kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Химия в лицах и фактах" обобщающий урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "Кислородосодержащие вещества, азотосодержащие органические соединения" с элементами лабораторной работы, с элементами игры- соревнования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Химия в лицах и фактах" обобщающий урок»

Департамент образования и науки

Областное бюджетное государственное профессиональное

образовательное учреждение

«Шарьинский политехнический техникум Костромской области»











Методическая разработка

Обобщающего урока «Химия в лицах и фактах»





Автор: Заславская Елена Владимировна,

преподаватель химии ОГБПОУ

«Шарьинский политехнический техникум Костромской области»











Данная разработка может быть использована для подготовки и проведения обобщающих уроков по химии по темам «Кислородсодержащие органические вещества. Азотсодержащие органические соединения»









г.Шарья

2017 г.









Содержание

1. Пояснительная записка_________________________________3

2. Структура и ход мероприятия__________________________ 3

3. Материалы по апробации_______________________________7

4 . Список литературы____________________________________8

5. Приложения__________________________________________8





  1. Пояснительная записка

Подготовка, организация и проведение уроков обобщения с использованием элементов предметных игр учит действовать сообща и в то же время помогает учащимся показать знания и находчивость, соревнуясь друг с другом.

Среди некоторых учителей бытует мнение, что игра- это всего лишь развлечение, а вот обучение- это труд. Это подход характерен для императивной педагогики и не способствует реализации потенциальных возможностей студента.

Игра- соревнование во всех её формах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление.



  1. Структура и ход мероприятия

Тема урока «Свойства и применение спиртов, карбоновых кислот, белков»

Тип урока: обобщающий с элементами лабораторной работы ,

с элементами игры-соревнования, рассчитан на 1час - 45 минут

Цель урока: Обобщить знания о спиртах, карбоновых кислотах и белках

Практически изучить свойства белка, денатурацию белка.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах белках, о кислородсодержащих органических веществах и их свойствах.

  2. Формирование способности самостоятельно приобретать знания, умения, сравнивать и делать выводы.

  3. Развитие умений и навыков работы с реактивами

  4. Развитие навыков анализа, прогностических качеств ума при выполнении лабораторной работы. Умение интерпретировать полученные данные.

  5. Совершенствование навыков работы учащихся в малых группах.

  6. Совершенствование коммуникативных умений учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировать, обосновывать свою точку зрения) и информационно- познавательных компетентностей студентов.

Методы и методические приёмы:

1. Проблемное изложение

2. Работа с дополнительной литературой и сайтами Интернета

3. Работа в группах по выполнению лабораторных опытов

Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у студентов)

1.Знать состав, строение и основные функции белков, карбоновых кислот, спиртов.

3.Уметь пользоваться дополнительной литературой и сайтами Интернета с целью получения необходимых знаний.

4.Уметь вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

5.Уметь проводить анализ вещества, используя соответствующие методики.

6.Уметь кратко и образно представить изученный материал в виде презентации или сообщения


Дидактические материалы: презентация «Химия на службе человека», сообщения учащихся сообщение на темы «Спирты», «Карбоновые кислоты», «Белки», фотографии химиков, карточки с уравнениями химических реакций,инструкция по методике выполнения лабораторных опытов, комплект ребусов по химии.

Ресурсы: технические -проектор, компьютер, экран, презентации «Белки», «Карбоновые кислоты», презентация к уроку;

реактивы -молоко, лимонная кислота,этиловый спирт, растворы сульфата меди, гидроксида натрия, раствор люголя;

оборудование : держатель, штатив, пробирки, стаканы, пипетки;



Ход урока:

  • Организационный момент

Приветствие обучающихся. Студенты группы делятся на три команды и занимают места за столами. Ведущий игры- соревнования подготовлен из числа студентов этой группы.

  • Мотивация и целеполагание

    • Мотивация предстоящей учебной деятельности

Вступительное слово преподавателя: сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок- он пройдет в виде соревнования между командами. Итогом нашего урока будет обобщение знаний о кислородосодержащих и азотосодержаших органических веществах- спиртах, карбоновых кислотах и белках. А также мы выясним, кто из вас самый активный и эрудированный. Поможет нам в этом компетентное жюри.

    • Сообщение темы урока

Чтобы назвать тему сегодняшнего урока, вы должны ответить на мой вопрос. «Какие классы кислородосодержащих и азотосодержащих соединений вы знаете» Учащиеся формулируют тему урока «Спирты, карбоновые кислоты, белки». Мы с вами уже говорили о сложном строении белка и его разнообразных функциях , о строении и свойствах спиртов и карбоновых кислот, а сегодня практически ознакомимся со свойствами и значением для человека белков, карбоновых кислот и спиртов.

Ведущий читает стихи:

Железо у меня в крови
Кальций у меня внутри
Магний ем я на обед
Из цинка получаю свет
Фосфор нужен голове
Калий бродит по еде
Углеродом я пишу
Кислородом я дышу
Натрий солим мы в еду
Золото исполняет мечту
И без химии вообще
Мы не можем жить нигде!

А девизом нашего урока будут такие слова:

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Бороться – старательно!

И открытия нас ждут обязательно!



    • Стадия вызова

1й этап «Узнай меня»

Ведущий: На столах разложены по 12 карточек надписью вниз. Задание следующее: выбрать из этих карточек три: название функциональной группы для определенного класса соединений и по два представителя соответствующих классов.

Максимальное количество баллов = 6

2й этап «Неизвестное об известном» - домашнее задание

Представители команд зачитывают сообщение или показывают презентацию. Команда «Гидроксил»- сообщение о спиртах, команда «Карбоксил»- сообщение о карбоновых кислотах, команда «Пептид»- сообщение о белках.

Максимальное количество баллов = от 1 до 5. Если задание не выполнено, команда получает штрафные 5 баллов.

3й этап «Химия в лицах и фактах»

На экран выведены фотографии химиков.

Ведущий: команда, которая знает правильный ответ, поднимает свою эмблему и отвечает, если нет правильного ответа, отвечает следующая команда. Максимальное количество баллов = 3

Вопрос 1.Этот знаменитый ученый открыл идеальное процентное соотношение 40% спирта и 60% воды и изобрел самый знаменитый алкогольный напиток. Назовите его фамилию.(Д.И.Менделеев)

Ведущий: Вопрос 2.Шведский ученый обрабатывал соки фруктов известью, а затем действием серной кислоты извлекал кислоты из образовавшихся веществ. В 1784 г. он получил таким путем лимонную, в 1785 г. – яблочную кислоту. Назовите его фамилию (Шееле)

Ведущий: Вопрос 3. Этот ученый- органик проводил исследования по химии белков. Лауреат Нобелевской премии  в 1902 году. Исследовал строение и синтезировал ряд производных пурина: кофеин, гуанин, аденин и др. Открыл специфичность действия ферментов. Назовите его фамилию (Фишер)

Ведущий: предлагает факты из истории: команда, которая знает правильный ответ, поднимает свою эмблему и отвечает, если нет правильного ответа, отвечает следующая команда.

Максимальное количество баллов = 3

Вопрос 1.Какое вещество вызывает жалящее действие крапивы и стрекательных клеток медуз? как снять боль от ожогов, вызванных выделениями муравьев?

Ответ: Муравьиная кислота, НСООН. Чтобы уменьшить боль, следует нейтрализовать кислоту, обработав рану слабо-щелочным раствором, например, разбавленным нашатырным спиртом, NH4OH.

Вопрос 2. В 552 году император Византии Юстиниан захотел разгадать секрет производства этого вещества. К нему явились два монаха, которые предложили за хорошее вознаграждение выкрасть и доставить из далекого Китая ЭТО. Юстиниан согласился. Монахи отправились в опасное путешествие и в том же году вернулись, принеся ЭТО в своих полых посохах. О чем идет речь? Что принесли монахи из Китая?

Ответ : яйца тутового шелкопряда, а нити его кокона- знаменитый китайский шелк.

Вопрос 3. Чугунная медаль, введённая Петром I в 1714 году весила 6,8 кг (17 фунтов), не считая цепей. Считается самой тяжёлой медалью в истории. Вешалась на шею в полицейском участке и крепилась цепью так, чтобы нельзя было снять. По некоторым данным, медаль должна была носиться неделю. За какие «подвиги» можно было получить эту медаль?

Ответ: Медаль «За пьянство» 

  • Актуализация знаний

4й этап «Химическая лаборатория»

На столах у команд пробирки, химические стаканы, реактивы, стаканы с молоком.

Ведущий предлагает провести химические реакции, доказать наличие в молоке белка, отсутствие посторонних примесей( крахмала, соды) объяснить результат.

Максимальное количество баллов = 4

Работа в группах с информацией. Выполнение лабораторных опытов.

Инструктаж по технике безопасности

При работе со спиртовкой необходимо проверить штуцера и состояние фитиля, при нагревании пробирки её необходимо прогревать по всей длине. Будьте внимательны при работе с агрессивными веществами: уксусной кислотой, щёлочью, не допускайте попадания на руки солей тяжёлых металлов.

Денатурация белков возникает под действием многих веществ

Ведущий предлагает каждой команде записать уравнение химической реакции : спиртовое брожение глюкозы, молочно-кислое брожение глюкозы и гидролиз белка.

Максимальное количество баллов = 3

  • Мозговой штурм

5й этап «Мозг химика»

На слайде представлен ребус по химии. Преподаватель объясняет ход решения ребуса.

Ведущий выдает каждой команде по комплекту ребусов и предлагает решить их за 5 минут.

Максимальное количество баллов = от 1 до 3.

За это время ведущий показывает презентацию «Химия в жизни человека»

  • Заключение:

Ведущий читает стихи:

Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

И на практике их применили

Заключительное слово преподавателя.

Жюри подводит итоги. Максимальное количество баллов = 39


3. Материалы по апробации

Обобщающий урок проводился 15.02.17 г. в учебной группе №110 специальность «Коммерция», группа № 110 состоит из 24 человек, из них 7 юношей, 17 девушек, возраст 16-18 лет, коллектив сформирован, учащиеся активно обсуждают предложенные вопросы, высказывают собственное мнение. 

Проводился урок в учебном кабинете химии №20, оборудованном мультимедиапроектором, компьютером, экраном, подготовлен демонстрационный материал по химии, наборы химических веществ для опытов, фотографии ученых- химиков.

Проводилась подготовительная работа - учащиеся гр. 110 подбирали материалы и готовили сообщения об известных фактах открытия химических веществ, интересные сведения о белках, карбоновых кислотах, спиртах. ( 3 человека - Левина Вероника, Решетова Анастасия и Смолина Анастасия ). Ведущая игры-соревнования – Фотиева Ксения.

Совместно преподавателем и учащимися были подготовлена презентация на тему «Химия в жизни человека»

Результатом проведения данного мероприятия был положительный отзыв ребят, обобщение знаний о составе, строении и основных функциях белков, карбоновых кислот, спиртов. Формирование умения проводить анализ вещества, используя соответствующие методики, умения кратко и образно представить изученный материал в виде презентации или сообщения, многие обучающиеся сделали выводы, что стоит осознанно относиться к процессу обучения. В разработке использованы элементы технологии развивающего обучения ( напоминание, актуализация, конкретизация)

Данная разработка может быть использована для подготовки и проведения обобщающих уроков и внеклассных мероприятий по химии среди учащихся техникума в рамках предметных недель.

5. Список литературы

1. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. М. «Академия» 2014г

2. О.С.Габриелян Химия 10 класс М.»Дрофа» 2013г.

3. О.С.Габриелян и др. Химия практикум М «Академия» 2012г

4. С.М.Курганский Интеллектуальные игры по химии М. «5 за знания» 2015г.

5. С.М.Курганский Внеклассная работа по химии М. «5 за знания» 2015г.

6. Википедия (ru.Wikipedia.org)









6. Приложения


Приложение 1

Д.И.Менделеев Фишер Эмиль Герман Карл Вильгельм Шееле

Приложение 2







Приложение 3

Эфир этан



этил



Приложение 4 Оценочный лист игры- соревнования

Этапы

Максимальное

Кол-во

баллов

«Гидроксил»

«Карбоксил»

«Пептид»

1й этап «Узнай меня»


6




2й этап «Неизвестное об известном» -домашнее задание


5

(Если задание не выполнено, команда получает штрафные 5 баллов)





3й этап «Химия в лицах и фактах»


18

(по 3 балла за вопрос)




4й этап «Химическая лаборатория»


7

(по 4 балла за опыт и по 3 балла за уравнение реакции)




5й этап «Мозг химика»


3

(по 1 баллу за ребус)




Итого

39

















Автор: Заславская Елена Владимировна





Методическая разработка обобщающего урока «Химия в лицах и фактах»

по темам «Кислородсодержащие органические вещества.

Азотсодержащие органические соединения»



г. Шарья, 2017г .-11 с.





Аннотация. Методическая разработка предназначена для проведения уроков обобщения и систематизации учебного материала по химии.

В методической разработке содержится информационно- познавательный материал об интересных фактах из органической химии , обобщение знаний о кислородосодержащих и азотосодержаших органических веществах- спиртах, карбоновых кислотах и белках, предложенная игровая форма проверки приобретенных знаний о спиртах, карбоновых кислотах, белках предполагает формирование умения работать в коллективе, творчески подходить к решению поставленной задачи – в данном случае экспериментальным путем доказать содержание белка в молоке.

Данная разработка игры-конкурса дает обучающимся навыки работы в коллективе, позволяет совершенствование коммуникативных умений учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировать, обосновывать свою точку зрения) и информационно- познавательных компетентностей студентов.






Методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательного цикла

протокол №_____,от _______ ________2017






13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Химия в лицах и фактах" обобщающий урок

Автор: Заславская Елена Владимировна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393099


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства