kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии "ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ" 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка урока предназначена для учителей химии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ" 11 класс»

ТЕМА УРОКА:СОСТАВ МЫЛА, ЕГО МОЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.ПОНЯТИЕ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВАХ.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НИМИ.


ЦЕЛИ УРОКА: изучить состав мыла, его моющее действие, дать понятие о СМС, сформировать представление о мыле как соли высших карбоновых кислот; систематизировать знания о мыле и СМС; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; навыки работы с лабораторной посудой, реактивами; экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.


Оснащение урока: учебник, таблица Менделеева, карточки-задания «Мир глазами химика»; интерактивный куб, тест, штатив, пробирки, фенолфталеин, раствор мыла и СМС, вода.


ХОД УРОКА: МИНИ-МОДУЛЬ №1-содержательно-поисковый.

1. Оргмомент, создание ситуации психологического комфорта.

2.Сообщение темы урока (Сегодня тяжело представить свою жизнь без мыла и стиральных порошков. Поэтому, тема нашего урока…

3.Мотивация учения


Историческая справка. Стирку без мыла описал Гомер в поэме «Одиссея». Женщины везли белье на возах ко рву в глинистом грунте, долго топтали его, полоскали ,расстилали на берегу моря ,где оно промывалось галькой. Глину добавляли для поглощения жира.


Первое упоминание о мыле встречается в работах римского историка Плиния Старшего в 1 в.до н.э. Он описывал мыло, которое получали из жира и золы растений. Такую же технологию использовали партизаны во время Великой Отечественной войны.

Когда появилось искусство мыловарения - неизвестно. Возможно, оно появилось, когда мясо жарилось на костре, жир капал, соединялся с золой и образовывалось мыло.


У многих народов существует выражение «посыпать голову пеплом»-в случаях горя, а в праздники- мазать жиром. При взаимодействии с кожным жиром на поверхности волос образовывалась неприглядная корка. Люди заметили, что такие волосы лучше моются. Позднее такую смесь стали варить в горшках. Это было 2 тыс. лет назад. А в Европе мыловарение как ремесло возникло в 15 столетии.

Изабелла Кастильская, которая в 15 ст. стала королевой Испании, вошла в историю своими откровениями о том, что мылась всего два раза в жизни-после рождения и перед свадьбой.

Не лучше было и два столетия назад. В то время, как «три мушкетера» обнажали оружие за короля, Людовик 14 подписал вердикт, которым обязывал знать при посещении дворца пользоваться крепким парфюмом, чтобы заглушить неприятный запах грязной одежды и немытых тел.

Развитию мыловарения способствовало наличие сырья. Марсельская мыловарня пользовалась оливковым маслом и содой. Юстус Либих оценивал уровень культуры народа по количеству используемого мыла.

4.Актуализация опорных знаний


Беседа:


1.Что собой представляют жиры? (сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот).

2.Какими кислотами образованы твердые и жидкие жиры? (стеариновой, пальмитиновой, олеиновой, линолевой и линоленовой кислотами )

3.Каковы продукты гидролиза жиров? (глицерин и высшие карбоновые кислоты)

4.Какая вода называется жесткой? (природная вода, содержащая соли кальция, магния, железа.)


5.Объяснение нового материала


1. Постепенное заполнение таблицы.

Моющие средства.

Виды

Получение

Свойства

Мыло твердое- натриевая соль высших карбоновых кислот





Натриевые мыла получают при взаимодействии высших карбоновых кислот и соды или щелочи:С 17 Н35 СООН + NaOH =C17 H35 COONa + H2 O

Стеарат натрия

Щелочь разлагает жиры и освобождает грязь. Карбоновые кислоты с водой образуют пену, которая захватывает частицы грязи. Если вода жесткая, то мыло не пенится: 2С17 Н 35СООNa + Ca(HCO3 )2 = (C17 H35 COO)2 Ca + 2 NaHCO3

Жидкие мыла- калиевые соли высших кислот

С17 Н 35СООН + КОН = С17 Н 35СООК + Н 2О

С17 Н 35СООН + К2СО 3=

17Н 35СООК + СО2+ Н2О

Лучше, чем натриевые соли , растворимы в воде, и следовательно, имеют лучшее моющее действие.

СМС- натриевые соли кислых сложных эфиров высших спиртов и сульфатной кислоты.

R-CH 2OH + HO-SO 3H

R-CH 2–O-SO3 H+H2 O

R-CH –OH + NaOH

R-CH –O-SONa + H O

Кальциевые соли растворимы в воде, следовательно, не утрачивают моющее действие в жесткой воде.



МИНИ – МОДУЛЬ №2 – СП


2. Ядровое мыло; жидкое мыло.

Как же изготовляют мыло? В результате нагревания жира с водой в автоклавах образуются глицерин и жирные кислоты. Для изготовления мыла кислоты нагревают с раствором натрий карбоната. Чтобы выделить мыло, к раствору добавляют натрий хлорид. При этом мыло всплывает в виде плотного слоя – ядра. Из этой массы изготавливают ядровое мыло – обычные сорта хозяйственного мыла. Жидкое мыло - калийное.

3. Туалетное мыло.

Какие основные свойства туалетного мыла?

- хорошо растворяется, образует пену и в холодной воде;

- быть пластичным в процессе производства (а не хрупким)

- долго сохранять моющие свойства

- быть стойким и к действию внешней среды.

Высшие сорта туалетного мыла изготавливают только из качественных натуральных жиров:60 – 65% говяжий жир, 15 – 20% - свиной жир и 15 – 20% - кокосовое масло.

4. Получение СМС.

5. Моющее действие мыла (рис.9 стр.40)

6. Опыты

Лабораторная работа №5. Сравнение свойств мыла и СМС.


Опыт № 1.

В 2 пробирки наливаем жесткую воду объемом 4 мл. В одну добавляем раствор мыла, в другую – раствор стирального порошка. Содержимое пробирок встряхиваем и наблюдаем быстрое образование стойкой пены в пробирке с раствором порошка. Вывод: в отличие от

обычного мыла, СМС хорошо стирают в жесткой воде, потому что их Опыт №2

В 2 пробирки наливаем растворы разных СМС, добавляем фенолфталеин. Наблюдаем в одной из пробирок появление розового окрашивания. Это говорит о наличии щелочной среды.

Какое из указанных выше моющих средств следует использовать для стирки а) хлопчатобумажных б) шерстяных изделий?

Вывод: для стирки шерстяных изделий следует выбирать нещелочное СМС т.к. щелочь разрушает волокна шерсти


МИНИ – МОДУЛЬ №3. АДАПТИВНО – ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ

Мир глазами химика

7.Работа в группах.

1. Порошок «Ариэль» с биодобавками замечательно отстирает ваше белье в горячей и холодной воде. Используется даже при кипячении. Мы лучшие!

Оцените достоверность этой рекламы. (Ферменты – белки, поэтому при кипячении он будет стирать, как обычный порошок)

2.Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 и замочила белье, используя мыло. Вторая - довела воду до кипения, 5 минут кипятила, охладила до 60 и начала стирку тоже с мылом. У кого лучше получится? Почему? (Мыло стирает лучше в мягкой воде, поэтому лучше будет у той, которая кипятила воду.)

3. «Биодобавки «Нового лоска» любую грязь отстирают просто. Оцените достоверность этой рекламы. (Биодобавки – для борьбы с загрязнениями природного(белкового) происхождения. СМС удаляет также жир, но не может устранить пятна от масляной краски, чернил. В угоду рифме – недостоверность рекламы.)

4.»Миф-универсал» - лучшее средство для стирки белья, чистки ванны и мытья пола! Вы сэкономите с «Мифом» в 3 раза больше денег! Оцените достоверность этой рекламы.

Разбор ответов.

8.Кубирование.

Как у кубика есть 6 граней, так и мы попробуем по 6 параметрам описать мыло и СМС.

Описать объект

Твердое, жидкое, растворимо в воде, мылкое на ощупь

Порошки, пасты

Установить ассоциацию

приятный запах, грязь, смерть микробам, «Мойдодыр» ( тут и мыло подскочило…)

«Дося», »Гала», «Вы ещё кипятите? Тогда мы идём к вам"

Сравнить с аналогичным:

натриевое мыло –твердое , калиевое- жидкое.


Содержат щелочи, не содержат щелочи, энзиматические, неэнзиматические.


Проанализировать по составу:

С17 Н 35СООК,

С17Н35СООNa


R-CH2 –O-SO3 Na


Где применяется:

стирка, мытьё, добавка к ядохимикатам для образования стойких эмульсий, которые хорошо смачивают листья растений.

Са- мыло (солидол)-смазочное масло


Стирка, удаление жира с посуды, шампуни.




«За» и «Против»:

для производства необходимы жиры природного происхождения.

Загрязнение окружающей среды, заболачивание водоёмов(СМС не разлагаются микроорганизмами водоёмов. Они выносятся со сточными водами в реки, покрывают воду пеной, в результате чего гибнет рыба и микроорганизмы. На большинство низших организмов (планктон, водоросли) СМС оказывает токсическое и дезинфекционное действие).


9.ТЕСТ

1. Мыло принадлежит к классу : спирты соли карбоновые кислоты сложные эфиры

2.Калийное мыло по консистенции : твердое жидкое

3.Ядровое мыло – это …(слой мыла на поверхности после высаливания )

4.Туалетное мыло отличается от хозяйственного….

5.сырьём для производства мыла является…(жир, масло + сода или NaОН)

6.Почему СМС стирает лучше в жесткой воде? (Не образуется нерастворимых солей Са и Мg)

7.Какая вода называется жёсткой?

8.Какой порошок лучше использовать для стирки изделий из шерсти?( не содержащий щелочи)

9.Общая формула СМС…R-CH-2 -O-SO3Na

10.В качестве смазки применяют…(Са- мыло )

11.Из какой свечки- стеариновой или восковой- можно изготовить мыло?

12.Можно ли мылом выстирать бельё в морской воде?



Проверка, оценивание.

Рефлексия.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Алфутов Юрий Васильевич

Дата: 30.01.2018

Номер свидетельства: 453531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства