Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии 8 класс " Вода.Растворы"»
Открытый урок по теме
«Вода. Растворы»
Химия 8 класс
Подготовил учитель
химии и биологии
Гайдар Л.Н.
Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Вода. Растворы»».
Цели:
Обучающие: Умение решать задачи на определение массовой доли растворенного вещества, используя расчетные формулы, закрепить знания о физических характеристиках растворов и растворенных веществ, проверить способность к самостоятельной деятельности.
Развивающие: развивать логическое мышление, наблюдательность, коммуникативные навыки работы, формировать навыки самоконтроля. Стимулировать познавательную деятельность и диалектическое мировоззрение.
Воспитательные: создать условия для развития логического мышления, интеллектуальных умений, способствовать готовности к мобилизации усилий и безошибочное выполнение заданий, воспитывать культуру учебного труда, навыки экономного расходования времени, формировать гуманные качества личности учащихся, совершенствовать навыки общения.
Цель для учащихся:
- обобщить, и расширить знания о воде и растворах, их свойствах, роли в природе и жизни человека,
- сориентировать учащихся на применение знаний, умений и навыков на практике.
Методы, используемые на уроке:
частично – поисковый, игровой момент, коммуникативный, сознательно-практический, информативно-прикладной с элементами фронтальной беседы, решение химических задач.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: Телевизор, мультфильм «Зимняя сказка». Блоки-задания по изучению данной темы на карточках. Индивидуальные карты изучения предмета. Запись заданий на доске. Цветная бумага в виде небольших капель, кругов и ладошек. Этикетки от медицинских препаратов (растворы иода, борной кислоты, перекиси водорода, бриллиантового зеленого)
Оценка результатов: полнота и правильность ответов, логика изложения и понимание изученного материала, терминологическая грамотность
Ход урока
Организационный момент. Готовность к уроку.
Девиз урока: «"Сделай первый шаг и ты поймешь, что не все так страшно" .Луций Анней Сенека»
Задание. На столе у каждого из вас есть цветная бумага в виде капель и кругов. Поиграем в игру «Раскрась слово». Определите, с каким цветом у вас ассоциируется слово «вода», поднимите конкретную каплю и поясните свой выбор (выслушать). А теперь нарисуйте на ней смайлик (проявление эмоций на начало урока) и поясните свой выбор (выслушать).
Задание. Что означает в переводе с латинского слово «Agva»? Знаете ли вы слова, которые начинаются с этого слова? (выслушать) Всем ли понятны эти слова? Что они обозначают? Каково значение их для жизни человека?
Загадки. 1) у всех на кухне есть соль, сахар, пищевая сода, уксус, крахмал, мука. По какому физическому свойству можно их распознать? (на вкус, а некоторые по растворимости)
2) когда вы делаете мыльные пузыри, какого вида раствор вы получаете? (взвесь – эмульсия, а затем пена)
3) в начале 13 века путешественник привез в Европу десерт называемый «сладкий лед». Что это? (мороженое). Является ли оно раствором?
4)стрижи используют эту взвесь для изготовления гнезда? (глина) А как другие живые организмы используют глину? (выслушать)
Давайте сделаем вывод о применении свойств воды человеком и другими живыми организмами (выслушать).
Работа по фильму. Сейчас мы просмотрим отрывок из мультфильма «Зимняя сказка». После отрывка вопросы по рядам:
О каких агрегатных состояниях напомнил отрывок? Какие формы воды были представлены?
Каковы физические свойства воды? Указать.
Какие виды растворов или взвесей были показаны? Доказать. (варенье, отвар)
Какие еще виды растворов и взвесей нам уже известны?
В отрывке были показаны живые организмы, каково содержание в них воды? От чего зависит содержание воды в живом организме?
Какие правила обращения с водой должен знать каждый?
Тест. Записать в тетради в строчку цифры от 1 до 10. Если вы согласны с фразой, внизу под цифрой ставим знак «плюс», если нет – «минус».
Растворы являются неоднородными смесями веществ.
При растворении веществ теплота поглощается.
При измельчении вещества растворяются быстрее.
В природе чаще встречаются растворы веществ.
В насыщенных растворах концентрация растворенного вещества максимальна при данной температуре.
В разбавленных растворах концентрация растворенного вещества очень низкая.
В ненасыщенных растворах еще можно растворить вещество.
Повышение давления увеличивает растворимость твердых веществ в воде.
Сплав железа с углеродом является твердым раствором.
Концентрированные растворы содержат вещество в малых количествах.
Обменялись тетрадями и проводим самопроверку. Определить ошибки и прокомментировать их.
Задание. Выберите круг того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению и нарисуйте на нем смайлик. Совпадает ли цвет и рисунок капли и круга? Как вы думаете почему? Какие проблемы возникли? Совпали ли ваши ожидания с действительностью?
Задание. Расшифровать и объяснить термин. Работа по вариантам.
Ствещево (вещество) трагид (гидрат)
Тремодивэ (эвдиометр) терильвостра (растворитель)
Лазина (анализ) тезнис (синтез)
Ярацаиэ (аэрация) читоска (очистка)
Слушаем определение и дополняем. Как вы думаете, что мы еще будем повторять на этом этапе? (выслушать)
Задание. Задание по вариантам. Осуществить цепочку превращений, указать тип реакции.
Ca --- CaO----Ca(OH)2 P---P2O5----H3PO4
Проверка и комментарии у доски.
Физкультминутка. Встали, посмотрели друг на соседа и выполняем все действия.
Как приятно в речке плавать, берег слева, берег справа
Речка лентой впереди. Вроде море? Погляди!
Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, а над морем мы с тобою.
Мы из моря вылезаем, на песочке отдыхаем.
Какие в этом стихотворении прозвучали формы воды? А были ли растворы?
Итоговое задание
Задание. У каждого на парте есть разного цвета ладошки из бумаги. Выберите тот, который подходит вашему настроению. На пальчиках ладошки запишите, какие из видов заданий у вас получается выполнить, а на самой ладошке - проблему. На уроке коррекции мы вернемся к вашей ладошке.
Итоги урока. Оценить и отметить лучших учащихся при работе над заданиями разного уровня.
Домашнее задание. Повторить п. 31-34. Подготовить презентацию или фотоколлаж на тему «Вода: позитив и негатив»
Парная итоговая работа по вариантам.
Выполнить соответствие «Термин - определение»:
А) Анализ 1) раствор с высоким содержанием
растворенного вещества
Б) Концентрированный раствор 2) раствор, в котором данное вещество при данной температуре еще может растворятся
В) Ненасыщенный раствор 3) метод определения состава вещества путем соединения простых веществ в более сложное
Г) Синтез 4) метод определения состава вещества путем его разложения на более простые
2)Предложить последовательность способов очистки воды в походных условиях.
3) Осуществить цепочку превращений, указать тип реакции
Al(OH)3 --- H2O ---KOH Fe(OH)3 ---H2O ---LiOH
H2SO4 H2SO3
4) Решить задачу.
К 450 грамм раствора соли с массовой долей 20% добавили еще 40 грамм соли. Определить массовую долю массовую долю полученного раствора.