kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инструктивные карточки для проведения практических работ по химии в 11 классе (профильный уровень) к УМК О.С.Габриеляна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные инструктивные карточки составлены в соответствии с программой О.С.Габриеляна для 11 классов (профильный уровень). В профильных классах, количество часов, а также и количествои направленность  практических работ сильно отличается от базового уровня. Однако, и в профильных классах на проведение одной  практической работы выделяется на более одного урока, т.е. 40 минут, что обычно недостаточно, поэтому использование данных карточек уменьшает время для определения плана работы, позволяет правильно оформить работу и сформулировать цели и задачи работы, а также правильно сформулировать выводы по работе. Может быть использовано и для УМК других авторов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №1»

Практическая работа №1

Скорость химических реакций.


  1. Скорость химических реакций

Цель: изучить влияние температуры и концентрации реагирующих веществ на скорость взаимодействия иодида калия с пероксидом водорода в кислотной среде.

Оборудование и реактивы: раствор KI, разбавленный раствор H2SO4, пероксид водорода 3%, пипетки, штатив с пробирками, горячая и холодная вода.

Ход работы.

Уравнение реакции, по которому происходит взаимодействие иодида калия с пероксидом водорода в кислотной среде, выражается схемой:

KI + H2O2 + H2SO4 = I2 + K2SO4 + H2O

О скорости реакции можно судить, сравнивая интенсивность окраски образующегося йода, которая зависит от температуры и от концентрации реагирующих веществ.

Опыт 1. Зависимость скорости реакции от температуры.

В две небольшие пробирки прилейте по 2 капли растворов иодида калия и серной кислоты. К содержимому первой пробирки добавьте 8 капель холодной воды, а второй – 8 капель воды, нагретой до 90 - 100°С. В каждую пробирку прибавьте по одной капле пероксида водорода. Что наблюдаете?

Запишите результаты опытов в таблицу.

№ пробирки

Количество
раствора KI
(в каплях)

Количество
раствора H2SO4 (в каплях)

Количество Н2О (в каплях)

Количество
раствора Н2О2
(в каплях)

Общий объем
раствора
(в каплях)

Окраска
раствора

Вывод
о скорости
реакций
1 = υ2,
υ1 ˃ υ2,
υ1 2)

1

2

2

8 (хол.)

1

13



2

2

2

8 (гор.)

1

13


Сделайте обоснованный вывод о зависимости скорости реакции от температуры.

Опыт 2. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.

В пробирку №1 прилейте по 2 капли растворов иодида калия и серной кислоты. В пробирку №2 прилейте по 6 капель растворов иодида калия и серной кислоты. К содержимому пробирки №1 добавьте 8 капель воды.

В каждую пробирку прибавьте по одной капле пероксида водорода. Что наблюдаете?

Результаты опытов запишите в таблицу.

№ пробирки

Количество
раствора KI
(в каплях)

Количество
раствора H2SO4 (в каплях)

Количество Н2О (в каплях)

Количество
раствора Н2О2
(в каплях)

Общий объем
раствора
(в каплях)

Окраска
раствора

Вывод
о скорости
реакций
1 = υ2,
υ1 ˃ υ2,
υ1 2)

1

2

2

8

1

13



2

6

6

-

1

13


Сделайте обоснованный вывод о зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2»

Практическая работа №2

Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»

Цель: определение реакции среды растворов солей при гидролизе, изучение факторов, влияющих на смещение равновесия гидролитических реакций.

Оборудование и реактивы: растворы солей ZnSO4, Na2CO3, KNO3, CH3COONa, Na3PO4, кристаллический Pb(NO3)2, раствор разбавленной HNO3, раствор индикаторов – лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина, штатив с пробирками, спиртовка, спички.

Отчет о работе.


п/п

Что делали.

Уравнения реакций.

Наблюдения и выводы.





Опыт 1. Исследуйте растворы солей: ZnSO4, Na2CO3, KNO3 раствором лакмуса. Дайте объяснение полученным результатам. Выразите сущность реакций уравнениями.


Опыт 2. Из имеющихся реактивов подберите растворы солей, образованных слабой кислотой и сильным основанием. В одну пробирку налейте раствор соли, образованной одноосновной кислотой, в другую раствор соли, образованной двухосновной кислотой, в третью – трехосновной кислотой. Исследуйте реакции среды растворов, используя соответствующие индикаторы (какие?) Выразите сущность реакций уравнениями.


Опыт 3. В две пробирки налейте 2 – 3 мл раствора CH3COONa и добавьте по 1 – 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?

Один раствор оставьте для сравнения, другой – нагрейте до кипения. Что наблюдаете?

Охладите раствор. Что наблюдаете? Объясните различие окраски при нагревании и охлаждении раствора. Напишите сокращенное ионное уравнение реакции гидролиза соли.


Опыт 4. Кристаллический нитрат свинца растворите в воде. Обратите внимание на помутнение раствора. К раствору добавьте несколько капель разбавленной HNO3. Объясните наблюдаемое. Выразите сущность реакции гидролиза соли уравнением.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №5»

Практическая работа №5

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

Цель: используя знания, полученные при изучении неорганической и органической химии осуществить практически превращения.

Оборудование и реактивы: растворы HCl, NaOH, H2SO4, CuSO4, медная проволока, штатив с пробирками, спиртовка, спички.

Ход работы.


п/п

Что делали.

Уравнения реакций.

Наблюдения и выводы.





Опыт 1. Осуществить практически следующие превращения:

Al → AlCl3 → Al(OH)3 → Na[Al(OH)4]

Al2(SO4)3

Уточнение условий проведения опытов.

  1. Для опыта использовать алюминий, взятый в избытке. В пробирку опустить кусочек алюминия и прилить раствор соляной кислоты. Осторожно нагреть пробирку для ускорения реакции (для нагревания можно использовать стакан с горячей водой). После охлаждения раствор соли следует отфильтровать.

  2. В две пробирки налить по 1 – 2 мл раствора соли хлорида алюминия, полученной в опыте 1, добавить к растворам по 2 – 3 капли раствора щелочи до получения студенистого осадка.

3,4. В одну из пробирок прилить раствор серной кислоты до растворения осадка, в другую – избыток раствора щелочи и наблюдать растворение осадка.

Опыт 2. Осуществить практически следующие превращения:

C2H5OH → CH3COH → CH3COOH

CO2

Уточнения условий проведения опытов.

  1. Горение спирта. В фарфоровую чашечку поместить 10 – 15 капель этанола, поджечь его лучинкой. Обратить внимание на цвет пламени.

  2. Окисление этанола оксидом меди (II). В пробирку налить примерно 0,5 мл этанола. Спираль из медной проволоки нагреть в пламени спиртовки до появления черного налета оксида меди (II). Горячую спираль опустить в пробирку с этанолом. Черная поверхность спирали становится золотистой вследиствии восстановления оксида меди (II) до меди. Появляется характерный запах уксусного альдегида.

  3. Окисление уксусного альдегида. В пробирку налить 2 – 3 мл гидроксида натрия и добавить к нему несколько капель сульфата меди (II). Небольшое количество полученного гидроксида меди (II) добавить к уксусному альдегиду и нагреть на спиртовке.



Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №6»

Практическая работа №6

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

Цель: используя знания, полученные при изучении неорганической химии выполнить две экспериментальные задачи.

Оборудование и реактивы: растворы солей CuSO4, NaOH, HCl, AgNO3, NH4NCS, FeCl3, кристаллический MgCO3, Fe, штатив с пробирками, спиртовка, спички.

Ход работы.


п/п

Что делали.

Уравнения реакций.

Наблюдения и выводы.





Опыт 1. Подтверждение качественного состава вещества

Дан раствор хлорида железа (III). Проделайте опыты, при помощи которых можно определить хлорид-ионы Cl¯ и ионы железа Fe3+.

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Сделайте вывод.

Опыт 2. Получение заданных веществ.

Выданы вещества: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида железа (III), кристаллический карбонат магния, железо.

Пользуясь этими веществами получите: а) гидроксид железа (III), б) гидроксид магния, в) медь.

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Сделайте вывод.


Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №3»

Практическая работа №3

Получение, собирание и распознавание газов

Цель: получить экспериментально некоторые газы.

Оборудование: гранулы цинка, соляная кислота, перманганат калия, кусок мрамора, раствор известковой воды, раствор хлорида аммония, лакмусовая бумажка, спиртовка, пробирки, шпатель, стеклянная трубочка.

Ход работы:

  1. Получение, собирание и распознавание водорода

В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1—2 ми­нуты поднимите большую пробирку вверх и, не перевора­чивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевернутую пробирку?

2. Получение, собирание и распознавание кислорода

В пробирку, закрепленную на штативе, насыпьте немного перманганата калия. Нагрейте до устойчивого потрескивания. Подготовьте тлеющую лучинку (подожги­те ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Опустите в пробирку. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций.

3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа

В пробирку объемом 20 мл поместите кусочек мра­мора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете? Через 1—2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете? Запиши­те уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

В пробирку налейте 1—2 мл прозрачного раствора из­вестковой воды. Используя чистую стеклянную трубоч­ку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение ре­акции в молекулярной и ионной формах.

4. Получение, собирание и распознавание аммиака

В пробирку прилейте 1—2 мл раствора хлорида аммо­ния, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно по­нюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?




Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №7»

Практическая работа №1

«Решение экспериментальных задач по органической химии»


Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирки, спички.

Реактивы: растворы глицерина, этилового спирта, сульфата меди, гидроксида натрия.

Цель: сформировать у учащихся умения проводить характерные реакции для органических веществ, закрепить общие лабораторные и организационные умения.




ВНИМАНИЕ!

Повторите правила техники безопасности!


Ход работы


ИНСТРУКЦИЯ

  1. Запишите в тетрадь тему практического занятия и номер варианта.

  2. Продумайте решения задач.

  3. Выполните задания.

  4. Составьте отчет о работе, используя таблицу:

    п/п

    Что делали?

    Что наблюдали?

    Условия реакции.

    Вывод. Уравнения реакций.






  5. Приведите в порядок рабочее место.


Вариант 1


Задания:

1.В двух пробирках под номерами налиты растворы: этилового спирта и глицерина.

Определите их.

2.Докажите, что в состав полиэтилена входят углерод и водород.


Дополнительное задание


HCI KOH (спирт)

CH3 – CH2 – CH = CH2 A Б



Практическая работа №1

«Решение экспериментальных задач по органической химии»


Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирки, спички.

Реактивы: растворы глицерина, этилового спирта, сульфата меди, гидроксида натрия, уксусной кислоты, метилоранжа.

Цель: сформировать у учащихся умения проводить характерные реакции для органических веществ, закрепить общие лабораторные и организационные умения.




ВНИМАНИЕ!

Повторите правила техники безопасности!


Ход работы


ИНСТРУКЦИЯ

  1. Запишите в тетрадь тему практического занятия и номер варианта.

  2. Продумайте решения задач.

  3. Выполните задания.

  4. Составьте отчет о работе, используя таблицу:

    п/п

    Дано

    Что делали?

    Что наблюдали?

    Условия реакции.

    Вывод. Уравнения реакций.







  5. Приведите в порядок рабочее место.



Вариант 2.

1.В двух пробирках под номерами налиты растворы: этилового спирта и уксусной кислоты.

Определите их.

2.Докажите, что выданное вещество - глицерин.



Дополнительное задание



KOH (спирт) HBr

СН3 – СН2 – СН2 – СН2Br A B



Просмотр содержимого документа
«практическая работа №4»

Практическая работа №4

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений»

Цель: Научиться практически решать задачи на распознавание органических и 

неорганических соединений.

Реактивы: 

Задание №1: растворы хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, ацетата натрия; нитрата серебра, соляной кислоты, хлорида бария, гидроксид натрия

Задание № 2: растворы хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия;

гидроксид натрия, нитрата серебра, сульфата меди

Задание № 3: растворы глюкозы, глицерина, белка; сульфата меди

Задание № 4: растворы ацетата натрия, нитрат аммония, сульфат калия; индикаторная бумага

Оборудование: пробирки, штативы, спиртовки, пробиркодержатели, индикаторная бумага, лучинка.

Просмотр содержимого документа
«практическая работа №8»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8

«Распознавание пластмасс и волокон»


Оборудование и реактивы: образцы пластмасс и волокон под номерами, спиртовка, спички, стеклянные палочки, тигельные щипцы, асбестовые сетки.



Распознавание пластмасс


В разных пакетах под номерами имеются образцы пластмасс. Пользуясь при­веденными ниже данными, определите, под каким номером какая пластмасса находится.

Полиэтилен. Полупрозрачный, эластичный, жирный на ощупь материал. При нагревании размягчается, из расплава можно вытянуть нити. Горит сине­ватым пламенем, распространяя запах расплавленного парафина, продолжает гореть вне пламени.

Поливинилхлорид. Эластичный или жесткий материал, при нагревании быстро размягчается, разлагается с выделением хлороводорода. Горит коптящим пламенем, вне пламени не горит.

Полистирол. Может быть прозрачным и непрозрачным, часто хрупок. При нагревании размягчается, из расплава легко вытянуть нити. Горит коптящим пламенем, распространяя запах стирола, продолжает гореть вне пламени.

Полиметилметакрилат. Обычно прозрачен, может иметь различную окраску. При нагревании размягчается, нити не вытягиваются. Горит желтоватым пла­менем с синей каймой и характерным потрескиванием, распространяя эфирный запах.

Фенолформальдегидная пластмасса. Темных тонов (от коричневого до чер­ного). При нагревании разлагается. Загорается с трудом, распространяя запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.


Распознавание волокон


В разных пакетах под номерами содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными ниже данными, определите, под каким номером какое волокно находится.

Хлопок. Горит быстро, распространяя запах жженой бумаги, после сгорания остается серый пепел.

Шерсть, натуральный шелк. Горит медленно, с запахом жженых перьев, после сгорания образуется черный шарик, при растирании превращающийся в порошок.

Ацетатное волокно. Горит быстро, образуя нехрупкий, спекшийся шарик темно-бурого цвета. В отличие от других волокон растворяется в ацетоне.

Капрон. При нагревании размягчается, затем плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит, распространяя неприятный запах.

Лавсан. При нагревании плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит коптящим пламенем с образованием темного блестящего шарика.


Содержание работы:


  1. Цвет, внешний вид.

  2. Горит или нет. Характер горения. Запах.

  3. Запишите формулы исходных веществ и формулы полимеров образцов

  4. К какому классу относятся данные образцы волокон


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Артюкова Альбина Ивановна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства