Конспект занятия кружка по химии "Исследование гидролиза солей"
Конспект занятия кружка по химии "Исследование гидролиза солей"
Данное занятие кружка или факультатива предлагается учащимся при наличии комплекта лабораторного оборудования «Polytech», содерхащего датчики определения рН растворов. Это оборудование рассчитано на небольшое количество учащихся. Исследование проводится в группах по два человека. Если такое оборудование отсутствует, можно воспользоваться лакмусовой бумагой, но тогда невозможно добиться цифрового выражения рН. Конспект сопровождается презентацией и тестом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия кружка по химии "Исследование гидролиза солей"»
Тема занятия: Исследование гидролиза солей.
Цели занятия: Провести исследования растворов некоторых солей и доказать, что большинство из них подвергаются гидролизу.
Задачи занятия:
Закрепить знания о гидролизе вообще и о гидролизе солей в частности;
Научить составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций гидролиза солей;
Сформировать умение предсказывать среду растворов различных солей;
Закрепить знания теории электролитической диссоциации.
Оборудование:
растворы различных солей в химических стаканах объемом 50 мл, дистиллированная вода для промывания датчика, датчик определения рН растворов из комплекта лабораторного оборудования «Polytech», ноутбуки.
Ход занятия:
Учитель вносит несколько дежурных растворов солей.
?: Почему в некоторых растворах со временем появляется осадок?
?: Что такое гидролиз?
Уч-к: Гидролиз — это взаимодействие солей с водой.
Уч-ль: Сформулируйте цели этого занятия!
Уч-к: Выяснить, какие соли подвергаются гидролизу и почему?
Уч-ль: Многие думают, что гидролиз — это когда в условии написано «прилили воду». И это тоже. Но если нам дан раствор соли, то это значит, что эта самая соль уже вступила во взаимодействие с водой.
Вот стоит стакан с раствором какой-то соли. Если очень повезет, то раствор может быть даже цветным. Соль в растворе находится в виде ионов — т.е. она уже провзаимодействовала с водой — продиссоциировала на ионы.
Тема гидролиза довольно обширная и в данном курсе мы рассмотрим ее только в формате подготовки к ЕГЭ. Поступите в ВУЗы, будете изучать степени гидролиза, константы и т.д.
Мы знаем, что любая соль состоит из двух составляющих - катиона (металла, например) и аниона — кислотного остатка. Классический пример образования соли — взаимодействие основания и кислоты.
основание + кислота = соль + H2O
Давайте рассмотрим эту схему на конкретных примерах
Cильные основания
Cлабые основания
все растворимые в воде основания, т. е. щелочи
мало- и нерастворимые гидроксиды (см. таблицу растворимости)
NH4OH — cлабое основание, т.к. легко разлагается на NH3 (улетучивается из раствора) и H2O
Cильные кислоты
Кислоты средней силы
Cлабые кислоты
HNO3
H2SO4
HCl, HBr, HI
HClO4
HF
H2SO3
H3PO4
H2S
H2CO3
H2SiO3
H3BO3
CH3COOH
и все остальные
органические кислоты
pH — водородный показатель — показатель количества ионов водорода H+ в растворе.
1.1 Соль образована сильным основанием и сильной кислотой
NaCl — соль образована сильным основание NaOH и сильной кислотой HCl.
Такие соли не подвергаются гидролизу, реакция среды раствора - нейтральная, pH примерно = 7
1.2 Соль образована сильным основанием и слабой кислотой
Na2S — соль образована сильным основанием NaOH и слабой кислотой H2S.
Давайте посмотрим, что происходит при взаимодействии такой соли с водой: