Разработка урока химии по теме "Амины" для 10 класса. Урок разработал с элементами методики биоадекватной технологии, с элементами игры. Урок расчитал на 2 часа. Содержит инструкцию к лабораторной работе и проверочную работу на 2 варианта. В уроке дается понятие об аминах, их классификации, номенклатуре и свойствах в сравнении с аммиаком. Рассматриваются основные способы получения и области применения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по химии в 10 классе "Амины"»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ «АМИНЫ»
Разработала: учитель химии первой категории
МБОУ СОШ № 29
Падерина Светлана Анатольевна
Цель: дать понятие об аминах, их классификации, номенклатуре и свойствах в сравнении с аммиаком. Рассмотреть способы получения и основные области применения аминов.
Оборудование и реактивы:
штатив с пробирками;
стеклянная палочка;
раствор аммиака;
раствор анилина;
раствор соляной кислоты;
фенолфталеин;
раствор щелочи;
магнитофон
диски с записями классической музыки.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с миром органических соединений.
Вбегает ребенок (на нем белый халат с надписью «парацетамол»):
Приветик всем! Я парацетамол!
От жара и озноба я вас спасти готов!
Я боль сниму мгновенно!
В основе ведь меня – циклический амин,
Который всем известен – это анилин!
Учитель: Да, ребята, 80% лекарственных препаратов изготавливаются на основе анилина и его ближайших родственников – аминов. Именно с классом амины мы будем знакомиться сегодня на уроке. Цель нашего урока – познакомиться с веществами класса амины, рассмотреть их классификацию, номенклатуру, свойства, получение и применение (3 мин.)
Учащиеся находятся в состоянии релаксации, работают методом визуализации.
Займите удобное положение. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, тело, ноги…Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными… Как вы красивы, когда улыбаетесь… Представьте, как бы улыбалось все Ваше тело…
Представьте ваш любимый уголок природы или другое место, где вы чувствуете себя спокойно, где Вы абсолютный хозяин…
Представьте предметы или объекты, которые окружают Вас в этом месте отдыха…
Представьте краски, которые окружают Вас…Представьте движения и звуки Вашего места покоя…
Представьте запахи вокруг Вас. Порезвитесь там, как Вам хочется…
Представьте себя… Как Вы выглядите, когда Вы отдохнули, освободились от ненужных мыслей, мелочных забот? Как Вы себя чувствуете, когда Вы свободны от бремени запретов? Полюбуйтесь собой, если это Вам нравится. Дорисуйте свой образ, если Вам хочется что-то изменить в нем. Почувствуйте, нравится ли ему быть с Вами? Подружитесь с ним. Поблагодарите этот образ и это место. Будьте искренни с собой. (1 мин.)
Учащиеся воспринимают новую информацию, мысленно нанося ее на образ.
Учитель:В некотором органическом царстве, в азотсодержащем государстве проживают Амины. Главой государства является Аммиак, формула их жизни СnH2n+3N. Государство Аминов делится на части:
в зависимости от числа замещенных атомов водорода: первичные, вторичные и третичные.
В зависимости от природы углеводородных радикалов: алифатические (предельные и непредельные), ароматические.
Посмотрите, нас встречает сам Аммиак в окружении своей большой свиты.
-Здравствуйте! Разрешите представиться – я Аммиак. Мы с вами встречались в 9 классе при изучении темы «Соединения азота», как видите, все в мире взаимосвязано.
Я и мой народ приглашаем вас посетить галерею, где вы познакомитесь с нашей историей.
Весь мой народ благодарен французскому ученому Ш.Вюрцу, который в 1849 году в продуктах гидролиза азотсодержащих природных веществ обнаружил «летучие органические основания» - это были мы – амины.
Это портрет русского ученого Ю.Ф. Фрицше, который в 1840 году получил анилин при нагревании природного красителя синего цвета индиго. Он же обнаружил, что при окислении анилина образуются интенсивно окрашенные вещества, поэтому анилин применяют для окраски ткани.
А это портрет знаменитого русского ученого Н.Н.Зинина. В 1842 году в одной из научных статей он сообщил, что при небольшом нагревании нитробензола с сероводородной кислотой или сульфидом аммония образуется «восстановительный нитробензол» – анилин. Это открытие явилось мощным фактором развития химической промышленности.
А это мой портрет, амины имеют такое же строение, что и я. Единственное отличие: у них вместо атомов водорода различные заместители – ведь они мои наследники.
Электродонорные заместители (например, придельные УВ) увеличивают электронную плотность на атоме азота и усиливают основные свойства аминов, поэтому вторичные амины – более сильные основания, чем первичные. На них возложена миссия оберегать границы нашего государства. Самые слабые и безобидные – третичные – три их радикала загораживают электронную пару азота и тем самым затрудняют ей взаимодействовать.
Электроноакцепторные заместители (например, бензольное кольцо) уменьшают электронную плотность и ослабляют основные свойства.
Имена своим наследникам мы даем от имени мамы (УВ-радикалы), но самое главное – это окончание АМИН, показывающее принадлежность к классу. Различаются они у нас структурной изомерией, т.е. изменяется углеродный скелет, положение функциональной группы и по отношению друг к другу.
Я хочу представить вам своего наследника – фениламин, или мы называем его анилин – C6H5NH2, у него свое небольшое государство – цикличных аминов. Он очень активный, вступает в реакции замещения.
Все мои подданные обладают основными свойствами так же , как и я, но эти свойства выражены у них сильнее, чем у меня (ведь они молодые!).
Мои подданные играют очень большую роль в вашей жизни:
их используют при синтезе лекарственных препаратов,
антиоксидантов,
красителей,
в качестве ускорителей вулканизации каучука,
при производстве ПАВ и синтетических полиамидных волокон,
а также при производстве взрывчатых веществ.
Ну вот и подошло время прощаться, извините, дела.
Почувствуйте ступни ног…прилив сил к ногам и рукам…Ощутите спину и плечи… пошевелите пальцами, сожмите их…Подвигайте ладонями, плечами…Вы можете ощутить желание напрячь шею…Повернуть голову вправо или влево…Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох…Не торопясь, дотроньтесь до щек, до глаз… Медленно возвращайтесь в класс и открывайте глаза. (5 мин.)
Идет обсуждение информации, полученной в ходе релаксации(каждому ученику необходимо проговорить то, что он видел как образ: так закрепляется связь между образом и словом).
Какую страну Вы видели?
Это реальная страна из Вашего опыта/из мира фантазии?
Где Вы видели эту страну?
Опишите эту страну. Какие там были краски, оттенки цветов, движения, запахи?
Что Вам понравилось? Какое было настроение?
С чем можно сравнить Ваше ощущение пребывания в этой стране в Вашем воображении? Как Вы «наполняли» образ информацией: возникали надписи, слова? (3 мин.)
Учитель: О каких веществах шла речь при встрече с Аммиаком? Дайте, пожалуйста, определение классу амины.
Учащиеся проговаривают определение:«Амины – это органические соединения, являющиеся производными аммиака».
Учитель: Назовите, пожалуйста, общую формулу класса.
Учащиеся: Общая формула класса - СnH2n+3N(таблица).
Учитель: По каким признакам классифицируются амины? И на какие группы?
Учащиеся: а) по числу замещенных атомов водорода (первичные, вторичные, третичные) и б) по типу УВ-радикала (алифатические, ароматические).
Учитель: Откройте, пожалуйста, страницы учебника 212-214 и дополните схему примерами.
Учащиеся заполняют схему (1 минута).
Учитель: Пожалуйста, прочитайте примеры, которые вы привели.
Ученик: приводят примеры.
Учитель: Хорошо, молодец! А теперь давайте вспомним, как даются имена аминам и выполним задание 1.
2) (CH3)2CHCH2NH2 (2-метилпропиламин или изобутиламин)
3) CH3CH(NH2)CH2CH2NH2 (пентандиамин – 1,4)
Формулы записаны на доске, ученики выполняют в тетрадях (2 мин.). Учитель проходит по рядам и дает консультацию по мере необходимости. На каждый пример вызываю ученика к доске.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, что рассказывал аммиак о строении аминов.
Учащиеся: Они обладают таким же строением, что и он. Отличительной чертой электронного строения аммиака, а так же и аминов является наличие у атома азота, входящего в функциональную группу, неподеленной электронной пары. Это приводит к тому, что амины проявляют свойства оснований, но все по-разному: самые сильные – вторичные амины, затем первичные, а третичные самые слабые.
Учитель: Хорошо. Вам предложены три вещества: аммиак, этиламин, анилин. Расположите их в порядке усиления основных свойств, можно просто поставить цифру. Объясните, почему. (Задание 2 на закрепление усвоения знаний об основных свойствах) – (2-1-3)
Учащиеся отвечают устно (2 мин.)
Учитель: Являясь производными аммиака, амины проявляют аналогичные свойства, т.е. основные. Давайте с помощью опытов убедимся в этом. Работу проводим с анилином (наследником аммиака) – это бесцветная жидкость, обладающая слабым бензиновым запахом, но нюхать ее не нужно. У нас анилин темного цвета, так как он быстро окисляется на воздухе. При выполнении работы соблюдаем правила ТБ: пробирку держим в держателе, правильно ее при этом закрепив. Реактивы наливаем над лотком, держа их этикетками вверх. На вкус и запах ничего не пробуем.
Лабораторная работа (10 мин.)
Опыт 1. Изменение окраски индикатора – 1-2 капли фенолфталеина добавляем в пробирки с растворами аммиака и анилина. Содержимое пробирок тщательно перемешиваем стеклянной палочкой. Сравниваем окраски полученных растворов. В случае с аммиаком раствор приобрел малиновую окраску, раствор анилина окраску не изменил. Почему?
Вывод: (самостоятельно) сильные ученики записывают уравнения реакций самостоятельно, а слабые могут воспользоваться текстом учебника (стр. 216)
Опыт 2. Образование солей анилина – в пробирку прилить 0,5 мл анилина и 3 мл воды. Взболтать. В пробирку добавить соляную кислоту до полного растворения анилина в воде (уравнение реакции самостоятельно написать для сильных, для слабых – найти в тексте учебника). Что наблюдаем? К раствору добавьте 1-2 мл раствора щелочи что наблюдаем на этот раз?
Вывод: самостоятельно.
Учитель: Эти опыты показали нам, что амины проявляют свойства, аналогичные аммиаку, но отличительной чертой аминов от аммиака является горение аминов. Кто сможет написать уравнение реакции горения аминов?
Ученик записывает уравнение реакции на доске.
Учитель: чтобы закрепить информацию, полученную в ходе урока, мы выполним небольшую проверочную работу. Работа по вариантам (2 варианта). Вам выданы карточки с тестом. В нем 5 вопросов, на каждый вопрос нужно выбрать 1 правильный ответ из 4 предложенных. На выполнение задания вам дается 5 мин.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. По окончании работы они обмениваются ответами и осуществляют взаимоконтроль. Правильные ответы записаны на доске. Учитель после проверки учениками собирает работы для контроля (на проверку 2 мин.).
Учитель: Поднимите, пожалуйста, руку те, кто полностью справился с заданием. Кто допустил 1 ошибку? У кого 2 ошибки?
Учитель: О чем еще нам рассказал Аммиак? Правильно, о применении аминов. Сейчас, ребята, вы услышите несколько сообщений. Во время прослушивания сообщений запишите себе в тетрадь области применения аминов. Амины, в отличие от аммиака, способны образовывать соединения, которые называются амиды – их человек использует очень широко. Саша Гагарин нам расскажет, где применяются амиды.
Но производные аминов очень широко используются и в качестве красителей. Даша Прядеина, пожалуйста, тебе слово.
В начале урока к нам в гости приходил Парацетамол – известное лекарственное средство. В каких еще лекарственных препаратах применяются амины, нам расскажет Лена Лукьянова.
Звучат сообщения учащихся, все остальные делают записи в тетрадях (6 мин).
Учитель: Спасибо ребятам за интересные сообщения. Итак, где же применяют амины? (Учащиеся зачитывают записи). Приведенный материал еще раз показывает нам значение химии для современного человека. Такие привычные для нас вещи стали возможны благодаря тесной взаимосвязи химии с другими науками.
Вот и подошел к концу наш урок. Запишите, пожалуйста, домашнее задание: параграф 25, упр. 1-3, 5,7 (на дополнительную оценку).
За урок получили оценки:
За сообщения – 3 человека;
За выполнение задания у доски –
За активность
А сейчас давайте подведем итог нашему уроку. Что мы сегодня с вами изучали? Эта схема дает вам целостное представление о классе амины.
Спасибо за урок. Вы все молодцы!
Проверочная работа
I вариант
Как называется данное вещество – CH3-N-CH3
CH3
диметиламин;
триэтиламин;
триметламин;
пропиламин.
Какое вещество обладает самыми сильными основными свойствами?
аммиак;
диметиламин;
анилин;
триэтиламин
Амины – это:
органические азотсодержащие соединения;
производные аммиака;
органические соединения, являющиеся производными аммиака, в молекуле которого один или несколько атомов водорода замещены углеводородными радикалами;
азотистые соединения
Реакция взаимодействия аминов с водой протекает по:
донорно-акцепторному механизму;
свободно-радикальному механизму;
обменному механизму;
замещению.
Кто из ученых дал толчок развитию химической промышленности?
Шарль Вюрц;
Ю.Ф. Фрицше;
А.М. Бутлеров;
Н.Н. Зинин
Ответы: 1-в; 2-б; 3-в; 4-а; 5-г
II вариант
Как называется данное вещество – NH2-CH2- CH2-NH2
диметиламин;
этилдиамин;
триметламин;
пропиамин.
Какое вещество обладает самыми сильными основными свойствами?
аммиак;
триметиламин;
анилин;
этиламин.
Амины – это:
органические азотсодержащие соединения;
производные аммиака;
с. органические соединения, являющиеся производными аммиака, в молекуле которого один или несколько атомов водорода замещены углеводородными радикалами;
d. азотистые соединения
Реакция взаимодействия аминов с кислотой протекает по: