Использование блочно-модульной технологии в обучении химии в старшей школе
Использование блочно-модульной технологии в обучении химии в старшей школе
Позволю себе немного теории. Блочно-модульное обучение – это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование блочно-модульной технологии в обучении химии в старшей школе»
Использование блочно-модульной технологии в обучении химии в старшей школе
Руководящей основой дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха.
Ян Амос Коменский.
Важнейшими принципами работы школы являются гуманизация и гуманитаризация процесса образования, направленные на всестороннее развитие и воспитание личности ребёнка. Главной задачей, по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.
В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.
Понятие “педагогическая технология” я буду рассматривать как “системный способ организации совместной деятельности субъектов образовательно-развивающего процесса с включениями всего арсенала средств учебно-материальной базы школы и других элементов педагогической системы” (Суртаева. И. И., 1997 год.)
В структуре педагогической технологии выделяют следующие компоненты: цели, диагностику (входную, текущую, итоговую); совместную деятельность субъектов образовательного процесса; организацию и отбор форм, методов и средств обучения; содержание учебного предмета.
Современная отечественная школа располагает большим спектром технологий. Меня заинтересовала разновидность технологий программированного обучения – блочно-модульное обучение.
Позволю себе немного теории. Блочно-модульное обучение – это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д.
Данная технология предполагает, что ребёнок должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.
В литературе встречаются несколько определений понятий “блок” и “модуль”, проанализировав их, я пришла к выводу, что все они практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:
-учебная цель (целевая программа); -банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ); -методическое руководство; -контрольная работа.
Таким образом, все микро-технологии учтены. Программированная технология обучения предполагает деятельность по определённому алгоритму; когда ребёнок освоит основные этапы работы, то у него в конечном итоге должно сформироваться умение учиться, пользоваться алгоритмом получения знаний. Преимущество данной технологии я вижу в наглядной демонстрации различных способов получения знаний, причём ребёнок вправе выбирать более доступные и близкие ему в данный момент.
С целью контроля за усвоением материала, мною использована рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результаты своей деятельности.
Опыт работы по использованию блочно-модульной технологии я покажу на примере изучения темы “Углеводы” (использован учебник Фельдман Ф. Г., Рудзитис. Г. Е. “ Химия -10”)
Модуль “Углеводы”
Цели:
Образовательные: обзорно изучить общую характеристику углеводов и их классификацию; рассмотреть свойства глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы; сформировать представления о рибозе, дезоксирибозе, искусственных волокнах.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать знания о взаимосвязи строения, свойств и состава веществ; развивать умение работать с учебной и дополнительной литературой; умение решать задачи, работать с лабораторным оборудованием; развивать интеллектуальные способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы; воспитывать бережное отношение к живой природе, к школьному имуществу.
План изучения темы “Углеводы”
Учебный элемент
Дата
Тип, содержание урока
Итоги деятельности, домашнее задание
УЭ1
Урок изучения нового материала “Общий обзор углеводов. Глюкоза как представитель гексоз” (лекция)
Работа на лекции – 25 б
Домашнее задание:
1. Стр.125-130 2. Конспект-схема “применение глюкозы” – 10 б 3. Упражнение 8(а), стр.137 – 5 б 4. Решите задачу: Определите формулу углевода, если известно, что это представитель гексоз, содержащий 40% С; 53,33% О; 6,67% Н
Итого: 45 б
УЭ2
Урок-практикум “Сахароза
Как представитель дисахаридов”
(Приложение 1. “ Инструкция для самостоятельной работы”)
1. Самостоятельная работа с учебником на уроке – 25 б 2. Лабораторный опыт 9(1) стр.138 – 15 б 3. Вопрос 13 стр.138 – 5 б 4. Задачи 1,2 стр. 138 – 10 б
Домашнее задание: стр.130-132
Итого: 55 б
УЭ3
Комбинированный урок “Крахмал, его строение, химические свойства”
1. Работа на уроке – 25 б 2. Самостоятельная работа с учебником – 5 б 3. Лабораторный опыт 11(1,2) – 30 б
Домашнее задание:
стр.132-134
Задача 3, стр.138 – 5 б
Итого: 65 б
УЭ4
Урок изучения нового материала “Целлюлоза, понятие об искусственных волокнах” (лекция)
1. Работа на лекциим – 25 б 2. Написание реакции горения целлюлозы – 5 б 3. Лабораторный опыт 12 – 10 б
Домашнее задание: стр. 134-137
Итого: 40 б
УЭ5
Домашняя контрольная работа в 5 вариантах.
(Приложение 2. Варианты контрольной работы.)
Итого: 0 – 60 б
УЭ6
Итоговый урок-конференция
(2 часа)
1. Написание реферата – 50-60 б 2. Рецензия на реферат – 20-30 б 3. Участие в конференции
а) присутствие – 20 б б) вопросы, исправления, дополнения – 25 б
Итого: 20 – 135 б
Темы рефератов, сообщений:
Классификация углеводов.
Генетическая связь между углеводами.
Глюкоза.
Крахмал.
Целлюлоза.
Понятие сладкого в химии.
Биологические функции углеводов.
Сахар, который мы едим.
Углеводы в природе.
Превращение углеводов в живом организме.
Кроме этой, обязательной программы, учащимся были предложены другие виды деятельности, в которых они могли показать свои способности, своё творчество и тем самым повысить рейтинг.
Решение задач (10 задач по 10 б). (Приложение 3)
Изготовление наглядных пособий (10-50 б).
Оформление коллекции “Целлюлоза и продукты её переработки” (50 б).
Сочинение сказки об углеводах (до 50 б).(Приложение 4).
Поиск дополнительного материала к уроку (до 20 б).
Применяются и штрафные санкции, позволяющие стимулировать своевременное выполнение работы:
Работа, не сданная в срок – сумма баллов снижается в два раза.
Отсутствие на уроке без уважительной причины: – 25 б.
Опоздание: – 5 б.
Замечание за нарушение дисциплины: – 5 б.
Штрафные санкции применяют с согласия учащихся. Все виды работы для каждого учащегося индивидуально оцениваются в специальном журнале. В конце изучения темы, согласно набранной сумме баллов, выставляется оценка по следующим критериям:
350-400 б – “5” 300-349 б – “4” 230-299 б – “3”
Как видно из программы модуля, в ходе изучения используется различные методы обучения – лекции, практикумы, конференции, выполнение лабораторных опытов и т.д., что позволяет учащимся проявить себя в различных видах деятельности, придаёт ребятам уверенность в собственных силах, создаёт комфортность присутствия на уроке (Приложение 5).
Данная технология требует большой подготовки от учителя: как в методическом, так и в образовательном плане.
Требования к учителю:
Основная задача учителя – воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами; воспитывать внимание, стремление к самостоятельной деятельности.
Использовать методы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы отработать у школьников навыки самообразования.
Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.
Делать урок эмоционально ярким.
Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
Создавать психологический комфорт в классе.
Для консультаций требуется дополнительные часы; уходит много времени для проверки работ. Особенно трудна была разработка первого модуля, с остальными дело обстояло проще, так как алгоритм составления и оформления модуля уже отработан, рейтинговая система контроля апробирована.
Анализ качества знаний и уровня обученности по теме показал, что успеваемость составляет 100%, качество знаний – 76,2%, уровень обученности-4 (В сравнении: по традиционной методике успеваемость – 100%, качество знаний – 59,1%, уровень обученности – 3,8).
Как видно, результаты обучения с применением блочно-модульной технологии выше, чем по традиционной. Причём, в классах гуманитарного профиля результаты выше, чем в классах математического профиля. Скорее всего это связано с тем, что в гуманитарном классе формируются навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой по широкому кругу проблем, тогда как в математическом классе круг интересов имеет строгую направленность.
После окончания изучения темы модуля было проведено анкетирование. Анализ анкет показал:
Поддержали форму проведения и оценки результатов 64 % от числа опрошенных. Это те учащиеся, которые обладают высоким уровнем знаний, высокой работоспособностью, высоким уровнем навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, дополнительной литературой.
Категорически против – 36%. Из них – 13,5% мотивируют трудностью этой формы обучения, а остальные (22,5 %) просто не хотят учиться таким образом. В основном, в это число входят учащиеся с низким уровнем навыков самостоятельной работы, несформированной мотивацией к обучению и неопределённым профориентационным выбором.
Учащиеся сделали следующие предложения по совершенствованию применения блочно- модульной технологии обучения:
Пересмотр видов заданий (увеличить разнообразие).
Включать больше устных форм опроса.
Увеличить число часов на семинарские занятия.
Увеличивать стоимость балла.
Организовать блочно-модульное обучение (хотя бы элементы) в школе 2 ступени.
Итак, обобщив всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что блочно-модульная технология обучения может с успехом применяться в старшей школе, особенно в профильных классах по профилирующим предметам. Это позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению.