Карты-инструкции для практических занятий по химии
Карты-инструкции для практических занятий по химии
Инструкции предназначены для студентов 1 курса по выполнению лабораторных работ. Содержат задания и алгоритм выполнения лабораторных работ, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины "Химия", являющейся частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям 23.01.03 Автомеханик и 15.01.05 Сварщик
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: металлический штатив с лапкой, спиртовка, 3 пробирки, пробка с газоотводной трубкой.
Примечание:1. Пробирку с реакционной смесью прогревать осторожно!
2. В смесь добавляют песок для того, чтобы не произошло выброса.
Алгоритм проведения работы:
1 этап работы: Получение этилена и изучение физических свойств
1. Соберите прибор согласно рисунка учебника. В реакционную пробирку налейте 3 мл выданной вам смеси спирта с серной кислотой. Поместите в смесь немного прокаленного песка. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в штативе, как показано на рисунке.
2. Приготовьте 2 пробирки, в одну налейте раствор йода 1 – 2 мл, в другую 1 – 2 мл раствора перманганата калия.
3. Прогрейте пробирку с реакционной смесью и начните осторожно нагревать смесь. Какие изменения происходят в пробирке?
2 этап работы: Взаимодействие этилена с раствором йода.
1. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с раствором йода до дна пробирки. Следите, чтобы нагревание смеси не прекращалось, иначе жидкость из пробирки перебросится в реакционный прибор. Какие изменения происходят в пробирке?
3 этап работы: Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.
1. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с раствором перманганата калия. Что наблюдаете?
4 этап работы: Горение этилена.
1. Не прекращая нагревания смеси, выньте газоотводную трубку из пробирки с раствором перманганата калия и поверните ее отверстием вверх, подожгите выделяющийся газ. Как горит этилен - светящимся или несветящимся пламенем?
2. Прекратите нагревание и погасите спиртовку.
Оформите отчет о проделанной работе в табличной форме:
Этапы работы
Наблюдения, происходящие изменения
Анализ наблюдений. Уравнение реакции. Выводы
Сдайте тетрадь на проверку.
Приведите в порядок рабочее место, сдайте все реактивы и оборудование преподавателю.
Лабораторная работа №2
«Качественная реакция на многоатомные спирты»
Цель работы: Используя знания о химических свойствах многоатомных спиртов:
Исследуйте глицерин на растворимость в воде;
Получите по реакции обмена гидроксид меди(II);
Проведите качественную реакцию на обнаружение глицерина, осуществив химические превращения;
Исследуйте отношение этанола к гидроксиду меди (II).
Оборудование:штатив с пробирками (4), спиртовка, держатель для пробирок
Примечание: 1. Полученный гидроксид меди (II) разделите на 2 части.
Алгоритм проведения работы:
1 этап работы: Растворимость спиртов в воде.
В пробирку налейте 1 мл воды и прилейте равный объем глицерина. Смесь взболтайте. Что можно сказать о растворимости глицерина в воде?
2 этап работы: Получение гидроксида меди (II).
1. В чистую пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и прибавьте несколько капель раствора сульфата меди(II). Что наблюдаете? Объясните это явление.
2. Разделите полученный осадок на 2 части.
3 этап работы: Проведение качественной реакции на обнаружение глицерина. Получение глицерата меди.
В пробирку с полученным осадком добавьте глицерин по каплям. Смесь перемешайте. Какие изменения произошли? Как объяснить эти изменения?
4 этап работы: Отношение этанола к гидроксиду меди (II).
В пробирку с полученным осадком добавьте этанол. Что наблюдаете? Сделайте
соответствующий вывод.
5 этап работы: Отношение глицерата меди к нагреванию.
Пробирку с раствором глицерата меди нагрейте на пламени спиртовки до кипения. Происходят ли изменения в растворе?
6 этап работы:напишите уравнения выполненных реакций (в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, где это возможно), указав признаки и условия их протекания.
Оформите отчет о проделанной работе в табличной форме:
Этапы работы. Ход опыта
Наблюдения, происходящие изменения
Анализ наблюдений. Уравнение реакции. Выводы
Сдайте тетрадь на проверку.
Приведите в порядок рабочее место, сдайте все образцы и оборудование преподавателю.
Лабораторная работа №3
«Качественные реакции альдегидов: взаимодействие формальдегида с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди(II)»
Цель работы: Используя знания о химических свойствах альдегидов:
Проведите качественную реакцию на обнаружение формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (I), осуществив химические превращения;
Получите по реакции обмена гидроксид меди(II);
Проведите качественную реакцию на обнаружение формальдегида с гидроксидом меди(II), осуществив химические превращения, и исследуйте полученный раствор на отношение к нагреванию.
1 этап работы: Проведение качественной реакции на альдегид с аммиачным раствором оксида серебра (I)
В тщательно вымытую пробирку налейте 1 мл аммиачного раствора оксида серебра (I) и добавьте по стенке 4-5 капель раствора формалина. Смесь осторожно нагрейте над пламенем спиртовки, не доводя до кипения!( нагрев должен быть равномерным и медленным). На стенках пробирки должен образоваться осадок металлического серебра. Составьте уравнение реакции.
2 этап работы: Получение гидроксида меди (II).
В чистую пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и прибавьте несколько капель раствора сульфата меди(II). Какие изменения произошли?
3 этап работы: Проведение качественной реакции на альдегид с гидроксидом меди (II)
К образовавшемуся осадку прилейте 4-5 капель раствора формалина. Как изменилась окраска раствора?
Смесь нагрейте на пламени спиртовки. Какие изменения наблюдаете? Как изменился цвет осадка?
Составьте уравнения реакции взаимодействия сульфата меди (II) со щелочью и образовавшегося при этом вещества с формальдегидом.
Оформите отчет о проделанной работе в табличной форме:
Этапы работы. Ход опыта
Наблюдения. Происходящие изменения
Анализ наблюдений. Уравнение реакции. Выводы
Сдайте тетрадь на проверку.
Приведите в порядок рабочее место.
Сдайте реактивы и оборудование преподавателю.
Лабораторная работа №4.
«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»
Цель работы:
Определить, с помощью характерных реакций, каждое из предложенных веществ.
Научиться применять знания теории в решении экспериментальных задач.
Совершенствовать практические умения и навыки в выполнении химического эксперимента, соблюдая правила охраны труда и техники безопасности.
Оборудование: штатив с чистыми пробирками (3), спиртовка, спички, держатель для пробирок, таблица «Характерные реакции на органические вещества».
Примечание:
1. Соблюдайте правила по технике безопасности с кислотами и щелочами, работе со спиртовкой
2. Не забудьте: сначала выполняется теоретическая часть задачи, затем практическая часть.
3. Объемы расходуемых реактивов не должны превышать 1-2 мл
Алгоритм проведения работы:
Задание. В двух пробирках без надписей (пробирки пронумерованы) содержатся следующие вещества:
1 вариант: этиловый спирт и глицерин;
2 вариант: раствор формальдегида и белка;
3 вариант: крахмальный клейстер и глицерин;
4 вариант: раствор глюкозы и этанола;
5 вариант: раствор формальдегида и глицерина.
Получите у преподавателя две пробирки в соответствии с номером вашего варианта. Продумайте и предложите способ экспериментального определения содержимого каждой пробирки. После одобрения вашего предложения преподавателем приступите к практическому распознаванию веществ.
Решение задачи.
1 этап работы. Вспомните, к каким классам органических веществ относятся выданные вам вещества, и какие качественные реакции можно использовать для доказательства наличия этих веществ.
2 этап работы. С помощью таблицы «Характерные реакции на органические вещества» определите для каждого вещества необходимый реактив.
План решения задачи оформите в виде таблицы:
Анализируемое вещество, его формула
Реактив
Результат реакции
3 этап работы. Определите последовательность ваших действий.
4 этап работы. Выполните практическую часть. Составьте, где возможно, уравнения реакций. По мере выполнения опытов, заполняйте таблицу:
Реактив
Номер
пробирки
Реактив 1
Реактив 2
Уравнения реакций. Выводы
№1
Результат реакции
Результат реакции
№2
Результат реакции
Результат реакции
Вывод должен соответствовать условию задачи и быть обоснованным.
5 этап работы. Оформите отчет о проделанной работе. Сдайте тетрадь на проверку.
Приведите в порядок рабочее место, сдайте все образцы и оборудование преподавателю.
Лабораторная работа №5
«Качественные реакции на неорганические ионы»
Цель работы:
1. Используя знания о качественных реакциях некоторых неорганических ионов, осуществите реакции, подтверждающие качественный состав предложенных веществ.
2. Напишите уравнения выполненных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, указав признаки и условия их протекания.
Оборудование. Штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, таблица растворимости солей, кислот, оснований.
1. Соблюдайте правила по технике безопасности с кислотами и щелочами.
2. Не забудьте: сначала выполняется теоретическая часть задачи, затем практическая часть.
3. Объемы расходуемых реактивов не должны превышать 1-2 мл.
Алгоритм проведения работы:
Получите у преподавателя пробирки с растворами соответствующих веществ.
1 этап работы: Опытным путем определите, что выданное преподавателем вещество содержит хлорид-анионы. Для этого:
Вспомните, что является реактивом на хлорид-анион;
Проведите качественную реакцию на Cl- -анион? Объясните происходящее.
Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
2 этап работы: В предложенном образце обнаружить сульфат-анион:
Вспомните, что является реактивом на сульфат-анион? Подумайте какой реактив взять?
Проведите реакцию. Что происходит? Объясните происходящее.
Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
3 этап работы: Определите карбонат-анион:
Вспомните, что является реактивом на карбонат? Подумайте, какой реактив взять?
Добавьте в пробирку реактив на карбонат. Что происходит? Объясните происходящее.
Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
4 этап работы: Опытным путем подтвердите в хлориде аммония наличие катионов NH4+:
Для этого вспомните, что является реактивом на катион аммония? Подумайте, какой реактив надо взять?
Нагрейте содержимое пробирки и движением руки попробуйте определить запах.
Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
5 этап работы: Получите из предложенных веществ гидроксид меди (II):
Подумайте, какие реактивы вы возьмете для получения гидроксида меди (II)?
Проведите реакцию, объясните происходящее. Какая реакция лежит в основе получения?
Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Составьте отчет в виде таблицы:
Этапы работы. Задание
Реактив на определяемый ион
Наблюдения. Происходящие изменения
Анализ наблюдений. Уравнения реакций. Выводы
Сдайте тетрадь на проверку.
Приведите в порядок рабочее место, сдайте все реактивы и оборудование преподавателю.
Лабораторная работа №6
«Экспериментальная задача на распознавание неорганических веществ»
Цель работы: Проведите идентификацию неорганических веществ в растворах с помощью качественных реакций или путем выявления характерных свойств.
Оборудование. Штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, таблица растворимости солей, кислот, оснований, таблицы «Качественные реакции на катионы и анионы», «Алгоритм решения задач на распознавание веществ».
1. Соблюдайте правила по технике безопасности с кислотами и щелочами, работе со спиртовкой
2. Не забудьте: сначала выполняется теоретическая часть задачи, затем практическая часть.
3. Объемы расходуемых реактивов не должны превышать 1-2 мл
Алгоритм проведения работы:
Задание: В двух пробирках без надписей (пробирки пронумерованы) даны растворы веществ:
1 вариант: карбонат натрия и хлорид натрия
2 вариант: сульфат аммония и соляная кислота
вариант: хлорид натрия и сульфат натрия
вариант: гидроксид натрия и сульфат натрия
вариант: сульфат аммония и карбонат натрия
Получите у преподавателя две пробирки в соответствии с номером вашего варианта. Продумайте и составьте план решения задачи, где с помощью качественных реакций определяете, в каких пробирках находятся выданные вам вещества. После одобрения плана решения преподавателем приступите к практическому распознаванию веществ.
Решение задачи.
1 этап работы. Проведите анализ состава каждого вещества, то есть определите какие ионы входят в состав веществ.
2 этап работы. Выберите пути распознавания веществ с помощью качественных реакций на ионы (таблица «Качественные реакции на катионы и анионы») . При помощи каких реактивов вы будете определять эти вещества. План решения задачи оформите в виде таблицы:
Анализируемое вещество
Определяемый ион
Реактив на определяемый ион
Результат реакции
3 этап работы. Определите последовательность ваших действий.
4 этап работы. Правила ТБ.
5 этап работы. Выполните экспериментальную часть.
Результаты работы внесите в таблицу.
Реактив
Номер
пробирки
Реактив 1
Реактив 2
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Выводы
№1
Результат реакции
Результат реакции
№2
Результат реакции
Результат реакции
6 этап работы. Оформите отчет о проделанной работе. Сдайте тетрадь на проверку.
Приведите в порядок рабочее место, сдайте все образцы и оборудование преподавателю.