Конспект урока "Химическая формула. Валентность. Закон постоянства состава вещества"
Конспект урока "Химическая формула. Валентность. Закон постоянства состава вещества"
Рабочий урок по химии. Данный урок проводился в 8 классе, при разработке использовались игровые формы. Информация для урока бралась из учебника и ресурсов интернета
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Химическая формула. Валентность. Закон постоянства состава вещества"»
Химия
Урок 9 8 класс
Химическая формула. Валентность. Закон постоянства состава вещества
Цель урока: сформировать у учащихся знания о валентности, составлении химических формул по валентности, познакомить с законом постоянства состава вещества, формировать интерес к изучению химии, понимание важности закона постоянства состава вещества как для химии, так и для других наук; развивать мышление, умение составлять химические формулы, определять валентность химических элементов.
Вывод: валентность элемента можно представить как число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента может соединяться атом данного элемента.
Правила определения валентности элементов в соединениях
Валентность водорода принимают за I (единицу).
Тогда в соответствии с формулой воды Н2О к одному атому кислорода присоединено два атома водорода.
Кислород в своих соединениях всегда проявляет валентность II.
Поэтому углерод в соединении СО2 (углекислый газ) имеет валентность IV.
Как определить валентность элемента, исходя из таблицы Д.И.Менделеева?
У металлов, находящихся в группах А, валентность равна номеру группы.
У неметаллов в основном проявляются две валентности: высшая и низшая
Высшая валентность равна номеру группы.
Низшая валентность равна разности между числом 8 (количество групп в таблице) и номером группы, в которой находится данный элемент.
Например: сера имеет высшую валентность VI и низшую (8 – 6), равную II; фосфор проявляет валентности V и III.
Валентность может быть постоянной (у элементов (главных) A подгрупп таблицы Д.И.Менделеева) или переменной (у элементов (побочных) B подгрупп в таблице)
Валентность элементов необходимо знать, чтобы составлять химические формулы соединений. Таблица 3 с. 32 учебника – анализ
Два правила для составления химических формул соединений неметаллов между собой.
1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже.
Например, SO3, SiC.
2) В формулах соединений атом неметалла, проявляющий низшую валентность, всегда стоит на втором месте, а название такого соединения оканчивается на «ид».
Закон постоянства состава веществбыл открыт французским ученым Прустом в 1808 г.
Современная формулировка закона:каждое химически чистое вещество с молекулярным строением независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же постоянный качественный и количественный состав.
Например: массовые отношения –
m(Fe) : m (S) = 56 а.е.м. : 32 а.е.м. = 56 г : 32 г = 7: 4
в. 6 с. 37
Рефлексия:
Работа с учебником:
в. 3, 4, 5, 6, 10 с. 33
Беседа с учащимися по вопросам
1) Что такое валентность?
2) Чему равны валентности водорода и кислорода?
3) Какие два значения валентности могут проявлять неметаллы?
4) Как определить низшую и высшую валентности неметаллов?
5) Какой из двух неметаллов в химической формуле их соединения занимает 1-е место, а какой – 2-е? Поясните на примере оксида NO2, используя таблицу Д.И.Менделеева.
VIII. Задание на дом: §12, 13, 14 в. 3, 4 с. 34 п.