Данный урок составлен по УМК О.С. Габриеляна, в соответствии ФГОС. Проводится в общеобразовательном классе. На уроке используется состветствующая презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Аммиак.Строение и свойства".»
Тема « Аммиак.Строение и свойства».
Цель : изучить летучее водородное соединение азота – аммиак.
Задачи :
*образовательные - изучить строение молекулы аммиака, рассмотреть влияние
строения молекулы аммиака на физические и химические свойства вещества; познакомиться с водородной связью; рассмотреть механизм образования
катиона аммония; узнать о применении и значении аммиака.
*развивающие - развитие умений работать с опорными конспектами, учебно – инструктивными картами; продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента; а также умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения различных явлений;
*воспитательные – продолжить формирование химической картины мира; формирования навыков поведения обучающихся в коллективном, групповом, индивидуальном учебном труде; воспитание бережного отношения к здоровью; привычки соблюдать правила по ТБ при проведении эксперимента.
Ожидаемые результаты:
Предметные
*знать строение , физические и химические свойства аммиака;
*уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением аммиака;
Метапредметные
*регулятивные УУД – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свои предположения.
*коммуникативные УУД – уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
*познавательные УУД – уметь ориентироваться в системе знаний; отличать новое от ранее изученного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные
* установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: эвристическая беседа, эксперимент.
Наглядность: ПСХЭ, ряд электроотрицательности.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан, стеклянные палочки, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка с принадлежностями.
Организационный момент. Приветствие класса, настрой на работу – предложить детям сесть так, чтобы им было комфортно работать на уроке.
Притча Сократа.
«Три человека тащат тяжелые камни в гору. Пот катится со всех трех. Одного спросили: - Что ты делаешь? - Тащу эту проклятую ношу. Второго спросили: -Что ты делаешь? - Зарабатываю на хлеб себе и своей семье, - бодро отвечает он. Третий на тот же вопрос улыбнулся: - Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям!"
У меня к вам вопрос, на который ответ даст каждый сам для себя: «А зачем Вы пришли на урок?»
Мотивационно - ориентировочный этап. Постановка целей и задач.
Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным веществом, которое довольно часто используем в повседневной жизни. Я начну с истории. Во время I мировой войны английский крейсер преследовал немецкий эсминец, который был поврежден в бою. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака. Позже обнаружили, что пострадали люди, пострадали металлические части корабля.( Опыт «Дым без огня»).
Для создания такого эффекта ,я использовала это вещество. Что это за вещество? Аммиак – тема нашего урока.
Давайте поставим перед собою цели урока. Изучить состав, строение, физические и химические свойства аммиака на основе его строения, а так же его применение и значение.
Составим план по которому будем работать на сегодняшнем уроке.
1.Состав и строение молекулы аммиака.
2.Получение.
3.Физические свойства.
4.Химические свойства.
5.Применение и значение.
Операционно-исполнительский этап.
Экскурс в историю – появление аммиака и происхождение его названия (презентация обучающихся).
Строение молекулы аммиака – работа с учебником п.25 (п.29) по вопросам:
Строение молекулы аммиака. Образование водородной связи.
Согласно степеням окисления азота и водорода, составьте формулу аммиака.
Составьте схему строения молекулы аммиака, укажите тип и вид химической связи.
Как и почему смещается электронная плотность в молекуле?
Что обозначает неподеленная электронная пара азота?
Какие электроны участвуют в образовании химической связи? Предположите форму молекулы аммиака.
Предположите химические свойства аммиака.
Объясните, что обозначает водородная связь.
Переходим к практической части урока. Наша цель – получить аммиак, изучить его физические и химические свойства.
Работаем в группах. У каждого из вас на столе лежит карточка – инструкция. Ознакомьтесь с ходом работы. Распределите между собою должности:
Организатор – руководит работой, следит за временем.
Докладчик – объяснит всему классу полученные результаты.
Перед началом работы вспомним общие правила по ТБ при работе с оборудованием и реактивами:
Выполнять опыты аккуратно над лотком, использовать реактивы и оборудование только при непосредственном выполнении опыта.
Склянку с реактивом держать так, чтобы этикетка была под рукой.
Последнюю каплю с горлышка сосуда снимаем.
Правила работы со спиртовкой.
Спиртовку установить посередине стола.
Снять колпачок, поправить диск и фитиль.
Зажечь спичкой.
Пробирку держать под углом 45 градусов, отверстием в сторону. Вначале прогреть всю, затем нагревать там, где необходимо.
Гасить пламя колпачком.
Правила работы с газами.
Итак, прежде чем приступить к выполнению работы еще раз прочитайте инструкцию к ней.
Карточка – инструкция
«Получение аммиака»
Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!
Цель: получить аммиак лабораторным способом.
Ход работы.
Смешайте в пробирке твердые хлорид аммония и гидроксид кальция. Нагрейте смесь.
Укажите признаки данной реакции: что вы почуствовали? Предположите, почему появился запах.
Составьте уравнение реакции взаимодействия хлорида аммония и гидроксида кальция в молекулярном виде.
Составьте уравнение реакции получения аммиака в промышленности из простых веществ.
Карточка – инструкция
«Изучение физических свойств аммиака»
Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!
Цель: практическим путем изучить физические свойства аммиака.
Ход работы.
Получите аммиак. Смешайте в пробирке твердые хлорид аммония и гидроксид кальция. Нагрейте смесь.
Укажите признаки данной реакции: что вы почуствовали? Предположите, почему появился запах.
Изучите физические свойства аммиака. Используя текст учебника п. 25, составьте опорный конспект по плану:
а) агрегатное состояние
б) цвет, запах, вкус
в) температура сжижения
г) предположите, растворяется ли аммиак в воде
д) вычислите его относительную плотность по воздуху.
Карточка – инструкция
«Растворение аммиака в воде»
Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!
Цель: практическим путем изучить , как аммиак растворяется в воде.
Ход работы.
Смешайте в пробирке твердые хлорид аммония и гидроксид кальция.
Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, коней которой опустите в пробирку с водой, в которую добавлен фенолфталеин. Нагрейте смесь.
Ответьте на вопросы:
а) что наблюдаете? почему фенолфталеин изменил свою окраску?
б) запишите уравнение реакции растворения аммиака в воде
в) составьте схему образования катиона аммония, используя учебник п. 25 (п.29), ответив на вопросы:
*в чем состоит особенность строения молекулы аммиака;
*как образуется катион водорода;
*предположите, как могут соединиться неподеленная электронная пара азота и катион водорода.
Карточка – инструкция
«Взаимодействие аммиака с кислотами»
Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!
Цель: практическим путем изучить ,как аммиак взаимодействует с кислотами.
Ход работы.
Стеклянные палочки последовательно окуните в 10 % раствор аммиака и в раствор соляной кислоты.
Поднесите их друг к другу.
Что наблюдаете?
Составьте уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой.
Время выполнения 10 мин.
Время закончилось, давайте разбираться, что вы изучили.
1 группа – выступление.
2 группа – выступление.
3 группа – выступление.
4 группа – выступление.
Кроме изученных вами свойств, давайте предположим, какими еще свойствами обладает аммиак – это свойство характерно практически для всех веществ. Это горение. Составляем уравнение реакции горения аммиака в кислороде с участием катализатора и без него. Составьте окислительно – восстановительный баланс к данным уравнениям, укажите, чем в них является аммиак.
Рассматриваем последний вопрос урока – применение аммиака.
Выступление обучающихся.
Оценочно – рефлексивный этап.
Выводы, подведение итогов.
Аммиак – летучее водородное соединение, образованное ковалентной полярной связью. Для него характерна межмолекулярная водородная связь.
Аммиак обладает особенными химическими свойствами.
Вступает в реакции с кислотами, растворяется в воде. Реакции идут по донорно – акцепторному механизму.
Области применения аммиака – различны.
Домашнее задание – п. 25 (п.29), задания № 1 -3 (для всех), № 4 – 9 (выполнить любые два).
Закрепление – занимательный опыт с «невидимыми чернилами».