Обобщающий урок по теме "Кислородосодержащие вещества, азотосодержащие органические соединения" с элементами лабораторной работы, с элементами игры- соревнования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная разработка может быть использована для подготовки и проведения обобщающих уроков по химии по темам «Кислородсодержащие органические вещества. Азотсодержащие органические соединения»
Подготовка, организация и проведение уроков обобщения с использованием элементов предметных игр учит действовать сообща и в то же время помогает учащимся показать знания и находчивость, соревнуясь друг с другом.
Среди некоторых учителей бытует мнение, что игра- это всего лишь развлечение, а вот обучение- это труд. Это подход характерен для императивной педагогики и не способствует реализации потенциальных возможностей студента.
Игра- соревнование во всех её формах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление.
Структура и ход мероприятия
Тема урока «Свойства и применение спиртов, карбоновых кислот, белков»
Тип урока: обобщающий с элементами лабораторной работы ,
с элементами игры-соревнования, рассчитан на 1час - 45 минут
Цель урока: Обобщить знания о спиртах, карбоновых кислотах и белках
Практически изучить свойства белка, денатурацию белка.
Задачи:
Расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах белках, о кислородсодержащих органических веществах и их свойствах.
Формирование способности самостоятельно приобретать знания, умения, сравнивать и делать выводы.
Развитие умений и навыков работы с реактивами
Развитие навыков анализа, прогностических качеств ума при выполнении лабораторной работы. Умение интерпретировать полученные данные.
Совершенствование навыков работы учащихся в малых группах.
Совершенствование коммуникативных умений учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировать, обосновывать свою точку зрения) и информационно- познавательных компетентностей студентов.
Методы и методические приёмы:
1. Проблемное изложение
2. Работа с дополнительной литературой и сайтами Интернета
3. Работа в группах по выполнению лабораторных опытов
Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у студентов)
1.Знать состав, строение и основные функции белков, карбоновых кислот, спиртов.
3.Уметь пользоваться дополнительной литературой и сайтами Интернета с целью получения необходимых знаний.
4.Уметь вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
5.Уметь проводить анализ вещества, используя соответствующие методики.
6.Уметь кратко и образно представить изученный материал в виде презентации или сообщения
Дидактические материалы: презентация «Химия на службе человека», сообщения учащихся сообщение на темы «Спирты», «Карбоновые кислоты», «Белки», фотографии химиков, карточки с уравнениями химических реакций,инструкция по методике выполнения лабораторных опытов, комплект ребусов по химии.
оборудование : держатель, штатив, пробирки, стаканы, пипетки;
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие обучающихся. Студенты группы делятся на три команды и занимают места за столами. Ведущий игры- соревнования подготовлен из числа студентов этой группы.
Мотивация и целеполагание
Мотивация предстоящей учебной деятельности
Вступительное слово преподавателя: сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок- он пройдет в виде соревнования между командами. Итогом нашего урока будет обобщение знаний о кислородосодержащих и азотосодержаших органических веществах- спиртах, карбоновых кислотах и белках. А также мы выясним, кто из вас самый активный и эрудированный. Поможет нам в этом компетентное жюри.
Сообщение темы урока
Чтобы назвать тему сегодняшнего урока, вы должны ответить на мой вопрос. «Какие классы кислородосодержащих и азотосодержащих соединений вы знаете» Учащиеся формулируют тему урока «Спирты, карбоновые кислоты, белки». Мы с вами уже говорили о сложном строении белка и его разнообразных функциях , о строении и свойствах спиртов и карбоновых кислот, а сегодня практически ознакомимся со свойствами и значением для человека белков, карбоновых кислот и спиртов.
Ведущий читает стихи:
Железо у меня в крови Кальций у меня внутри Магний ем я на обед Из цинка получаю свет Фосфор нужен голове Калий бродит по еде Углеродом я пишу Кислородом я дышу Натрий солим мы в еду Золото исполняет мечту И без химии вообще Мы не можем жить нигде!
А девизом нашего урока будут такие слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Стадия вызова
1й этап «Узнай меня»
Ведущий: На столах разложены по 12 карточек надписью вниз. Задание следующее: выбрать из этих карточек три: название функциональной группы для определенного класса соединений и по два представителя соответствующих классов.
Максимальное количество баллов = 6
2й этап «Неизвестное об известном» - домашнее задание
Представители команд зачитывают сообщение или показывают презентацию. Команда «Гидроксил»- сообщение о спиртах, команда «Карбоксил»- сообщение о карбоновых кислотах, команда «Пептид»- сообщение о белках.
Максимальное количество баллов = от 1 до 5. Если задание не выполнено, команда получает штрафные 5 баллов.
3й этап «Химия в лицах и фактах»
На экран выведены фотографии химиков.
Ведущий: команда, которая знает правильный ответ, поднимает свою эмблему и отвечает, если нет правильного ответа, отвечает следующая команда. Максимальное количество баллов = 3
Вопрос 1.Этот знаменитый ученый открыл идеальное процентное соотношение 40% спирта и 60% воды и изобрел самый знаменитый алкогольный напиток. Назовите его фамилию.(Д.И.Менделеев)
Ведущий: Вопрос 2.Шведский ученый обрабатывал соки фруктов известью, а затем действием серной кислоты извлекал кислоты из образовавшихся веществ. В 1784 г. он получил таким путем лимонную, в 1785 г. – яблочную кислоту. Назовите его фамилию (Шееле)
Ведущий: Вопрос 3. Этот ученый- органик проводил исследования по химии белков. Лауреат Нобелевской премии в 1902 году. Исследовал строение и синтезировал ряд производных пурина: кофеин, гуанин, аденин и др. Открыл специфичность действия ферментов. Назовите его фамилию (Фишер)
Ведущий: предлагает факты из истории: команда, которая знает правильный ответ, поднимает свою эмблему и отвечает, если нет правильного ответа, отвечает следующая команда.
Максимальное количество баллов = 3
Вопрос 1.Какое вещество вызывает жалящее действие крапивы и стрекательных клеток медуз? как снять боль от ожогов, вызванных выделениями муравьев?
Ответ: Муравьиная кислота, НСООН. Чтобы уменьшить боль, следует нейтрализовать кислоту, обработав рану слабо-щелочным раствором, например, разбавленным нашатырным спиртом, NH4OH.
Вопрос 2. В 552 году император Византии Юстиниан захотел разгадать секрет производства этого вещества. К нему явились два монаха, которые предложили за хорошее вознаграждение выкрасть и доставить из далекого Китая ЭТО. Юстиниан согласился. Монахи отправились в опасное путешествие и в том же году вернулись, принеся ЭТО в своих полых посохах. О чем идет речь? Что принесли монахи из Китая?
Ответ : яйца тутового шелкопряда, а нити его кокона- знаменитый китайский шелк.
Вопрос 3. Чугунная медаль, введённая Петром I в 1714 году весила 6,8 кг (17 фунтов), не считая цепей. Считается самой тяжёлой медалью в истории. Вешалась на шею в полицейском участке и крепилась цепью так, чтобы нельзя было снять. По некоторым данным, медаль должна была носиться неделю. За какие «подвиги» можно было получить эту медаль?
Ответ: Медаль «За пьянство»
Актуализация знаний
4й этап «Химическая лаборатория»
На столах у команд пробирки, химические стаканы, реактивы, стаканы с молоком.
Ведущий предлагает провести химические реакции, доказать наличие в молоке белка, отсутствие посторонних примесей( крахмала, соды) объяснить результат.
Максимальное количество баллов = 4
Работа в группах с информацией. Выполнение лабораторных опытов.
Инструктаж по технике безопасности
При работе со спиртовкой необходимо проверить штуцера и состояние фитиля, при нагревании пробирки её необходимо прогревать по всей длине. Будьте внимательны при работе с агрессивными веществами: уксусной кислотой, щёлочью, не допускайте попадания на руки солей тяжёлых металлов.
Денатурация белков возникает под действием многих веществ
Ведущий предлагает каждой команде записать уравнение химической реакции : спиртовое брожение глюкозы, молочно-кислое брожение глюкозы и гидролиз белка.
Максимальное количество баллов = 3
Мозговой штурм
5й этап «Мозг химика»
На слайде представлен ребус по химии. Преподаватель объясняет ход решения ребуса.
Ведущий выдает каждой команде по комплекту ребусов и предлагает решить их за 5 минут.
Максимальное количество баллов = от 1 до 3.
За это время ведущий показывает презентацию «Химия в жизни человека»
Заключение:
Ведущий читает стихи:
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог,
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
И на практике их применили
Заключительное слово преподавателя.
Жюри подводит итоги. Максимальное количество баллов = 39
3. Материалы по апробации
Обобщающий урок проводился 15.02.17 г. в учебной группе №110 специальность «Коммерция», группа № 110 состоит из 24 человек, из них 7 юношей, 17 девушек, возраст 16-18 лет, коллектив сформирован, учащиеся активно обсуждают предложенные вопросы, высказывают собственное мнение.
Проводился урок в учебном кабинете химии №20, оборудованном мультимедиапроектором, компьютером, экраном, подготовлен демонстрационный материал по химии, наборы химических веществ для опытов, фотографии ученых- химиков.
Проводилась подготовительная работа - учащиеся гр. 110 подбирали материалы и готовили сообщения об известных фактах открытия химических веществ, интересные сведения о белках, карбоновых кислотах, спиртах. ( 3 человека - Левина Вероника, Решетова Анастасия и Смолина Анастасия ). Ведущая игры-соревнования – Фотиева Ксения.
Совместно преподавателем и учащимися были подготовлена презентация на тему «Химия в жизни человека»
Результатом проведения данного мероприятия был положительный отзыв ребят, обобщение знаний о составе, строении и основных функциях белков, карбоновых кислот, спиртов. Формирование умения проводить анализ вещества, используя соответствующие методики, умения кратко и образно представить изученный материал в виде презентации или сообщения, многие обучающиеся сделали выводы, что стоит осознанно относиться к процессу обучения. В разработке использованы элементы технологии развивающего обучения ( напоминание, актуализация, конкретизация)
Данная разработка может быть использована для подготовки и проведения обобщающих уроков и внеклассных мероприятий по химии среди учащихся техникума в рамках предметных недель.
5. Список литературы
1. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. М. «Академия» 2014г
2. О.С.Габриелян Химия 10 класс М.»Дрофа» 2013г.
3. О.С.Габриелян и др. Химия практикум М «Академия» 2012г
4. С.М.Курганский Интеллектуальные игры по химии М. «5 за знания» 2015г.
5. С.М.Курганский Внеклассная работа по химии М. «5 за знания» 2015г.
6. Википедия (ru.Wikipedia.org)
6. Приложения
Приложение 1
Д.И.Менделеев Фишер Эмиль Герман Карл Вильгельм Шееле
Приложение 2
Приложение 3
Эфир этан
этил
Приложение 4 Оценочный лист игры- соревнования
Этапы
Максимальное
Кол-во
баллов
«Гидроксил»
«Карбоксил»
«Пептид»
1й этап «Узнай меня»
6
2й этап «Неизвестное об известном» -домашнее задание
5
(Если задание не выполнено, команда получает штрафные 5 баллов)
3й этап «Химия в лицах и фактах»
18
(по 3 балла за вопрос)
4й этап «Химическая лаборатория»
7
(по 4 балла за опыт и по 3 балла за уравнение реакции)
5й этап «Мозг химика»
3
(по 1 баллу за ребус)
Итого
39
Автор: Заславская Елена Владимировна
Методическая разработка обобщающего урока «Химия в лицах и фактах»
по темам «Кислородсодержащие органические вещества.
Азотсодержащие органические соединения»
г. Шарья, 2017г .-11 с.
Аннотация. Методическая разработка предназначена для проведения уроков обобщения и систематизации учебного материала по химии.
В методической разработке содержится информационно- познавательный материал об интересных фактах из органической химии , обобщение знаний о кислородосодержащих и азотосодержаших органических веществах- спиртах, карбоновых кислотах и белках, предложенная игровая форма проверки приобретенных знаний о спиртах, карбоновых кислотах, белках предполагает формирование умения работать в коллективе, творчески подходить к решению поставленной задачи – в данном случае экспериментальным путем доказать содержание белка в молоке.
Данная разработка игры-конкурса дает обучающимся навыки работы в коллективе, позволяет совершенствование коммуникативных умений учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировать, обосновывать свою точку зрения) и информационно- познавательных компетентностей студентов.
Методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательного цикла