kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии в 11 классе "Окислительно-восстановительные свойства соединений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учащихся 11 класса проводится с целью актуализации, систематизации и углубления знаний учащихся об окислительно–восстановительных реакциях при подготовке к ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 11 классе "Окислительно-восстановительные свойства соединений"»

ГБОУ СОШ с. Хворостянка














Методическая разработка

урока химии в 11 классе

в контексте подготовки к ЕГЭ



по теме


«ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ»















Выполнила:

учитель химии

высшей категории

Рязкова Наталья Александровна






2020 год


Цель: актуализировать, систематизировать и углубить знания учащихся об окислительно–восстановительных реакциях; усвоение учащимися стандартного минимума знаний по теме.


Задачи:

Образовательные задачи:

- повторить основные понятия об окислении и восстановлении, степени окисления, окислителях и восстановителях, рассмотреть сущность окислительно-восстановительных реакций;

- совершенствовать умение учащихся выражать сущность окислительно–восстановительных реакций методом электронного баланса, закрепляя понятия процессов окисления, восстановления;

- дать представление о составлении ОВР электронно-ионным методом;

- рассмотреть классификацию окислительно–восстановительных реакций. Научить старшеклассников определять признаки, положенные в основу классификации окислительно–восстановительных реакций, и различать реакции межмолекулярные, внутримолекулярные, дисмутации;

- совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторных опытов;

- познакомить учащихся с заданиями ЕГЭ, проверяющие данные элементы содержания.

Развивающие задачи:

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- формирование умений анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.
Воспитательные задачи:

- воспитание осознанной потребности в знаниях;
- развитие любознательности;

- воспитание активности и самостоятельности при изучении данной темы, умения слушать своих одноклассников.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование и реактивы: растворы KMnO4, H2SO4, Na2SO3, КOH(конц). Пробирки лабораторные, спиртовка, пробиркодержатель, лучинка. ПСХЭ Д.И.Менделеева, персональный компьютер, медиапроектор.


План урока.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Повторение и обобщение изученного ранее материала. Объяснение новой темы.

  4. Закрепление.

  5. Домашнее задание.


Форма организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная


Методы обучения: частично - поисковый

  1. Общий метод (частично – поисковый).

  2. Частный метод (словесно – наглядно – практический).

  3. Конкретный метод (объяснение с элементами беседы).




Ход урока

  1. Организационный момент (cообщение темы, постановка цели и задач урока)

  2. Актуализация знаний (учитель показывает значение окислительно-восстановительных реакций).

Окислительно-восстановительные реакции чрезвычайно распространены. Они играют огромную роль в процессах обмена веществ в живых организмах. С ними связано дыхание, гниение, брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные реакции обеспечивают круговорот веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, коррозии и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты, соли, оксиды и многие другие важнейшие соединения, необходимые человечеству. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в аккумуляторах, гальванических элементах.

Таким образом, тема урока «Окислительно-восстановительные реакции» интересна своей практической направленностью. И является важным компонентом знаний выпускников средних школ, проверяемых заданиями теста ЕГЭ. Предлагаю построить наш урок в контексте подготовки к ЕГЭ.


  1. Повторение и обобщение изученного ранее материала

Учитель проецирует на экран демонстрационный вариант ЕГЭ по химии 2020 года. И организует беседу, направленную на актуализацию важнейших опорных знаний о степени окисления, понятий теории ОВР.



А 4. Степень окисления +7 хлор имеет в соединении

1) Ca(ClO2)2 2) HClO3 3) NH4Cl 4) HClO4



- Что такое степень окисления?

Степень окисления – это условный заряд атома химического элемента в соединении, вычисленный исходя из предположения, что оно состоит только из ионов. (Степень окисления может быть положительной, отрицательной или равняться нулю, что зависит от природы соответствующих соединений.)

- Вспомните алгоритм определения степени окисления химического элемента в неорганических соединениях.

(на примере выполнение задания №3 учащиеся вспоминают правила определения степени окисления элемента в неорганических соединениях)

Затем для закрепления умения определять степень окисления элементов по формулам соединений, учитель организует самостоятельную работу.


Самостоятельная работа (фронтальная письменная работа, 1 ученик выполняет задание у доски)

Задание 1. Определите степени окисления элементов в заданных формулах бинарных соединений. Назовите вещества, формулы которых: SiF4, P2O3, As2O5, CaH2, Li3N, OsF8, SiCl4, H3P, SCl4, PCl3, H4C, H3As, SF6, SnBr4, AlN, Sb2O5, K2O4.


Задание 2

Определите степени окисления элементов в соединениях, формулы которых: NH4Cl, KCrO2, Fe(OH)2, BaHPO4, AlOHCl2, K2MnO4, HClO3, NaAsO2, NH4HSO3, K2CrO4, NH4ClO4.


Учитель напоминает, что в сложном ионе алгебраическая сумма степеней окисления атомов равна заряду иона, и предлагает учащимся выполнить следующее задание.

Задание 3.

Определите степень окисления элементов в ионах: Cr2O , SO , P2O , NH , ClO , BrO , CrO , AsO , BrO .



21. Установите соответствие между уравнением реакции и свойством элемента азота, которое он проявляет в этой реакции.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ СВОЙСТВО АЗОТА

А) NH4HCO3 = NH3 + H2O + CO2 1) является окислителем

Б) 3СuO + 2NH3 = N2 + 3Cu + 3H2O 2) является восстановителем

В) 4NH3 + 5O2 = 4NО + 6H2O 3) является и окислителем,

Г) 6Li + N2 = 2Li3N и восстановителем

4) не проявляет окислительно-

восстановительных свойств



- Определите понятие «окислитель».

Окислитель – частица, принимающая электроны.

- Определите понятие «восстановитель».

Восстановитель – частица, отдающая электроны.

- Что называется процессом восстановления? Как изменяется степень окисления элемента при восстановлении?

Восстановление – процесс принятия электронов, при этом степень окисления элемента понижается.

- Что называется процессом окисления? Как изменяется степень окисления элемента при окислении?

Окисление - процесс отдачи электронов, при этом степень окисления элемента повышается.


Задание 4 .

(Учащиеся выполняют задание по вариантам, после выполнения – самопроверка с ответами, показанными учителем на экране).

Какие из перечисленных ниже процессов представляют собой: окисление (О), какие – восстановление (В)? Определите число отданных или принятых электронов.

Вариант I Вариант II Вариант III Вариант IV

    1. Cl 2Cl-1 1. Se0→Se-2 1. 2H+1→H 1. Fe0→ Fe+3

    2. S-2 → S0 2. Cu+2 → Cu0 2. Fe0→ Fe+2 2. N+5 → N+3

    3. Cs0 → Cs+1 3. Cr0 → Cr+3 3. Fe+2→ Fe+3 3. N+3 → N+5

    4. Sn+2 → Sn+4 4. H → 2H+1 4. S+4 → S0 4. Cu+2 → Cu0

    5. Fe+3→ Fe+2 5. 2O-2 → O 5. S+4 → S+6 5. Sn+4 → Sn+2

    6. Ni0 → Ni+2 6. Cr+6 → Cr+3 6. S0 → S+4 6. H → 2H+1

Ответы:

Вариант I Вариант II Вариант III Вариант IV

О: 2,3,4,6 О: 3,4,5 О: 2,3,5,6 О: 1,3,6

В: 1,5 В: 1,2,6 В: 1,4 В: 2,4,6


В результате выполнения этой работы учитель предлагает учащимся сформулировать


Правила определения функции соединения в ОВР (записывают в тетрадь).

  1. Если элемент проявляет в соединении высшую степень окисления, то это соединение может быть окислителем.

  2. Если элемент проявляет в соединении низшую степень окисления, то это соединение может быть восстановителем.

  3. Если элемент проявляет в соединении промежуточную степень окисления, то это соединение может быть как восстановителем, так и окислителем.


Задание 5.

Предскажите функции веществ в окислительно-восстановительных реакциях: H2SO4, SO2, S, H2S.

Ответ.

H2 O4 – окислитель, так как элемент сера проявляет в данном соединении высшую степень окисления (+6).

H2 - восстановитель, так как элемент сера проявляет в данном соединении низшую степень окисления (-2).

O2, - окислитель и восстановитель, так как элемент сера проявляет в данном соединении промежуточную степень окисления


Углубление и расширение знаний.

Учитель знакомит учащихся с некоторыми важнейшими восстановителями и окислителями, предлагает провести лабораторный опыт, предварительно вспомнив правила техники безопасности).

Важнейшие восстановители: HCl; HBr; NH3; H2S; MnSO4; из простых веществ – С, Н2, металлы.

Важнейшие окислители: H2SO4; HNO3; KMnO4; K2MnO4; HClO4; K2Cr2O7; K2CrO4 и др.; некоторые простые вещества O2; F2; Cl2; Br2; S


Лабораторный опыт (инструкция для учащихся)

Опыт 1. Налейте в пробирку немного раствора KMnO4, добавьте к нему концентрированный раствор щелочи, затем раствор сульфита натрия и взболтайте. Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение цвета раствора. Составьте схему проведенной реакции.

KMnO4 + KOH + Na2SO3 → K2MnO4 + Na2SO4 + H2O


Учитель:

- Как уравнять данную реакцию? Как называются реакции, в которых степень окисления элементов изменяется?

- Окислительно-восстановительные реакции.

(Учитель демонстрирует на экран задание 30 и предлагает учащимся сравнить его со схемой составленной ими реакции)



Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ: сульфит натрия, гидрокарбонат аммония, перманганат калия, дихромат калия, серная кислота, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов этих веществ.


№30. Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает реакция с изменением цвета раствора. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции





Учитель:

- в отличие от заданий базового и повышенного уровня, выполнение которых основано на умении определять степени окисления элементов и знании ОВР, в заданиях высокого уровня предлагается составить достаточно сложное уравнение ОВР методом электронного баланса.


Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

Учитель:

- Метод основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции и на балансировании числа электронов, смещенных от восстановителя к окислителю. Применяется метод для составления уравнений реакций, протекающих в любых фазах. В этом универсальность и удобство метода.


Учитель предлагает учащимся рассмотреть алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса (приложение 1).

Учащиеся уравнивают схему реакции

2K O4 + 2KOH + Na2 O3 → 2K2 O4 + Na2 O4 + H2O

Mn+7 + 1 → Mn+6 2 вос-ся, ок-тель

2

S+4 - 2 → S+6 1 ок-ся, вос-тель


и выполняют следующий лабораторный опыт.


Лабораторный опыт (инструкция для учащихся)

Опыт 2. К 1-2 мл раствора KMnO4 добавьте воду и затем раствор сульфита натрия. Что наблюдаете? Как изменился цвет раствора? Составьте уравнение реакции методом электронного баланса.

2K O4 + H2О + 3Na2 O3 → 2 O2 + 3Na2 O4 + 2КОH

Mn+7 + 3 → Mn+4 2 вос-ся, ок-тель

6

S+4 - 2 → S+6 3 ок-ся, вос-тель


Опыт 3. К 1-2 мл раствора KMnO4 добавьте несколько капель серной кислоты, затем осторожно взбалтывая раствор сульфита натрия. Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение цвета раствора. Составьте уравнение реакции методом электронного баланса.

2K O4 + 3H2SO4 + 5Na2 O3 → 2 SO4 + 5Na2 O4 + К2SO4 + 3H2O

Mn+7 + 5 → Mn+2 2 вос-ся, ок-тель

10

S+4 - 2 → S+6 5 ок-ся, вос-тель


Учитель:

- Итак, при составлении уравнений реакций, мы использовали метод электронного баланса. Несмотря на его универсальность, он имеет недостатки. Так, при выражении сущности реакций, протекающих в растворах, не отражается существование реальных частиц. Поэтому, в случае очень сложных ОВР, когда участвуют в качестве окислителя и восстановителя не просто атомы или ионы, а частицы с определенным зарядом, используют электронно–ионный метод составления ОВР. Учащимся, которые при поступлении в вуз будут сдавать экзамен по химии, этот метод следует знать. При составлении ОВР таким методом обязательно знание среды ОВР (кислая, щелочная, нейтральная).

Электронно–ионный метод дает возможность в конечном итоге выйти практически сразу на все коэффициенты уравнения. Почему электронно–ионный? Так как большинство ОВР происходят в растворах, среда может быть щелочной, нейтральной, то все вещества в растворах находятся в виде катионов и анионов, т.к. прошла их диссоциация. В схеме баланса записываются не отдельные элементы, а катионы и анионы, в состав которых они входят. Вещества, которые не диссоциируют, записываются молекулярной формулой. Обязательно учитываются количество кислородных атомов в этих частицах и самое главное – среда. Если время урока позволяет, то учащимся можно показать этот метод на определенной ОВР.

Na2 O3 + K O4 + H2SO4 SO4 + Na2 O4 + К2SO4 + H2O

вос-тель ок-тель среда

Общий ионный вид:

частица частица кислая

с недостат- с избыт- среда

ком «О» ком «О»


2

(-1+8 = +7) +2

10

5

(-2+0 = -2) (-2+2 = 0)

________________________________________________________________


+2О

Полученные коэффициенты переносим в уравнение:

5Na2 O3 + 2K O4 + 3H2SO4 → 2 SO4 + 5Na2 O4 + К2SO4 + 3H2O


- Также для уверенного составления уравнений ОВР необходимо знать их классификацию. Различают три типа окислительно-восстановительных реакций.


Классификация окислительно-восстановительных реакций

Окислительно-восстановительные реакции




межмолекулярные внутримолекулярные реакции

реакции реакции диспропорционирования


Межмолекулярные ОВР – это такие реакции, в которых обмен электронами происходит между различными атомами, молекулами, ионами (окислитель и восстановитель находятся в разных молекулах, частицах).

C0 + O = C+4O Cl + 2KBr- = Br + 2KCl-

C0 – восстановитель; O - окислитель Cl - окислитель; Br-– восстановитель

Внутримолекулярные ОВР – реакции, в которых окислитель и восстановитель находятся в одном и том же веществе (молекуле, частице).

= O ↑ +

N+5- окислитель; O-2 – восстановитель Hg+2- окислитель; O-2 – восстановитель


Реакции диспропорционирования – реакции, где молекулы или ионы одного и того же вещества реагируют друг с другом как восстановитель и окислитель, вследствие того что содержащиеся в них атомы с переменными (промежуточными) степенями окисления отдаю и принимают электроны переходя в состояния – один с низшей с.о., другой с высшей с.о.

Легкость реакции диспропорционирования связана с близостью внешнего энергетического уровня в состоянии атома.

3K2 O3 + 3K2 O3 = 3K2 O4 + K2

- окислитель; – восстановитель - окислитель; - восстановитель


Закрепление изученного материала.

Учащиеся предлагается выполнить задания, подобранные из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, открытого банка заданий ЕГЭ и аналитического отчета о результатах ЕГЭ 2019.

Если есть доступ к сети Интернет, то можно воспользоваться материалом открытого банка заданий с сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/ он-лайн.


1. Только окислительные свойства способен проявлять

1) кислород

2) фтор

3) хлор

4) азот


2. Сера проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства при взаимодействии с

1) водородом и железом

2) углеродом и цинком

3) хлором и фтором

4) натрием и кислородом


3. Сера является окислителем в реакции с

1) кислородом

2) металлами

3) хлором и фтором

4) азотной кислотой


4. Только восстановительные свойства проявляет

1) фосфор

2) бром

3) цинк

4) сера


5. В окислительно-восстановительной реакции Cu+HNO3(разб)→Cu(NO3)2+NO+H2O коэффициент перед окислителем

1) 8 2) 10 3) 6 4) 4


6. Окислительно-восстановительной не является реакция

1) 2Na + Cl2 = 2NaCl

2) 2NaCl + H2SO4 = Na2SO4

3) Zn + 2HCl = ZnCl2 + Н2

4) Н2C = O + 2Ag2O = 4Ag + CO2 + H2O


7. Азот является восстановителем в реакции

1) N2 + O2

2) N2 + H2

3) N2 + Mg

4) N2 + C



В2. Установите соответствие между уравнением реакции и формулой вещества, которое в данной реакции является окислителем.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ ОКИСЛИТЕЛЬ

А) H2S + I2 = S + 2HI 1) I2

Б) 2S + С = СS2 2) SO3

В) 2SO3 + 2KI = I2 + SO2 + K2SO4 3) S

Г) S + 3NO2 = SO3 + 3NO 4) HI

5) H2S

6) NO2



Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

KNO2 + … + H2SO4 → I2 + NO + … + …

Определите окислитель и восстановитель.


На конкретных примерах найдите ошибки, допущенные учащимися при выполнении данного задания.

(допущены ошибки при указании окислителя и восстановителя)


В данном случае выпускник в качестве вещества восстановителя указал HI вместо KI. Хотя KI тоже обладает восстановительными свойствами и поэтому можно считать, что ответ не противоречит химической сущности условия задания. Однако, в ответе присутствует ошибка в определении окислителя и восстановителя.


Домашнее задание.

  1. В домашних условиях при попадании ртути в труднодоступные места предлагают использовать раствор перманганата калия в кислой среде (аптечный пузырек «марганцовки» (2г) растворить в 1 л воды и добавить 0,5 столовой ложки уксуса). Составить уравнение связывания ртути методом электронного баланса (вместо уксусной кислоты взять соляную).

Hg + KMnO4+ HCl → HgCl2+ KCl + MnO2 + H2O

  1. Составить ОВР методом электронного баланса; для учащихся, выбравших ЕГЭ по химии - двумя методами:

KMnO4 + H2SO4 + Na2S → MnSO4 + Na2SO4 + К2SO4 + H2O+ S

Ответ:

а) электронный баланс:

Mn+7 + 5 → Mn+2 2 вос-ся, ок-тель

10

S-2 - 2 → S0 5 ок-ся, вос-тель

2KMnO4 + 8H2SO4 + 5Na2S → 2MnSO4 + 5Na2SO4 + К2SO4 + 8H2O+ 5S

б) электронно–ионный метод:

S-2 +Mn +2H+ = S0 + Mn+2 + H2O

5

10 это коэффициенты в уравнении

2

______________________________________

2MnO + 16H+ + 5S2- →2Mn2+ + 8H2O + 5S0




ПРИЛОЖЕНИЕ.


Приложение 1.


Алгоритм составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Последовательность действий

Примеры

Составить схему химической реакции

KClO3→KCl + O2

Определить и расставить степени окисления элементов

Выбрать элементы, изменившие степень окисления. Выписать их и показать схематично переход электронов (составить электронный баланс).

+ 6 =

2

Найти наименьший общий множитель и определить коэффициенты перед окислителем и восстановителем

+ 6 = 2 вос-ся, ок-ль

6

2 3 ок-ся, вос-тель

Расставить коэффициенты из электронного баланса.

2KClO3→2KCl + 3O2

Сравнением числа атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения реакции определить и проставить недостающие коэффициенты.




Анализ проведенного урока.


В результате проведения данного урока удалось достичь поставленной цели. Урок построен на основе разбора заданий ЕГЭ по теме «Окислительно-восстановительные реакции». Во время занятия учащиеся повторили основные понятия об окислении и восстановлении, степени окисления, окислителях и восстановителях, совершенствовали умение составлять ОВР методом электронного баланса, познакомились с методом полуреакций, классификацией ОВР.

Урок получился достаточно насыщенным и объемным, как теоретическим материалом, так и практическим, с использование химического эксперимента. Считаю рациональным проведение сдвоенных уроков. Первый: урок – лекция, второй: урок – упражнение.

Закрепление также было построено на примере заданий ЕГЭ, подобранных из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2019 года и предыдущих лет, открытого банка заданий ЕГЭ. Причем, приведены примеры ошибочных ответов выпускников в задании 30, взятые из аналитического отчета о результатах ЕГЭ 2019. Учащимся необходимо было найти эти ошибки и исправить.

Практически со всеми заданиями базового и повышенного уровня учащиеся справились успешно. Затруднения вызвали задания 30. Считаю, что для отработки навыка составления уравнений ОВР с участием неорганических веществ, особенно электронно-ионным методом недостаточно 1-2 уроков. Поэтому задания подобного рода (высокого уровня) мы отрабатываем на элективных занятиях дополнительно.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рязкова Наталья Александровна

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 593031


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства