Лабораторная работа «Определение питьевой воды в ходе сравнительного анализа различных проб»
Лабораторная работа «Определение питьевой воды в ходе сравнительного анализа различных проб»
лабораторная работа дает возможность практики для учеников в определении pH, фильтровании, выпаривании солей, определение раствора на цвет, запах, прозрачность. следуя инструкции. Ребята работают в группах, результаты сводятся в одну таблицу, проводится анализ данных, делается вывод
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ребята! Задумывались ли вы о том какими свойствами обладает вода, которую мы пьем каждый день, едим супы, вторые блюда, компот приготовленные на ее основе.
Ответьте на вопрос - Чем отличается питьевая вода от других вод? (она чистая, вкусная, без запаха и т.д) Вы назвали характеристики, из которых и сложились показатели, которые помогут нам определить пресную питьевую; Ее получают из поверхностных вод или из подземных водоносных горизонтов, которые не относятся к природной минеральной воде.
Как правило, вода питьевая приятно и легко пьется, не имеет посторонних вкусов и запахов. Уровень ее минерализации составляет 0.1-0.3 г/л.
Нам предстоит провести сравнение различных проб воды и определить среди них пресную питьевую воду. В этом нам помогут ваши навыки работы с лабораторным оборудованием, работа в команде, Каждая группа выполняет работу согласно инструкции в карточке, заносит результаты в таблицу своей карточки. После завершения своей работы совершаете перенос данных в сводную таблицу на доске согласно номеру пробы. Контрольная проба в таблице- дистиллированная вода: очищенная от растворённых в ней минеральных солей, органических веществ и других примесей путём дистилляции.
Отчетное задание: Занесите полученные данные в таблицу
№ п/п
Цвет/запах/прозрачность
pH (водородный показатель)
количество солей
Наличие твердых примесей
1
2
3
Дистиллированная вода
прозрачная
7 (нейтральная среда)
отсутствие
отсутствуют
Сделайте вывод из этого сравнения.
Сделайте вывод из этого сравнения: пробы воды №… питьевая вода, т.к ее характеристики отвечают стандартам питьевой.
Пробы вод 1, 3 подходят по исследуемым характеристикам
№…..-кислая минеральная
№….-щелочная минеральная
После завершения работы приведите в порядок оборудование и своё рабочее место.
Сегодня я узнал,,,,,.
Было интересно……
Я выполнял задание.,..
Я научился…….
Я смог……Я научился… Было трудно……
Инструкция «Определение рH водного раствора
1.подготовить датчик к работе (снять защитный колпачок с электрода, ополоснуть его нижнюю часть дистиллированной водой, осушить фильтровальной бумагой).
2.Включить программу измерения в растворах,
3.Поперемено согласно номеру пробы опускать электрод и делать замеры 10 с, выбрать мах значение. (после каждой новой пробы ополаскивать колпачок дистиллированной водой).
Занесите полученные данные (PH-показатель) в таблицу согласно номеру исследуемой пробы и согласно шкале запишите ее характеристику: кислая, нейтральная, щелочная.
рН кислой воды 3,5-6,4;
рН нейтральной (питьевой воды) 6,5-8;
дистиллированная вода -7
рН щелочной воды больше 7,2 - 8,5.
№ пробы
Показатель pH/характеристика
1
2
3
Инструкция «Определение проб на содержание солей»
1.подготовить спиртовку, зажечь фитиль.
2. предметное стекло закрепить с помощью держателя пробирки, налить пипеткой раствор соответственно номеру пробы.
3. Прогреть стекло по всей поверхности снизу до момента выпаривания воды.
4. Определить наличие соли на поверхности согласно предложенной шкале: много, среднее значение, мало, нет.
5.Занесите данные в таблицу согласно номеру пробы.
1. приготовить оборудование: колба, воронка с вложенным конусом фильтром (всего 3 комплекта). Расставьте их в ряд по порядку согласно номерам исследуемых проб растворов.
2.Поочередно выливайте раствор в воронку с фильтром так чтобы раствор медленно стекал в колбу. Дождитесь пока весь раствор стечет.
3. сравните фильтры и определите степень наличия примесей согласно предложенной шкале: есть/слабая, есть/ средняя, есть /сильная, нет.
4.Занесите данные в таблицу согласно номеру пробы.
№ пробы
Степень загрязненности
1
2
3
Инструкция «Определение физических свойств водных растворов»
1. Согласно нумерации, определите пробу на цвет, запах, прозрачность (см. приложение).
2. Запишите результаты в таблицу согласно предложенной схемы.
№ пробы
Цвет/ запах / прозрачность
1
2
3
Изучение физических свойств воды:
1. Цвет.Это один из показателей состояния воды. для определения цвета воды берётся стеклянный цилиндр и лист белой бумаги. В сосуд наливается исследуемая вода и на белом фоне определяется цвет воды (голубоватый, отсутствие цвета, серый, коричневый и т. д.). в норме воды должна быть бесцветной, наличие цвета показывает, что вода загрязнена какими-либо примесями.
2. Прозрачность. Для определения прозрачности проба воды наливается в стеклянный цилиндр, диаметром 3 см и высотой 30 см и через этот цилиндр просматривается печатный шрифт на листе бумаги. Регулируя высоту воды в цилиндре, определяется, через какой слой воды хорошо виден шрифт. Для контроля делается проба с дистиллированной водой. Исследуемая вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед исследованием воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц в воде и определяется высотой столба воды в цилиндре в сантиметрах, через которую начинают читаться буквы.
3. Запах. Для определения запаха вода наливается в коническую колбу (объём 250 мл), колба закрывается пробкой, встряхивается, затем колба открывается и быстро определяется характер запаха. Интенсивность запаха оценивается по пятибалльной системе: 0 – нет запаха; 1 – очень слабый; 2 – слабый; 3 – заметный; 4 – отчётливый; 5 – очень сильный.