конспект урока по химии " “Спирты, их классификация, номенклатура и изомерия”.
Конспект урока по химии " “Спирты, их классификация, номенклатура и изомерия”.
Конспект урока по химии в 10 классе в разделе "Предельные одноатомные спирты". В данном разделе урок является первым. Урок по типу комбинированный, при закреплении используется тест. На уроке используются презинтации и фрагменты видеофильмов. В конспекте содержатся все этапы комбинированного урока. Урок рекомендуется для учителей химии, работающих по учебным компонентам Новошинского И.И и Габриеляна О.С.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по химии " “Спирты, их классификация, номенклатура и изомерия”. »
Тема урока: “Спирты, их классификация, номенклатура и изомерия”.
Цели урока:
- Дать первоначальные понятия о кислородсодержащих соединениях.
- Познакомить с составом и классификацией спиртов.
- Научить составлять молекулярные, структурные формулы спиртов, их изомеров, называть их по систематической номенклатуре.
- Развивать интерес к предмету.
- Развивать логическое мышление, память, уметь анализировать, переносить имеющиеся знания на новое вещество.
- Продолжить формирование мировоззренческих знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
1. Ребята, мы закончили изучение большого класса органических соединений, состоящих из двух химических элементов – углерода и водорода. Как эти вещества называются?
- Какие ещё химические элементы наиболее часто входят в состав органических соединений?
(Кислород, азот, фосфор, сера и др.).
Начинаем изучение нового класса органических соединений, в состав которых, помимо углерода и водорода, входит кислород. Подобные соединения называются кислородсодержащими.
К кислородсодержащим соединениям относятся: спирты, альдегиды, кетоны, эфиры и углеводы. (Фрагмент с диска.)
Изучение кислородсодержащих соединений начинаем с класса спиртов. (Показ слайда.)
В одной из арабских легенд рассказывается о том, один алхимик, желая получить «эликсир жизни», стал перегонять старое вино, добавив к нему поваренной соли. В итоге он получил жидкость, попробовав которую алхимик с удивлением обнаружил, что она оказывает опьяняющее воздействие. Пораженный свойствами вещества «прогонять печаль и вызывать бодрость», алхимик решил, что ему удалось открыть «воду жизни». Вещество также называли «пылающей водой» и считали, что оно может растворять «философский камень», превращаясь при этом в «эликсир жизни». Однако это был всего лишь винный или этиловый спирт. Знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Теофраст Парацельс- первый назвал этиловый спирт алкоголем. В средние века люди считали этиловый спирт одним из сильнейших лекарственных средств и поэтому называли его «жизненной водой». Так в качестве лекарства под названием «живительные капли» его применяли итальянский химик Р. Люмель, а в 1350г. один из ирландских полководцев попробовал поднять дух своих воинов напитком «аквавит», являющимся прототипом водки. Но вскоре хвалебные гимны сменились громкими проклятиями в адрес этанола, прозванного «великим лжецом» и «чумой XXI века». Долгое время химики не могли установить эмпирическую формулу этилового спирта, хотя еще в 1780г. А.Лавуазье определил, что «жизненная вода» состоит из углерода, водорода и кислорода.
2. И так, тема нашего урока “Спирты, их классификация, номенклатура и изомерия”.
3. Цель урока: познакомиться с составом и классификацией спиртов, научиться составлять молекулярные, структурные формулы спиртов, писать их изомеры и научиться их называть по систематической номенклатуре.
Спирты - это производные углеводородов, содержащих одну или несколько гидроксильных групп (OH). Группа (OH) называется функциональной группой. Функциональная группа - это группа атомов или структурный фрагмент молекулы, которая обуславливает характерные химические свойства определенного класса органических соединений. (Фрагмент)
В природе все устроено экономично и совершенно. Она обходиться небольшим числом функциональных групп, наличие которых обеспечивает существования всего ее многообразия.
4. Разобраться в многообразии спиртов поможет классификация этих гидроксил - содержащих соединений. (Диск)
5. Рассмотрим гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. (Фрагмент)
6. Номенклатура спиртов. (Через компьютер.)
Правила по составлению названия спиртов.
1. Определить главную (самую длинную) цепь атомов углерода.
2. Пронумеровать атомы углерода в главной цепи, начиная с того конца, который ближе к функциональной группе.
3. Дать название главной цепи, добавив в конце названия суффикс - ол.
4. Указать положение функциональной группы в углеродной цепи.
5. Назвать другие группы
7. Изомерия бутанола. (Диск.)
III. Закрепление.
Для закрепления пройденного материала выполним следующие задания: