Цель урока: закрепить знания по темам химические элементы, оксиды, кислоты».
Задачи урока: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать логическое мышление и сообразительность, расширить кругозор и повысить познавательный интерес к предмету химии. Умение применять ранее полученные знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Неразлучные химические элементы"»
Открытый урок по химии в 8 классе в рамках предметной недели по химии и биологии.
Тема урока: Неразлучные химические элементы
Цель урока: закрепить знания по темам химические элементы, оксиды, кислоты».
Задачи урока: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать логическое мышление и сообразительность, расширить кругозор и повысить познавательный интерес к предмету химии. Умение применять ранее полученные знания.
Ход урока:
1.Приветствие учащихся, обоснование формы урока, знакомство с задачами урока, запись даты проведения, темы урока.
---Слово учителя:
Ребята, вы уже знаете, что эта неделя у нас посвящена неделе химии и биологии. Поэтому сегодняшний урок у нас пройдет в нетрадиционной форме. Ведь в химии тоже можно играть!
Наш урок пройдет в форме турнира, который состоит из нескольких конкурсов, где вы будете принимать активное участие.
Многие из вас, ребята, любят разгадывать загадки, решать кроссворды и головоломки, отвечать на вопросы викторины. Это действительно интересно и вместе с тем полезно, так как все это - развивает логическое мышление и сообразительность. Кроме того расширяется кругозор и возникает острое желание узнать как можно больше, тем самым повышается ваш познавательный интерес.
Коротко об условиях нашего турнира: Турнир состоит из 6 конкурсов:
Каждый конкурс оценивается по баллам, которые будут получать учащиеся принимающие участие в различных конкурсах. Все активно работающие и отвечающие верно на вопросы конкурсов получают житоны «ХИМИКОН».
Подведение итогов: в конце урока активным участникам будут выставлены оценки по количеству заработанных житонов, которые вы будете получать за верные и полные ответы.
Вам необходимо всем сейчас перед собой иметь таблицы Д.И. Менделеева.
Итак, начнем наш турнир. Объявляется 1-ый конкурс: «Химические загадки».
В 1 части конкурса учитель сам загадывает несколько загадок, которые учащиеся должны отгадать.
Химические ЗАГАДКИ:
1 ) Прославлен всеми Металл, испытанный огнём. Манил к себе людей веками Алхимик жил в мечте о нём. (Золото.)
2 ) Я- металл, давно известный, Знаком взрослым я и детям. О на А перевернёшь - В своём теле ты найдёшь. (Железо-железа.) 3) Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду. Применяется для производства фруктовых газированных напитков. (Угольная.)
4) Эта красавица всем вам знакома, С ней вы встречаетесь в школе и дома, Бесцветна, чиста почти, Но ток электрический включи И разлагается она на 2 каких-то вещества.
(Вода.)
За верные ответы учащиеся зарабатывают житон «ХИМИКОН» по каждой верно отгаданной загадке.
Во второй части конкурса учащиеся по желанию выходят к доске и сами тянут загадки. Если ученик не может отгадать загадку, тогда включаются в конкурс другие желающие класса.
Конкурс «ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ».
Вещества, которые получаются при горении разных веществ в кислороде.
(ОКСИДЫ)
Английский химик, получивший кислород в 1774 г. (ПРИСТЛИ)
Примерно века два назад
Открыт он был случайно,
Сейчас знаком с ним стар и млад,
Он и для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ,
Его назвать могли бы дети
Ведь это - … (КИСЛОРОД).
Тип этих реакций
Узнаем без забот,
В результате их
Получается кислород (РАЗЛОЖЕНИЕ).
В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте.
Искать в природе – лучше не трудиться,
Свободным нет его нигде.
Воспламениться сам он может,
К тому же сильно ядовит.
Так, отвечай без промедленья,
Коль в пятой группе он стоит (ФОСФОР).
Отгадать, как она называется,
Не составит вам труда:
Раз реакция окисления
И выделяются свет и теплота (ГОРЕНИЕ).
Противоположна разложению
А продукты – сложные вещества,
Знать должны как дважды два,
Тип реакции… (СОЕДИНЕНИЕ).
Эта красавица всем вам знакома,
С ней вы встречались в школе и дома,
Бесцветна, чиста почти,
Но ток электрический включи,
И разлагается она
На два каких-то вещества. (ВОДА).
Учитель объявляет следующий конкурс:
Следующий конкурс: «Найдите клад!».
« НАЙДИТЕ КЛАД!!!»
Si-тон,Ar-оящ, Ne-др, Fe-ад,
M g-э, F-ий, Сr-кл, Cl-аст,
L i-хо, Sc-ий, N-рош,Na-уг.
К то из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то в глубине веков, морскими пиратами?
Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад!!!
Подсказка: ключом к расшифровке служит периодическая таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза :
О
Будем умнее!!!!
твет: « Хороший друг - это настоящий клад».
Раскроем секреты Химии!!!
Первые три человека выходят к доске и зачитывают ответ. За правильно «найденный клад» учащиеся зарабатывают по житону.
Учитель объявляет третий конкурс: игра: «Добавь букву – получи металл».
Играют все учащиеся класса. Учащимся раздаются готовые листочки со словами, и заданием. Кто раньше всех справляется с заданием выходят к доске, зачитывают или записывают полученные химические элементы Затем сверяют ответы.
По итогам выставляются баллы.
Игра «Добавь букву – получи металл».
К названным словам нужно добавить одну или несколько букв, чтобы получить название металла.
ребро- ?
лото - ?
ель - ?
трон - ?
тут - ?
желе - ?
бар - ?
вол - ?
бал - ?
маг - ?
рад - ?
тина - ?
мини - ?
Ответы:
(серебро)
(золото)
(никель)
(стронций)
(ртуть)
(железо)
(барий)
(вольфрам)
(кобальт)
(магний)
(радий, радон)
(платина)
(алюминий)
Учитель объявляет четвертый конкурс: Играет весь класс. Кто быстрее всех отгадывает (3 участника с каждого ряда) головоломку оказывается победителем и зарабатывает житон.
Отгадай головоломку!!!
23,108,70,29,77,39,
23,16,63,1,50, 79,
33,50,26, 11,50 !
«Шарль Вюрц.»
Задание:Что сказал Шарль Вюрц?
Подобрать ключ к шифру поможет периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Если вы разгадаете головоломку, то без сомнения, согласитесь с этим.
Подсказка:Все числа соответствуют порядковым номерам элементов, из первых букв названий которых складывается текст:
Ответ: « В химии всё возможно!»
Учитель объявляет пятый конкурс. «Математические фокусы с Периодической таблицей Д.И.Менделеева».
1.Задумайте элемент.
Ведущий:Задумайте любой химический элемент по периодической системе Д.И.Менделеева и проведите с порядковым номером этого элемента следующие вычисления:
Порядковый номер элемента удвоить.
К произведению прибавить 5.
Сумму умножить на 5.
Ведущий: Назовите окончательный результат.
Разгадка: от окончательного результата нужно отбросить последнюю цифру и отнять число 2.
Полученное число – и есть номер задуманного элемента (ведущий называет элемент).
2. Задумайте вещество.
Ведущий: Я могу отгадать не только элемент, но и сложное вещество. Задумайте и запомните по периодической системе Д.И.Менделеева 2 химических элемента с таким условием, что бы они образовывали химическое соединение.
Математические действия:
1.Порядковый номер первого элемента удвоить.
2. К произведению прибавить 5.
3. Сумму умножить на 50.
4. К произведению прибавить порядковый номер 2-го элемента, задуманного
играющим.
Ведущий: Сообщите окончательный результат.
Разгадка: от общего числа, вычесть число 250.
Из полученного числа (разности):
Две последние цифры – номер 2-го элемента. Две первые цифры – номер 1-го элемента.
Ведущий составляет возможную формулу из двух найденных элементов и называет формулу вещества.
Учитель объявляет последний 6-ой конкурс. Ребята, Разгадайте кроссворд: химические элементы».
Учащимся раздаются готовые листочки с кроссвордом, в который нужно вписать названия предложенных символов химических элементов. Самый быстрый ученик выполняет задание у доски.
Кроссворд
«Химические элементы»
О
О
О
О
О
О
О
Задание:заполните пустые клетки кроссворда русскими названиями химических элементов: Аg, Br, Fe, H, J, O, Sn.
----Слово учителя.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили с вами химические элементы, многое узнали о химических элементах, решали и играли с вами. Разгадывали загадки, головоломки, кроссворды. Надеюсь, что вам понравилось. Наш урок турнир подошёл к концу. Спасибо всем кто принимал участие.
Домашнее задание: составить различные шарады и принести на следующий урок.