Урок – путешествие по теме «Соли»
Цель: Ознакомление учащихся с составом и названием солей.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с важнейшими представителями класса солей NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2.
Развивающие: продолжить формирование умений обозначать на письме заряды ионов; умений наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать умение учащихся логически мыслить, находить решения нестандартных заданий.
Воспитывающие: прививать бережное отношение к природе родного края, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, соблюдать технику безопасности при проведении химического эксперимента.
Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание алгоритма, упражнения на классификацию солей); репродуктивные (списывание готового материала с доски, анализ формул по правилу); проблемно - сообщающие (доказательства путем сравнения подобий в предметах с опорой на предметы-соединения карбоната кальция); частично - поисковые (эвристическая беседа, ведущая к выводу с опорой на лабораторный опыт, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся - составление формул); исследовательские (лабораторный опыт).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Cоли" »
Урок – путешествие по теме «Соли»
Цель: Ознакомление учащихся с составом и названием солей.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с важнейшими представителями класса солей NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2.
Развивающие: продолжить формирование умений обозначать на письме заряды ионов; умений наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать умение учащихся логически мыслить, находить решения нестандартных заданий.
Воспитывающие: прививать бережное отношение к природе родного края, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, соблюдать технику безопасности при проведении химического эксперимента.
Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание алгоритма, упражнения на классификацию солей); репродуктивные (списывание готового материала с доски, анализ формул по правилу); проблемно - сообщающие (доказательства путем сравнения подобий в предметах с опорой на предметы-соединения карбоната кальция); частично - поисковые (эвристическая беседа, ведущая к выводу с опорой на лабораторный опыт, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся - составление формул); исследовательские (лабораторный опыт).
Оборудование: образцы кристаллических солей, минералов, раковин моллюсков, скорлупки яиц, образцы костей млекопитающих; карточки с формулами солей и кислот, карточки с дифференцированным заданием; таблицы с алгоритмом составления формул солей; кроссворд «Соли», карта Челябинской области; лабораторное оборудование для эксперимента; мраморная ваза, иллюстрация со статуей Дашковой; карточки для групповой работы, визитные карточки солей; фоновый экран для демонстрации образцов солей.
Литература: Габриелян О.С. Химия. 8 класс – М.:Дрофа,2010; Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 8 кл. - М.: Дрофа, 2002; Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии:8 класс.-М.: ВАКО,2007.
Ход урока.
I. Организационный момент ( разъяснение целей и задач урока).
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к солям. Наша задача – как можно больше узнать о них. Прежде всего нужно познакомиться с солями. Итак, соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. (Учащиеся записывают тему урока)
II.Изложение нового материала.
Учитель: Вспомним формулы кислот. (Демонстрационные карточки). Какие виды ионов входят в состав кислот? (Ионы водорода и ионы кислотного остатка). Какие виды ионов будут входить в состав солей? По составу и по заряду? (Ионы металла положительные, простые). А ионы кислотных остатков? (Отрицательные, простыми (бескислородных кислот) и сложными). А как составить формулы солей, если в целом соль электронейтральна? (Учитель записывает формулы солей в столбик, не называя их). Учащиеся списывают формулы в тетрадь.
Na+Cl- хлорид натрия
Ca2+CO32- карбонат кальция
Ca32+(PО4) 23- фосфат кальция
Al23+S32- сульфид алюминия
Na2+SiO32- силикат натрия
Na2+SO42- сульфат натрия
K2+SO32- сульфит калия
Al3+ (NO3)3- нитрат алюминия
K+NO2- нитрит калия
Далее учащимся предлагается алгоритм выведения формул солей, которым можно будет пользоваться как дома, так и на уроках. (Выдается каждому учащемуся).
Алгоритм выведения формул солей кислородсодержащих кислот и их названий
Выберите ионы металла и кислотного остатка, пользуясь таблицей растворимости.
Запишите ионы так, чтобы на первом месте находился ион с положительным зарядом, а на втором – с отрицательным.
Определите индексы.
С помощью таблицы 5 учебника называем соли и записываем названия в тетрадь.
Учитель демонстрирует образцы солей, которые помещены на демонстрационном столе:
Учитель: Важнейшими представителями солей являются хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (образцы минералов находятся на партах). Рассказ.
NaCl – хлорид натрия, поваренная соль, каменная соль. Она имеет в нашей жизни очень большое значение, ей посвящают даже гимны:
Я соль поваренную славлю!
Да, это натрия хлорид.
Её на пьедестал я ставлю
Не только за приятный вид!
Насыщен ею повсеместно
Океанический бассейн,
Следы её и в водах пресных,
Таких, как реки, Нил и Рейн,
Найти мы, безусловно, сможем,
Конечно, и в озерах тоже.
Кровь наша чуть соленая на вкус-
Содержится в ней натрия хлорид;
В межклеточном пространстве натрий – плюс
Давленье Осмоса для клеток сохранит.
Хлорид же ионы царствуют в желудке,
Чтобы запас соляной кислоты
Нам обеспечить, - это же не шутки-
Белковой пищи расщеплять хвосты.
И соль нужна не только для питания,
Её используют для получения натрия
И хлора, натра едкого и соды,
И медицины ей открыты своды,
Она и в технике находит примененье –
Столь велико её предназначенье!
CaCO3 - карбонат кальция, кальцит, известняк. Месторождения в Челябинской области: Миасс, Верхний Уфалей, Челябинск, Магнитогорск. Известняк – строительный материал наружного скелета моллюсков. Из известняка производят цемент, соду, известь. Мел – школьные мелки. Мрамор – плотная кристаллическая порода. Белый мрамор идет на работу к скульпторам (Демонстрация иллюстрации). В строительстве мрамор всех цветов и оттенков используют как облицовочный материал (Демонстрация мраморной вазы). Месторождения в Челябинской области Коелгинское, Баландинское, Уфалейское.
Ca3(PO4)2 - фосфат кальция - главный конструкционный материал внутреннего скелета позвоночных. Входит в состав фосфоритов и апатитов. Из них получают фосфорные удобрения. Месторождения в Челябинской области – в окрестностях города Аша.
Интересно узнать, какие соли «дружат» с водой (растворяются в воде)?
Учащиеся выполняют лабораторный опыт (работа в парах).
Задание. Даны три вещества: CaCO3, NaCl, CaSO4. Опытным путем установите, какие из них растворяются в воде, а какие – нет.
CaCO3 - не растворяется
NaCl - растворяется
CaSO4 - малорастворим
Сравните результаты опыта с данными таблицы растворимости и сделайте вывод.
Ожидаемый ответ: по растворимости в воде соли делятся на растворимые, нерастворимые и малорастворимые.
III. Закрепление (игры- тренинги)
1. Учитель: Мы познакомились с солями и вот попали в комнату, где много гостей. Необходимо найти «хозяев» (назвать формулы солей). Формулы записаны на доске.
2. Учитель: Соли большие затейники и решили поиграть с вами в игру «Третий лишний» (логическая цепочка) – групповая работа.
На доске записаны задания:
а) BaO , NaNO3, CaCl2
б) H2O, KNO3, CuSO4
в) Na2CO3, H2CO3, HNO3
г) NaCl, KCl, CaCO3
д) NaCl, KCl, K2CO3
е) Na2SO4, K2SO4, NaCl
Класс делится на 6 групп, каждая группа получает карточку с заданием. Нужно не только указать «лишнее» вещество, но и объяснить по какому признаку оно отличается от других. Группы формировать можно по 4 человека, учащиеся, сидящие за первой партой поворачиваются к учащимся, сидящим за второй партой, учащиеся, сидящие за третьей партой – к учащимся четвертой парты.
Ожидаемые ответы:
а) BaO - оксид
б) H2O - оксид
в) Na2CO3 - соль
г) CaCO3 - карбонаты
д) K2CO3 - карбонаты
е) NaCl - хлориды
Отвечает один учащийся из группы, выходя к доске и объясняя всему классу.
3. Кроссворд (Фронтальная работа).
Учитель: Время в гостях летит быстро и надо прощаться с хозяевами. Однако вы не сможете уйти, пока не ответите на их вопросы. Кроссворд «Соли» (помещен на доске). Учащиеся выходят по одному и заполняют кроссворд.
Вопросы:
Соли азотистой кислоты?
Соли азотной кислоты?
Соли хлороводородной (соляной) кислоты?
Соли сернистой кислоты?
Соли серной кислоты?
Соли сероводородной кислоты?
Соли фосфорной кислоты?
Соли угольной кислоты?
Соли кремниевой кислоты?
н
и
т
р
и
т
ы
н
и
т
р
а
т
ы
х
л
о
р
и
д
ы
с
у
л
ь
ф
и
т
ы
с
у
л
ь
ф
а
т
ы
с
у
л
ь
ф
и
д
ы
ф
о
с
ф
а
т
ы
к
а
р
б
о
н
а
т
ы
с
и
л
и
к
а
т
ы
IV. Контроль ( дифференцированный опрос).
У каждого учащегося карточка с заданиями.
Какая «тройка» веществ «родственники».
*а) Na2SO4, H 2SO4, HCl
б) Ca3(PO4)2 , CaCO3 , NaCl
в) MgO , MgCl2 , H2CO3
**а)KCl , NaCl , AlCl3
б) NaNO3 , Na2SO4 , Na2S
в) H2SO4 , CaCl2 , CaO
***а)ZnCl2, Na2S , Na2SO4
б) CaCO3 , Na2 SiO3 , KNO2
в) Ca3 (PO4)2 , MgCl2 , Na2 CO3
Ответы:
* б) - «3»
** а) – «4»
*** б) – «5»
Учащиеся осуществляют взаимопроверку и оценивают работу.
V. Итог урока (выясняем сколько «5» и «4»)
VI. Домашнее задание (дифференцированное)
Учитель: Закончился наш визит к солям. Вы узнали много нового и интересного, но при дальнейшем изучении химии мы узнаем о них еще больше. А сегодня мы прощаемся с ними до следующего урока, и дома вспомните, что вы о них узнали.
По выбору: Параграф 21 - «3»
Упражнение 1,2 – «4»
Упражнение 1,2,3 – «5» или сообщение о какой–либо соли - «5»
Чтобы вы соли долго помнили, они вам оставили свои визитные карточки (красочно оформленные из цветного картона медали с надписью формулы и названия соли, у каждого ученика своя формула).