Конструкт урока по химии: "Химические свойства оснований"
Конструкт урока по химии: "Химические свойства оснований"
Цель: Создание условий для развития навыков развития исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.
Задачи.
o Образовательная:
? расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;
? совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.
o Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.
o Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.
Место урока в изучении раздела: 4 урок из 14 в разделе «Соединения химических элементов»
Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах (выполнение практической работы), работа с дополнительной литературой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по химии: "Химические свойства оснований" »
Учитель химииЗмеева И.В. МКОУ «СОШ №7» г. Ревда
Конструкт урока Химические свойства оснований
Цель: Создание условий для развития навыков развития исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.
Задачи.
Образовательная:
расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;
совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.
Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.
Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.
Место урока в изучении раздела: 4 урок из 14 в разделе «Соединения химических элементов»
Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах (выполнение практической работы), работа с дополнительной литературой.
Планируемый результат:
личностные: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.
предметные:
умеют составлять уравнения химических реакций;
знают признаки классификации оснований;
знают реакции, характерные для оснований.
умеют пользоваться таблицей растворимости;
умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;
решают экспериментальные задачи по данной теме.
метапредметные:
познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, умения писать уравнения, устанавливать причинно-следственной связи;
регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы, сличать способ действий результата с эталоном; осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение), осознавать степень достижения результата
совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Требования к учителю: организовывать, направлять, корректировать деятельность учащихся
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки пронумерованные №1,№2,№3, индикаторная бумага, универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянная палочка, стаканы 3 штуки, раствор щелочи, вода, соляная кислота, хлорид железа(II), гидроксид меди, спиртовка, спички, держатель для пробирок.
Риск: нехваткавремени, т.к учащиеся с различной скоростьюмогут выполнять практическую работу.Чётко проговоритьи контролироватьвыполнение лабораторной работы.
Методические пособия для учителя
Курс химии для 8 – 11 классов /О.С. Габриелян – 2-е Изд., перераб. И доп.-М.: Дрофа, 2008
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.-78с.
Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа 2008
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8 класс: В 2 ч. Ч.2: Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с.
.Габриелян О,С , Рунов Н.Н. Химический эксперимент в школе 8-11 кл. - - М.: Дрофа 2005
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8 класс: Учеб.пособие для общеобразоват.учрежден.- М.: Дрофа, 2003.- 304с
Этап урока
Время
Развитие УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы работы
Продукт деятельности
Организационно-
мотивационный
1мин
Психологический настрой учащихся на урок
Включается в процесс целеполагания, понимает и принимает требования учителя,
Фронтальная
Готовность учащихся к уроку
Актуализация опорных знаний и умений
5 мин
Познавательные:
Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке
Показывает значимость понятия
основания и их свойств в неорганической химии
Заполнение рабочих листов №1(тест о кислотах)
Индивидуальная
Выполненный тест
Целеполагание
2 мин
Личностные:
Осознание значения темы в общей теме «классы соединений»
Регулятивные:совместно с учителем постановка цели.
Предметные: уметь: отличать основания от других классов неорганических соединений, писать реакции с основаниями.
Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся
Осознать и принять цель урока.
фронтальная
Распознать основания среди других классов неорганических соединений(цветные карточки)
Изучение нового
25 мин
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, устанавливать причинно-следственной связи;
Регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы
Коммуникативные: совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
Формирует группы, корректирует их работы
Распределяют роли в группе, планируют работу, осуществляют лабораторную работу
групповая
Выполнение заданий групп по инструкциоым картам(5 групп с различными картами)
Организует выступление групп и помогает делать выводы
Работа по составлению уравнений реакций
(рабочая карточка №2)
Выводы по лабораторной работе.
каждая группа докладывает о новых приобретенных знаниях
Групповая
(работа в парах)
Защита лабораторной работы и выводы по каждой работе
Оценивание результатов Самоконтроль и взаимоконтроль
2 мин
Регулятивные:
осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение)
Создает условий для объективной и качественной самооценки работы групп, выявление качества знаний,
установление причин недостатков,
обеспечение способностей к оценочным действиям
Оценивают работу группы и свою деятельность в составе группы
Индивидуальная
Оценка
Рефлексия
1 мин
осознание степени достижения результата
Предлагает выделить трудности, способы их преодоления, наиболее успешные моменты работы, спрогнозировать дальнейшее изучения темы.
Делятся впечатлениями, обмениваются мнениями.
Фронтальная
Обобщение и выводы более успешных учащихся, выполнение теста№2
Домашнее задание
1 мин
Регулятивные:
Осознание закрепления пройденного материала
Подробное объяснение диферинцированного
Домашнего задания
Осознают и записывают задания (каждый по своему уровню)
индивидуальная
Выполнение домашнего задания
Домашнее задание: П. № 38 по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.
На оценку «5»
Как различить растворы серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций.
На оценку «4» -
Составить уравнения реакций согласно схемам:
К → К2 О→ К ОН
Са → СаО → Са(OН) 2
На оценку «3»
Записать уравнения химических реакций.
HNO3 + КOH =
Сu(OН) 2 + H2SO4 =
FeCl2 + NaOH =
Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему «Мир оснований».
1 группа Инструкционная карта
Правила техники безопасности.
Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
Самовольно сливать и смешивать реактивы.
Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
Цель: выяснить отношение щелочей к индикаторам.
Порядок действий:
1. Прочитайте информацию к размышлению.
2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.
3. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Как индикаторы действуют на щёлочь?
Реактивы (формула и название вещества)
Наблюдения
Вывод
2 группа – Инструкционная карта
Правила техники безопасности.
Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
Самовольно сливать и смешивать реактивы.
Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
Цель: обнаружить среди предложенных растворов щёлочь.
Порядок действий:
1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок – щёлочь. Опытным путём определите, в какой пробирке находится щёлочь.
Для этого используйте один из предложенных индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метил-оранж.
2. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу. Какой вы выбрали индикатор?
Реактивы (формула и название вещества)
Наблюдения
Вывод
3 группа - Инструкционная карта
Правила техники безопасности.
Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
Самовольно сливать и смешивать реактивы.
Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии щелочей с солями тяжёлых металлов.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 184, пункт 2.
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия гидроксида натрия с хлоридом железа(II) .
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт. С какими солями взаимодействуют щёлочи? Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнения химической реакции
Наблюдения
Вывод
4 группа – Инструкционная карта
Правила техники безопасности.
Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
Самовольно сливать и смешивать реактивы.
Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
Цель: проанализировать информацию о разложении нерастворимых оснований.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 161, пункт 4.
Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты со щелочами.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 5
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с NaОН .
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт. Ответы занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнения химической реакции
Наблюдения
Вывод
Рабочая карточка ученика ФИО____________________
ТЕСТ №2
Вариант № 1
1. Найдите химическую формулу основания:
НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.
2.Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде: