1.Организационный момент 2. Определение потребностей и мотивов. Актуализация знаний | Приветствие, проверка готовности рабочего места,девиз урока «Химия-это наука полутонов». Какие у вас возникли предположения? В конце урока попытаемся объективно оценить, почему выбран именно этот девиз. Организует познавательную деятельность учащихся: предлагает выполнить задание, с заранее задуманными противоречиями, которые указывают на связь изученного материала с новой темой. Задание: Заполните кластер «Классификация веществ» ( для проверки слайд №1) | Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие учебных принадлежностей. Возникают первичные предположения о принадлежности девиза к этому уроку.высказывают предположения. Работа в группах: поиск информации, обсуждение. Сверка с эталоном. | ЛичностныеУУД:первоначальное смыслообразование, т. е. установление обучающимися возможной связи между девизом урока и её мотивом,что побуждает к деятельности. РегулятивныеУУД: прогнозирование — предвосхищение результата и возможность пояснить девиз на основе имеющихся знаний.; Планирование учеб- ного сотрудничества, умение структуиро- вать знания, анализировать их. Контроль, коррекция, самоанализ. |
3. Постановка, принятие целей и условий их осуществления. | Побуждающий диалог: «Почему остались пустые фрагменты в кластере?», который приводит к формулировке цели урока. Организует познавательную деятельность учащихся: . 1. Вспомните, какой характер имеют оксиды и гидроксиды типичных металлов и неметаллов? Повторение схемы «Генетические ряды металлов и неметаллов» ( Слайд № 3) Какими свойствами обладают основания и кислоты? По результатам работы проговаривается общий вывод: « Вещества с основным характером реагируют с кислотами, а с кислотным – со щелочами». (слайд 4) | Цель урока: «Какие оксиды и основания могут быть ещё?» Обсуждение результатов Сверка с эталоном. Выдвигается гипотеза «Вещества могут реагировать и с кислотами, и со щелочами - проявляют и кислотный и основный характер» | Построение логичес- ких рассуждений, целеполагание. Сотрудничество с целью сбора информации, умение извлечь необходимый материал из текста. Умение логически построить объяснение Прогнозирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотезы |
3. Проверка принятой гипотезы. | Для проверки гипотезы учитель предлагает взять для эксперимента раствор гидроксида цинка, приготовив его. ( даны инструкции см.на рабочем столе) Задание: 1)Запишите уравнения реакций получения гидроксида цинка из соли и щелочи.(стр.18 рабочая тетрадь) Если вы составили уравнение правильно,поставьте себе 1 балл на поля тетради.(слайд 5) Рассмотрим основные свойства гидроксида цинка, проведем реакцию с азотной кислотой.Работу выполняем по инструкции. 2)Запишите уравнения реакций к опыту. стр.18 рабочая тетрадь Если вы составили уравнение правильно,поставьте себе 1 балл на поля тетради.(слайд6) Взамодействует ли гидроксид цинка со щелочью? Проведем эксперимент.Какие признаки говорят о том,что вещества взаимодействуют? 3)Составьте уравнение взаимодействия гидроксида цинка и щелочи (стр.18 рабочая тетрадь) 1. с помощью учителя(слайд 7) ? + ? = Na2ZnO2+ H2O(сплавление) | | Экспериментальная работа в парах: распределение обязанностей, проведение эксперимента по инструкции, формулировка вывода Составляют уравнение реакций,проверяем у доски. Самопроверка. 2. самостоятельно Zn(OH)2 +HNO3 = ? +? (проверка у доски) Записывают вывод: « Вещества могут проявлять основно- -кислотные свойства». Записывают тему урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды» и недостающие фрагменты в кластере. У хрома три с.о.: в низшей с.о. характер- основный, в высшей- кислотный, а в проме- жуточной может быть амфотерный. Формулируют понятие,делают вывод. Сверка с эталоном (слайд 11) | Планирование работы в группе, создание алгоритма действий, формулировка вывода. Преобразуют формулу в виде кислоты, решают задачу в зависимос-ти ти от конкретных условий. Самоконтроль Выбор оснований для сравнения, анализ, синтез, вывод. Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
Учитель называет такие вещества: Амфотерные. (слайд 9) Помимо гидроксида цинка амфотерными свойствами обладают и его оксиды.(см.стр.11 учебник) Вопрос? Какие еще элементы амфотерны?(см.стр.17 раб.тетрадь) Помимо цинка и алюминия амфотерные оксиды и гидроксиды имеют многие металлы побочных под- групп, которые называются переходными. В школьном мы курсе мы будем встречаться с соединениями Be, Al, Zn, Cr+3. Почему хром, именно в с.о. +3 амфотерен? Это вы поймете из схемы (учебник стр.11) Cr Cr+2 Cr+3 Cr+6 Оксиды CrO Cr2O3 CrO Гидроксиды Cr(OH)2 Cr(OH)3 H2CrO4 характер основный ? кислотный | Сформулируйте понятие переходные элементы Или переходные металлы.(стр.11 учебник) ДЛЯ закрепления материала предлагаю составить генетический ряд цинка,по схеме(слайд 10) |
4.Итоговый самоконтроль и оценка. . 5.Д.З. 6.Рефлексия | Самостоятельная работа. Используя схему, запишите формулы соединений для: 1 вариант - бериллия 2 вариант – алюминия (слайд 12) Основание Металл оксид Кислота За правильно составленный оксид,основание и кислоту по 1 баллу.(слайд 13) Максимальное количество баллов 5.Оцените себя. Домашнее задание: §2 заполнить рабочую тетрадь стр.17.№1.2. Синквейн к теме урока.стр.4 рабочая тетрадь(по желанию) (слайд 15) Подведение игогов по сигнальным карточкам (слайд15) | Самостоятельное выполнение работы. взаимопроверка и сверка с эталоном. Взаимоконтроль. Выставле- ние оценок. рефлексия | Уметь анализировать,делать вывод |