kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии по теме "Аммиак. Соли аммония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Основная цель урока - научить школьников получать аммиак в лаборатории, объяснять его свойства на основе знаний о строении атома азота и молекулы аммиака.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии по теме "Аммиак. Соли аммония"»

Тема урока: "Аммиак. Соли аммония". 9-й класс

Пояснительная записка

Урок «Аммиак. Соли аммония» подготовлен для 9 класса и проводится при изучении темы «Подгруппа азота».

Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощью вопросов, заданий мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснений различных природных явлений.

Основная цель урока – научить школьников получать аммиак в лаборатории, объяснять его свойства на основе знаний о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека.

Особое внимание уделяется тому, чтобы ребята научились работать с опорными конспектами и учебно-инструктивными (технологическими) картами.

Содержание урока включает не только химический, но и исторический, биологический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями детей.

На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. Для решения этой задачи на уроке запланировано проведение лабораторного эксперимент .Урок должен продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде.

В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный эксперимент:

Демонстрационный эксперимент:

№ 1. «Дым в стакане». 
№ 2. Получение аммиака из хлорида аммония и гидроксида кальция.
№ 3. Испытание индикатором раствора аммиака в воде.
№ 4. Взаимодействие аммиака с соляной кислотой.
№ 5. Аммиак – огнетушитель.
№ 6. Качественная реакция на ион аммония (взаимодействие с раствором медного купороса или сульфата кобальта (II)).

Лабораторный эксперимент:

№ 1. Изучение физических свойств раствора аммиака.
№ 2. Взаимодействие оксида меди (II) с нашатырем.

Оборудование: технологическая карта к уроку, учебно-инструктивная карта, тесты для контроля знаний учащихся;

Прибор для получения аммиака, сосуд с водой, сухая маленькая колба для сбора аммиака, нашатырь, гидроксид кальция, раствор фенолфталеина, большая колба, две стеклянные палочки, карбонат калия, раствор аммиака 10%-ный, раствор соляной кислоты, растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II);

Для лабораторной работы:

Нашатырь, медная проволочка, спиртовка, спички, склянка с раствором аммиака.

Место проведения урока: кабинет химии.

Девиз урока: «Я думаю, что химики – это те, кто на самом деле понимает мир. Этот огромный мир – удел химиков» (Л. К. Полинг)

«Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов)

План урока

I. Мотивационно - ориентировочный этап

  1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке

  2. Постановка целей урока

II. Операционно-исполнительский этап

  1. Прогнозирование свойств аммиака

  2. Изучение свойств аммиака

  • Физические свойства

  • Химические свойства

  • Знакомство с солями аммония

  • Области применения аммиака и его производных

  • Способы получения аммиака

III. Оценочно-рефлексивный этап

  1. Контроль и самоконтроль: работа с тестами, работа с опорным конспектом

  2. Выводы

  3. Домашнее задание

I. Мотивационно - ориентировочный этап

  1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, создание проблемной ситуации

Вводное слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с основной характеристикой подгрупп кислорода и азота. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические.

Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства. Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять известные высказывания Л. К. Полинга и О.М. Нефедова:

«Я думаю, что химики – это те, кто на самом деле понимает мир. Этот огромный мир – удел химиков» (Л. К. Полинг)

«Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов)

Подумайте, ребята, преувеличили ли значение химии эти ученые или они абсолютно правы?

Сегодня на уроке мы будем пользоваться не только привычными для вас карточками-подсказками, но и опорным конспектом (он включает технологическую карту и вопросы к уроку) – все это вы видите на столах.

Итак, начнем знакомиться с удивительнейшим веществом!

Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Демонстрационный опыт № 1. «Дым в стакане»

Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю. Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол? А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!

Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак».

В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».

Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия.

Формула аммиака – NH3, т.е. это водородное соединение азота.

1. Пользуясь опорным конспектом, планом характеристики элемента, охарактеризуйте строение атома азота (1s22s22p3, валентность азота равна 3, может быть 4, это типичный неметалл, ОЭО = 3,0.

2. Сколько ковалентных связей может образовать атом азота? (3 по обменному механизму и четвертую связь атом азота может образовать по донорно-акцепторному механизму)

3. Учитывая ОЭО азота, скажите, какие типы связей можно наблюдать в молекуле аммиака? (Связи N-H ковалентные полярные, электронная плотность смещена от водорода к азоту, поэтому на атоме азота возникает частичный отрицательный заряд)

4. Рассмотрите модель молекулы аммиака. Какую геометрическую фигуру напоминает молекула аммиака? (Пирамиду, в вершинах которой находятся 3 атома водорода и неподеленная пара электронов азота)

II. Операционно-исполнительский этап

1. Прогнозирование свойств аммиака

Как вы думаете, будет ли аммиак растворяться в воде.

Подсказка: обычно в воде растворяются те вещества, молекулы которых могут притягиваться к молекулам воды.

Ответ: да, аммиак должен растворяться в воде, так как его молекула полярна.

2. Давайте получим аммиак так же, как его получали алхимики. Справедливости ради, надо сказать, что лабораторный способ получения аммиака с тех пор практически не изменился.

Демонстрационный опыт № 2

Получение аммиака взаимодействием нашатыря и гашеной извести

Демонстрационный опыт 3

Испытание индикатором раствора аммиака в воде

Беседа по вопросам:

  1. Легче или тяжелее аммиак воздуха?

  2. Растворяется ли он в воде?

  3. Как вы думаете, почему это вещество имеет такой едкий запах?

  4. Используют ли люди это свойство аммиака?

  5. Раньше барышни, склонные к обморокам, носили с собой «нюхательную соль». Как вы думаете, что это за вещество?

Лабораторная работа 1

Знакомство с физическими свойствами аммиак

3. Охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту (Приложение 1) по плану:

  1. Агрегатное состояние

  2. Цвет

  3. Вкус

  4. Запах

  5. Растворимость в воде

  6. Плотность

4. Переходим к характеристике химических свойств аммиака

Мы уже заметили, что аммиак хорошо растворяется в воде, что он имеет очень резкий запах, наконец, вспомните, ведь его ещё в средние века называли «щелочной воздух».

Беседа по вопросам:

  1. Как образуется донорно-акцепторная связь?

  2. Какие частицы могут предоставить аммиаку пустую атомную орбиталь (АО), да ещё и притягиваться к молекуле? (Ион Н+)

  3. Посмотрите, как образуется ион аммония и сделайте окончательный вывод о валентных возможностях азота.

  4. Может ли азот проявлять валентность, равную 5?

  5. Откуда в растворе аммиака берутся ионы ОН-? Не может ли именно этот факт объяснить едкий запах и вкус аммиака?

  6. Будет ли аммиак реагировать с кислотами? Почему? (В растворах кислот много ионов Н+).

Демонстрационный эксперимент 4.

Взаимодействие аммиака с соляной кислотой

Опыт проводят, потирая друг о друга две стеклянные палочки, одна из которых смочена раствором аммиака, а другая – раствором соляной кислоты.

Теперь бы вы смогли объяснить англичанам, почему между их кораблем и судном противника появился едкий «дым»? (Конечно, это была реакция образования хлорида аммония).

Объясните, какие факты позволили детскому поэту написать такие строчки:

Добрый старый аммиак,
Он богач, и он бедняк,
Богат неподеленными своими электронами, 
Но только, вот беда, ему
В растворе скучно одному.
Он погулять готов всегда:
Там кислота, а тут вода…
Потом, обобранный до нитки,
Он плачет: «Где мои пожитки?
Какое это беззаконие:
Стал катионом я аммония!»

Вывод: растворение аммиака в воде и в кислотах – процесс химический, в основе которого лежит способность молекул аммиака связывать ионы водорода. Причина этого – наличие у атома азота свободной пары электронов, которая «перетягивает» протон водорода Н+ из молекул воды Н2О и соляной кислоты HCl.

Ребята, у меня в руках учебник химии за 1927 год. Его авторы советуют всегда держать дома склянку с нашатырным спиртом: «и для нейтрализации кислот, и для выведения жирных пятен, и в качестве самого дешевого и верно действующего огнетушителя».

Демонстрационный опыт 5

Аммиак – огнетушитель

В склянку с раствором аммиака опускаем горящую лучинку – наблюдаем, как она гаснет.

Итак, аммиак не горит!

А что такое горение? (Это окисление, процесс потери, отдачи электронов. У азота в молекуле аммиака электронов много, следовательно, сильный окислитель, такой, как кислород, может их отнять. Т. о., аммиак гореть должен!)

Решение проблемы:

Аммиак не горит в воздухе, но в чистом кислороде или в присутствии катализатора аммиак хорошо окисляется.

Найдите в опорном конспекте уравнения химических реакций, иллюстрирующие данное свойство аммиака. Какие продукты образуются при горении аммиака без катализатора и в присутствии катализатора (губчатого железа). В каком случае аммиак теряет больше электронов и почему?

Греческий историк Страбон (64-20 годы до н.э.) писал о родственных друг другу порошках красного и черного цвета, которые «умелый ремесленник прокаливает в горне с углем и в красный металл превращает». Конечно, порошки эти – оксиды меди, а сам металл – медь. Интересно другое. Оказывается, любой современный мастер знает, что очистить медь паяльника от черного налета оксида меди (II) CuO можно с помощью нашатыря.

Лабораторный опыт № 2

Взаимодействие оксида меди (II) с нашатырем

Какое химическое превращение можно ожидать в данном случае?

При нагревании нашатырь разлагается с выделением аммиака, а уже аммиак (очень хороший восстановитель) взаимодействует с оксидом меди. Найдите в опорном конспекте уравнение этой химической реакции и запишите его в тетрадь.

Ребята, а как узнать аммиак, отличить его, не спутав при этом с другими веществами?

Конечно, по запаху. А ещё можно, как настоящий химик, провести качественные реакции. Качественные реактивы на аммиак знали ещё алхимики – это растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II).

Демонстрационный опыт 6

Качественные реакции на аммиак

При взаимодействии солей меди с аммиаком наблюдается васильковое окрашивание, а при взаимодействии солей кобальта с аммиаком – розовый цвет сначала переходит в синий, а потом в коричнево-желтый. Вещества, которые образуются при этом, имеют сложное строение, мы будем их изучать в старших классах.

В течение всего урока мы постоянно говорили и имели дело не только с самим аммиаком, но и с его солями, например, с хлоридом аммония (нашатырем). Соли аммония человек широко использует в быту и в технике. С одним способом их использования мы познакомились – очистка медных изделий (паяльников). Но есть и другие:

  1. Бабушка всегда посоветует приложить к месту ожога крапивой или укуса насекомого примочку из нашатыря, потому что он нейтрализует кислоты;

  2. Растения скажут вам «спасибо», если вы их подкормите раствором солей аммония;

  3. Ваша мама печет пирожки, используя пекарский порошок, который содержит карбонат аммония.

Пользуясь опорным конспектом и, назовите другие области применения аммиака и его солей.

Оценочно-рефлексивный этап

  • Работа с тестами

  • Выводы по уроку

  • Домашнее задание: пользуясь материалами учебника и опорным конспектом, изучите строение молекулы аммиака и его свойства;

  • Творческое задание: придумайте рассказ-задачу по материалам урока.

Литература.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по химии по теме "Аммиак. Соли аммония"

Автор: Низамиева Гулия Шамсатовна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока химии на тему "Аммиак.Соли аммония""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_khimii_na_tiemu_ammiak_soli_ammoniia"
    ["file_id"] => string(6) "447216"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514474899"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по химии в 9 классе Азот и фосфор. ( игра Счастливый случай). "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-azot-i-fosfor-ighra-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "186583"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426363215"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "урок по химии "Азотная кислота""
    ["seo_title"] => string(31) "urok-po-khimii-azotnaia-kislota"
    ["file_id"] => string(6) "265954"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450072861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства