного образования;

  • наука химия, ее концептуальные системы знаний, логика и ис­тория их развития;

  • современные концепции химического, естественнонаучного и экологического образования в общеобразовательной и про­фильной школе;

  • системный, интегративно-дифференцированный, личностно-деятельностный и комплексный психолого-методический подходы;

  • принципы личностно-ориентированного развивающего обу­чения;

  • психолого-педагогические и методические основы организа­ции современного учебно-воспитательного процесса, ориен­тированного на его внутреннюю дифференциацию, на соб­ственную деятельность и развитие учащихся;

  • методологическая, мировоззренческая, экологическая и цен­ностная доминанты в раскрытии основного содержания кур­са, его практическая направленность.

Химическое образование и знания учебного предмета хи­мии рассматриваются в программах и учебниках как обязатель­ный компонент общей культуры человека, основа его научного миропонимания, средство социализации и личностного разви­тия ученика.

Основные цели изучения химии в 10-11 классах по данной про­грамме:

  1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного добывания, пере­работки, функционального и творческого применения зна­ний, необходимых для понимания научной картины мира.

  2. Раскрытие роли химии в познании природы и ее законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повы­шения уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.

  1. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных за­конов и теорий, процесса познания природы и его возвышаю­щего смысла, тесной связи теории и практики, науки и произ­водства.

  1. Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изу­чению химии, к химическому познанию окружающего нас ми­ра веществ.

  2. Овладение методологией химического познания и исследова­ния веществ, умениями характеризовать и правильно исполь­зовать вещества, материалы и химические реакции, объ­яснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.

6. Выработка умений и навыков решать различных типов хими­ческие задачи, выполнять лабораторные опыты и проводить простые экспериментальные исследования, интерпретиро­вать химические формулы и уравнения и оперировать ими.

  1. Внесение значимого вклада в формирование целостной кар­тины природы, научного мировоззрения, системного химиче­ского мышления, воспитание на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненных позиций.

  2. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологиче­ское образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.

  3. Использование возможностей учебного предмета как сред­ства социализации и индивидуального развития личности.

10. Развитие стремления учащихся к продолжению естественно­научного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.

Важнейшие принципы изучения химии на профильном уровне:

  • преемственность раскрытия знаний и умений по химии на ос­новном и профильном уровнях;

  • повышение системности, структурной организации и функ­циональности теоретических знаний, превращение их в сред­ство добывания новых знаний;

  • развитие основных систем знаний (о веществе, о химической реакции, о технологиях и прикладной химии и др.) по спирали;

  • обеспечение внутри- и межпредметной интеграции знаний;

  • усиление методологической, мировоззренческой, экологи­ческой и практической направленности содержания курса химии;

  • организация уровневой дифференциации содержания тек­стов и заданий учебников для самостоятельной работы, повы­шение уровня обучения с учетом типологических, индивиду­альных и возрастных особенностей учащихся;

  • наращивание развивающего и воспитательного потенциала содержания программ и учебников по химии.

Программа курса химии для 10 класса отра­жает учебный материал четырех крупных разделов: «Теоретиче­ские основы органической химии», «Классы органических соеди­нений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека». В первом разделе раскрываются современная теория стро­ения органических соединений, показывающая единство хими­ческого, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органи­ческих соединений, а также закономерности протекания и меха­низмы органических реакций.

При изучении классов органических соединений особое вни­мание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности ограниченного количества функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соедине­ний углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сфор­мированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генези­са и развития веществ и генетических связей между многочислен­ными классами органических соединений. Значительное внима­ние уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в со­став живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией.

Программа курса для 11 класса представле­на введением, шестью крупными разделами («Теоретические ос­новы общей химии», «Химическая статика», «Химическая дина­мика», «Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы», «Взаимосвязь органических и неорга­нических соединений», «Технология получения неорганических и органических веществ», «Основы химической экологии»), а также развернутым заключением.

Первые три раздела посвящены универсализации теоретиче­ских основ общей и органической химии, развитию теоретиче­ских систем знаний о веществах и химических реакциях на осно­ве обобщения и теоретического объяснения, опирающихся на фундаментальные понятия, законы и теории химии. Ведущая роль в раскрытии содержания этих разделов принадлежит элек­тронной теории, периодическому закону и системе элементов как наиболее общим научным основам химии. Здесь же показыва­ется их значение в познании мира веществ и их превращений, в развитии науки, производства и прогресса общества. После ос­нов неорганической химии даются разделы, раскрывающие вза­имосвязь органических и неорганических веществ и химических реакций.

Программа предполагает более глубокое изучение протекания обменных, окислительно-восстановительных реакций, рассмотрение объясняющих их теорий. Здесь очень полно раскрыт прикладной аспект химии, обозначена огромная роль химии в жизни. А также в развернутом заключении к курсу 11 класса отражены вопросы непрерывности образования и информации как общечеловече­ских ценностей и раскрыты источники получения химической информации, в том числе и из сети Интернет.

Программа реализована в учебниках химии для 10 класса (ав­торы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара) и для 11 класса (ав­торы: Н.Е. Кузнецова, Т.Н. Литвинова, А.Н. Левкин), выпущен­ных Издательским центром «Вентана-Граф» в 2005 году.



2. Учебно-тематический план. 10 класс.

п/п

Название раздела

Кол. час.

Содержание раздела

Практическая часть

Конт

Раб.

П/р

Л/о

1

Введение в органическую химию

3

Знать предмет органической химии, становление понятия «органическая химия»; витализм и его крах (синтезы органических соединений учеными-химиками); современное состояние и развитие органической химии; классификация органических соединений по происхождению: природные, искусственные и синтетические; понятия «органическая химия» и «углеводороды»; особенности атомов углерода; круговорот углерода в природе; сравнение органических и неорганических соединений.

Уметь экспериментально и математически определять водород и углерод в составе органических веществ.

-

1

-

2

Теория строения органических соединений

2

Знать многообразие органических соединений; химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основоположники теории химического строения органических соединений: Ф. Кекуле, А. Купер, А.М. Бутлеров. Понимать основные положения теории строения органических соединений; понятие о гомологах и гомологии, об изомерах и изомерии. Уметь составлять молекулярные и структурные (полная и сокращенная) формулы соединении, шаростержневые и масштабные (объемные) модели молекул.

-

-

-

3

Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация.

4

Понимать причины многообразия органических веществ. Знать понятия «электронное облако и орбиталь, их формы: s и p», «электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях», «ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность», «водородная связь». Сравнивать обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи.Уметь описывать пространственное и электронное строение органических соединений. Знать и уметь применять классификацию органических веществ.

-

-

-

4

Теоретические основы, механизмы и закономерности протекании реакций органических соединений.

6

Знать типы химических реакций в органической химии: реакции замещения (галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов), реакции присоединения (гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование), реакции полимеризации и поликонденсации, реакцияи отщепления (дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов), крекинг алканов и деполимеризация полимеров, реакция изомеризации. Понимать гомолитический и гетеролитческий разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Уметь составлять реакции с органическими веществами и решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества, находящегося в газообразном состоянии.

-

-


5

Углеводороды. Галогенопроиз-водные углеводородов.

19

Знать понятие об углеводородах,природные источники углеводородов.

Для классов органических соединений знать:

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения, горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии.Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств

Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризация алкинов. Взаимодействие терминальных алкинов с основаниями. Окисление. Применение алкинов.

Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.

Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6 , С4Н8, С5Н10 , конформации С6Н12, изомерия циклоалканов («по скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.

Уметь решать расчетные задачи на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов. Понимать значение углеводородов в природе и жизни человека. Уметь обобщать знания о свойствах углеводородов при решении генетических цепочек.

1

2

1

6

Спирты, фенолы.

6

Для классов органических соединений знать:

Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.

Уметь применять знания для решения цепочек в органической химии и решения расчетных задач. Объяснять связь между углеводородами и кислородосодержащими органическими веществами. Понимать причинно-следственную связь между строением молекулы и ее свойствами.

-

3

-

7

Альдегиды и кетоны

6

Для классов органических соединений знать:

Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Присоединение синильной кислоты и бисульфита натрия. Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.

Уметь объяснять генетическую связь со спиртами.

-

2

1

8

Карбоновые кислоты и сложные эфиры.

7

Для классов органических соединений знать:

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации- гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.

Уметь объяснять генетическую связь спирты – альдегиды - карбоновые кислоты. Уметь пользоваться лабораторным оборудованием для проведения практических работ, соблюдать технику безопасности. Понимать значение кислородосодержащих соединений в природе и жизни человека.

1

1

1

9

Азотосодержащие соединения

8

Для представителей группы знать:

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск химической информации, выполнять химический эксперимент по распознаванию аминов. Уметь решать экспериментальные задачи по органической химии.


-


10

Вещества в живых клетках

15

О веществах в живых клетках знать:

Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.

Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.

Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.

Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.

Понимать этимологию названия веществ. Приводить примеры представителей каждой группы. Характеризовать биологическую роль и значение в жизни человека и общества. Уметь осуществлять самостоятельный поиск химической информации, выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ клетки.


2

1

11

Органическая химия в жизни человека

15

Знать природные источники углеводородов, основы химической технологии и промышленного синтеза органических веществ. Знать общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединения, классификацию полимеров и их практическое использование. Понимать значение органической химии в жизни человека. Уметь проводить эксперимент по распознаванию пластмасс и волокон. Характеризовать влияние на окружающую среду и популяции живых особей различных органических веществ. Предлагать способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений.


4

-

12

Итоговая контрольная работа

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

-

-

1

13

Резервное время

10

Уметь решать расчетные задачи по органической химии.

-

-

-








3. Учебно-тематический план. 11 класс.


п/п

Название раздела

К-вочас.

Содержание раздела

Прак. часть

Контрольные работы

П/р

Л/о

1

Основные понятия, законы и теории общей химии.

8

Знать и понимать основные понятия химии:

Атом- сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны и протоны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

Состояние электрона в атоме. Электронное облако и орбиталь. Форма орбиталей (s, p, d, f). Главное квантовое число. Энергетические уровни и подуровни. Взаимосвязь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и максимального числа электронов на подуровнях и уровнях. Принцип Паули. Электронная формула атомов элементов. Графические электронные формулы и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов по семействам.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов как функция их нормального и возбуждённого состояния. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподелённых электронных пар. Наличие свободных орбиталей. Сравнение валентности и степени окисления.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Предпосылки открытия закона. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Знать основные законы химии: закон сохранения массы и постоянства состава, закон Авогадро. Уметь решать расчетные задачи по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. Понимать значение законов химии для развития науки в целом.

-

1

1

2

Методы научного познания

5

Характеризовать уровни и стадии химического познания. Понимать схему формирования естественнонаучной и химической картины мира. Уметь использовать различные приемы и методы познания окружающего мира. Уметь осуществлять экспериментальный анализ для идентификации химических соединений и определения их качественного состава.

1

-

-

3

Строение веществ

9

Знать следующие понятия темы:

Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (сигма и пи), по кратности (одинарная, двойная, тройная, полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки для веществ с этой связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи и ее значение. Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связей в одном веществе.

Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность.

Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Номенклатура данных соединений. Примеры соединений. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.

sp3 - гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза.

sp2 - гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов, графита.

sp - гибридизация у соединений бериллия, алкинов, карбина. Геометрия молекул названных веществ.

Характеризовать причины многообразия веществ.

-

1

1

4

Вещества и их системы

6

Знать следующие понятия:

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсная система с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы.

Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов. Уровни организации веществ. Система знаний о веществе.

Уметь приводить примеры различных систем, решать задачи на тему «Растворы», использовать вычисления при проведении практических работ. Характеризовать уровни организации вещества. Описывать систему знаний о веществе.

1

-

-

5

Основы химической термодинамики

4

Знать следующие понятия:

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции, её отличие от ядерной реакции. Реакции аллотропизации и изомеризации. Реакции, идущие с изменением состава вещества: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, замещения, обмена, соединения); по изменению степеней окисления (ОВР и не ОВР); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические).

Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия реакций. Тепловой эффект. Термохимические уравнения. Теплота образования. Закон Г. И. Гесса. Энтропия. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Уметь предугадывать протекание химических реакций, описывать химическую реакцию с точки зрения различных классификаций.

-

1

-

6

Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций

6

Знать следующие понятия:

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций. Понятие о скорости. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакций: природа реагирующих веществ, катализаторы, температура, концентрация. Катализ гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье.

Уметь предугадывать протекание химических реакций при действии различных факторов. Характеризовать влияние условий на скорость химической реакции. Проводить эксперименты с учетом техники безопасности.

1

2

-

7

Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.

13

Знать следующие понятия:

Электролитическая диссоциация. (Э.Д.) Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации с различным видом связи. Свойства катионов и анионов. Кислоты, соли, основания в свете Э.Д. Степень Э.Д.и её зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация. Свойства растворов электролитов.

Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа её диссоциации. Ионное произведение воды, Водородный показатель - рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

Гидролиз. Понятие гидролиза. Гидролиз органических и неорганических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз солей - три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое значение гидролиза.

Электролиз растворов и расплавов. Химические источники тока.

Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

Уметь проводить расчетные задачи на определение направлении ОВР. Характеризовать механизм и значение процессов диссоциации, гидролиза, электролиза.

-

5

1

8

Неметаллы и их характеристика

18

Знать общие сведения о неметаллах

Неметаллы. Положение металлов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы - простые вещества. Атомное и молекулярное строение их. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.). Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

Уметь проводить химический эксперимент по распознаванию неметаллов. Характеризовать особенности строения и свойств неметаллов и их соединений. Понимать значение неметаллов в жизни человека.

2

2

1

9

Металлы и их важнейшие соединения

9

Знать общую характеристику металлов и их соединений:

Металлы. Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества-металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов и восстановительные свойства их: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, килтами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов.

Уметь проводить химический эксперимент по исследованию свойств металлов. Понимать значение металлов в природе и жизни человека. Уметь приводить примеры образцов сплавов.

2

-

1

10

Обобщение знаний о металлах и неметаллах

2

Знать сравнительную характеристику металлов и неметаллов и их соединений, классификацию и генетическую связь неорганических веществ. Уметь обобщать знания о неорганических и органических реакциях и их классификации. Уметь решать расчетные задачи и составлять химические реакции с использованием знаний о металлах и неметаллах.

-

-

-

11

Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ

5

Знать понятия:

Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородные кислоты, Амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания ,их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

Классификация органических веществ Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (соединения двухатомного углерода). Единство мира веществ.

Уметь характеризовать взаимосвязь неорганических и органических реакций, круговорот элементов в природе, обмен веществ и энергии в живой клетке. Понимать биологические функции элементов-органогенов. Уметь решать экспериментальные задачи на распознавание органических и неорганических веществ.

1

-

-

12

Химия и жизнь

4

Знать понятия:

Биологически активные вещества. Химические процессы в живых организмах. Биогенные элементы.

Химия и здоровье. Лекарства.

Химия сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.

Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики.

Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

Понимать наиболее общие правила применения лекарств, безопасной работы со средствами бытовой химии. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации.

1

-

-

13

Технологические основы получения веществ и материалов

4

Знать понятия:

Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производства аммиака и метанола.

Понимать принципы организации современного производства. Характеризовать общие способы получения металлов.

-

-

-

14

Экологические проблемы химии

3

Знать понятия:

Химия и экология. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека.

Характеризовать источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Понимать химико-экологические проблемы охраны природы. Применять химические знания для решения этих проблем.

-

-

-

15

Итоговая контрольная работа

1

Уметь применять полученные знания при решении задач. Знать источники химической информации. Понимать значение информации, образования и культуры как общечеловеческих ценностей.

-

-

-

16

Резервное время

5

Подготовка к ЕГЭ. Знать содержание нормативных документов ЕГЭ. Уметь оформлять бланки ЕГЭ, применять знания, полученные в течении курса, при решении заданий ЕГЭ.

-

-

-




4. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.



5. Список литературы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1. Кузнецова Н.Е. Химия: 10 класс: – М.: Вентана-Граф, 2010. – 384 с.

2. Химия: 11 класс: Н.Е. Кузнецова, Т.Н. Литвинова, А.Н.Левкин. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Литература для учителя

  1. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Модерниза­ция общего образования. — СПб.: Каро, 2003.

  2. Злотников Э.Г., Толетова М.К. Химия: пособие для подготовки к Единому Государственному экзамену. — СПб.: Сага; Невский проспект, 2004.

  3. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе меж­предметной интеграции: учебное пособие 8-9 кл. — М.: Вента-на-Граф, 2004.

  4. Левкин А.Н. Общая и неорганическая химия. Материалы к эк­замену. — СПб.: Паритет, 2003.

  5. Левкин А.Н., Карцова А. А. Школьная химия. Самое необходи­мое пособие для школьников и абитуриентов. — СПб.: Авалон; Азбука классика, 2004.

  6. Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Тесты по химии. — М.: Просвеще­ние, 1997.

  7. Радецкий A.M., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактиче­ский материал по химии для 10-11 классов: пособие для учи­теля. М.: Просвещение, 1999.

  8. Титова И.М. Малый тренажер технологии организации адаптивно-развивающих диалогов: комплект дидактических мате­риалов для 8-11 классов общеобразовательной школы. — М.: Петлил Граф, 2001.

  9. Чернобельская Г.М., Чертков. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Владос, 2000.

  10. Цветков Я.А. Преподавание органической химии в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

  11. Единый государственный экзамен 2002. Контрольно-измери­тельные материалы. Химия. — М.: Просвещение, 2002.

  12. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседнев­ной жизни: сборник заданий для старшеклассников и абиту­риентов с ответами и решениями. — М., 1999.

  13. Нифантьев Э.Е., Парамонова Н.Г. Основы прикладной хи­мии. М.: Владос, 2002.

  14. Габрусева Н.И. Химия. Сборник задач по химии за курс средней школы. 11 класс. — М.: Дрофа, 1999.


Дополнительная литература для учащихся:

1.Габриелян О.С. Органическая химия: задачи и упражнение: пособие для

учащихся общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии – М.: Просвещение, 2006.

2. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.А. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002

3. Химия: Задачи с ответами и решениями. Учеб.-метод пособие (школьная олимпиада)/ П.А. Оржековский др. – М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004.

4. Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Вопросы, упражнения и задания по химии: Пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2004.

5. Габриелян О.С. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений / О.С. Габриелян, В.Б. Воловик. – М.: Просвещение, 2004.

Информационно-методическая поддержка:

1. Органическая химия. Электронный учебник: Соловов, Дерябина. Центр новых информационных технологий (ЦНИТ_СГАУ) при Самарском государственном аэрокосмическом университете cnit@cnit.ssau.ru, [email protected] . Кафедра органической химии Самарского госуниверситета [email protected]

2. Подготовка к единому государственному экзамену по химии. ФИЗИКОН. ДРОФА. 2005.

3. Химия. 8 класс. (Просвещение. – 4 диска/разработки уроков, лабораторные работы, тренажер, видеосюжеты + установочный диск)

4. Химия. 9 класс. (Просвещение. – 2 диска/разработки уроков, лабораторные работы, тренажер, видеосюжеты + установочный диск)

5. Мультимедиа СD-ROM «Химия – 8-9 классы» - поддержка УМК О.С. Габриеляна (Дрофа – 2005г.)

6. Подготовка к единому государственному экзамену по химии. ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2006

Список сайтов:

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.

http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.

http://it-n.ru - сеть творческих учителей химии.

http://www.chem.msu.su/rus/school/sorokin/48-54.html- сайт химического факультета БелГУ (заочная школа «Юный химик»).

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
МБОУ СОШ с.Красная Башкирия

Автор: Галиуллина Альфира Сафуановна

Дата: 16.04.2019

Номер свидетельства: 507272


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства