Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-путешествия по химии в 8 классе «Генетическая связь между классами веществ»»
Конспект
урока-путешествия
по химии в 8 классе
«Генетическая связь между
классами веществ»
Тема урока: Генетическая связь между классами веществ.
Тип урока: комбинированный.
Задачи урока:
образовательная: обобщить знания об основных классах неорганических веществ. Показать, что на основе классификации устанавливаются связи между различными классами неорганических веществ;
сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде;
рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов;
развивающая: развивать знания, умения и навыки по химическим формулам классов неорганических веществ и составлению химических уравнений; продолжить формирование у учащихся логического мышления, умения самостоятельно составлять химические уравнения;
развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;
развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;
воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
5. Методы и методические приемы: индивидуальная работа с карточками химических формул; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование, беседа, решение схем.
6. Форма обучения: игра – путешествие.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Нам дарит химия сегодня
Чудесных множество веществ,
Пластмассы, каучук, волокна
Всех их, конечно же, не счесть.
Для урожаев – удобрения,
Для техники – металл любой.
Строителям цемент и краски,
Врачам – лекарств огромный рой.
Нам химия подарит свет,
Уют, одежду, обед приличный.
Даст то, чего в природе нет
Лишь знать ее должны мы на “отлично”.
Девизом урока возьмем слова из этого стихотворения:
«Нам химия подарит всем,
Чудесных множество веществ.
Даёт нам то, чего в природе нет
Лишь знать ее должны мы на “отлично”.
Объявление темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
“Генетическая связь между классами веществ”–
Так называется этот урок.
Он будет совсем необычным у нас.
Представим себе, что это-не класс.
Отправимся все мы на 45 минут
В страну, где сегодня хим.вещества нас ждут.
И знанья свои мы в дорогу возьмем.
На остановках этих мы их пронесем
На каждой остановке их умножим
И в память, конечно, свою заложим.
А чтобы домой нас корабль привез.
В каждом порту ждет нас вопрос.
Итогом урока будет ответ:
“Не узнавших о генетической связи между классами веществ в классе нет”.
II. Обобщение знаний по изученным классам веществ.
Прежде чем познакомиться с новой темой, давайте вспомним ранее изученные классы неорганических веществ. Давайте совершим путешествие по царству Химляндии. (слайд №2)
«Страна Оксидония»
1.Что такое оксиды? Какие вы знаете оксиды?
2. Игра «Крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов. (слайд №3)
«Страна Кислотостан»
Что такое кислоты?
Игра «Выбери правильно». (слайд№4)
«Основайские острова»
1. Что такое основания? На какие группы они делятся?
2. Игра «Крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оснований. (слайд №5)
3. Из предложенных ионов составить формулы щелочей. (слайд №6)
«Страна Соляндия»
1. Что такое соли?
2. Найди соли. (слайд №7)
3. Соотнеси формулу соли и её название (слайд №8)
«Рифы превращений»
Стихотворение отразите в формулах и уравнениях (слайд №9)
На рифах превращений
Увидите вы явления
Потоком Уравнений
Пусть станут превращения.
В чем тут дело, в чем секрет
Раскроет полный ваш ответ.
В тетрадях своих превращения эти
Вы отразите милые дети.
Оксид кальция взяла
И воды я прилила.
Метилоранжа капну тут
и раствор стал желтым вдруг.
В чём же дело, в чем секрет?
Есть у вас ответ, иль нет?
Кислоты потом азотной осторожно прилила
Что ж такое приключилось?
Даже я не поняла,
В чём же дело, в чем секрет?
Есть у вас ответ, иль нет?
Карбоната натрия
К соли прилила
И осадок белый
Получила я.
В чём же дело, в чем секрет?
Есть у вас ответ, иль ещё нет?
Проверь себя (слайд №10)
Обратите внимание!!! Можно с помощью химических реакций перейти от простых веществ к сложным, от одного класса соединений к другим.
III. Изучение нового материала. «Бухта Познавательная»
Мы с вами записали тему урока: "Генетическая связь между классами веществ"(слайд №11), а что это такое?
Между оксидами, кислотами, основаниями и солями имеется глубокая связь. Зная свойства веществ, можно легко перейти от одного класса соединений к другому.
Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.
Вначале давайте наши сведения о классификации веществ представим в виде схемы. (Составляем вместе с классом схему "Классификация неорганических веществ" на магнитной доске)
(слайд №12)
Генетический рад неметаллов. (слайд №13)
Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.
Их можно выделить две разновидности.
1. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует растворимая кислота, может быть отражен в виде такой цепочки превращений:
неметалл — кислотный оксид — кислота — соль
Например, генетический ряд фосфора:
P — P2O5— H3PO4 — Ca3(PO4)2
2. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует нерастворимая кислота, может быть представлен с помощью такой цепочки превращений:
Так как из изученных нами кислот нерастворима только кремниевая кислота, в качестве примера последнего генетического ряда рассмотрим генетический ряд кремния:
Si— SiO2— Na2SiO3— H2SiO3— SiO2— Si
Генетический ряд металлов. (слайд №14)
Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.
Различают две разновидности генетического ряда металлов.
1. Генетический ряд металлов, которым в качестве гидроксида соответствует щелочь. В общем виде такой ряд может быть представлен следующей цепочкой превращений:
металл — основный оксид — основание (щелочь) — соль
Например, генетический ряд кальция:
Ca— CaO— Ca(OH)2— Ca3(PO4)2
2. Генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание. Можно представить следующей цепочкой превращений: