Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии 11 класс по теме:«Кислоты органические и неорганические»»
Урок №27 Дата: 19 04 химия 11 класс
Тема:«Кислоты органические и неорганические»
Цели урока:
образовательные
Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека
развивающие
Развивать:
учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов, схем, таблиц;
учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;
учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность.
воспитательные
Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения. Продолжить формирование естественнонаучной картины мира.
Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их обоснованного и безопасного использования.
Средства обучения
Учебник, раздаточный материал.таблица растворимости, Периодическая система химических элементов, ряд активности металлов
Организационный этап
Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 2 мин
Изучили классификацию органических и неорганических веществ. На сегодняшнем уроке подробно изучаем 1 из классов неорганических веществ. Какой – вы можете сказать самостоятельно, прослушав информацию.
Эти вещества содержатся во всех живых организмах. Много их в овощах и фруктах. У человека вещество этого класса входит в состав желудочного сока. Другое – содержится в листьях крапивы и выделениях муравьёв.
(вывод учащихся по теме урока, сообщение темы)
О кислотах мы говорили в 8,9,10 классах. Каковы же цели сегодняшнего урока? что мы хотим узнать, чему научиться?
(выводы учащихся по целям урока, сообщение целей урока)
Насколько важны для нас эти знания? Сталкиваемся ли мы в обычной жизни с кислотами?
(ответы учащихся)
Кислоты содержатся в организмах животных: молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке, соляная кислота, находящаяся в желудке, помогает переваривать пищу.
Кислоты применяются в медицине: аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетил-салициловая и другие кислоты
Кислоты применяются в кулинарии: уксусная и лимонная
Образование кислотных дождей в природе.
эпиграф: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
Актуализация и проверка знаний – 10 мин
Прежде чем перейти к новому материалу, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока и вспомним основные моменты, которые пригодятся нам при изучении нового темы.
Фронтальный опрос (закончить предложение)
Неорганические вещества делятся на 2 группы - …
Простые вещества состоят …
Сложные вещества состоят …
Сложные вещества делятся на ….
Оксиды – это …
Оксиды делятся на …
Гидроксиды делятся на …
Основания – это …
Основания делятся на …
Кислоты – это …
Органические кислоты – это …
Амфотерные гидроксиды – это …
Соли – это …
Тест (объяснение правил работы с листами самоконтроля)
Выписать № формул, соответствующих:
А. Основным оксидам
Б. Кислотным оксидам
В. Амфотерным оксидам
Г. Растворимым основаниям
Д. Нерастворимым основаниям
Е. Кислотам
Ж. Солям
HCl
NaOH
CaO
Cu(OH)2
CO2
FeO
Fe2O3
H2SO4
Ca(OH)2
SO3
Al (OH)3
Na2CO3
ZnO
NaHCO3
Fe(OH)3
SO2
Ba(OH)2
MgO
K2SO4
H3PO4
Al2O3
(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)
1 балл за каждую правильно названную группу
Систематизация и обобщение знаний – 20 мин
Понятие «кислоты»
Что такое кислоты? (ответы учащихся)
Структурная теория: сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотного остатка.
Теория электролитической диссоциации: электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются катионы водорода (HCl = H+ + Cl-)
Протолитическая теория кислот и оснований (теория Бренстеда-Лоури): вещества – доноры протонов (HCl + H2O = H3O+ + Cl-).
Теория Льюиса: акцепторы электронной пары (NH3 + BF3 = NH3BF3)
Чаще используются 1,2,3 теории. Они близки между собой.
Классификация кислот
Вспомним признаки классификации кислот (учебник § 22 - таблица). Выполнить тестовое задание (СР в листах самоконтроля)
1 вариант Соотнесите:
2 вариант Соотнесите:
Тип кислот:
Формула вещества:
Тип кислот:
Формула вещества:
кислородсодержащие
бескислородные
одноосновные
двухосновные
сильные
слабые
а) H2SiO3
б) HCOOH
в) H2SO4
г) HBr
д) HNO3
кислородсодержащие
бескислородные
одноосновные
двухосновные
сильные
слабые
а) H3PO4
б) HClO4
в) CH3COOH
г) HCl
д) H2CO3
(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)
0,5 балла за каждую правильно названную группу
Общие химические свойства кислот
Какие общие химические свойства характерны для органических и неорганических кислот?
Почему кислоты обладают общими химическими свойствами? (ответы учащихся)
Доказать и уточнить эти свойства нам поможет лабораторный опыт. Будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и будет работать с определённым свойством кислот. Необходимо провести опыты в соответствии с инструкцией, ответить на вопросы, составить уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах в листах самоконтроля. По завершении работы 1 человек отчитывается о работе группы, 1- составляет уравнения реакций на доске в молекулярной форме.
Лабораторный опыт. Химические свойства органических и неорганических кислот.