Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока - квест по химии "Химические реакции. Уравнения химических реакций."»
Открытый урок по химии в 8 б классе.12/02/18
Урок разработан учителем химии: Неустроевой Елизаветой Юрьевной
Урок – Квест по теме «Химические реакции. Уравнения химических реакций».
Цель: Научиться составлять уравнения химических реакций.
Задачи:
- Изучить новые термины и определения;
- Научиться расставлять коэффициенты;
- Закрепить знания на практике во время лабораторной работы.
1. Организационный момент.
При входе в кабинет дети получают номер. Согласно номеру входят в класс и расходятся по группам (до звонка).
Ученикам задается тематика. Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок-квест. Для того, чтобы наш урок был более интересный нам нужно включить свою фантазию и отправить ее в полет.
Учитель: И так, представьте. (Включаем космическую музыку). Мы находимся в штабе научного сообщества планеты Земля. К нам поступил сигнал бедствия из галактики Андромеда с планеты Хема. На помощь жителям планеты, руководством было принято решение отправить 4 группы ученых-химиков. Вам предстоит не просто межгалактическое путешествие, а путешествие в прошлое, где вы должны предотвратить катастрофу. У всех команд, вместе со штабом, есть только один канал связи, по которому могут осуществлять диалог только два человека. При перегрузке линии (при общении большего количества человек) связь теряется. Любой сеанс связи осуществляется строго через штаб. Каждый ученый ведет свой бортовой дневник. На каждом этапе вы записываете свою работу. (Цель экспедиции, термины, определения, реакции, формулы.) Кроме того, вам необходимо на каждом этапе оценивать свою работу. В конце экспедиции команда выставляет общую оценку каждому участнику путешествия.
2. Актуализация знаний с элементами нового материала.
Перед вылетом каждая команда получила конверт с посланием. Информация была искажена во время перелета, ваша задача, по команде «три» начать расшифровку послания. Первая команда, расшифровавшая послание, подает сигнал в штаб. (Рука вверх или специальный звуковой сигнал). Команда, выполнившая задание раньше, получает бонус, в виде жетонов, которые помогут им вернуться из прошлого. После каждого задания группа отправляет отчет в штаб. И так на расшифровку послания не более 5 минут 1,2, три, начали!
Ученики: Выполняют задание.
Как только одна из команд выполнила задание, оно обсуждается всеми группами.
Ученик: Оглашает историю и цель экспедиции.
Учитель: Отлично, цель экспедиции известна, занесем ее в бортовой дневник.
Ученики: Записывают цель в бортовой журнал.
Учитель: Мы приземлились на планету Хема. Но что делать дальше? Планета так огромна, где искать комплекс лабораторий, в котором проводились эксперименты? С чего начать поиски? Ведь группы высадились в разные части планеты, сейчас вам необходимо найти одну единственную местность, в которой вы встретитесь и продолжите работу вместе.
Для решения этой задачи, жители планеты Хема оставили вам на месте высадки тайник с картой, на которой вы найдете нужное вам место. Но все не так просто, расшифровать послание может только настоящий химик. На карте есть термины и определения, соединив которые, вы получите ограниченный участок. Именно на нем и находятся лаборатории. Но чтобы информация не попала в руки бандитов, жители «Хемы» запутали карту, обозначив на ней множество ненужных определений и терминов, которые будут сбивать вас. Ваша задача соединить термины по цепочке, которая указана в верхней части карты. Индекс – коэффициент – химическое уравнение – химическая реакция. На выполнение задания у вас не более 5 минут. На счет три, начинаем расшифровку. 123, начали!
Ученики: Расшифровывают карту.
Учитель: «Прием-прием»! Команды выходят на связь. У нас видео звонок. Не забываем заносить термины в бортовой дневник.
Деятельность учеников: Каждая команда называет по одному определению и термину, тем самым мы находим место на карте.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Территория поисков сузилась, но теперь нам необходимо найти номер лаборатории, в которой произошла авария. Для этого вам необходимо уравнять схемы реакций и найти сумму всех коэффициентов. Прежде чем приступить к заданию, я расскажу вам общий принцип расстановки коэффициентов в уравнении.
Актуализация знаний. На прошлом уроке мы изучили закон сохранения массы. Вспомните, что же гласит этот закон?
Ученики: Количество элементов в первой части уравнения равно количеству элементов во второй части.
Учитель: А теперь рассмотрим этот принцип на практике.
Учитель на доске разбирает пример в буквенной форме. Ученики отвечают на наводящие вопросы. Разбираем алгоритм действий.
Учитель: А теперь на счет три, вы приступаете к выполнению задания. Перед вами 4 уравнения и не более 5 минут на расшифровку. Как только вы выполните задание, поднимите руки вверх.
Ученики: Уравнивают схему.
Учитель: Отлично, команды закончили выполнение задания, проверяем. Не забываем заносить информацию в бортовой дневник. Ученики оглашают цифры, которые они поставили перед молекулами. На слайде появляется это уравнение.
Теперь считаем сумму коэффициентов, это и будет номер лаборатории.
Ученики: считают сумму и находят на карте этот номер.
Учитель: У вас осталось финальное испытание. Вам необходимо провести химическую реакцию. У каждой группы есть инструкция и необходимые реактивы. На выполнение этой миссии у вас от 5 до 7 минут. Вы можете в качестве учебного пособия использовать учебник. Как только вы закончите миссию, подайте сигнал (рука вверх). 1,2,3. Время пошло!
Ученики: Проводят химическую реакцию.
Учитель: Замечательно. Посмотрим, что у вас получилось. А теперь полученные данные занесем в бортовой дневник.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Мы спасли планету Хема. Для того, чтобы ученые этой планеты не совершали подобных ошибок, нам необходимо оставить им аудио послание. Для этого я буду задавать вам вопросы, а вы, подняв руку, отвечаете на них.
Учитель: Что показывает индекс?
Ученик: количество атомов.
Учитель: Что показывает коэффициент?
Ученик: Количество молекул.
Учитель: Что такое химическая реакция?
Ученик:
Учитель: Что такое химическое уравнение?
Ученик:
Учитель: Каким цветом становится лакмусовая бумага в кислоте?
Ученик: Красным
Учитель: Каким цветом становится лакмусовая бумага в щелочи?
Ученик: Синим
Учитель: Объясните суть закона сохранения массы.
Ученик: Масса вещества в начале и в конце реакции одинаково.
Учитель: Хорошо! Вы справились с заданием. И летите домой. По пути в настоящее вым необходимо заполнить лист самооценки. Полетели!
Ученики: заполняют лист самооценки.
Учитель: Спасибо за урок! Все команды справились с заданием! Поздравляем победителей бурными аплодисментами.
Приложения
Лист самооценки работы в группе
Уважаемые ученые, каждый из вас оценивает свою работу на каждом этапе урока, в конце занятия вы всей группой выставляете каждому игроку итоговую оценку. Оцениваем работу по пятибалльной системе.
№
ФИ
Расшифровка послания
Поиск лаборатории
Поиск номера лаборатории
Осуществление реакции
Оценка группы
1
2
3
4
5
6
7
8
Ученые-химики планеты Земля!
Наша планета «Хема» потерпела катастрофу. Из-за ошибки при проведении химической реакции в лаборатории Х, почти вся планета покрылась слоем гидроксида меди. И теперь планета на грани гибели. Мы просим вас помочь нам решить сложившуюся проблему.
Целью вашей экспедиции будет уравнять химического и
химическую
До скорой встречи!
Химические реакции
1. NaOH + CuSO4 Cu(OH)2 + Na2SO4
2. NaNO3+ AlPO4 Al(NO3)3 + Na3PO4
3. AlCl3 + Na2SO4 Al2(SO4)3 + NaCl
4. HCl + CuSO4 CuCl2 + H2SO4
Этап проведения реакции
На данном этапе вам необходимо провести химическую реакцию. Для этого следуйте инструкции.
Инструкция:
1. Перед вами 4 пробирки с реактивами(NaOH, CuSO4,H2O,HCl). Вам необходимо определить в какой пробирке находится щелочь, а в какой кислота, с помощью лакмусовой бумаги. Две пробирки содержат вещества с нейтральной средой.
2. После определения среды, вам необходимо выбрать нужные для реакции реактивы. Реакция: Взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия (щелочь).
3. В пустую пробирку необходимо налить 1 см сульфата меди. Прилить к нему 0.5 см гидроксида натрия (щелочь). У вас должен образоваться осадок.
3. Напишите химическое уравнение (выберете из предыдущего задания с реакциями). Запишите результат опыта в бортовой дневник. Какого цвета осадок вы получили. Предположите, что это за вещество, и к какому классу соединений оно относится.
4. Представить отчет в штаб.
5. Запишите домашнее задание. Прочитать параграф 27, ответьте на вопросы после параграфа 1-4.