kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Аммиак.Строение и свойства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен по УМК О.С. Габриеляна, в соответствии ФГОС. Проводится в общеобразовательном классе. На уроке используется состветствующая презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Аммиак.Строение и свойства".»

Тема « Аммиак.Строение и свойства».

Цель : изучить летучее водородное соединение азота – аммиак.

Задачи :

*образовательные - изучить строение молекулы аммиака, рассмотреть влияние

строения молекулы аммиака на физические и химические свойства вещества; познакомиться с водородной связью; рассмотреть механизм образования

катиона аммония; узнать о применении и значении аммиака.

*развивающие - развитие умений работать с опорными конспектами, учебно – инструктивными картами; продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента; а также умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения различных явлений;

*воспитательные – продолжить формирование химической картины мира; формирования навыков поведения обучающихся в коллективном, групповом, индивидуальном учебном труде; воспитание бережного отношения к здоровью; привычки соблюдать правила по ТБ при проведении эксперимента.

Ожидаемые результаты:

Предметные

*знать строение , физические и химические свойства аммиака;

*уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением аммиака;

Метапредметные

*регулятивные УУД – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свои предположения.

*коммуникативные УУД – уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

*познавательные УУД – уметь ориентироваться в системе знаний; отличать новое от ранее изученного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

* установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.


Тип урока: изучение нового материала.


Вид урока: исследовательский.


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Методы: эвристическая беседа, эксперимент.


Наглядность: ПСХЭ, ряд электроотрицательности.


Оборудование: штатив с пробирками, стакан, стеклянные палочки, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка с принадлежностями.


Реактивы: хлорид аммония (тв.), гидроксид кальция (тв.), соляная кислота, вода, фенолфталеин, медная проволока, сульфат аммония.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие класса, настрой на работу – предложить детям сесть так, чтобы им было комфортно работать на уроке.

Притча Сократа.

«Три человека тащат тяжелые камни в гору.
Пот катится со всех трех.
Одного спросили: 
- Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
-Что ты делаешь? 
- Зарабатываю на хлеб себе и своей семье,
- бодро отвечает он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
- Строю замечательный храм,
который простоит века на радость людям!"

У меня к вам вопрос, на который ответ даст каждый сам для себя: «А зачем Вы пришли на урок?»

  1. Мотивационно - ориентировочный этап. Постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным веществом, которое довольно часто используем в повседневной жизни. Я начну с истории. Во время I мировой войны английский крейсер преследовал немецкий эсминец, который был поврежден в бою. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака. Позже обнаружили, что пострадали люди, пострадали металлические части корабля.( Опыт «Дым без огня»).

Для создания такого эффекта ,я использовала это вещество. Что это за вещество? Аммиак – тема нашего урока.

Давайте поставим перед собою цели урока. Изучить состав, строение, физические и химические свойства аммиака на основе его строения, а так же его применение и значение.

Составим план по которому будем работать на сегодняшнем уроке.

1.Состав и строение молекулы аммиака.

2.Получение.

3.Физические свойства.

4.Химические свойства.

5.Применение и значение.



  1. Операционно-исполнительский этап.

  1. Экскурс в историю – появление аммиака и происхождение его названия (презентация обучающихся).

  2. Строение молекулы аммиака – работа с учебником п.25 (п.29) по вопросам:

Строение молекулы аммиака. Образование водородной связи.



  1. Согласно степеням окисления азота и водорода, составьте формулу аммиака.

  2. Составьте схему строения молекулы аммиака, укажите тип и вид химической связи.

  3. Как и почему смещается электронная плотность в молекуле?

  4. Что обозначает неподеленная электронная пара азота?

  5. Какие электроны участвуют в образовании химической связи? Предположите форму молекулы аммиака.

  6. Предположите химические свойства аммиака.

  7. Объясните, что обозначает водородная связь.



  1. Переходим к практической части урока. Наша цель – получить аммиак, изучить его физические и химические свойства.

Работаем в группах. У каждого из вас на столе лежит карточка – инструкция. Ознакомьтесь с ходом работы. Распределите между собою должности:

  1. Организатор – руководит работой, следит за временем.

  2. Экспериментатор – осуществляет эксперимент.

  3. Теоретик – проанализирует проделанную работу, поможет участникам группы составить уравнение реакций.

  4. Докладчик – объяснит всему классу полученные результаты.

Перед началом работы вспомним общие правила по ТБ при работе с оборудованием и реактивами:

  1. Выполнять опыты аккуратно над лотком, использовать реактивы и оборудование только при непосредственном выполнении опыта.

  2. Склянку с реактивом держать так, чтобы этикетка была под рукой.

  3. Последнюю каплю с горлышка сосуда снимаем.

Правила работы со спиртовкой.

  1. Спиртовку установить посередине стола.

  2. Снять колпачок, поправить диск и фитиль.

  3. Зажечь спичкой.

  4. Пробирку держать под углом 45 градусов, отверстием в сторону. Вначале прогреть всю, затем нагревать там, где необходимо.

  5. Гасить пламя колпачком.

Правила работы с газами.

Итак, прежде чем приступить к выполнению работы еще раз прочитайте инструкцию к ней.

Карточка – инструкция

«Получение аммиака»



Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!

Цель: получить аммиак лабораторным способом.

Ход работы.

  1. Смешайте в пробирке твердые хлорид аммония и гидроксид кальция. Нагрейте смесь.

  2. Укажите признаки данной реакции: что вы почуствовали? Предположите, почему появился запах.

  3. Составьте уравнение реакции взаимодействия хлорида аммония и гидроксида кальция в молекулярном виде.

  4. Составьте уравнение реакции получения аммиака в промышленности из простых веществ.


Карточка – инструкция

«Изучение физических свойств аммиака»



Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!

Цель: практическим путем изучить физические свойства аммиака.

Ход работы.

  1. Получите аммиак. Смешайте в пробирке твердые хлорид аммония и гидроксид кальция. Нагрейте смесь.

  2. Укажите признаки данной реакции: что вы почуствовали? Предположите, почему появился запах.

  3. Изучите физические свойства аммиака. Используя текст учебника п. 25, составьте опорный конспект по плану:

а) агрегатное состояние

б) цвет, запах, вкус

в) температура сжижения

г) предположите, растворяется ли аммиак в воде

д) вычислите его относительную плотность по воздуху.

Карточка – инструкция

«Растворение аммиака в воде»



Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!

Цель: практическим путем изучить , как аммиак растворяется в воде.

Ход работы.

  1. Смешайте в пробирке твердые хлорид аммония и гидроксид кальция.

  2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, коней которой опустите в пробирку с водой, в которую добавлен фенолфталеин. Нагрейте смесь.

  3. Ответьте на вопросы:

а) что наблюдаете? почему фенолфталеин изменил свою окраску?

б) запишите уравнение реакции растворения аммиака в воде

в) составьте схему образования катиона аммония, используя учебник п. 25 (п.29), ответив на вопросы:

*в чем состоит особенность строения молекулы аммиака;

*как образуется катион водорода;

*предположите, как могут соединиться неподеленная электронная пара азота и катион водорода.



Карточка – инструкция

«Взаимодействие аммиака с кислотами»



Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!

Цель: практическим путем изучить ,как аммиак взаимодействует с кислотами.

Ход работы.

  1. Стеклянные палочки последовательно окуните в 10 % раствор аммиака и в раствор соляной кислоты.

  2. Поднесите их друг к другу.

  3. Что наблюдаете?

  4. Составьте уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой.



Время выполнения 10 мин.

Время закончилось, давайте разбираться, что вы изучили.

1 группа – выступление.

2 группа – выступление.

3 группа – выступление.

4 группа – выступление.

Кроме изученных вами свойств, давайте предположим, какими еще свойствами обладает аммиак – это свойство характерно практически для всех веществ. Это горение. Составляем уравнение реакции горения аммиака в кислороде с участием катализатора и без него. Составьте окислительно – восстановительный баланс к данным уравнениям, укажите, чем в них является аммиак.

  1. Рассматриваем последний вопрос урока – применение аммиака.

Выступление обучающихся.



  1. Оценочно – рефлексивный этап.

Выводы, подведение итогов.

  1. Аммиак – летучее водородное соединение, образованное ковалентной полярной связью. Для него характерна межмолекулярная водородная связь.

  2. Аммиак обладает особенными химическими свойствами.

  3. Вступает в реакции с кислотами, растворяется в воде. Реакции идут по донорно – акцепторному механизму.

  4. Области применения аммиака – различны.

  1. Домашнее задание – п. 25 (п.29), задания № 1 -3 (для всех), № 4 – 9 (выполнить любые два).

  2. Закрепление – занимательный опыт с «невидимыми чернилами».
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Аммиак.Строение и свойства".

Автор: Сопова Татьяна Ивановна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331501


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства