Конспект урока по химии в 11 классе "Окислительно-восстановительные свойства соединений"
Конспект урока по химии в 11 классе "Окислительно-восстановительные свойства соединений"
Урок для учащихся 11 класса проводится с целью актуализации, систематизации и углубления знаний учащихся об окислительно–восстановительных реакциях при подготовке к ЕГЭ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 11 классе "Окислительно-восстановительные свойства соединений"»
ГБОУ СОШ с. Хворостянка
Методическая разработка
урока химии в 11 классе
в контексте подготовки к ЕГЭ
по теме
«ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ»
Выполнила:
учитель химии
высшей категории
Рязкова Наталья Александровна
2020 год
Цель: актуализировать, систематизировать и углубить знания учащихся об окислительно–восстановительных реакциях;усвоение учащимися стандартного минимума знаний по теме.
Задачи:
Образовательные задачи:
- повторить основные понятия об окислении и восстановлении, степени окисления, окислителях и восстановителях, рассмотреть сущность окислительно-восстановительных реакций;
- совершенствовать умение учащихся выражать сущность окислительно–восстановительных реакций методом электронного баланса, закрепляя понятия процессов окисления, восстановления;
- дать представление о составлении ОВР электронно-ионным методом;
- рассмотреть классификацию окислительно–восстановительных реакций. Научить старшеклассников определять признаки, положенные в основу классификации окислительно–восстановительных реакций, и различать реакции межмолекулярные, внутримолекулярные, дисмутации;
- совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторных опытов;
- познакомить учащихся с заданиями ЕГЭ, проверяющие данные элементы содержания.
Развивающие задачи:
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; - формирование умений анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме. Воспитательные задачи:
- воспитание осознанной потребности в знаниях; - развитие любознательности;
- воспитание активности и самостоятельности при изучении данной темы, умения слушать своих одноклассников.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: растворы KMnO4, H2SO4, Na2SO3, КOH(конц). Пробирки лабораторные, спиртовка, пробиркодержатель, лучинка. ПСХЭ Д.И.Менделеева, персональный компьютер, медиапроектор.
План урока.
Организационный момент
Актуализация знаний
Повторение и обобщение изученного ранее материала. Объяснение новой темы.
Закрепление.
Домашнее задание.
Форма организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: частично - поисковый
Общий метод (частично – поисковый).
Частный метод (словесно – наглядно – практический).
Конкретный метод (объяснение с элементами беседы).
Ход урока
Организационный момент (cообщение темы, постановка цели и задач урока)
Актуализация знаний (учитель показывает значение окислительно-восстановительных реакций).
Окислительно-восстановительные реакции чрезвычайно распространены. Они играют огромную роль в процессах обмена веществ в живых организмах. С ними связано дыхание, гниение, брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные реакции обеспечивают круговорот веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, коррозии и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты, соли, оксиды и многие другие важнейшие соединения, необходимые человечеству. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в аккумуляторах, гальванических элементах.
Таким образом, тема урока «Окислительно-восстановительные реакции» интересна своей практической направленностью. И является важным компонентом знаний выпускников средних школ, проверяемых заданиями теста ЕГЭ. Предлагаю построить наш урок в контексте подготовки к ЕГЭ.
Повторение и обобщение изученного ранее материала
Учитель проецирует на экран демонстрационный вариант ЕГЭ по химии 2020 года. И организует беседу, направленную на актуализацию важнейших опорных знаний о степени окисления, понятий теории ОВР.
А 4. Степень окисления +7 хлор имеет в соединении
1) Ca(ClO2)2 2) HClO3 3) NH4Cl 4) HClO4
- Что такое степень окисления?
Степень окисления – это условный заряд атома химического элемента в соединении, вычисленный исходя из предположения, что оно состоит только из ионов. (Степень окисления может быть положительной, отрицательной или равняться нулю, что зависит от природы соответствующих соединений.)
- Вспомните алгоритм определения степени окисления химического элемента в неорганических соединениях.
(на примере выполнение задания №3 учащиеся вспоминают правила определения степени окисления элементав неорганических соединениях)
Затем для закрепления умения определять степень окисления элементов по формулам соединений, учитель организует самостоятельную работу.
Самостоятельная работа (фронтальная письменная работа, 1 ученик выполняет задание у доски)
Определите степени окисления элементов в соединениях, формулы которых: NH4Cl, KCrO2, Fe(OH)2, BaHPO4, AlOHCl2, K2MnO4, HClO3, NaAsO2, NH4HSO3, K2CrO4, NH4ClO4.
Учитель напоминает, что в сложном ионе алгебраическая сумма степеней окисления атомов равна заряду иона, и предлагает учащимся выполнить следующее задание.
Задание 3.
Определите степень окисления элементов в ионах: Cr2O , SO , P2O , NH , ClO , BrO , CrO , AsO , BrO .
№21. Установите соответствие между уравнением реакции и свойством элемента азота, которое он проявляет в этой реакции.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ СВОЙСТВО АЗОТА
А) NH4HCO3 = NH3 + H2O + CO2 1) является окислителем
В) 4NH3 + 5O2 = 4NО + 6H2O 3) является и окислителем,
Г) 6Li + N2 = 2Li3N и восстановителем
4) не проявляет окислительно-
восстановительных свойств
- Определите понятие «окислитель».
Окислитель – частица, принимающая электроны.
- Определите понятие «восстановитель».
Восстановитель – частица, отдающая электроны.
- Что называется процессом восстановления? Как изменяется степень окисления элемента при восстановлении?
Восстановление – процесс принятия электронов, при этом степень окисления элемента понижается.
- Что называется процессом окисления? Как изменяется степень окисления элемента при окислении?
Окисление - процесс отдачи электронов, при этом степень окисления элемента повышается.
Задание 4 .
(Учащиеся выполняют задание по вариантам, после выполнения – самопроверка с ответами, показанными учителем на экране).
Какие из перечисленных ниже процессов представляют собой: окисление (О), какие – восстановление (В)? Определите число отданных или принятых электронов.
В результате выполнения этой работы учитель предлагает учащимся сформулировать
Правила определения функции соединения в ОВР (записывают в тетрадь).
Если элемент проявляет в соединении высшую степень окисления, то это соединение может быть окислителем.
Если элемент проявляет в соединении низшую степень окисления, то это соединение может быть восстановителем.
Если элемент проявляет в соединении промежуточную степень окисления, то это соединение может быть как восстановителем, так и окислителем.
Задание 5.
Предскажите функции веществ в окислительно-восстановительных реакциях: H2SO4, SO2, S, H2S.
Ответ.
H2 O4 – окислитель, так как элемент сера проявляет в данном соединении высшую степень окисления (+6).
H2 - восстановитель, так как элемент сера проявляет в данном соединении низшую степень окисления (-2).
O2, - окислитель и восстановитель, так как элемент сера проявляет в данном соединении промежуточную степень окисления
Углубление и расширение знаний.
Учитель знакомит учащихся с некоторыми важнейшими восстановителями и окислителями, предлагает провести лабораторный опыт, предварительно вспомнив правила техники безопасности).
Важнейшиевосстановители: HCl; HBr; NH3; H2S; MnSO4; из простых веществ – С, Н2, металлы.
Важнейшие окислители: H2SO4; HNO3; KMnO4; K2MnO4; HClO4; K2Cr2O7; K2CrO4 и др.; некоторые простые вещества O2; F2; Cl2; Br2;S
Лабораторный опыт (инструкция для учащихся)
Опыт 1. Налейте в пробирку немного раствора KMnO4, добавьте к нему концентрированный раствор щелочи, затем раствор сульфита натрия и взболтайте. Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение цвета раствора. Составьте схему проведенной реакции.
KMnO4 + KOH + Na2SO3 → K2MnO4 + Na2SO4 + H2O
Учитель:
- Как уравнять данную реакцию? Как называются реакции, в которых степень окисления элементов изменяется?
- Окислительно-восстановительные реакции.
(Учитель демонстрирует на экран задание 30 и предлагает учащимся сравнить его со схемой составленной ими реакции)
Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ: сульфит натрия, гидрокарбонат аммония, перманганат калия, дихромат калия, серная кислота, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов этих веществ.
№30. Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает реакция с изменением цвета раствора. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции
Учитель:
- в отличие от заданий базового и повышенного уровня, выполнение которых основано на умении определять степени окисления элементов и знании ОВР, в заданиях высокого уровня предлагается составить достаточно сложное уравнение ОВР методом электронного баланса.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
Учитель:
- Метод основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции и на балансировании числа электронов, смещенных от восстановителя к окислителю.Применяется метод для составления уравнений реакций, протекающих в любых фазах. В этом универсальность и удобство метода.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса (приложение 1).
Учащиеся уравнивают схему реакции
2K O4 + 2KOH + Na2 O3 → 2K2 O4 + Na2 O4 + H2O
Mn+7 + 1 → Mn+6 2 вос-ся, ок-тель
2
S+4 - 2 → S+6 1 ок-ся, вос-тель
и выполняют следующий лабораторный опыт.
Лабораторный опыт (инструкция для учащихся)
Опыт 2. К 1-2 мл раствора KMnO4 добавьте воду и затем раствор сульфита натрия. Что наблюдаете? Как изменился цвет раствора? Составьте уравнение реакции методом электронного баланса.
2K O4 + H2О + 3Na2O3 → 2 O2↓+ 3Na2O4 + 2КОH
Mn+7 + 3 → Mn+4 2 вос-ся, ок-тель
6
S+4 - 2 → S+6 3 ок-ся, вос-тель
Опыт 3. К 1-2 мл раствора KMnO4 добавьте несколько капель серной кислоты, затем осторожно взбалтывая раствор сульфита натрия. Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение цвета раствора. Составьте уравнение реакции методом электронного баланса.
- Итак, при составлении уравнений реакций, мы использовали метод электронного баланса. Несмотря на его универсальность, он имеет недостатки.Так, при выражении сущности реакций, протекающих в растворах, не отражается существование реальных частиц. Поэтому, в случае очень сложных ОВР, когда участвуют в качестве окислителя и восстановителя не просто атомы или ионы, а частицы с определенным зарядом, используют электронно–ионный метод составления ОВР. Учащимся, которые при поступлении в вуз будут сдавать экзамен по химии, этот метод следует знать. При составлении ОВР таким методом обязательно знание среды ОВР (кислая, щелочная, нейтральная).
Электронно–ионный метод дает возможность в конечном итоге выйти практически сразу на все коэффициенты уравнения. Почему электронно–ионный? Так как большинство ОВР происходят в растворах, среда может быть щелочной, нейтральной, то все вещества в растворах находятся в виде катионов и анионов, т.к. прошла их диссоциация. В схеме баланса записываются не отдельные элементы, а катионы и анионы, в состав которых они входят. Вещества, которые не диссоциируют, записываются молекулярной формулой. Обязательно учитываются количество кислородных атомов в этих частицах и самое главное – среда. Если время урока позволяет, то учащимся можно показать этот метод на определенной ОВР.
Межмолекулярные ОВР – это такие реакции, в которых обмен электронами происходит между различными атомами, молекулами, ионами (окислитель и восстановитель находятся в разных молекулах, частицах).
Реакции диспропорционирования – реакции, где молекулы или ионы одного и того же вещества реагируют друг с другом как восстановитель и окислитель, вследствие того что содержащиеся в них атомы с переменными (промежуточными) степенями окисления отдаю и принимают электроны переходя в состояния – один с низшей с.о., другой с высшей с.о.
Легкость реакции диспропорционирования связана с близостью внешнего энергетического уровня в состоянии атома.
Учащиеся предлагается выполнить задания, подобранные из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, открытого банка заданий ЕГЭ и аналитического отчета о результатах ЕГЭ 2019.
Если есть доступ к сети Интернет, то можно воспользоваться материалом открытого банка заданий с сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/ он-лайн.
1. Только окислительные свойства способен проявлять
1) кислород
2) фтор
3) хлор
4) азот
2. Сера проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства при взаимодействии с
1) водородом и железом
2) углеродом и цинком
3) хлором и фтором
4) натрием и кислородом
3. Сера является окислителем в реакции с
1) кислородом
2) металлами
3) хлором и фтором
4) азотной кислотой
4. Только восстановительные свойства проявляет
1) фосфор
2) бром
3) цинк
4) сера
5. В окислительно-восстановительной реакции Cu+HNO3(разб)→Cu(NO3)2+NO+H2O коэффициент перед окислителем
1) 8 2) 10 3) 6 4) 4
6. Окислительно-восстановительной не является реакция
1) 2Na + Cl2 = 2NaCl
2) 2NaCl + H2SO4 =Na2SO4
3) Zn + 2HCl = ZnCl2 + Н2
4) Н2C = O + 2Ag2O = 4Ag + CO2 + H2O
7. Азот является восстановителем в реакции
1) N2 + O2
2) N2 + H2
3) N2 + Mg
4) N2 + C
В2. Установите соответствие между уравнением реакции и формулой вещества, которое в данной реакции является окислителем.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ ОКИСЛИТЕЛЬ
А) H2S + I2 = S + 2HI 1) I2
Б) 2S + С = СS2 2) SO3
В) 2SO3 + 2KI = I2 + SO2 + K2SO4 3) S
Г) S + 3NO2 = SO3 + 3NO 4) HI
5) H2S
6) NO2
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
KNO2 + … + H2SO4 → I2 + NO + … + …
Определите окислитель и восстановитель.
На конкретных примерах найдите ошибки, допущенные учащимися при выполнении данного задания.
(допущены ошибки при указании окислителя и восстановителя)
В данном случае выпускник в качестве вещества восстановителя указал HI вместо KI. Хотя KI тоже обладает восстановительными свойствами и поэтому можно считать, что ответ не противоречит химической сущности условия задания. Однако, в ответе присутствует ошибка в определении окислителя и восстановителя.
Домашнее задание.
В домашних условиях при попадании ртути в труднодоступные места предлагают использовать раствор перманганата калия в кислой среде (аптечный пузырек «марганцовки» (2г) растворить в 1 л воды и добавить 0,5 столовой ложки уксуса). Составить уравнение связывания ртути методом электронного баланса (вместо уксусной кислоты взять соляную).
Hg + KMnO4+ HCl → HgCl2+ KCl + MnO2 + H2O
Составить ОВР методом электронного баланса; для учащихся, выбравших ЕГЭ по химии - двумя методами:
Определить и расставить степени окисления элементов
Выбрать элементы, изменившие степень окисления. Выписать их и показать схематично переход электронов (составить электронный баланс).
+ 6 =
2
Найти наименьший общий множитель и определить коэффициенты перед окислителем и восстановителем
+ 6 = 2 вос-ся, ок-ль
6
2 3 ок-ся, вос-тель
Расставить коэффициенты из электронного баланса.
2KClO3→2KCl + 3O2
Сравнением числа атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения реакции определить и проставить недостающие коэффициенты.
Анализ проведенного урока.
В результате проведения данного урока удалось достичь поставленной цели. Урок построен на основе разбора заданий ЕГЭ по теме «Окислительно-восстановительные реакции». Во время занятия учащиеся повторили основные понятия об окислении и восстановлении, степени окисления, окислителях и восстановителях, совершенствовали умение составлять ОВР методом электронного баланса, познакомились с методом полуреакций, классификацией ОВР.
Урок получился достаточно насыщенным и объемным, как теоретическим материалом, так и практическим, с использование химического эксперимента. Считаю рациональным проведение сдвоенных уроков. Первый: урок – лекция, второй: урок – упражнение.
Закрепление также было построено на примере заданий ЕГЭ, подобранных из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2019 года и предыдущих лет, открытого банка заданий ЕГЭ. Причем, приведены примеры ошибочных ответов выпускников в задании 30, взятые из аналитического отчета о результатах ЕГЭ 2019. Учащимся необходимо было найти эти ошибки и исправить.
Практически со всеми заданиями базового и повышенного уровня учащиеся справились успешно. Затруднения вызвали задания 30. Считаю, что для отработки навыка составления уравнений ОВР с участием неорганических веществ, особенно электронно-ионным методом недостаточно 1-2 уроков. Поэтому задания подобного рода (высокого уровня) мы отрабатываем на элективных занятиях дополнительно.