kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Карты-инструкции для практических занятий по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкции предназначены для студентов 1 курса по выполнению лабораторных работ. Содержат задания и алгоритм выполнения лабораторных работ, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины "Химия", являющейся частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям 23.01.03 Автомеханик и 15.01.05 Сварщик

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Карты-инструкции для практических занятий по химии»

Министерство образования Нижегородской области

ГБПОУ "Шахунский агропромышленный техникум"

Тонкинский филиал














Карты-инструкции

для практических занятий по химии


Для обучения по профессиям 23.01.03 «Автомеханик»

15.01.05 «Сварщик»

Срок обучения 2 года 10 месяцев









Подготовила:

Красильникова Татьяна Ивановна

преподаватель химии и биологии













пгт. Тонкино, 2015



Лабораторная работа №1

«Получение этилена и опыты с ними»


Цель работы: Получить этилен и провести качественные реакции на обнаружение непредельных соединений

Реактивы: реакционная смесь: этиловый спирт + серная концентрированная кислота (1:2), песок, раствор йода, раствор перманганата калия.

Оборудование: металлический штатив с лапкой, спиртовка, 3 пробирки, пробка с газоотводной трубкой.

Примечание:1. Пробирку с реакционной смесью прогревать осторожно!

2. В смесь добавляют песок для того, чтобы не произошло выброса.



Алгоритм проведения работы:


1 этап работы: Получение этилена и изучение физических свойств

1. Соберите прибор согласно рисунка учебника. В реакционную пробирку налейте 3 мл выданной вам смеси спирта с серной кислотой. Поместите в смесь немного прокаленного песка. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в штативе, как показано на рисунке.

2. Приготовьте 2 пробирки, в одну налейте раствор йода 1 – 2 мл, в другую 1 – 2 мл раствора перманганата калия.

3. Прогрейте пробирку с реакционной смесью и начните осторожно нагревать смесь. Какие изменения происходят в пробирке?


2 этап работы: Взаимодействие этилена с раствором йода.

1. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с раствором йода до дна пробирки. Следите, чтобы нагревание смеси не прекращалось, иначе жидкость из пробирки перебросится в реакционный прибор. Какие изменения происходят в пробирке?


3 этап работы: Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.

1. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с раствором перманганата калия. Что наблюдаете?


4 этап работы: Горение этилена.

1. Не прекращая нагревания смеси, выньте газоотводную трубку из пробирки с раствором перманганата калия и поверните ее отверстием вверх, подожгите выделяющийся газ. Как горит этилен - светящимся или несветящимся пламенем?

2. Прекратите нагревание и погасите спиртовку.


Оформите отчет о проделанной работе в табличной форме:


Этапы работы

Наблюдения, происходящие изменения

Анализ наблюдений. Уравнение реакции. Выводы








Сдайте тетрадь на проверку.


Приведите в порядок рабочее место, сдайте все реактивы и оборудование преподавателю.







Лабораторная работа №2

«Качественная реакция на многоатомные спирты»


Цель работы: Используя знания о химических свойствах многоатомных спиртов:

  1. Исследуйте глицерин на растворимость в воде;

  2. Получите по реакции обмена гидроксид меди(II);

  3. Проведите качественную реакцию на обнаружение глицерина, осуществив химические превращения;

  4. Исследуйте отношение этанола к гидроксиду меди (II).

  5. Исследуйте отношение глицерата меди к нагреванию.


Реактивы: Сульфат меди (II), гидроксид натрия, глицерин, этиловый спирт.

Оборудование:штатив с пробирками (4), спиртовка, держатель для пробирок

Примечание: 1. Полученный гидроксид меди (II) разделите на 2 части.


Алгоритм проведения работы:


1 этап работы: Растворимость спиртов в воде.

В пробирку налейте 1 мл воды и прилейте равный объем глицерина. Смесь взболтайте. Что можно сказать о растворимости глицерина в воде?


2 этап работы: Получение гидроксида меди (II).

1. В чистую пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и прибавьте несколько капель раствора сульфата меди(II). Что наблюдаете? Объясните это явление.

2. Разделите полученный осадок на 2 части.


3 этап работы: Проведение качественной реакции на обнаружение глицерина. Получение глицерата меди.

В пробирку с полученным осадком добавьте глицерин по каплям. Смесь перемешайте. Какие изменения произошли? Как объяснить эти изменения?


4 этап работы: Отношение этанола к гидроксиду меди (II).

В пробирку с полученным осадком добавьте этанол. Что наблюдаете? Сделайте

соответствующий вывод.


5 этап работы: Отношение глицерата меди к нагреванию.

Пробирку с раствором глицерата меди нагрейте на пламени спиртовки до кипения. Происходят ли изменения в растворе?


6 этап работы: напишите уравнения выполненных реакций (в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, где это возможно), указав признаки и условия их протекания.


Оформите отчет о проделанной работе в табличной форме:

Этапы работы. Ход опыта

Наблюдения, происходящие изменения

Анализ наблюдений. Уравнение реакции. Выводы








Сдайте тетрадь на проверку.


Приведите в порядок рабочее место, сдайте все образцы и оборудование преподавателю.





Лабораторная работа №3

«Качественные реакции альдегидов: взаимодействие формальдегида с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди(II


Цель работы: Используя знания о химических свойствах альдегидов:

  1. Проведите качественную реакцию на обнаружение формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (I), осуществив химические превращения;

  2. Получите по реакции обмена гидроксид меди(II);

  3. Проведите качественную реакцию на обнаружение формальдегида с гидроксидом меди(II), осуществив химические превращения, и исследуйте полученный раствор на отношение к нагреванию.

Реактивы: раствор формалина, аммиачный раствор оксида серебра (I), сульфат меди (II), гидроксид натрия.

Оборудование: спиртовка, спички, 3 пробирки, пробиркодержатель.


Алгоритм проведения работы:


1 этап работы: Проведение качественной реакции на альдегид с аммиачным раствором оксида серебра (I)

В тщательно вымытую пробирку налейте 1 мл аммиачного раствора оксида серебра (I) и добавьте по стенке 4-5 капель раствора формалина. Смесь осторожно нагрейте над пламенем спиртовки, не доводя до кипения!( нагрев должен быть равномерным и медленным). На стенках пробирки должен образоваться осадок металлического серебра. Составьте уравнение реакции.


2 этап работы: Получение гидроксида меди (II).

В чистую пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и прибавьте несколько капель раствора сульфата меди(II). Какие изменения произошли?


3 этап работы: Проведение качественной реакции на альдегид с гидроксидом меди (II)

К образовавшемуся осадку прилейте 4-5 капель раствора формалина. Как изменилась окраска раствора?

Смесь нагрейте на пламени спиртовки. Какие изменения наблюдаете? Как изменился цвет осадка?

Составьте уравнения реакции взаимодействия сульфата меди (II) со щелочью и образовавшегося при этом вещества с формальдегидом.




Оформите отчет о проделанной работе в табличной форме:

Этапы работы. Ход опыта

Наблюдения. Происходящие изменения

Анализ наблюдений. Уравнение реакции. Выводы








Сдайте тетрадь на проверку.


Приведите в порядок рабочее место.

Сдайте реактивы и оборудование преподавателю.








Лабораторная работа №4.

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

Цель работы:

  • Определить, с помощью характерных реакций, каждое из предложенных веществ.

  • Научиться применять знания теории в решении экспериментальных задач.

  • Совершенствовать практические умения и навыки в выполнении химического эксперимента, соблюдая правила охраны труда и техники безопасности.

Реактивы: Сульфат меди (II), гидроксид натрия, аммиачный раствор нитрата серебра, раствор йода.

Оборудование: штатив с чистыми пробирками (3), спиртовка, спички, держатель для пробирок, таблица «Характерные реакции на органические вещества».

Примечание:

1. Соблюдайте правила по технике безопасности с кислотами и щелочами, работе со спиртовкой

2. Не забудьте: сначала выполняется теоретическая часть задачи, затем практическая часть.

3. Объемы расходуемых реактивов не должны превышать 1-2 мл


Алгоритм проведения работы:


Задание. В двух пробирках без надписей (пробирки пронумерованы) содержатся следующие вещества:

1 вариант: этиловый спирт и глицерин;

2 вариант: раствор формальдегида и белка;

3 вариант: крахмальный клейстер и глицерин;

4 вариант: раствор глюкозы и этанола;

5 вариант: раствор формальдегида и глицерина.

Получите у преподавателя две пробирки в соответствии с номером вашего варианта. Продумайте и предложите способ экспериментального определения содержимого каждой пробирки. После одобрения вашего предложения преподавателем приступите к практическому распознаванию веществ.

Решение задачи.

1 этап работы. Вспомните, к каким классам органических веществ относятся выданные вам вещества, и какие качественные реакции можно использовать для доказательства наличия этих веществ.

2 этап работы. С помощью таблицы «Характерные реакции на органические вещества» определите для каждого вещества необходимый реактив.

План решения задачи оформите в виде таблицы:

Анализируемое вещество, его формула

Реактив

Результат реакции








3 этап работы. Определите последовательность ваших действий.

4 этап работы. Выполните практическую часть. Составьте, где возможно, уравнения реакций. По мере выполнения опытов, заполняйте таблицу:

Реактив

Номер

пробирки


Реактив 1


Реактив 2

Уравнения реакций. Выводы

№1

Результат реакции

Результат реакции


№2

Результат реакции

Результат реакции


Вывод должен соответствовать условию задачи и быть обоснованным.


5 этап работы. Оформите отчет о проделанной работе. Сдайте тетрадь на проверку.


Приведите в порядок рабочее место, сдайте все образцы и оборудование преподавателю.

Лабораторная работа №5

«Качественные реакции на неорганические ионы»


Цель работы:

1. Используя знания о качественных реакциях некоторых неорганических ионов, осуществите реакции, подтверждающие качественный состав предложенных веществ.

2. Напишите уравнения выполненных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, указав признаки и условия их протекания.

Оборудование. Штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, таблица растворимости солей, кислот, оснований.

Реактивы: Хлорид натрия, аммиачный раствор нитрата серебра, нитрат бария, серная кислота, карбонат натрия, хлористый аммоний, гидроксид натрия, сульфат меди(II).

Примечание:

1. Соблюдайте правила по технике безопасности с кислотами и щелочами.

2. Не забудьте: сначала выполняется теоретическая часть задачи, затем практическая часть.

3. Объемы расходуемых реактивов не должны превышать 1-2 мл.


Алгоритм проведения работы:


Получите у преподавателя пробирки с растворами соответствующих веществ.

1 этап работы: Опытным путем определите, что выданное преподавателем вещество содержит хлорид-анионы. Для этого:

  • Вспомните, что является реактивом на хлорид-анион;

  • Проведите качественную реакцию на Cl- -анион? Объясните происходящее.

  • Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

2 этап работы: В предложенном образце обнаружить сульфат-анион:

  • Вспомните, что является реактивом на сульфат-анион? Подумайте какой реактив взять?

  • Проведите реакцию. Что происходит? Объясните происходящее.

  • Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

3 этап работы: Определите карбонат-анион:

  • Вспомните, что является реактивом на карбонат? Подумайте, какой реактив взять?

  • Добавьте в пробирку реактив на карбонат. Что происходит? Объясните происходящее.

  • Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

4 этап работы: Опытным путем подтвердите в хлориде аммония наличие катионов NH4+:

  • Для этого вспомните, что является реактивом на катион аммония? Подумайте, какой реактив надо взять?

  • Нагрейте содержимое пробирки и движением руки попробуйте определить запах.

  • Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

5 этап работы: Получите из предложенных веществ гидроксид меди (II):

  • Подумайте, какие реактивы вы возьмете для получения гидроксида меди (II)?

  • Проведите реакцию, объясните происходящее. Какая реакция лежит в основе получения?

  • Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Составьте отчет в виде таблицы:


Этапы работы. Задание

Реактив на определяемый ион

Наблюдения. Происходящие изменения

Анализ наблюдений. Уравнения реакций. Выводы










Сдайте тетрадь на проверку.

Приведите в порядок рабочее место, сдайте все реактивы и оборудование преподавателю.



Лабораторная работа №6

«Экспериментальная задача на распознавание неорганических веществ»


Цель работы: Проведите идентификацию неорганических веществ в растворах с помощью качественных реакций или путем выявления характерных свойств.


Оборудование. Штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, таблица растворимости солей, кислот, оснований, таблицы «Качественные реакции на катионы и анионы», «Алгоритм решения задач на распознавание веществ».

Реактивы: Хлорид натрия, аммиачный раствор нитрата серебра, хлорид бария, соляная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия, сульфат аммония, гидроксид натрия.

Примечание:

1. Соблюдайте правила по технике безопасности с кислотами и щелочами, работе со спиртовкой

2. Не забудьте: сначала выполняется теоретическая часть задачи, затем практическая часть.

3. Объемы расходуемых реактивов не должны превышать 1-2 мл


Алгоритм проведения работы:

Задание: В двух пробирках без надписей (пробирки пронумерованы) даны растворы веществ:

1 вариант: карбонат натрия и хлорид натрия

2 вариант: сульфат аммония и соляная кислота

  1. вариант: хлорид натрия и сульфат натрия

  2. вариант: гидроксид натрия и сульфат натрия

  3. вариант: сульфат аммония и карбонат натрия

Получите у преподавателя две пробирки в соответствии с номером вашего варианта. Продумайте и составьте план решения задачи, где с помощью качественных реакций определяете, в каких пробирках находятся выданные вам вещества. После одобрения плана решения преподавателем приступите к практическому распознаванию веществ.


Решение задачи.

1 этап работы. Проведите анализ состава каждого вещества, то есть определите какие ионы входят в состав веществ.

2 этап работы. Выберите пути распознавания веществ с помощью качественных реакций на ионы (таблица «Качественные реакции на катионы и анионы») . При помощи каких реактивов вы будете определять эти вещества. План решения задачи оформите в виде таблицы:

Анализируемое вещество

Определяемый ион

Реактив на определяемый ион

Результат реакции










3 этап работы. Определите последовательность ваших действий.

4 этап работы. Правила ТБ.

5 этап работы. Выполните экспериментальную часть.

Результаты работы внесите в таблицу.

Реактив

Номер

пробирки


Реактив 1


Реактив 2

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Выводы

№1

Результат реакции

Результат реакции


№2

Результат реакции

Результат реакции



6 этап работы. Оформите отчет о проделанной работе. Сдайте тетрадь на проверку.


Приведите в порядок рабочее место, сдайте все образцы и оборудование преподавателю.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Карты-инструкции для практических занятий по химии

Автор: Красильникова Татьяна Ивановна

Дата: 12.06.2016

Номер свидетельства: 334188


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства