kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Положение углерода и кремния в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к уроку по теме "Положение углерода и кремния в Периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Положение углерода и кремния в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева"»

Конспект

Тема: «Положение углерода и кремния в Периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева»

Класс: 9

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока (форма проведения): комбинированный

Цель урока: изучить элементы IVA группы (подгруппы углерода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Задачи урока:

  1. Образовательные: изучить размещение электронов углерода и кремния по орбиталям; познакомиться с соединениями углерода и кремния; рассмотреть физические и химические свойства углерода и кремния.

  2. Развивающие: развитие понятий «орбиталь», «степень окисления», «s-орбиталь», «p-орбиталь», развитие умений обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.

  3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Оборудование и материалы: Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, макеты кристаллических решеток углерода, ноутбук, проектор, учебник.

 Методы обучения: наглядные (демонстрация макета строения кристаллических решеток алмаза и графита), словесные (рассказ), практические (выполнение практических заданий: решение задач)

Литература:

  1. Журин А.А. Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004. (с. 97–102)

  2. Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009. (с. 115–116)

  3. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

  4. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. (с. 78–79)


Структура (план) урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

  2. Контроль достижений учащихся

  3. Актуализация и мотивация учебной деятельности. (5-6 мин)

  4. Целеполагание (1-2 мин.)

  5. Изложение нового материала (15-20 мин.)

  6. Первичное закрепление (5-10 мин.)

  7. Первичный контроль и коррекция

  8. Постановка домашнего задания (3 мин.)

  9. Подведение итогов урока (2 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Здоровается с учащимися. Проверяет, все ли вы готовы к уроку. Предлагает садиться.

Учащиеся готовятся к уроку, стоят, молча приветствуя, учителя.

Садятся.

-

2. Актуализация и мотивация учебной деятельности (5-6 мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Ребята, сегодня мы изучим новые химические элементы.

Какие элементы расположены в IVA группы главной подгруппы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева?

Этот элемент входит в состав графита и алмаза?

Этот элемент входит в состав песка? (углерод и кремний)


- Ребята, что вы знаете про кремний и углерод?

- В состав каких веществ входят эти элементы?

Слушают учителя, отвечают на его вопросы.




3.Целеполагание (1-2 мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Учитель рассказывает об интересных фактах углерода и кремния.

I. Второй по распространенности химический элемент на Земле, но он никогда не встречается в свободном состоянии. Основной элемент во всех горных породах, за исключением одной разновидности — карбонатов. Глина, например, содержит в среднем 50 процентов этого элемента. Обнаружен на звездах и даже в растениях (кремний).

II. Это самое тугоплавкое из простых веществ. Температура плавления 3700 градусов Цельсия (у вольфрама, из которого делают нити накала электрических лампочек, всего 3400). У сплава карбидов гафния и тантала имеют лишь соединения этого неметалла (углерод).



Итак, ребята, вы догадались, что тема урока «Положение углерода и кремния в Периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева»


Формулируют тему урока и его цель. Обучающиеся формулируют цель урока: «Изучить элементы IVA группы (подгруппы углерода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

»

-



4. Изложение нового материала (15-20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Учитель объясняет новую тему.

Углерод встречается в природе, как в свободном виде, так и в соединениях. В свободном виде встречается в виде аллотропных видоизменений.  Углерод и кремний находятся в IV группе главной подгруппе Периодической системы. На внешнем уровне у них по четыре электрона, электронные конфигурации имеют вид: nS2nP2. Они в соединениях проявляют степени окисления от –4 до +4.

Сверху вниз в подгруппе металлические свойства усиливаются, а неметаллические ослабевают. Углерод и кремний являются типичными неметаллами, германий проявляет амфотерные свойства, а олово и свинец являются типичными металлами Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерен.

Алмаз – Кристаллическое вещество, прозрачное, сильно преломляет лучи света, очень твёрдое, не проводит электрический ток, плохо проводит тепло. Применение :Шлифовальный порошок, буры, стеклорезы, после огранки - бриллианты.

Графит – кристаллическое вещество серого цвета с металлическим блеском. Графит имеет строение слоистой гексагональной кристаллической решетки. Он проводит электрический ток, мягок, легко измельчается. Применение :Электроды, карандашные грифели, замедлитель нейтронов в ядерных реакторах, входит в состав некоторых смазочных материалов.

Карбин Чёрный порошок; ρ = 2 г/см3; полупроводник.. Состоит из линейных цепочек –C≡C–C≡C–и =С=С=С=С=. При нагревании переходит в графит.


Слушают объяснение учителя, записывают основные термины и определения в тетрадь.

Словесный (рассказ учителя).

Наглядные (учитель показывает расположение углерода и кремния в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева)


5. Первичное закрепление (5-10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Задача 1. При взаимодействии углерода с концентрированной серной кислотой выделилось 13,44 л смеси двух газов (н.у.). Рассчитайте массу углерода, вступившего в реакцию.

Решение. Пусть в реакцию

С + 2Н24(конц) = СО2↑ + 2SО2↑ + 2Н2О

вступило х моль С, тогда образовалось х моль СО2 и 2х моль SО2, всего Зх моль газов. По условию, количество газов в смеси равно 13,44/22,4 = 0,6 = Зх, откуда х = 0,2. Масса углерода равна 0,2.12 = 2,4 г.

Ответ. 2,4 г С.

Задача 2. При полном гидролизе смеси карбидов кальция алюминия образуется смесь газов, которая в 1,6 раза легче кисло­рода. Определите массовые доли карбидов в исходной смеси.

Решение. В результате гидролиза образуются метан и ацети­лен:

Аl4С3 + 12Н2О = 4Аl(ОН)3 + 3СН4↑,

СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2↑.

Пусть в исходной смеси содержалось х моль Аl4С3 и у моль СаС2, тогда в газовой смеси содержится 3х моль СН4 и у моль С2Н2. Средняя молярная масса газовой смеси равна:

Мср = M(О2) / 1,6 = 20 = (3x.16 + у.26) / (3х+у), откуда у = 2х.

Массовые доли карбидов в исходной смеси равны:

ω(Аl4С3) = 144x / (144х+64у) • 100% = 52,94%,

ω(CаС2) = 64у / (144х+64у) • 100% = 47,06%.

Ответ. 52,94% Аl4С3, 47,06% СаС2.

Задача 3. При взаимодействии сложного вещества “А” с из­бытком магния при нагревании образуются два вещества, одно из которых — “В” — под действием соляной кислоты выделяет ядо­витый газ “С”. При сжигании газа “С” образуются исходное ве­щество “А” и вода. Назовите вещества “А”, “В” и “С”. Напишите уравнения перечисленных химических реакций.

Решение. Вещество “А” — оксид кремния, SiO2. При взаимо­действии SiO2 с магнием сначала образуется кремний, который реагирует с избытком магния и образует силицид кремния, Mg2Si ( (вещество “В”):

SiO2 + 4Mg = Мg2Si + 2MgО.

Силицид магния легко гидролизуется с образованием ядовитого газа силана, SiН4 (вещество “С”):

Mg2Si + 4НСl = SiН4↑ + 2MgCl2.

При сгорании силана образуются исходное вещество SiO2 и вода:

SiН4 + 2О2 = SiO2 + 2Н2О.


Читают условие задачи, записывают решение, проверяют своё решение с ответом другого обучающегося у доски.

Практические. Решение задач (закрепление полученных на уроке знаний)

6. Постановка домашнего задания (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Записывает домашнее задание на доске, объясняет выполнение заданий.

§24,

№№14.2.–14.4. из «Сборника задач и упражнений по химии для средней школы» И.Г. Хомченко, 2-е изд., 2008 г.

Записывают домашнее задание в дневник, слушают учителя.

-

7. Подведение итогов урока (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с положением углерода и кремния в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Назовите основные понятия сегодняшнего урока, что нового вы узнали?

Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки

По очереди отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный опрос
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андреева Елена Сергеевна

Дата: 08.01.2021

Номер свидетельства: 569536

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства