kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии "Белки как высокомолекулярные вещества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка открытого урока по химии для обучающихся 11 класса по теме "Белки как высокомолекулярные вещества. Успехи в изучении и синтезе белка". Данный урок был в рамках методической недели для учителей школы. Изучение органической химии у обучающихся вечерной школы вызывает определенные затруднения, поэтому считаю, что данная разработка может оказать помощь учителям в проведении уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Белки как высокомолекулярные вещества" »

«Курская областная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»







Открытый урок на тему:

«Белки - как высокомолекулярные вещества.

Успехи в изучении и синтезе белков»


11 класс







Выполнил учитель химии

Архипова Т.Н.


Тема:

«Белки как высокомолекулярные вещества. Успехи в изучении и синтезе белков».

Цель урока:

Закрепить и углубить представление о природных полимерах – белках. Выявить причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами, функциями белков. Озна­комиться с успехами микробиологической промышленности.

Оборудование:

1. Таблица «Структура белка» (I, II,III).

2. Рисунок «Четвертичная структура белка».

3. Рисунок со ловами Ф. Энгельса.

4. Рисунок «Многообразие жизни».

5. Рисунок «Клетка».

6. Таблица «Элементарный состав белков в %».

7. Карточки АТФ, общая формула α-аминокислот, формулы незаменимых α -аминокислот.

8. Таблица «Примерное содержание белков в сухой массе различных органов».

9. Таблица «Условия реакции гидролиза белков».

10. Карточки по функциональным группам.

11. Реактивы: Куриный белок, сваренное яйцо, Н20, CuS04 (р-р), NaOH (р-р), С2Н5ОН (меди­цинский), HN03 (к).

Ход урока:

Сегодня мы поговорим о белках. Мы часто задаем вопрос, где же граница между живым и не­живым. Как разгадать великую тайну возникновения живого? Когда в XIX веке обнаружили, что белки - главный компонент клетки, проявление жизни стали связывать только с ними. «Жизнь - есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Чем больше наука узнает о строении, функциях, превращениях белка, тем справедливее звуча эти слова Энгельса. Белки называют протеинами от греческого «протос» - «самый первый» или «самый главный». Сейчас стало ясно, что ни одно из веществ биологического происхождения не обладает столь специфическими и разнообразными функциями в жизни организма, как белки.

Почему же именно белкам свойственна выдающаяся роль в процессах жизнедеятельности, по­чему именно они являются материальной основой жизни?

- Какое же определение дают химики белкам?

ОТВЕТ: Белки - это азотосодержащие высокомолекулярные органические вещества со слож­ным составом и строением молекул.

- Каков состав белковой молекулы? (Таблица «Элементарный состав белка)

ОТВЕТ: В состав белков входит С, Н, О, N, S, Р, Fe и некоторые другие элементы. Говоря по таблице о доли элементов. N - безжизненный, а без него не было бы жизни.

- Какие бывают по форме белки?

ОТВЕТ: Глобулярные - имеют форму сферы или шара, или глобулы, и фибриллярные (волок­нистые) - представляют длинные нитевидные молекулы (можно показать по книге).

Глобулярные белки - гормоны, ферменты, транспортные белки (растворимы в Н20). Фибрил­лярные белки присутствуют в волосах, мышцах, коже и ногтях. Они весьма плотны.

Различают белки ПРОСТЫЕ протеины, которые при гидролизе образуют только аминокислоты, и СЛОЖНЫЕ протеиды - при гидролизе дают аминокислоты и неаминокислотный компонент - простетическую группу (гемоглобин). Белки - это полимеры.

- Что же является мономерами белка?

ОТВЕТ: Мономеры - α-аминокислот. Известно 22 - α-аминокислот, слагающих белки. Общая формула Н2N - СН - СООН

R

Попрошу поработать у доски (вызываю 4-х учащихся).

Вопросы:

1. Написать некоторые α-аминокислоты, входящие в состав белков.

2. Написать синтез трипептида глицил-аланил-цистеин

3. Исходя из С2Н2 получить Н2N - СН - СООН

NH2

4. Написать гидролиз трипептида аланил-серил-фенилаланин

- Как же связываются между собой α -аминокислоты?

Обращаюсь к работе у доски (синтез трипептида).

Белки - это важнейшие для жизни вещества. Белки - основной компонент клетки, тканей (рису­нок «Клетка»), Если не считать самого удивительного вещества - воды, на которую в организме человека приходится около 70% массы, то живая клетка состоит из 5000 молекул. Из них около 3000 молекул белков.

Посмотрите на своего соседа. Все, что вы видите: кожа, волосы, глаза, ногти - это белки. Кост­ные ткани, кровь, мозг - все содержит белки (Рисунок «Содержание белков в сухой массе раз­личных органов»),

- Каковы функции белков в организме?

Как же это многообразие функции может осуществить простая строчка из аминокислот? Чем определяется такая специализация белка? Ответ нужно искать в структуре белка.

- Какими структурами обладает белковая молекула?

ОТВЕТ: Первичной, вторичной, третичной, четвертичной.

- Что такое первичная структура? (Таблица «Структура белка»),

ОТВЕТ: Строгая последовательность аминокислотных остатков, соединенных пептидной свя­зью в линейной полипептидной цепи.

Около 20 аминокислот смогут располагаться в любом порядке, к тому же может быть использо­вано любое количество аминокислот, образуется огромное число различных цепей.

(Работа с карточной на столе. Можно показать на карточках).

Первичная структура белка генетически детерминирована (т.е. закономерна). В молекуле гемо­глобина 574 аминокислоты, но вот в одном месте глутаминовая кислота по какой-то случайно­сти заменена на валин и человек тяжело болен - серповидная анемия - болезнь наследственная, синтез бракованного гемоглобина уже запрограммирован в наследственном материале.

- Что такое вторичная структура?

ОТВЕТ: Пространственная конфигурация белковой молекулы в виде спирали - есть вторичная структура (Таблица «Структуры белка»).

- За счет чего образуется вторичная структура?

ОТВЕТ: За счет водородной связи между СО - и NH - (карточки)

Эта связь гораздо слабее обычной химической связи и одну водородную связь легко порвать, но вдоль белковой цепи таких водородных связей десятки и сотни, именно поэтому разрушить не так-то легко. Если смочить водой волос, его можно растянуть примерно в два раза. Когда волос растягивают, водородные связи между витками спирали рвутся и спираль вытягивается в пря­мую нить. Молекулы Н20 помогают разорвать эти внутримолекулярные, т.к. сами склонны об­разовывать водородные связи (Показываю на волос).

- Что такое третичная структура?

ОТВЕТ: В пространстве закрученная в спираль полипептидная цепь образует третичную струк­туру (Таблица «Структура»).

- Чем поддерживается третичная структура?

ОТВЕТ: Взаимодействием различных функциональных групп (Показываю функциональные группы).

Для нее характерны и водородные связи. Третичная структура обуславливает специфическую биологическую активность белка.

- Что такое четвертичная структура? (Рисунок IV-структуры гемоглобина)

ОТВЕТ: Способ пространственной организации нескольких полипептидных субъединиц. (Субъ­единицы объединены произвольно, имеют контактные участки).

- Физические свойства белков?

ОТВЕТ: растворимы, нерастворимы в воде

- Какие химические свойства у белков?

I Реакции, в результате которых образуется осадок. Наши лаборанты показывают опыты.

белок + р-р С2Н5ОН (кон) → осадок

осадок не растворяется в Н20. Произошла денатурация белка.

- Что такое денатурация ?

ОТВЕТ: Это процесс, когда молекула подвергается необратимым химическим изменениям.

Альбумин - главный белок куриного яйца. Денатурация при варке проявляется в изменении внешнего вида и структуры (Показываю вареное яйцо и сравниваю с белком до варки). Яичный белок или молоко дают как противоядие при отравлении солями Hg или РЬ, а затем - рвотное средство.

II Цветные реакции (Опыт)

а) Биуретовая реакция (на пептидную связь)

раствор белка + CuS04 + NaOH → красно-фиолетовый раствор

б) Ксантопротеиновая (на ароматические аминокислоты)

раствор белка + HN03 (к) — желтое окрашивание

в) Гидролиз белков

ответ у доски

Белок - важнейшая составная часть пищи. Ежедневно взрослому человеку требуется около 80 грамм аминокислот, из них 30 грамм незаменимые, т.е. тех, которые в организме человека не синтезируются, а поступают в готовом виде с белковой пищей. К ним относятся 8 аминокислот. (Показываю карточки незаменимых кислот).

Из аминокислот, полученных при гидролизе в организме человека, синтезируются белки, спе­цифические данному организму. Синтез идет очень быстро с поглощением энергии, которую поставляет АТФ (Показываю рисунок АТФ).

В составе ныне живущих на Земле организмов содержится около тысячи миллиардов тонн бел­ков. Отличаясь неисчерпаемым разнообразием структуры, которая в то же время строго специ­фична для каждого из них, белки создают вместе с нуклеиновыми кислотами материальную ос­нову для существования всего богатства организмов окружающего нас мира. Живой мир сложен и многообразен.

Таинственный рубеж между живым и неживым. Наука приблизилась к нему, и, может быть, кто-либо из Вас сделает еще один решающий шаг в познание тайны жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по химии "Белки как высокомолекулярные вещества"

Автор: Архипова Татьяна Николаевна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237622


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства