kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Cоли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – путешествие по теме «Соли» Цель: Ознакомление учащихся с составом и названием солей. Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с важнейшими представителями класса солей NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2. Развивающие: продолжить формирование умений обозначать на письме заряды ионов; умений наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать умение учащихся логически мыслить, находить решения нестандартных заданий. Воспитывающие: прививать бережное отношение к природе родного края, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, соблюдать технику безопасности при проведении химического эксперимента. Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание алгоритма, упражнения на классификацию солей); репродуктивные (списывание готового материала с доски, анализ формул по правилу); проблемно - сообщающие (доказательства путем сравнения подобий в предметах с опорой на предметы-соединения карбоната кальция); частично - поисковые (эвристическая беседа, ведущая к выводу с опорой на лабораторный опыт, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся - составление формул); исследовательские (лабораторный опыт).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Cоли" »

Урок – путешествие по теме «Соли»

Цель: Ознакомление учащихся с составом и названием солей.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с важнейшими представителями класса солей NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2.

Развивающие: продолжить формирование умений обозначать на письме заряды ионов; умений наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать умение учащихся логически мыслить, находить решения нестандартных заданий.

Воспитывающие: прививать бережное отношение к природе родного края, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, соблюдать технику безопасности при проведении химического эксперимента.



Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание алгоритма, упражнения на классификацию солей); репродуктивные (списывание готового материала с доски, анализ формул по правилу); проблемно - сообщающие (доказательства путем сравнения подобий в предметах с опорой на предметы-соединения карбоната кальция); частично - поисковые (эвристическая беседа, ведущая к выводу с опорой на лабораторный опыт, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся - составление формул); исследовательские (лабораторный опыт).

Оборудование: образцы кристаллических солей, минералов, раковин моллюсков, скорлупки яиц, образцы костей млекопитающих; карточки с формулами солей и кислот, карточки с дифференцированным заданием; таблицы с алгоритмом составления формул солей; кроссворд «Соли», карта Челябинской области; лабораторное оборудование для эксперимента; мраморная ваза, иллюстрация со статуей Дашковой; карточки для групповой работы, визитные карточки солей; фоновый экран для демонстрации образцов солей.

Литература: Габриелян О.С. Химия. 8 класс – М.:Дрофа,2010; Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 8 кл. - М.: Дрофа, 2002; Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии:8 класс.-М.: ВАКО,2007.

Ход урока.

I. Организационный момент ( разъяснение целей и задач урока).

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к солям. Наша задача – как можно больше узнать о них. Прежде всего нужно познакомиться с солями. Итак, соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. (Учащиеся записывают тему урока)

II.Изложение нового материала.

Учитель: Вспомним формулы кислот. (Демонстрационные карточки). Какие виды ионов входят в состав кислот? (Ионы водорода и ионы кислотного остатка). Какие виды ионов будут входить в состав солей? По составу и по заряду? (Ионы металла положительные, простые). А ионы кислотных остатков? (Отрицательные, простыми (бескислородных кислот) и сложными). А как составить формулы солей, если в целом соль электронейтральна? (Учитель записывает формулы солей в столбик, не называя их). Учащиеся списывают формулы в тетрадь.

Na+Cl- хлорид натрия

Ca2+CO32- карбонат кальция

Ca32+(PО4) 23- фосфат кальция

Al23+S32- сульфид алюминия

Na2+SiO32- силикат натрия

Na2+SO42- сульфат натрия

K2+SO32- сульфит калия

Al3+ (NO3)3- нитрат алюминия

K+NO2- нитрит калия

Далее учащимся предлагается алгоритм выведения формул солей, которым можно будет пользоваться как дома, так и на уроках. (Выдается каждому учащемуся).

Алгоритм выведения формул солей кислородсодержащих кислот и их названий



  1. Выберите ионы металла и кислотного остатка, пользуясь таблицей растворимости.

  2. Запишите ионы так, чтобы на первом месте находился ион с положительным зарядом, а на втором – с отрицательным.

  3. Определите индексы.

С помощью таблицы 5 учебника называем соли и записываем названия в тетрадь.

Учитель демонстрирует образцы солей, которые помещены на демонстрационном столе:

NaNO3 - натриевая селитра, нитрат натрия (удобрение)

CuSO4 - сульфат меди (основа медного купороса)

Na2CO3 - карбонат натрия (основа соды)

Учитель: Важнейшими представителями солей являются хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (образцы минералов находятся на партах). Рассказ.

  1. NaCl – хлорид натрия, поваренная соль, каменная соль. Она имеет в нашей жизни очень большое значение, ей посвящают даже гимны:

Я соль поваренную славлю!

Да, это натрия хлорид.

Её на пьедестал я ставлю

Не только за приятный вид!

Насыщен ею повсеместно

Океанический бассейн,

Следы её и в водах пресных,

Таких, как реки, Нил и Рейн,

Найти мы, безусловно, сможем,

Конечно, и в озерах тоже.

Кровь наша чуть соленая на вкус-

Содержится в ней натрия хлорид;

В межклеточном пространстве натрий – плюс

Давленье Осмоса для клеток сохранит.

Хлорид же ионы царствуют в желудке,

Чтобы запас соляной кислоты

Нам обеспечить, - это же не шутки-

Белковой пищи расщеплять хвосты.

И соль нужна не только для питания,

Её используют для получения натрия

И хлора, натра едкого и соды,

И медицины ей открыты своды,

Она и в технике находит примененье –

Столь велико её предназначенье!

  1. CaCO3 - карбонат кальция, кальцит, известняк. Месторождения в Челябинской области: Миасс, Верхний Уфалей, Челябинск, Магнитогорск. Известняк – строительный материал наружного скелета моллюсков. Из известняка производят цемент, соду, известь. Мел – школьные мелки. Мрамор – плотная кристаллическая порода. Белый мрамор идет на работу к скульпторам (Демонстрация иллюстрации). В строительстве мрамор всех цветов и оттенков используют как облицовочный материал (Демонстрация мраморной вазы). Месторождения в Челябинской области Коелгинское, Баландинское, Уфалейское.

  2. Ca3(PO4)2 - фосфат кальция - главный конструкционный материал внутреннего скелета позвоночных. Входит в состав фосфоритов и апатитов. Из них получают фосфорные удобрения. Месторождения в Челябинской области – в окрестностях города Аша.

Интересно узнать, какие соли «дружат» с водой (растворяются в воде)?

Учащиеся выполняют лабораторный опыт (работа в парах).

Задание. Даны три вещества: CaCO3, NaCl, CaSO4. Опытным путем установите, какие из них растворяются в воде, а какие – нет.

CaCO3 - не растворяется

NaCl - растворяется

CaSO4 - малорастворим

Сравните результаты опыта с данными таблицы растворимости и сделайте вывод.

Ожидаемый ответ: по растворимости в воде соли делятся на растворимые, нерастворимые и малорастворимые.

III. Закрепление (игры- тренинги)

1. Учитель: Мы познакомились с солями и вот попали в комнату, где много гостей. Необходимо найти «хозяев» (назвать формулы солей). Формулы записаны на доске.

H2SO4, MgCl2, Ca(OH)2, CuSO4, H2O, HCl, Fe 2O3, NaOH, Al(NO3)3, ZnCl2

Ученик: MgCl2- хлорид натрия, CuSO4-сульфат меди, Al(NO3)3 - нитрат алюминия, ZnCl2 - хлорид цинка.

2. Учитель: Соли большие затейники и решили поиграть с вами в игру «Третий лишний» (логическая цепочка) – групповая работа.

На доске записаны задания:

а) BaO , NaNO3, CaCl2



б) H2O, KNO3, CuSO4

в) Na2CO3, H2CO3, HNO3

г) NaCl, KCl, CaCO3

д) NaCl, KCl, K2CO3

е) Na2SO4, K2SO4, NaCl

Класс делится на 6 групп, каждая группа получает карточку с заданием. Нужно не только указать «лишнее» вещество, но и объяснить по какому признаку оно отличается от других. Группы формировать можно по 4 человека, учащиеся, сидящие за первой партой поворачиваются к учащимся, сидящим за второй партой, учащиеся, сидящие за третьей партой – к учащимся четвертой парты.

Ожидаемые ответы:

а) BaO - оксид



б) H2O - оксид

в) Na2CO3 - соль

г) CaCO3 - карбонаты

д) K2CO3 - карбонаты

е) NaCl - хлориды

Отвечает один учащийся из группы, выходя к доске и объясняя всему классу.

3. Кроссворд (Фронтальная работа).

Учитель: Время в гостях летит быстро и надо прощаться с хозяевами. Однако вы не сможете уйти, пока не ответите на их вопросы. Кроссворд «Соли» (помещен на доске). Учащиеся выходят по одному и заполняют кроссворд.

Вопросы:

  1. Соли азотистой кислоты?

  2. Соли азотной кислоты?

  3. Соли хлороводородной (соляной) кислоты?

  4. Соли сернистой кислоты?

  5. Соли серной кислоты?

  6. Соли сероводородной кислоты?

  7. Соли фосфорной кислоты?

  8. Соли угольной кислоты?

  9. Соли кремниевой кислоты?

н

и

т

р

и

т

ы


н

и

т

р

а

т

ы

х

л

о

р

и

д

ы

с

у

л

ь

ф

и

т

ы


с

у

л

ь

ф

а

т

ы

с

у

л

ь

ф

и

д

ы

ф

о

с

ф

а

т

ы


к

а

р

б

о

н

а

т

ы

с

и

л

и

к

а

т

ы




IV. Контроль ( дифференцированный опрос).

У каждого учащегося карточка с заданиями.

Какая «тройка» веществ «родственники».

*а) Na2SO4, H 2SO4, HCl

б) Ca3(PO4)2 , CaCO3 , NaCl

в) MgO , MgCl2 , H2CO3

**а)KCl , NaCl , AlCl3

б) NaNO3 , Na2SO4 , Na2S

в) H2SO4 , CaCl2 , CaO

***а)ZnCl2, Na2S , Na2SO4

б) CaCO3 , Na2 SiO3 , KNO2

в) Ca3 (PO4)2 , MgCl2 , Na2 CO3

Ответы:

* б) - «3»

** а) – «4»



*** б) – «5»

Учащиеся осуществляют взаимопроверку и оценивают работу.



V. Итог урока (выясняем сколько «5» и «4»)



VI. Домашнее задание (дифференцированное)

Учитель: Закончился наш визит к солям. Вы узнали много нового и интересного, но при дальнейшем изучении химии мы узнаем о них еще больше. А сегодня мы прощаемся с ними до следующего урока, и дома вспомните, что вы о них узнали.

По выбору: Параграф 21 - «3»

Упражнение 1,2 – «4»

Упражнение 1,2,3 – «5» или сообщение о какой–либо соли - «5»

Чтобы вы соли долго помнили, они вам оставили свои визитные карточки (красочно оформленные из цветного картона медали с надписью формулы и названия соли, у каждого ученика своя формула).

Вручение визитных карточек.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Cоли"

Автор: Филоненко Ольга Августовна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191777


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства