kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный обобщающий семинар по теме "Кислород"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит систематизировать знания по теме "Кислород" из курсов химии, биологии, геграфии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный обобщающий семинар по теме "Кислород"»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ СЕМИНАР


по теме «КИСЛОРОД»


Интегрированный урок химии и биологии для учащихся 9 класса – обобщающий семинар, рассчитан на 2 ч. На нем используется индивидуальная и групповая работа учащихся.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Кислород» из курсов химии, биологии, географии.

Задачи: обобщить знания учащихся о кислороде, отработать и закрепить умения учащихся:

  • Давать общую характеристику элемента кислорода, описывать химический элемент по его положению в Периодической системе;

  • записывать уравнения реакций, отражающие:

а) способы получения кислорода,

б) химические свойства кислорода

  • развивать логическое мышление на основе создания проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез учебного материала, познавательный интерес, творческие способности;

  • формировать представление о единой картине мира;

  • развивать умение работать самостоятельно и в группах,

  • выявить экологические проблемы мира


Подготовка к уроку


В кабинетах химии и биологии на стендах за две недели до проведения урока вывешиваются вопросы для подготовки к семинару:

  1. Распространенность кислорода в природе.

  2. Общая характеристика кислорода по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

  3. Физические свойства кислорода.

  4. Аллотропные видоизменения кислорода. Соединения кислорода.

  5. История открытия кислорода.

  6. Появление кислорода на земле.

  7. Фотосинтез.

  8. Дыхание живых организмов. Газообмен в легких и тканях.

  9. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности.

  10. Последствия недостатка кислорода в атмосфере.

  11. Химические свойства кислорода.

  12. Круговорот кислорода в природе.

  13. Озон. Озоновые дыры.

  14. Охрана воздуха от загрязнения.



Ход урока

Добрый день!

На сегодняшнем не совсем обычном уроке мы будем говорить о кислороде.

Учитель химии зачитывает эпиграф к уроку:

Кислород является центром, вокруг

которого вращается вся химия.

Й. Берцелиус

обсуждает с учениками цели урока.


Как образовалось слово кислород?

Название происходит от латинского «оксигениум» - рождающий кислоты.


Учитель химии. Вспомните из курса географии, где распространен кислород в природе. В виде каких веществ находится кислород на планете?

Один из учащихся делает сообщение о составе атмосферы.


Учитель химии. Что же такое кислород? Чтобы найти ответ на этот вопрос, познакомьтесь с его «визитной карточкой».


Учащиеся дают характеристику кислорода по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, составляют электронную и графическую формулы атома кислорода.


? В состав каких веществ входит кислород?

? Укажите, к каким классам соединений принадлежат вещества, формулы которых K2O, H2SO4, NaOH, FeSO4.

? Дайте характеристику физических свойств кислорода.

? Какие аллотропные видоизменения образует кислород?


Учитель химии. Какова же история открытия кислорода?

Один из учащихся делает сообщение об открытии кислорода.


Открытие кислорода


В чистом виде кислород впервые был получен в 1772 г. шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.

Это имя стало широко известно ученому миру в 1777 г., когда Шееле опубликовал книгу «Химический трактат о воздухе и огне». Книга была написана в1775 г., и лишь по вине издателя публикация задержалась. Это досадное обстоятельство лишило К.Шееле права именоваться первооткрывателем кислорода, хотя он описал его полнее ,чем это сделал Джозеф Пристли.

В 1774 г. Английский ученый Джозеф Пристли разложением оксида ртути(II) получил кислород и изучил его свойства.

Однако Пристли не знал, что полученный им газ входит в состав воздуха. Спустя несколько лет Лавуазье установил, что он является составной частью воздуха.

Учитель биологии. Предлагаю приступить к аналитической групповой работе.

Работа групп включает следующие виды деятельности:

  1. изучение учебной и научно-популярной литературы;

  2. работу с наглядным материалом;

  3. анализ таблиц;


Задания для аналитической работы в группах


Группа 1

  1. Появление кислорода на Земле.

  2. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

Ca + ? → CaO ? + O2 → Al2O3 Li + O2 → ?


Группа 2

  1. Фотосинтез (хлоропласты, хлорофилл, процесс фотосинтеза, повышение интенсивности фотосинтеза).

  2. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

S + ? → SO2 ? + O2 → NO P + O2 → ?


Группа 3

  1. Дыхание живых организмов (определение, обзор – от простейших до человека, значение дыхания; состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха). Рассмотрите и проанализируйте табл. 2.

Таблица 2

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

Воздух

Содержание газов(%)

Кислород

Углекислый газ

Азот

Вдыхаемый

20,94

0,03

79,03

Выдыхаемый

16,3

4

79,7

Альвеолярный

14,2

5,2

80,6

  1. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

Ca + ? → CaO ? + O2 → Al2O3 Li + O2 → ?


Группа 4

  1. Газообмен в легких и тканях

  2. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

CH4 + ? → CO2 + H2O C2H6 + O2 → CO2 + ?


Группа 5

  1. Последствия недостатка кислорода в атмосфере.

  2. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

S + ? → SO2 ? + O2 → NO P + O2 → ?


Группа 6

  1. Круговорот кислорода в природе.

  2. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

CH4 + ? → CO2 + H2O C2H6 + O2 → CO2 + ?


Учитель биологии задает вопрос группе 1: Как появился кислород на Земле?

Один из учащихся делает сообщение по данному вопросу

Учитель биологи задает вопрос группе 2: Расскажите о процессе фотосинтеза.

Один из учащихся отвечает на вопрос, демонстрируя схему процесса фотосинтеза.


Учитель биологии предлагает учащимся ответить на вопросы блицтурнира.


Вопросы блицтурнира


  • В каких органоидах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?

  • При расщеплении какого соединения выделяется газообразный кислород при фотосинтезе?

  • В ходе какой стадии фотосинтеза образуется кислород?

  • Где сосредоточен пигмент хлорофилл?


Учитель биологии. Фотосинтез – это процесс, который происходит в зеленых растениях при солнечном свете:

свет, хлорофилл

6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2

В результате этого процесса содержание кислорода в воздухе постоянно пополняется.

Установлено, что количество кислорода, выделяемое зелеными растениями в год, превышает все затраты, связанные с его использованием. Но всегда ли так будет? Мы должны ответить на главный вопрос – возможно ли уменьшение количества кислорода на нашей планете?


Учитель биологии знакомит учащихся с рубрикой «Подумать только!»


Подумать только!


Зеленые растения на всей планете Земля выделяют за год в атмосферу 400 млрд. тонн кислорода и, в свою очередь, усваивают примерно 600 млрд. тонн углекислого газа и образуют около 450 млрд. тонн органического вещества.


Учитель биологии задает вопрос группе 3: Расскажите о дыхании живых организмов.

После ответа знакомит учащихся с рубрикой «Знаете ли вы, что…»


Знаете ли вы, что…


  • На одного жителя планеты приходится 167 000 т атмосферного кислорода.

  • В течение 1 мин человек в среднем употребляет 0,5 л кислорода.


Учитель биологии задает вопрос группе 4: Расскажите о газообмене в легких и тканях.

Во время ответа учащегося демонстрирует схему газообмена кислорода в легких и тканях.

? Расскажите об участии кислорода в этом процессе.

Учитель биологии предлагает учащимся выполнить тестовые задания (10 мин)(см. приложение 1).


Учитель химии. Что вам известно о получении кислорода в лабораторных условиях?


Один из учащихся характеризует способы получения кислорода в лаборатории.


? Какими способами можно собрать кислород в пробирку?

? Как получают кислород в промышленности?

? Могут ли химические лаборатории и промышленность служить источником, способным обеспечить нашу планету достаточным количеством кислорода?

? Какие последствия ожидают планету, если содержание кислорода на Земле будет

уменьшаться?

? Что можно сделать, чтобы содержание кислорода в атмосфере не изменялось?

Учитель биологии задает вопрос группе 5: Охарактеризуйте последствия недостатка кислорода в атмосфере.

Один из учащихся делает сообщение по данному вопросу.


Учитель химии. Продолжим разговор о свойствах кислорода.

Учащиеся заканчивают уравнения реакций, которые были приведены в заданиях для групп. Затем учитель организует взаимопроверку в группах.


Учитель химии. Кислород – это газ, поддерживающий процессы горения и дыхания.


Учитель знакомит учащихся с рубрикой «Это интересно»


Это интересно

  • Установлено, что современный пассажирский самолет при полете в течение 9 часов расходует 50 – 75 т кислорода. Для ракетных двигателей кислорода требуется намного больше.


Учитель биологии задает вопрос группе 6: Как происходит круговорот кислорода в природе?

Один из учащихся делает сообщение по данному вопросу.

Учитель биологии. Анализируя схему круговорота кислорода в природе, мы выявили важнейшие процессы, в которых участвует кислород, а также установили потребителей кислорода.


Учитель химии демонстрирует слайд, на котором показан процесс образования озона во время грозы.


Учитель химии. Объясните, что такое озоновый слой, о котором так много говорят.


А сейчас мы перейдем к одной из самых важных проблем для всей планеты. Это охрана воздуха от загрязнения.


Знаете ли вы, что…


  • Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо за год.

  • Оксид углерода(II), выделяющийся при неполном сгорании всех видов топлива, попадая с воздухом в легкие человека, препятствует обмену кислорода в крови, а в больших дозах поражает нервную систему. При длительном воздействии он вызывает серьезные нарушения сердечной деятельности.

  • За последние сто лет деятельность человека поставила под угрозу исчезновения 25 тыс. видов высших растений, более тысячи видов позвоночных животных.


Один из учащихся делает сообщение о загрязнении воздуха.


Для закрепления изученного материала учитель химии предлагает учащимся выполнить дифференцированные задания по группам (5 мин).

Тексты с пропусками проецируются на экран, учащиеся дополняют их необходимыми словами, которые даны в скобках, и зачитывают вслух.


Группы 1,4


Кислород – самый распространенный… земной коры. В связанном виде он входит состав …, минералов, горных пород и всех веществ, из которых построены … растений и животных. Кислород образует два аллотропных видоизменения: О2 -… и

О3 -… (вода, элемент, кислород, озон, организмы).


Группы 2,5


Кислород – это … газ. Он … воздуха,… в воде, легко реагирует с другими…, при этом образуются сложные вещеста, которые называются… (нерастворим, вещества, тяжелее, бесцветный, оксиды).



Группы 3,6


Озон – газ…цвета с запахом свежести, малорастворим в …Озон - … окислитель.

Он убивает … в питьевой воде , сточных водах, …помещений (сильный, бактерии, воздух, вода, голубой).


В заключение урока учителя по очереди читают стихотворение, посвященное значению кислорода.


Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода,

И получилась частица воды.

Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой:

С кремнием он обернулся песчинкой,

В воздух попал кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на земле появились растения,

Жизнь появилась: дыханье, горение,

Первые птицы и первые звери.

Первые люди, что жили в пещере,

Огонь добывали при помощи трения,

Хотя и не знали причины горения.

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.


Учитель. Подумайте, достигнута ли поставленная цель урока.

Предлагаем вам поделиться своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения.

Самым интересным на уроке было…

Самым сложным для меня было…

Сегодня на уроке я…

Учителя подводят итоги урока.


Домашнее задание. По химии: § 18, составить кроссворд о кислороде из 10 слов.

По биологии: разноуровневое задание. (см. приложение 2)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный обобщающий семинар по теме "Кислород"

Автор: Зотова Юлия Борисовна

Дата: 16.08.2016

Номер свидетельства: 339547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства