Актуальность
В сегодняшнем мире очень сложно обладать всей информацией по предмету, даже имея большой опыт, эрудицию и выдающийся интеллект.
Проблема
Как эффективно использовать интернет – ресурсы на уроке химии и может ли Интернет дать новые возможности для выхода на новые образовательные результаты?
Гипотеза
Интернет это инструмент для преподавателя, который позволяет сэкономить время при подготовке к урокам и оптимизировать деятельность обучающихся не только в классе, но и дома. А так как это инструмент, то так же как любым инструментом им нужно уметь грамотно пользоваться. Использование интернет – ресурсов позволит предоставлять обучающимся информацию по предмету таким образом, чтобы они смогли самостоятельно выбирать собственную траекторию изучения материала, как индивидуально, так и в группах.
В результате использования на уроке интернет - ресурсов можно повысить мотивацию обучающихся к обучению, сделать занятия запоминающимися и эмоциональными, реализовать индивидуальный подход, усилить самостоятельность обучающихся, повысить качество наглядности, облегчить труд преподавателя.
Использование интернет - ресурсов дает возможность преподавателю излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны обучающихся, находить основные и дополнительные материалы для уроков, экономить время для речевой практики, организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с группой, упростить контролирование учебной деятельности обучающихся, заинтересовать их, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.
Так же мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании интернет – ресурсов на уроках химии это недостаточная степень оборудования техникума (наличия компьютеров с доступом в Интернет), многие обучающиеся не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом, большинство обучающихся имеют доступ в Интернет только в техникуме, установленный контент- фильтр блокирует многие страницы необходимые обучающимся, низкая скорость для работы в сети Интернет.
Предлагаю рассмотреть урок по химии на тему «Анилин» с использованием интернет – ресурсов.
Задачи урока:
Образовательные: ознакомить с ароматическими аминами на примере анилина: химическим строением, свойствами, применением, получением;
Воспитательные: научить участвовать в общем диалоге, работать в группе; находить по ссылке в интернете нужный материал.
Развивающие: формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную личностную.
Оборудование:
- набор шаростержневых моделей (6 атомов углерода, 7 атомов водорода и 1 атом азота);
- необходимое компьютерное обеспечение (компьютеры с выходом в Интернет или интернет-странички, сохраненные в памяти компьютера, единая сеть, индивидуальные задания).
План урока:
- Актуализация – 4 мин.
- Слово преподавателя – 2 мин.
- Работа в группах – 10 мин.
- Презентации (выступления обучающихся) – 18 мин.
- Обобщение материала – 5 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
I. Актуализация
Предлагаю выполнить тест по теме «Амины», организую фронтальный опрос обучающихся.
1. Какие вещества называют аминами?
2. Чем обусловлена основность аминов? (Основность аминов обусловлена способностью атома азота присоединять протон к неподеленной паре электронов с образованием катиона аммониевого типа.)
3. Цепочка превращений: C6H6 + Br2 ––> X ––> C6H5OH (+ Br2) ––> Y; Назвать вещества X и Y, определить типы химических реакций.
(X = C6H5 Br – бромбензол; Y = C6H2OHBr3 – 2, 4, 6 – трибромфенол) Для классов базового уровня – закончить уравнения реакций.
Для прохождения теста по теме «Амины» - нужно зайти в интернет на страницу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f845-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm
II. Слово преподавателя (мотивация)
В начале XIX века, во время войны Франция находилась в блокаде и была лишена необходимых товаров, поступавших из-за границы. Не ввозилась больше в страну и синяя краска индиго, необходимая для окраски солдатских мундиров. Наполеон пообещал миллион франков тому, кто откроет способ получения этого красителя из отечественного сырья. Но получить премию так никому и не удалось.
Лишь спустя сорок лет, в 1842 г., профессор Казанского университета Н.Н. Зинин сделал открытие, благодаря которому химики смогли найти промышленный способ получения не только индиго, но и многих других красителей. И уже в 1862 г. на международной выставке, проходившей в Лондоне, появились первые образцы синтетических красителей и окрашенные ими ткани, перья и меха. Посетители поражались многообразию красок, их яркостью, глубиной и блеском, невиданным до той поры. Но самое удивительное, что все эти красители были сделаны из одного вещества – анилина, получаемого из каменноугольной смолы.
Таким образом, создание анилинокрасочной промышленности стало возможным лишь после открытия, сделанного русским ученым
Н.Н. Зининым. Но несмотря на это в Россию краски еще долгое время завозились из-за границы. А тонны каменноугольной смолы – сырья для получения анилина, использовались по-старинке – для пропитки шпал и смазывания деревянных мостовых.
А какое именно открытие сделал Н.Н. Зинин и чем еще интересен анилин, вы узнаете сегодня, воспользовавшись Всемирной информационной сетью Интернет.
Подготовка к уроку:
Группа разбивается на подгруппы (по количеству компьютеров (2 человека на 1 компьютер)); каждой подгруппе раздаются шаблоны для ответов (для экономии времени, затрачиваемого на ответ)
Далее обучающиеся записывают тему урока, и преподаватель знакомит их с планом изучения материала (записан на доске):
План изучения материала
- Строение молекулы. Номенклатура.
- Физические свойства. Меры предосторожности при работе с анилином. Симптомы отравления. Первая помощь при отравлении.
- Открытие анилина. Способ получения.
- Химические свойства. Влияние аминогруппы на бензольное кольцо.
- Химические свойства. Влияние бензольного кольца на аминогруппу.
- Применение анилина.
III. Работа в подгруппах
Преподаватель дает указания по работе в подгруппах (выполнение индивидуальных заданий, заполнение ответов-шаблонов и пр.), регламентирует время и сообщает, что по истечении указанного срока каждая подгруппа должна будет устроить презентацию (выступление по своей теме), воспользовавшись для ответа заполненными шаблонами.
- Задания и шаблоны ответов для 1-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril11.doc
- Задания и шаблоны ответов для 2-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril2.doc
- Задания и шаблоны ответов для 3-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril3.doc
- Задания и шаблоны ответов для 4-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril4.doc
- Задания и шаблоны ответов для 5-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril5.doc
- Задания и шаблоны ответов для 6-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril6.doc