kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия кружка по химии "Исследование гидролиза солей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие кружка или факультатива предлагается учащимся при наличии комплекта лабораторного оборудования «Polytech», содерхащего датчики определения рН растворов. Это оборудование рассчитано на небольшое количество учащихся. Исследование проводится в группах по два человека.  Если такое оборудование отсутствует, можно воспользоваться лакмусовой бумагой, но тогда невозможно добиться цифрового выражения рН. Конспект сопровождается презентацией и тестом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия кружка по химии "Исследование гидролиза солей"»

Тема занятия: Исследование гидролиза солей.

Цели занятия: Провести исследования растворов некоторых солей и доказать, что большинство из них подвергаются гидролизу.

Задачи занятия:  

  • Закрепить знания о гидролизе вообще и о гидролизе солей в частности;

  • Научить составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций гидролиза солей;

  • Сформировать умение предсказывать среду растворов различных солей;

  • Закрепить знания теории электролитической диссоциации.



Оборудование:

растворы различных солей в химических стаканах объемом 50 мл, дистиллированная вода для промывания датчика, датчик определения рН растворов из комплекта лабораторного оборудования «Polytech», ноутбуки.



Ход занятия:

Учитель вносит несколько дежурных растворов солей.

?: Почему в некоторых растворах со временем появляется осадок?

?: Что такое гидролиз?

Уч-к: Гидролиз — это взаимодействие солей с водой.

Уч-ль: Сформулируйте цели этого занятия!

Уч-к: Выяснить, какие соли подвергаются гидролизу и почему?

Уч-ль: Многие думают, что гидролиз — это когда в условии написано «прилили воду».  И это тоже. Но если нам дан раствор соли, то это значит, что эта самая соль уже вступила во взаимодействие с водой.

Вот стоит стакан с раствором какой-то соли. Если очень повезет, то раствор может быть даже цветным. Соль в растворе находится в виде ионов — т.е. она уже провзаимодействовала с водой — продиссоциировала на ионы.

Тема гидролиза довольно обширная и в данном курсе мы рассмотрим ее только в формате подготовки к ЕГЭ. Поступите в ВУЗы, будете изучать степени гидролиза, константы и т.д.

Мы знаем, что любая соль состоит из двух составляющих - катиона (металла, например) и аниона — кислотного остатка. Классический пример образования соли — взаимодействие основания и кислоты.

  основание + кислота = соль + H2O

Давайте рассмотрим эту схему на конкретных примерах

Cильные основания

Cлабые основания

  • все растворимые в воде основания, т. е. щелочи

  • мало- и нерастворимые гидроксиды (см. таблицу растворимости)

  • NH4OH — cлабое основание, т.к. легко разлагается на NH3 (улетучивается из раствора) и H2O



Cильные кислоты

Кислоты средней силы

Cлабые кислоты

HNO3

H2SO4

HCl, HBr, HI

HClO4

HF

H2SO3

H3PO4

H2S

H2CO3

H2SiO3

H3BO3

CH3COOH

и все остальные

органические кислоты

 

pH — водородный показатель — показатель количества ионов водорода H+ в растворе.


1.1 Соль образована сильным основанием и сильной кислотой

NaCl — соль образована сильным основание NaOH и сильной кислотой HCl.

Такие соли не подвергаются гидролизу, реакция среды раствора - нейтральная, pH примерно = 7


1.2 Соль образована сильным основанием и слабой кислотой

Na2S — соль образована сильным основанием NaOH и слабой кислотой H2S. 

Давайте посмотрим, что происходит при взаимодействии такой соли с водой:

Na2S + H2O =2NaOH + H2S

 В ионном виде:

 2Na+ + S-2 + H2O =2Na+ + 2OH- + H2S — полное ионное уравнение

в растворе остались ионы Na+ и OH- — реакция среды раствора - щелочная,  pH 7

Это гидролиз по аниону.

2.1 Соль образована слабым основанием и сильной кислотой

CuCl2 — соль образована нерастворимым в воде основанием Cu(OH)2 и сильной кислотой HCl

CuCl2 + H2O = Cu(OH)2 ↓ + 2HCl

 В ионном виде:

 Сu2+ +2Cl- + 2H2O = Cu(OH)2↓ + 2H+ + 2Cl- — полное ионное уравнение

 в растворе остались ионы H+ и Cl- — реакция среды раствора - кислая, pH

 Это гидролиз по катиону.

2.2 Соль образована слабым основанием и слабой кислотой

(NH4)2S — соль образована слабым основанием NH4OH и слабой кислотой H2S

(NH4)2S + 2H2O =2NH3↑ + H2O + H2S↑

В ионном виде:

2NH4+ + S2- + 2H2O =2NH3↑ + H2O + H2S↑ — полное ионное уравнение

 осталась только вода H2O — реакция среды раствора нейтральная, pH=7

 Это гидролиз и по катиону, и по аниону

 Есть очень простое для запоминания правило - что слабое, по тому идет гидролиз.

Закрепление изученного материала:

Проведение исследования: самостоятельная работа учащихся по исследованию растворов различных солей. На

Выводы по занятию:

Итак, сегодня мы закрепили ваши знания явления гидролиза солей. Прошу дать краткие ответы на мои вопросы:

  1. Что такое гидролиз?

  2. На какие группы мы разделили все соли?

  3. Как происходит гидролиз каждой группы?

Проверим результативность нашей совместной исследовательской деятельности:

Какие результаты вы получили при исследовании растворов солей?

Формула соли










Показатель

рН












Решение теста: Откройте на рабочем столе папку «Тесты по химии». Найдите в ней тест «Гидролиз солей» и выполните его.

Вывод по занятию: достигли ли цели? узнали ли вы сегодня чего-то новое?

Дополнительное задание:

Установите соответствие между солью и ее способностью к гидролизу.

СОЛЬ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

а) ВаCl2  1) по катиону

б) NH4F 2) по аниону

в) CuSO4  3) по катиону и аниону

г) СН3СООNa 4) гидролизу не подвергается

1

2

3

4

в

г

б

а




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект занятия кружка по химии "Исследование гидролиза солей"

Автор: Пантелеева Наталья Анатольевна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183779


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства