Конспект урока химии в 11 классе по теме "Атом-сложная частица"
Конспект урока химии в 11 классе по теме "Атом-сложная частица"
Конспект первого урока в 11 классе (по учебнику О.С. Габриеляна, 1 час в неделю). Данный урок построен в основном в виде лекции с элементами беседы,основываясь на уже известных знаниях обучающихся из курса химии 8 класса и курса физики о строении атома.На уроке также происходит ознакомление обучающихся с эволюцией научных взглядов на строение атомов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 11 классе по теме "Атом-сложная частица" »
Урок 1.
Атом – сложная частица
Цель: обобщить знания из курсов физики и химии о явлениях, доказывающих сложность строения атома, познакомить учащихся с эволюцией научных взглядов на строение атома.
Знать: особенности строения атома.
Уметь: описывать строение атома, характеризовать частицы, входящие в его состав.
Ход урока
Беседа:
вы помните, что «атом» в переводе с греческого обозначает «неделимый», до конца ХIХ века это считалось верным. Но открытия конца ХIХ - начала ХХ вв. показали, что атом устроен сложно.
Лекция:
С тех пор, как стало ясно, что атом состоит из более мелких частиц, ученые пытались
объяснить строение атома, предлагали модели:
Дж. Томсон (1903 г.) – атом состоит из положительного заряда, равномерно распространенному по всему объему атома, и электронов, колеблющихся внутри этого заряда. Эта модель не нашла экспериментального подтверждения.
Э.Резерфорд (1911 г.) – планетарная или ядерная модель атома:
- внутри атома находится положительно заряженное ядро, занимающее ничтожную часть объема атома;
- весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточена в ядре;
- Электроны вращаются вокруг ядра, они нейтрализуют заряд ядра.
Модель Резерфорда подтверждалась опытами с тонкими металлическими пластинами, облучаемыми α-частицами.
Но классическая механика не могла объяснить, почему электроны не теряют энергию по мере вращения и не падают на ядро.
В 1913 г. Н.Бор дополнил планетарную модель постулатами:
- электроны в атоме вращаются по строго определенным замкнутым орбитам, не испуская и не поглощая энергии;
- при переходе электронов с одной орбиты на другую происходит поглощение или выделение энергии.
4. Современная квантовая модель строения атома:
- электрон имеет двойственную природу. Подобно частице электрон имеет массу 9,1х10-28г и заряд 1,6х10-19Кл.
- электрон в атоме не движется по определенной траектории, а может находиться в любой части околоядерного пространства. Вероятность нахождения электрона в разных частях околоядерного пространства неодинакова.
Пространство вокруг ядра, где вероятность нахождения электрона наибольшая называется орбиталью.
- Ядро состоит из нуклонов – протонов и нейтронов. Число протонов в ядре равно порядковому номеру элеме6нта, а сумма чисел протонов и нейтронов равна массовому числу атома.
Это положение было сформулировано после открытия Э. Резерфордом в 1920 г. протона, Дж.Чедвиком в 1932 г.- нейтрона.
Различные виды атомов называются нуклидами. Нуклиды характеризуется массовым числом А и зарядом ядра Z.
Нуклиды с одинаковым Z, но разными А называют изотопами.( 35 17Cl и 37 17Cl).
Нуклиды с разными Z, но одинаковыми А называют изобарами.( 40 18Аr и 40 19К).
Задание1:
- расписать строение атома для элементов : железа, алюминия, бария, калия, кремния.
Задание 2
1.Определите химический элемент по составу его атома - 18 p+, 20 n0, 18 e-:
а) F б) Ca в) Ar г) Sr
2. Общее число электронов у иона хрома 24Cr3+:
а) 21 б) 24 в) 27 г) 52
3.Максимальное число электронов, занимающих 3s - орбиталь, равно:
а) 14 б) 2 в) 10 г) 6
4.Число орбиталей на f - подуровне:
а) 1 б) 3 в) 5 г) 7
5 .Наименьший радиус атома среди приведённых элементов имеет: