Конспект урока химии по теме "Полисахариды:крахмал и целлюлоза"
Конспект урока химии по теме "Полисахариды:крахмал и целлюлоза"
Урок полностью соответствует требованиям ФГОС. Цель и задачи урока сформулированны по последним требованиям. Урок соответствует требованиям технологии развития критического мышления. Кроме того в урок включён химический эксперимент, который можно использовать в быту.
В ходе урока учителю отводится роль консультанта. Весь материал ученики изучают самостоятельно,используя материал учебника, сами проводят эксперимент и делают выводы по новой теме. В конце урока ученики определяют, чем стал для них этот урок(какую значимость он имеет)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме "Полисахариды:крахмал и целлюлоза" »
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Волжского Волгоградской области
(МКОУ СОШ №3)
404106, г.Волжский Волгоградской области, ул.Прибрежная,91 тел./факс(8443)271502
Открытый урок по теме:
«Полисахариды. Крахмал и целлюлоза».
Учитель: Смирнова
Елена Алексеевна
Категория: первая
Волжский 2015
Тема: урока: «Полисахариды крахмал и целлюлоза»
«Страх перед возможностью ошибки
не должен отвращать нас от поисков истины»
К. Гельвеций.
Цель: сформировать представление о важнейших полисахаридах крахмале и целлюлозе в сравнении их строения, свойств, применения и значения в природе.
Задачи:
Предметные:
-познакомиться с важнейшими представителями полисахаридов крахмалом и целлюлозой, их составом, свойствами и применением
-уметь сравнивать строение и свойства крахмала и целлюлозы;
развивать умения анализировать химические реакции, составлять уравнения химических реакций,
- уметь проводить экспериментальное исследование химических веществ;
- знать правила безопасного поведения при выполнении химического эксперимента;
- расширение кругозора обучающихся о применении полисахаридов и их роли в природе. ;
- на основе межпредметных связей органической химии и биологии показать значение полисахаридов в строении и функционировании живой природы;
Личностные:
–развитие познавательного интереса к химии и биологии,
- воспитывать экологическую культуру через акцентирование внимания учащихся на роли зеленых растений в жизнедеятельности планеты; заботу о здоровье через знание роли крахмала и целлюлозы для организма;
- воспитывать правила безопасного поведения при выполнении химического эксперимента.
Метапредметные:
- формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения
- формирование умений экспериментально доказывать теоретические умозаключения
- воспитание коммуникабельности - умению общаться на деловом уровне, адаптации работы в паре;
-выработка умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, обобщать изучаемые свойства и делать аргументированные выводы;
- формирование умения устанавливать причинно- следственные связи,
- формирование самостоятельности учащихся по добыванию и применению знаний;
- развитие практических умений и навыков в процессе выполнения лабораторных опытов.
Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.
Оборудование и реактивы: ПК, медиапроектор, экран. На партах учащихся: вата, крахмал, срез клубня картофеля, отварной рис, кусочек хлеба, йодная настойка, пробирки, вода, лупа, держатель, спиртовка, спички.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность ученика
Деятельность
учителя
УУД
Целеполагание.
Ученики отвечают: -«УГЛЕВОДЫ !»
Предлагают тему урока
Ставят цели
Наливаешь крепкий чай, Хорошенько сахарозу В чашке ложкой размешай. Виноградную глюкозу, И медовую фруктозу, И молочную лактозу Любят взрослый и малыш. Но крахмалом и клетчаткой, Что совсем-совсем несладки, Тоже нас не удивишь. Так устроена природа – Это тоже…
Какие углеводами мы уже изучили?
Какова же тема сегодняшнего урока?
(слайд 1)
Какая цель стоит сегодня перед нами?
(слайд 2)
Умение ставить цели к уроку
Умение выделять существенные признаки из ранее изученного материала
Актуализация
Знаний
Выполняют мини-тест, сверяются с правильными ответами, оценивают себя, результаты вносят в рейтинговую карту (см приложение)
Прежде, чем мы
начнём изучать новый материал, вспомним главное из того, что мы уже изучили.
Предлагает выполнить мини-тест (см. приложение) и проверить себя
(слайд 3)
- умение оценивать себя
Работа с печатными источниками
Работают с печатными источниками и заполняют таблицу
( см.приложение)
Предлагает прочитать печатные источники и заполнить первые пункты таблицы(работа в парах)
(слайд 4)
уметь сравнивать строение и свойства крахмала и целлюлозы;
развивать умения анализировать химические реакции, составлять уравнения химических реакций,
расширение кругозора обучающихся о применении полисахаридов и их роли в природе. ;
- на основе межпредметных связей органической химии и биологии показать значение полисахаридов в строении и функционировании живой природы;
- формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения
- воспитание коммуникабельности - умению общаться на деловом уровне, адаптации работы в паре;
- формирование самостоятельности учащихся по добыванию и применению знаний;
.
Лабораторная работа
Выполняют лабораторную работу и делают выводы. Оценивают себя.
Для выяснения химических свойств учитель предлагает выполнить лабораторную работу по инструктивной карте (см. приложение), а результаты занести в таблицу(работа в парах) (слайды 5-8)
- уметь проводить экспериментальное исследование химических веществ;
- знать правила безопасного поведения при выполнении химического эксперимента;
- формирование умений экспериментально доказывать теоретические умозаключения
- развитие практических умений и навыков в процессе выполнения лабораторных опытов
- воспитывать правила безопасного поведения при выполнении химического эксперимента.
Подведение итогов
Делают выводы, выполняют тест и проводят взаимопроверку.
Учитель предлагает сделать вывод о сходстве и отличиях крахмала и целлюлозы. И выполнить тест(см.приложение)
(слайд 9 )
выработка умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, обобщать изучаемые свойства и делать аргументированные выводы;
- формирование умения устанавливать причинно- следственные связи,
- умение оценивать себя и своего товарища
Минута отдыха
Слушают музыку, закрыв глаза
Предлагает закрыть глаза и послушать музыку (слайд 10)
Определение наличия крахмала в продуктах питания
Определяют наличие крахмала в продуктах питания при помощи качественной реакции.
Отвечают на вопрос учителя
Предлагает определить наличие крахмала в продуктах питания.
Какой можно сделать вывод?
Почему мы не употребляем в пищу сырой картофель, муку, крупы, а обязательно подвергаем их термической обработке? (слайд 11)
воспитывать экологическую культуру через акцентирование внимания учащихся на роли зеленых растений в жизнедеятельности планеты; заботу о здоровье через знание роли крахмала и целлюлозы для организма;
- развитие практических умений и навыков в процессе выполнения лабораторных опытов
- воспитывать правила безопасного поведения при выполнении химического эксперимента.
Использование качественной реакции на крахмал в быту
Пытаются объяснить, почему йод не отстирывается, а обработанный картофелем - отстирывается
Показывает, как можно отчистить пятно от йода с любой ткани.
- формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения
- воспитание коммуникабельности - умению общаться на деловом уровне,
Рефлексия
Подсчитывают баллы, выставляют оценки, определяют для себя значение урока и себя в уроке
Рассказывает притчу о камнетёсах Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и плакал очень горько. Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше. За следующим поворотом он увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает. Каменотес сказал ему, что он работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а тех грошей, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше. За следующим поворотом он увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. "Что ты делаешь?" - спросил он. Человек поднял голову и путник увидел его счастливое лицо: "Разве ты не видишь? Я строю храм!" и предлагает оценить свою работу и определить своё место среди камнетёсов.
1. Выполните тест № 1, проверьте результаты и поставьте оценку в лист самоанализа.
2.Прочитайте текст учебника (& 30) и заполните графы таблицы .
3. Выполните лабораторную работу:
«Сравнение физических и химических свойств крахмала и целлюлозы»
Этапы работы:
1. Рассмотрите крахмал и целлюлозу и опишите их физические свойства ( в таблице)
2. Рассмотрите их отношение к воде.
(Работа над лотками.) Взяли пробирку, насыпали в неё крахмал и добавили к нему холодной воды, размешали. Что наблюдаете? (записать в таблицу)
3. Сделайте то же самое с целлюлозой.
4. Нагрейте обе пробирки и результаты наблюдений запишите в таблицу.
5. Приготовьте гидроксид меди(II) из сульфата меди и гидроксида натрия. Исследуйте крахмал и целлюлозу на наличие альдегидной группы и нескольких групп ОН- (добавьте к полученным растворам крахмала и целлюлозы полученный гидроксид меди и подождите (если появится ярко синее окрашивание, то это многоатомный спирт. Затем нагрейте, если появится жёлтое, а затем бурое окрашивание, то значит есть альдегидная группа) – результаты наблюдений запишите в таблицу
6. К предложенным крахмалу и целлюлозе добавьте раствор йода. Результаты наблюдений запишите в таблицу
4.Сравните данные таблицы и сделайте выводы о составе строении и свойствах предложенных веществ. Оцените себя в листе самооценки.
6. Ответьте на вопросы теста 2 и проведите взаимопроверку
5. Определите экспериментально, содержится ли крахмал в предложенных продуктах питания.