kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Химия-наука о веществах."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пробудить интерес к изучению химии. Приобщить к совместному творчеству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Химия-наука о веществах."»




Тема урока «Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях».


Цели урока:

1.Пробудить интерес к изучению химии.

2. Сформировать представление о химии как об интегрирующей науке.

3. Конкретизировать знания учащихся о веществах и их свойствах путем актуализации знаний, полученных на уроках биологии, физики, географии, истории и из повседневной жизни.

4. Приобщить к совместному творчеству, используя игровые методы обучения.

5. Обосновать необходимость соблюдения основных правил безопасности при работе в кабинете химии.

Предполагаемые результаты урока:

учащиеся должны знать

  • что веществом называется субстанция, характеризующаяся определённым набором свойств;

  • что выводы о свойствах веществ можно сделать на основании наблюдений и измерений;

  • что вещества могут участвовать в физических и химических процессах

  • основные правила техники безопасности;

понимать:

  • важность и необходимость изучения свойств веществ и правильного применения этих знаний;

различать понятия:

  • «вещество»

  • «тело»

  • «простое вещество»

  • «химический элемент»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Элементы содержания: химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. Простые вещества. Сложные вещества. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Оборудование: модели молекул, компьютер, изделия из стекла и алюминия, портреты ученых – химиков, таблица Д.И.Менделеева.


План урока:

Ход урока:


1.Организационный момент: учитель приветствует учеников, сообщает, что для уроков понадобиться:

1. Учебник. Химия. 8 класс. О.С.Габриелян;

2.Тетрадь для работы в классе и дома (48 листов в клеточку);

3. Тетрадь для контрольных и практических работ (12 листов в клеточку).

2.Формулировка темы урока и постановка его целей:

Учитель: Мы начинаем с вами изучение интереснейшей и важнейшей науки. Это не только моё мнение. Давайте познакомимся с высказываниями великих людей о химии.


1-ое: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области» (М.Горький)


2-ое: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие! Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи её прилежания». (М.Ломоносов, 1751г.)


3-е: «Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения». (Д.И.Менделеев)


Учитель: обсуждает с учениками высказывания великих людей и предлагает сформулировать тему урока.

(«Химия – наука о веществах и их превращениях»)


Учащиеся, после формулировки темы урока, обсуждают цели урока.

Для формулирования целей можно предложить учащимся следующие глаголы:

  • Узнать

  • Сформулировать

  • Обсудить

  • Проанализировать

  • Сравнить

  • Познакомиться

  • Конкретизировать

Цели, которые могут сформулировать учащиеся:

1.Узнать, откуда произошло слово «химия».

2. Узнать, что изучает химия.

3. Познакомиться с методами изучения химии.

4. Конкретизировать понятие «вещество».

5. Узнать, почему одни вещества отличаются от других и в чём причина их многообразия.


3. Изучение нового материала:

Учитель:

Откуда произошло слово "химия"?

Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова "химия". Существует несколько версий.

Согласно первой версии, термин "химия" произошел от египетского слова "Хем" - арабского названия этой страны. В таком случае "химия" можно перевести как "египетская наука".

Это же слово означало "черный" - видимо, по цвету почвы в долине реки Нил, протекающей по территории Египта (в противовес бесплодным пескам пустыни). "Кем", или "Хем" (Khemia - "Черная страна", «страна с черной землей») - так называли в древней Греции Египет; этот термин встречается у Плутарха. В таком варианте слово "химия" переводится как "черная наука" или "наука черной земли", но и в этом случае имеется в виду Египет, то есть смысл такого перевода такой же, как в первом варианте.

Вторая версия выводит слово "химия" из греческого χυμος ("хюмос"), которое можно перевести как "сок растения". Этот термин встречается в рукописях, содержащих сведения по медицине и фармакологии.

Согласно же третьей версии, слово "химия" происходит от другого греческого слова - χυμα ("хюма"), означающего "литье", "сплав". В таком случае "химия" - это искусство литья выплавки металлов, то есть металлургии.

Термин "химия" впервые употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке н. э. Он использовал этот термин в смысле «настаивание», «наливание». Современное слово для обозначения науки химии произошло от позднелатинского chimia и является интернациональным: например, в английском языке - chemistry, в немецком - Chemie, французском - chimie. В русском языке этот термин появился в эпоху Петра I.

Учитель: Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. В настоящее время существует более 15 млн. веществ, причём каждый год появляются (синтезируются) новые вещества, и их число непрерывно растёт. А что такое «вещество»?

Учащиеся: Это то, из чего состоит физическое тело. (Учащиеся знают это определение из курса физики).

Учитель: Что такое физическое тело?

Учащиеся: Физическое тело – это любые предметы, имеющие форму и объём и

отделённые от других объектов внешней границей раздела.

(Учащиеся это знают из курса физики и природоведения).

Учитель: Вы дали правильные определения. Давайте приведём примеры тел и

веществ. Я буду называть тела, а вы – вещества из которых они могут состоять.

(Эт

(Этот этап урока можно провести в игровой форме. Обычно, я использую мячик.

МННазывая предмет, я бросаю мячик одному из учеников. Возвращая мне его,

ученик называет вещество). Предупреждаю о мерах безопасности при игре с мячом).

Например:


Тело

Вещество

Стакан

1.Стекло

2.Полиэтилен

3.Фарфор и т.д.

Кольцо

1. Золото

2.Серебро

3.Медь

4.Олово и т.д.

Капля

1.Вода

2.Уксус

3.Спирт и т.д.


И наоборот, учитель называет вещество, а учащиеся тела, которые могут быть изготовлены из этого вещества.


Вещество

Тело

Стекло

1.Ваза

2.Чашка

3.Стакан

4.Блюдце

5.Воронка и т.д.

Медь

1.Самовар

2. Проволока

3.Сковорода

4.Браслет и т.д.

Серебро

1.Серьги

2.Игла

3.Ложка

4.Вилка

5.Бокал

6.Тарелка

7.Чайник и т.д.


Такая маленькая игра повышает настроение учащихся.

Учитель: Но есть тела, которые состоят из многих веществ: автомобиль, компьютер, телевизор, тела живой природы. Назовите вещества, которые входят в состав живых организмов, например человека.

Учащиеся: Называют вещества: белки, жиры, углеводы, вода, соли и т.д.

Учитель: Чем отличаются друг от друга перечисленные вещества?

Учащиеся: Свойствами.

Учитель: А что такое свойства вещества?

Учащиеся: (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, я предлагаю открыть учебник и прочитать определение).

Признаки, по которым одни вещества отличаются от других, - это свойства.


Учитель: Изучать химические вещества можно по-разному. Существуют следующие методы исследования веществ и их превращений:

1. Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Наблюдающий исследователь определяет физические свойства вещества:

А) агрегатное состояние;

Б) цвет;

В) блеск;

Г) вкус;

Д) запах;

Е) растворимость в воде или в других растворителях; и т.д.

2. Описание – это познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов наблюдения, опыта или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, рисунки, формулы, слова). Например, описание физических свойств сахара:

Агрегатное состояние – твёрдое;

Цвет – белый;

Блеск – есть;

Запах – нет;

Вкус – сладкий и т.д.

3. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств, с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Например:

А) Твёрдость вещества определяется путём царапания его определёнными пластинками (пластинки могут быть стеклянными и даже ногтевая пластинка используется для определения твёрдости вещества).

У ногтя твердость примерно 2, а у стекла - примерно 5. Если ноготь на веществе может оставить царапину, то вещество мягче 2, а если, наоборот, веществом можно поцарапать ноготь, твердость вещества больше 2.

Точно так же со стеклом: если от него на веществе остается царапина, то твердость

вещества от 2 до 5, а если вещество дает царапину на стекле, то твердость его

больше 5.


Б) Растворимость вещества в воде проверить очень легко. Нужно положить в стакан

немного этого вещества, долить воды и перемешать все стеклянной палочкой. Если

вещество исчезает или количество его заметно уменьшается, то оно растворимо в

воде. Если же оно остается на дне или всплывает наверх, то оно, скорее всего,

нерастворимо.


В) Пластичность - это способность вещества изменять форму, если на него, например,

нажать. Пластилин пластичен - он легко меняет свою форму в руках человека. Про

стекло этого не скажешь, при обычной температуре оно не пластично.

(Демонстрация: изменение формы пластилина)


Г) Хрупкость – свойство материала разрушаться. Чтобы проверить вещество на хрупкость, завернем кусочек его в бумагу и стукнем молотком.

(Демонстрация: хрупкость сахара).


4. Эксперимент -  (от лат. experimentum — проба, опыт), в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объекто


5. Анализ - это метод, в основе которого лежит процесс разложения вещества на составные части для установления химического состава вещества.


http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23530/?interface=teacher&class=50&subject=31



6, Синтез- получение химических соединений химическими и физическими методами.


Учитель: На уроках физики вы узнали, что вещества бывают не только твёрдыми, но и жидкими и газообразными.

Определение «Вещество – это то, из чего состоят физические тела» применимо только к твердым веществам, поэтому более точным определением вещества будет следующее:

Вещество – это одна из форм материи, состоящая из частиц, имеющих собственную массу (молекул, атомов и ионов).

Основой изучения курса химии служит атомно-молекулярная теория, основные положения которой вы проходили на уроках физики. Вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы чрезвычайно малы и на кончике иглы помещаются миллиарды атомов. Тем не менее, наука достигла такого уровня, что различает атомы по размерам, массе и свойствам. В настоящее время различают 109 видов атомов, из которых и состоят все вещества. Совокупность атомов одного вида называется химическим элементом.

Каждый элемент имеет 3 формы существования:

  1. Свободные атомы;

  2. Простые вещества;

  3. Сложные вещества.


Объясняю учащимся, что атомы могут существовать изолированно друг от друга в виде свободных атомов, а могут объединяться друг с другом в молекулы. Если соединяются одинаковые атомы, то образуются простые вещества, если разные – сложные вещества.

Например, на Солнце водород существует в виде изолированных атомов из-за высокой температуры. А на Земле – в молекулярном виде, 2 атома водорода соединяются друг с другом, и образуется простое вещество – водород, который является самым лёгким газом. Но элемент водород способен соединяться не только друг с другом, но также и с другими атомами. Если 2 атома водорода соединятся с 1 атомом кислорода, то получится молекула воды.

Атомы всех химических элементов при очень высоких температурах существуют в виде свободных (изолированных) атомов (на Солнце).

Простые вещества – водород, кислород, медь, железо, сера, золото, серебро, азот.

Сложные вещества – вода, сахар, углекислый газ, спирт, бензол.

  1. Закрепление.

Работа в рабочей тетради к учебнику О.С.Габриелян, стр.5, упр.1, стр.8, упр.11..

Установите соответствие между понятием и примером.

Понятие

Пример

А) тело

Б) вещество

1. гвоздь

2. стекло

3. медь

4. монета

5. ваза

6. железо

Ответ:

А

Б



Ответ:

А

Б

В





4. Домашнее задание: параграф 1, упр.1(устно); упр. 3,5 – письменно.

5. Рефлексия:










 












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Химия-наука о веществах."

Автор: Сулейманова Земине Шаиповна

Дата: 11.05.2016

Номер свидетельства: 325470


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства