совершенствовать навыки и умение учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение наблюдать, объяснять ход эксперимента;
развивать умение выполнять творческие задания;
развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы.
воспитательные:
воспитывать добросовестное отношение к учению, желание учиться активно, с интересом;
прививать любовь к химии;
воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, стремление к творчеству.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний с применением игровой технологии.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (карточки, задания), реактивы, необходимые для экспериментальных работ.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя о целях урока.
Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме. Слайд 1
Повторение и обобщение знаний. Слайд 2
Ребята, если вы обратили внимание на экран, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.
Загадки:
«Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?
(Оксиды)
«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
C фиолетового на красный».
(Кислоты)
«В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?».
(Основания)
«Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...».
(Соли)
Учащиеся дают определение каждому названному классу.
Конкурс “Крестики-нолики” Слайды 3-6
Выигрышный путь в первом случае составляют формулы солей, во втором – оксидов. Карточки с заданиями раздаются каждому ученику, используя слайды 4 и 6 проверяем ответы.
Карточка №1
CuCl2
NaOH
HNO3
Na2CO3
Na3PO4
Fe(NO3)2
Cu(OH)2
Al2(CO3)3
Ba(OH)2
Карточка №2
CO2
NaOH
HNO3
Na2CO3
CuO
H2O
Cu(OH)2
Fe(NO3)2
SO2
Конкурс «Третий лишний». Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.
Совместная проверка правильности выполнения работы. Слайд 10
ФИЗМИНУТКА Слайд 11
Учитель показывает карточки с формулами веществ: N2O5, NaOH, HNO3, Na2O, K2CO3, CO2, H2SO4, Ca(OH)2, NaCI, CaO. Учащиеся выполняют соответствующие действия.
Класс соединений
Действия
Кислота
Поднять левую руку
Основание
Поднять правую руку
Соль
Поднять обе руки
Основной оксид
Коснуться кончика носа правой рукой
Кислотный оксид
Коснуться кончика носа левой рукой
Как классифицируются кислоты? Ответы обучающихся. Слайды 12-13
Конкурс «Что к чему?»
Нужно установить соответствия между названиями кислот и солей. Проверка совместная. Ответы: 1-Д, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-Б Слайд 14
Названия кислот
Названия солей
1
Азотная
А
Хлориды
2
Соляная
Б
Сульфаты
3
Угольная
В
Фосфаты
4
Фосфорная
Г
Карбонаты
5
Серная
Д
Нитраты
Исследовательский конкурс «Что? Где?» Слайд 15
На демонстрационном столе находятся растворы H2SO4, NaOH и NaCl. Необходимо опытным путём определить, в каком сосуде (конической колбе, сферической колбе или стаканчике) находится каждое из выданных веществ. Напомнить учащимся правила ТБ.
Проверка на Слайде 16
Выполнение теста «Улыбка» (ПРИЛОЖЕНИЕ) Слайд 17
В задании выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или карандашом соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в».
Карточка № 5
1) Из предложенного перечня выберите кислоту:
а) H3PO4; б) CaCO3; в) NaOH
2) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:
а) кислоты; б) соли; в) основания
3) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) Zn(OH)2; б) Fe(OH)3; в) NaOH
4) Вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков называются:
а) основания; б) кислоты; в) соли
5) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:
а) малиновый; б) бесцветный; в) синий.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
III. Домашнее задание:
Подготовиться к практической работе №6 (стр. 241 учебника). Слайд 18