Предмет | Химия |
Класс | 8 |
Тема урока | «Оксиды. Классификация. Номенклатура» |
Цели урока: | Содержательная: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов |
Деятельностная: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия |
Задачи урока | Обучающие: - сформировать у учащихся знания о классификации оксидов, познакомить с минералами, содержащие оксиды, рассмотреть физические свойства (агрегатное состояние, взаимодействие с водой). Развивающие: - помочь формированию умения устанавливать взаимосвязь между составом, названием и свойствами; - помочь развитию инициативы, самоконтроля и самооценки; - содействовать развитию умения применять новые знания на практике; - способствовать формированию умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме. Воспитательные: - создавать условия по воспитанию качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способности принимать самостоятельные решения; - совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы; - укреплять совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке; - способствовать формированию культуры речи; -формировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Основное содержание темы, термины и понятия | Познакомить обучающихся с классом неорганических веществ оксидами: давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, классифицировать, описывать физические свойства оксидов и их использование. |
Межпредметные связи (указать предметы) | География, математика, физика, литература, информатика |
Формы работы | индивидуальная, групповая, работа в парах |
Методы и методические приемы | Объяснение, устный опрос,сравнение, анализ, поощерение, проблемно – поисковый, познавательный, игровой, практический, элементы критического мышления, самопроверка обучающихся. |
Этапы урока | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал, доминирующий на нашей планете. Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете четыре загадки. На интерактивной доске вы должны разгадать разные вещества, относящиеся к теме нашего сегодняшнего урока. Учитель организует работу в группах Слайд1 Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего. Она и дождь, и град, и снег, Туман и гололед, Носитель благ, предвестник бед - И радуга и лед. Что это за вещество? Ответ прост - это вода. Вода покрывает 71% площади поверхности Земли, или 361 млн. км2 Объем воды на планете составляет 1,5 млрд. км3 Запишите формулу воды в тетрадь. Слайд 2 Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Это газ, выделяемый всеми живыми организмами при выдохе. Ответ готов? Верно, это углекислый газ. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04-0,03%. Растения, благодаря процессу фотосинтеза, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические - глюкозу, крахмал. В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%. Запишите формулу углекислого газа Слайд 3 Для того, чтобы разобраться, что же в ней, прочтите стихотворение: На монете 10 рублевой Позеленела медь, Но так играет луч на ней, Что весело глядеть… Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась? Смотрим последний слайд. Слайд 4 Что-то можно в нем зарыть, По нему люблю ходить, И на нем поспать часок. Угадали что? - ... Ответ: Песок Вы разгадали четыре загадки. Получили четыре разных вещества. Первое - вода - жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле. Второе вещество - углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни. Третье вещество твердое - оксид меди (II). Обуславливает образование темного налета на медных изделиях. Четвертое вещество – песок, известный всем детям, без него невозможно осуществить строительство объекта, изготовить все виды стекла. Что же между ними общего? Обучающиеся выдвигают предположение о сходном составе молекул. (Состоят из двух элементов, одним из которых является кислород со степенью окисления -2). | 1. Разгадывают загадки (проблемную ситуацию). 2. Формируют группы | Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Регулятивные УУД.Целеполагание. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия;
| Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | Фронтальная беседа по теме «Степень окисления» Определите степени окисления элементов в указанных соединениях: Na2O, SO3, P2O5, SO3, Cu2O, SiO2,H2O | Вспоминают определение «Степень окисления». В тетрадях выполняют задания на нахождении степеней окисления, анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные УУД. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3.Этап выявления места и причины затруднения | Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Проблемная ситуация Что заметили интересного? Как Вы думаете, с какими соединениями мы будем сегодня работать? Подумайте, как можно назвать вещества, которые состоят из двух элементов и в которых есть кислород? Хотите познакомиться с названием этих соединений? А как их можно назвать, классифицировать? Какая цель нашего урока? | Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу. | РегулятивныеУУД. Уметьсамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. Познавательные УУД. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные УУД. Самоопределение |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся, консультирует. | Работают с учебником §18, стр.89-91 и раздаточным материалом. Решают задачу. Этот газ убивает микроорганизмы, им окуривают овощехранилища и склады, отбеливают солому, щелк, шерсть. Выведите формулу газа, если массовая доля серы в оксиде равна 50% | Познавательные УУД. Умение работать с текстом. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Личностные УУД. Планирование учебной деятельности |
5 Этап реализации построения проекта
Физминутка | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Задание: «Найди соответствие». Найдите соответствие между формулой оксида и его названием. В своих тетрадях запишите к цифре соответствующую букву. SО3 а. оксид азота (IV) ZnО b. Оксид натрия NО2 с. Оксид серы (VI) SО2 d. Оксид цинка Nа2О е. оксид серы (IV) | Учащиеся выполняют задание, применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; фиксируют в обобщенном виде новый способ действи | Познавательные УУД. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Познавательные УУД. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала. Групповое общение: «Ты мне, а я тебе»
| Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) оксидов, их классификации, решение задачи. | Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). Регулятивные УУД. Выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Усвоение учащимися нового способа действия | Самостоятельная работа 1(Базовый уровень) Заполнить таблицу «Важнейшие оксиды»
Формула вещества | Название | Нахождение в природе | Свойства | Применение | | | | | |
2(Повышенный уровень) Распределите вещества (из таблицы) по группам.
| Работа с учебником §18, стр.91-97. Записывают в тетрадях. Проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). | Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Личностные УУД. Самоопределение. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения;
| Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. | Базовый уровень. Игра «Куча –мала» 1.на плотной бумаге написаны формулы веществ. CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2,H2O,CиSO4. С помощью магнитиков прикрепите на доске в два столбика отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре. 2. (Повышенный уровень) Составьте формулы названных в тексте оксидов: «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Распределите вещества по группам. Ребята, давайте поменяемся работами, проверим ее и выставим оценки за работу. | Решают самостоятельно. Применяют знания на практике Выполняют задания в тетрадях. Перечисляют критерии оценивания Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). | Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
| Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
| Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? Предлагает составить синквейн по теме урока А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы. Что изучали сегодня на уроке? Кто желает сформулировать определение оксидов.? На какие группы делятся оксиды? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок Информация о домашнем задании §18, упр. № 1 , № 2 , №3, № 6 Поясняет выполнение заданий
| Проводят рефлексию по алгоритму. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю. Памятки по составлению синквейна имеются у всех учащихся Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД.Умение структурировать знания. |