Просмотр содержимого документа
«Гуманитаризация на уроках химии через интеграцию с литературой»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБОУ «Лозовская специальная школа-интернат»
Гуманитаризация на уроках химии через интеграцию с литературой
(Из опыта работы)
Учитель химии:
Менситова С. Ш.
с. Ферсманово, 2015
Методика обучения переживает сложный период. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интерактивных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. На уроках с элементами интеграции отрабатывается умение видеть главное, усваивается учебный материал на основе, на первый взгляд совершенно несовместимых предметов, например, химии и литературы.
Цели, которые ставятся при проведении уроков с элементами интеграции:
познавательные (содержательно-информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями.
рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей специальности.
усиление межпредметных связей.
исключает дублирование учебного материала.
освобождает учебное время для изучения другого явления.
Что дает данная работа ученику?
активизация мыслительной деятельности.
интенсификация учебного материала.
расширение сферы получаемой информации.
подкрепление мотивации в обучении.
умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривая их в единстве взглядов.
снижение перегрузок.
интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
Преимущество интегративного подхода к обучению состоит, в первую очередь, в том, что он создает предпосылки для дельнейшего формирования творческой думающей и анализирующей личности.
Процесс интеграции химии с литературой прежде всего имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать свое место и свою роль в природной и социальной среде.
Как бы ни проводился урок химии, поток информации, терминов, определений, формул создает перегрузку. Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогает художественное, литературное оформление урока химии. Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, могут оказать благотворное влияние на развитие их соображения, способность высказывать оригинальные идеи. В этой связи уместно привести слова великого химика А. Е. Арбузова: «Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области».
Методика использования художественных произведений может быть разнообразной. Если отрывок содержит описание химического явления, то его целесообразно зачитать для иллюстрации изучаемого материала. Можно поступить и иначе: зачитав фрагмент из художественного произведения, спросить учащихся: о каком химическом явлении идет речь в цитируемом тексте?
Полезно работать с отрывками, в которых химическое явление объясняется неточно. В этом случае учащимся дается задание определить, в чем состоит неправильность объяснения, даваемого автором произведения. К фрагментам из художественной литературы можно обращаться на различных этапах урока: при объяснении нового материала, его закреплении, во время опроса, в ходе решения задач.
Приведу несколько примеров, которые учитель может использовать при изучении неорганической химии в VIII и IX классах.
При изучении темы «Кислород» полезно использовать отрывок из поэмы Л, Лавренева «Нобуж»:
Чтоб через поры жизни
Проходил человек как искра
Электромагнитного тока,
Что уплотняя атомность,
В озон превращается воздух…
Спрашиваю у учащихся: не вызывает ли у них сомнение правильность этих строк?
При изучении вопроса о процессе сжижения воздуха зачитываю строки из романа А. Беляева «Продавец воздуха».
«Мистер Бели открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, кода которого отличалась необычайно красивым цветом. Казалось, как будто в эту подземную пещеру упал кусок голубого неба».
- Жидкий воздух – сказал Бейли. Я был поражен. До сих пор мне приводилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории».
Зачитав этот отрывок, обращаемся к учащимся с вопросом: при каких условиях получают жидкий воздух?
При рассмотрении темы «Вода» целесообразно использовать отрывок из романа А. Фадеева «Молодая гвардия». «Коммунисты-подпольщики оставили водокачку с наполненной водой открытой, а ночью ударили морозы, в результате чего «трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала».
Задаю учащимся вопрос: на знании какого физического свойства воды основывались в данном случае подпольщики?
При рассмотрении этой же темы, рекомендуем использовать фрагмент из романа Ж. Верна «Таинственный остров», в котором вода рассматривается как эффективное топливо будущего.
- Какое топливо заменит уголь?
- Вода, - ответил инженер.
- Вода? - переспросил Пенкроф..
- Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайрус Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых она состоит, будет применяться и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю будет до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей… Вода – это уголь грядущих веков.
Обращаюсь к учащимся с вопросами: как называется процесс разложения воды на кислород и водород под воздействием электричества? Какой газ, получаемый при электролизе воды, можно использовать как топливо? Каким преимуществом обладает водород перед другими видами топлива?
Желательно обратить внимание учащихся, что писатель-фантаст Ж. Верн обладает великим даром научного предвидения.
Можно сообщить школьникам, что в произведениях Ж. Верна содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения. При изучении вопросов, связанных с кристаллизацией веществ, а также с условиями их растворения, целесообразно зачитать следующий отрывок из романа К. Г. Паустовского «Карабугаз».
«Мирабилит в заливе начинает кристаллизоваться в половине ноября, а к половине марта кристаллизация прекращается и начинается обратный процесс – растворение мирабилита в воде. В связи с этим мирабилит был назван «периодическим минералом».
Спрашиваем учащихся: почему мирабилит назван «периодическим минералом»? В чем причина этой периодичности?
Рассматривая процесс кристаллизации, уместно использовать отрывок из повести К. Г. Паустовского «Золотая роза».
«Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства!».
Предлагаем учащимся объяснить данное явление.
При изучении темы «Важнейшие классы неорганических соединений» обращаемся к роману Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», где описывается взрыв в пещере рудничного газа, в результате которого погибают бандиты:
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в горящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и случилось именно то, что называют негашеной известью. Осталось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и вытапливать его по направлению к пропасти… Склады, деревья, склад, мумии – все исчезло в мгновении ока вместе с презренными негодяями».
Зачитав этот фрагмент, задаем учащимся вопрос: какие процессы произошли в пещере в результате взрыва рудничного газа и последующего ливня? Предлагаем им записать схемы соответствующих реакций.
На уроке по теме «Кислоты» сообщаем, что соляная кислота входит в состав желудочного сока животных и способствует пищеварению. Для иллюстрации этого положения приводим отрывок из рассказа М. М. Пришвина «Соляная кислота»:
«Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец-волк? У матери в молоке не хватает необходимой для питания молодых волков соляной кислоты, и, чтобы восполнить этот недостаток, вдобавок к молоку надо отрыгнуть маленькому свей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк-самец».
Этот отрывок способствует установлению предметных связей химии с биологией.
При изучении темы «Металлургия» можно использовать отрывок из поэмы Ю. Кузнецова «Стальной Егорий», где описывается, как в древности получили особо прочную сталь:
Мне приснилась иная печаль
Про седую дамасскую сталь.
Я увидел, как сталь закалялась,
Как из сонных рабов одного
Выбирали, кормили его,
Чтобы плоть его сила набиралась.
Выжидали положенный срок,
А потом раскаленный клинок
В мускулистую плоть погружали,
Вынимали готовый клинок
Крепче стали не ведал Восток
Крепче стали и горше Печали.
Данный отрывок рассказывает о диких, жестоких нравах, характерных для рабовладельческого общества.
При рассмотрении окислительно-восстановительных реакций можно пользоваться поэтическими строками А. Ахматовой:
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Зачитав эти строки, просим учащихся записать уравнение окислительно-восстановительной реакции. На этом же уроке можно обратиться к отрывку из стихотворения Ю. Кузнецова «Тайна горного моря»;
Трясся Крым двадцать восьмого года,
И ставало море на дыбы,
Испуская, к ужасу народа,
Огненные серные столбы.
Все прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор все выше, все плотней,
Сумрачная серная гиена
Подступает к днищам кораблей.
С первых уроков химии в 8 классе, когда работает эффект новизны учебного предмета, и дальше учитель может все время держать ребят в состоянии повышенного интереса, если будет на уроке химии регулярно обращаться к литературным источникам. Так, уже знакомой из природоведения и поэтому не представляющей особого труда для учащихся практической работе «Очистка поваренной соли» может предшествовать рассказ учителя о происхождении поверья о том, что рассыпанная соль – предвестник крупной ссоры. Он может даже поставить проблему: «Как помирить людей, поссорившихся из-за рассыпанной соли и, казалось бы, навек потерянной для использования драгоценной соли, т. е. как очистить загрязненную поваренную соль?» Или рассказать о том, что соль в далекие времена представляла собой немалую ценность, опираясь на произведения исторического жанра (А. Н. Толстой «Петр I» или А. К. Толстой «Князь Серебряный» и др.) о «соляных бунтах» и т. д.
Характеризуя первоначальную классификацию простых веществ на металлы и неметаллы на основе различий в физических свойствах, учитель подчеркивает, что все металлы, кроме ртути, - твердые вещества. Жидкое состояние ртути определяет ее способность к испарению, поэтому пролитая ртуть ядовита и опасна. В подтверждение сказанному можно обратиться к рассказу И. Ефремова «Озеро горных духов», в котором описано горное ртутное озеро.
Очень многие сельские школы не имеют приборов для работы с электрическим током и, тем более, новых электролизеров, применяемых для получения водорода и кислорода. Простейшие самодельные приборы и ряд приключенческих произведений, знакомых учащимся, помогают им усвоить основные промышленные способы получения кислорода электролизом воды (А. Адамов «Тайна двух океанов», Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой») или фракционной перегородкой жидкого воздуха (А. Беляев «Продавец воздуха»).
Характеризуя химические свойства кислорода, в первую очередь горение веществ в кислороде, учитель обращается к прекрасной легенде древних греков о Прометее (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»), рассказывая о роли огня в развитии человеческой цивилизации. Восьмиклассники навсегда запомнят, сколь опасна концентрированная серная кислота и какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе с ней, если учитель расскажет о том, что одна из героинь романа А. Иванова «Вечный зов», оставаясь в оккупации, чтобы не вызвать нездорового интереса к себе фашистов, навсегда обезобразила себя, смочив голову, концентрированной серной кислотой.
Если для ребят это произведение покажется сложным, учитель может обратиться к одноименному сериалу, который ребята, возможно, посмотрели. В этом случае уместно будет напомнить учащимся еще об одной литературной экранизации – телефильме «Реферти», в котором для расправы с одним из профсоюзных деятелей мафиози использовали концентрированную серную кислоту.
Рассматривая подгруппу галогенов, учитель может обратиться к произведениям И. Ефремова «Сердце змеи» или А. Днепрова «Глиняный бог». В первом из них рассказывается о встрече землян с инопланетянами, которые в качестве окислителя при дыхании использовали фтор (ребята сами назовут аналог воды для фтордышащих людей – плавиковую кислоту), а во втором – о людях, тело которых было построено не на углеродных, а на крелениевой основе, и которые утоляли жажду плавиковой кислотой.
Привлечение литературы помогает не только интересно и занимательно строить изучение химии в сельской школе, но и формировать более глубокие и прочные знания, проводить действенную и эффективную работу по диалектико-материалистическому воспитанию учащихся. Так, химический материал, раскрытый на литературной основе, может служить базой для подготовки десятиклассников к восприятию одного из положений исторического материализма в курсе обществоведения – о роли личности в истории. Например, в одном из снов Веры Павловны в романе «Что делать?» Н. Чернышевский предсказывает алюминию судьбу металла будущего – металла социализма, и это в то время, когда алюминий стоит столь же дорого, как и золото (Д. И. Менделееву в Англии вручили драгоценный подарок – весы, чашечки которого были сделаны из равных в то время по цене металлов – золота и алюминия). Или, например, отрывок из «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойла, в котором рассказывается о том, что ужасающе страшная собака была смазана белым фосфором, позволит не только рассмотреть понятие аллотропии на примере белого и красного фосфора, но и покажет несостоятельность такого факта – ошибку знаменитого писателя, который был при этом очень неплохим химиком.
И настолько поэтичным, красивым и необычным станет обыкновенный информативный учебный материал о природных соединениях углерода, кремния, алюминия и других химических элементов, если учитель проиллюстрирует его одним из самых лиричных и светлых рассказов А. Куприна «Суламифь», - гимна камням-самоцветам. А вот утверждения Базарова, знаменитого литературного героя романа «Отцы и дети» Тургенева, о том, что один хороший химик стоит больше двадцати поэтов, может послужить началом большой, многоплановой и интересной дискуссии о роли химии в жизни человека и химических профессиях. В 9 классе при изучении условий взаимодействия азота с кислородом запомнить необходимость присутствия катализатора для обеспечения этой реакции поможет «химическая канва» сюжета романа «Пылающий остров» известного писателя-фантаста А. П. Казанцева: на несуществующем острове Аренида был обнаружен фиолетовый газ – чрезвычайно активный катализатор реакции взаимодействия азота с кислородом: в его присутствии для начала реакции достаточно зажечь спичку. Этот газ решили использовать для уничтожения ряда стран. Ученый, открывший газ, решил помешать этому и поджег воздух над островом. Но катализатор не расходуется в процессе реакции, вследствие чего остров превращается в огромный завод, перерабатывающий азот и кислород земной атмосферы и оксид азота. Лишь усилия ученых многих стран помогли спасти атмосферу Земли.
Рассказывая учащимся о таком важном физическом свойстве фосфора, как способность светиться в темноте, можно напомнить, что благодаря именно этому его свойству имела такой грозный вид знаменитая собака Баскервилей из одноименной повести А. Конан Дойла.
«Чудовище лежало перед нами… Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор, - сказал я».
При изучении электрохимического ряда напряжений металлов и гальванических элементов можно использовать отрывок из романа Жюль Верна «Двенадцать тысяч лье под водой», в котором капитан Немо знакомит профессора Арранакса с системой энергопитания «Наутилуса».
- Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится девяносто шесть с половиной процента чистой воды, два и две трети процента хлористого натрия, далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, сернокислый магний, сульфат и углекальциевая соль. Вы видите, что хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот-то натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы.
- Хлористым натрием?
- Да, сударь. В соединении с ртутью он образует амальгаму, заменяющую цинк в элементах Бунзена. Ртуть в элементах не разлагается. Расходуется только натрий, а мне его доставляют море. И надо сказать, что натриевые элементы, по крайней мере, в два раза сильнее цинковых.
Учитель может предложить учащимся объяснить, почему натриевые элементы намного сильнее цинковых, а также ответить на вопросы: увеличилась бы «сила» элемента, если натрий заменить калием, алюминием? Какой электрод давал бы наибольший выигрыш в «силе»? Наименьший? (На факультативных занятиях можно проделать математические вычисления по этим вопросам с помощью стандартных электродных потенциалов металлов). Далее можно рассказать учащимся о том, что капитан Немо получал натрий не электролизом хлорида натрия, как его получают в наши дни (иначе бы энергия, затрачиваемая на выделение натрия, в лучшем случае была бы равна энергии, израсходованной батареями), а с помощью угля. Лучше запомнить, что карбонат кальция образует несколько природных соединений, учащимся помогут строки из «Поэмы о минералах» Н. М. Федоровского:
По формуле, как ни смотри,
Они не рознятся никак.
Все те же кальций це о три,
Как мрамор, так и известняк.
(CaCo3)
Отрывок из «Четвертого сна Веры Павловны» (роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?») поможет сделать интереснее вступительный рассказ об алюминии: «Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель почти вся такая же, - мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего же вся остальная мебель, потолки и полы? «попробуй подвинуть это кресло», - говорит старшая царица. Эта металлическая мебель легче нашей ореховой. Но что же это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь уж есть такие серьги, брошки.
Да, Саша говорил, что рано или поздно алюминий заменит собою дерево, а может быть, и камень. Но как же все это богато!».
Затем учитель может рассказать, как был открыт алюминий, чем объясняется дороговизна этого металла в первые годы его использования, охарактеризовать некоторые физические свойств алюминия (малый удельный вес, серебристый цвет, прочность), а также области и перспективы его применения.
Богатые возможности использования художественной литературы открываются и при изучении органической химии в 10-м классе. Особенно много в литературных произведениях описаний действия различных органических веществ на организм человека и их применения. Так, действие на организм человека метана точно описано у Л. Кассиля во «Вратаре республики», хлороформа – в «Записках врача» В. Вересаева и в трилогии Ю. Германа можно также найти отрывки, посвященные антисептическим свойствам формалина.
При изучении в 11-м классе белков, путей их синтеза из аминокислот большую помощь учителю могут оказать романы А. П. Казанцева «Купол надежды» и Г. Гуревича «Мы из солнечной системы».
При желании весь урок учитель может построить на материале литературного произведения.
Например, при подготовке учащихся к выпускным экзаменам мной был проведен урок, построенный на материале главы XVII романа Ж. Верна «Таинственный остров». Учащимся было предложено мысленно воспроизвести получение тринитроглицерина Сайрусом Смитом.
Учащиеся проводили способ получения серной кислоты из серного колчедана, вспоминали современный способ получения серной кислоты, объясняли его преимущества. Записывая реакцию, по которой «Новые робинзоны» получали азотную кислоту (действие серной кислоты на селитру), учащиеся характеризовали современный способ получения азотной кислоты. Записывая реакцию получения глицерина из жира, они объясняли почему «мыло», полученное обработкой жира известью, не растворялось в воде, а содой – растворялось, давали определение понятия «жесткость воды».
В заключение учащиеся провели уравнение реакции нитрования глицерина и этиленгликоля, других взрывчатых веществ, получающиеся в результате реакции нитрования (тринитротолуол, тринитроклетчатка).
Художественная литература может оказать неоценимую помощь и при подготовке рассказа о деятельности того или иного выдающегося ученого-химика. Яркие, динамично выписанные портреты М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, И. М. Губкина учитель найдет в прекрасной книге Я. Голованова «Этюды об ученых» (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Особого внимания заслуживает вопрос об использовании художественной литературы при опросе учащихся. Факты, взятые из приключенческой или научно-фантастической литературы, можно использовать для составления оригинальных качественных задач. Особенно интересно подбирать примеры, содержащие научную ошибку. Такие задачи помогают выявить уровень усвоения материала учащимися, глубину их знаний. Так, при заключительном опросе по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. «Строение атома» можно предложить учащимся найти ошибку в следующем отрывке из повести А. Конан Дойла «Маракотова бездна»: «Среди изумительных отрывков химиков Атлантиды имеется газ в десять раз легче водорода, которому Маракат дал название «левиген».
В 9-м классе во время опроса по разделу «Фосфор и его соединения» можно задать учащимся вопрос: почему не мог светиться в темноте капитан Сорвиголова Дима Колчанов, герой повести «Капитан Сорвиголова» В. Медведева, даже если бы он съел тонну рыбных консервов?
Безусловно, приведенные примеры нисколько не претендуют на исключительность, также как и рекомендации по их использованию. Мне лишь хотелось показать, что использование художественной литературы на уроках химии – прием важный и нужный. И учитель химии, не решающийся взять его на вооружение, значительно обедняет свои уроки.
И, безусловно, можно найти интересные примеры, отвечающие гораздо большему числу методических требований, чем приведенные здесь. Надо только искать их. Возможно, каждому учителю целесообразно завести картотеку примеров и отрывков из художественной литературы по химической тематике. В итоге учитель ведет учащихся к неформальному усвоению сути взаимосвязи всего сущего, к пониманию реальной возможности предсказывать открытие в будущем химических элементов. Уже сама проблема требует поэтического изложения. Вот, например, при изучении ряда активности металлов можно использовать стих:
Калий, барий, кальций, натрий
Страхом от воды объяты.
Магний, алюминий, цинк –
Все в скафандрах молодцы.
Вот железо и свинец
Появились наконец.
И ушли за водород
Медь, и ртуть, и серебро.
Или, изучая химическую связь, можно загадать загадки:
Два антипода парою ходят,
Первый теряет, второй находит,
Ролью меняясь при этом порой…
Кто ж из них первый и кто же второй?
Мы первым подзовем кота,
Вторым измерим толщу вод,
Союз на третье нам пойдет.
А целым станет… кислород.
На уроке в 9-м классе при изучении способа получения чугуна и стали можно прочитать стихотворение И. Сельвинского:
Феррум пляшет в паре с марганцем веселым.
Чистый хром попутав в толпах лилипутов.
Сколько их налезло карликов железа.
Нет конца веселью, серу гонят в шею.
Радостно частицам.
В бег за ней пуститься ярким хороводом
Вместе с углеродом. (Fe)
Некоторые стихотворения помогают учащимся лучше усвоить химический закон или химическое явление, и здесь им помогут рифмованные строки:
Электрон на внешнем слое
Еле держится у нас,
И, себя не беспокоя,
Отдаем его подчас.
Становясь почтенным током,
Щелочь мы с водой даем
С CL, Fe, I, Br
Дружно мы в полях живем.(Это щелочные металлы Li, K, Na)
Изучая свойства алюминия, можно загадать загадку:
Главное, ребята, вес удельный мой,
Поэтому крылатый, что легкий я такой,
В небо самолеты без меня бы не летели.
Я во всех дюралях важный составной. (Al)
А также шуточная песенка поможет усвоить свойства этого металла (песенка на мотив «Чебурашки»):
В тринадцатой квартире
Живу, известный в мире,
Как проводник прекрасный,
Пластичен, серебрист.
Еще по части сплавов
Завоевал я славу
И в этом деле я специалист.
Вот мчусь я словно ветер,
В космической ракете.
Спускаюсь в бездну моря,
Там знают все меня.
По внешности я видный,
Хоть пленкою оксидной покрыт,
Она мне прочная броня.
Я мягкий, легкий, ковкий,
Сверкаю в упаковке.
Обернуты конфеты блестящею фольгой,
Для плиток шоколада меня не мало надо,
А раньше был я очень дорогой. (Al)
А также о свойствах натрия и калия:
Меня ученый Деви впервые открыл,
Он из едкого натра меня получил,
Когда мое соединение ты назовешь,
То в каждом доме меня найдешь. (NaCl)
Горит лиловым в кислороде.
Свободным нет его в природе.
Находится лишь в соединениях.
И в нем нуждаются растения. (K – калий).
Реакцию замещения можно объяснить на примере взаимодействия железа с сульфатом меди:
Я известен с давних пор,
И имею спрос.
Отпусти меня в раствор,
В медный купорос.
Изучить хочу я соль,
Ну-ка выйди, соизволь.
Удивительный момент –
Стал другим раствор.
Вытесняю элемент,
Не вступил я в спор.
На меня взгляни, ответь,
Начинаю я ржаветь (Fe)
С интересом ученики объясняют каждую строчку, усваивая понятие о реакции замещения.
В теме «Щелочные металлы», значение бериллия может раскрыть стихотворение:
А я – металл космического века,
Недавно стал на службу человеку,
Хоть в технике я молодой металл,
Но славу я себе завоевал.
Я жаропрочен и теплопроводен,
И в атомных реакторах пригоден,
А в сплавах с алюминием, титаном
Я нужен для постройки стратопланов,
Я нужен как горючее ракет,
По легкости мне в сплавах равных нет. (Be)
А также о других элементах:
Он тяжел и тем хорош,
Его и рентгеном никак не пробьешь,
Лучи он умеет собой поглощать
И кабель надежно собой защищать (Pb)
Он яркой звездой загорится,
Белый и легкий металл.
В тринадцатой клетке таблицы
Почетное место занял.
Для легкости в сплавы дается
Мощь самолета создал.
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный этот металл.
В составе багровых рубинов,
В сапфировой сини огней,
В серой обыденной глине,
В виде наждачных камней –
Всюду металл этот вижу.
В отчетливой клетке из линий
К веку легчайших металлов идет.
Знание всем ребятам несет
Этот чудесный металл (Al)
Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл этот белый и легкий
В 12 клетке стоит.
В технике сплавов нашем применение
Как стойкий и легкий металл.
И в дни самолетостроения
Он важное место достал. (Mg)
Красновато-бурым цветом
Ковкий, легкий сей металл.
Из кислот же он при этом
Кислород не выделял.
Только может окисляться,
Коль нагреем в кислоте –
Право, можно догадаться
Вам теперь уже вполне (Cu)
Везде в нашей жизни привычный,
Металл сей сопутствует нам,
Видом – блестящий, в целом обычный,
Активный и ковкий металл.
В печах огромных его добывают
Из тяжелых и черных руд.
И в мирных делах и в борьбе облегчает
Он наш человеческий труд. (Fe)
Под призывный звон кольчуги
О железе, как о друге,
Каждый вспомнит и не раз.
Сколько сил во мне укрыто,
И ведро, и даже таз,
Но особо – гордость личная:
Из меня ведь сталь отличная,
Родине моей всегда броня.
Все выходит у меня, все они моя родня.
В слитках и живых глубинах
Жизнь даю гемоглобину,
Кислород в крови храня.
Все сидящие здесь в зале
Вряд ли вы существовали,
Просто жить бы в миг не стали
Вы, конечно, без меня! (Fe)
Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сера – их родной отец.
Это все ты должен знать,
Всем им ртуть – родная мать. (Металлы)
Еще есть чудесное стихотворение о самом распространенном веществе на земле – воде. Его можно выучить с детьми.
Ты знаешь газ мельчайший, водород.
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах,
Кипит железо, серебро, сурьма,
И темно-бурые растворы брома,
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Многие поэты в своих произведениях описывали химические элементы, использовали их названия, чтобы лучше выразить свои мысли, чувства. Вот некоторые из них из стихотворений А. С. Пушкина:
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом.
А этот бес – как важен он.
Как чинно выметает вон
Опилки, серы, пыль и кости.
На князя голова глядела,
Железо грызла и бледнела.
В деснице держит меч победный.
Копье сияет, как звезда.
Струится кровь с кольчуги медной,
На шлеме вьется борода.
И много у него добра
Мехов, атласа, серебра.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
М. В. Ломоносов тоже был ученым в поэзии и искусстве, поэтом и художником в науке. Поэт-химик обращается с призывом к химии:
В земное недро ты, химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
А. М. Лермонтов писал:
И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежем страшный путь.
Подобно М. В. Ломоносову, о недрах земли говорил и А. Н. Радищев:
Земные недра раздираю
Металл блестящий извлекаю
На украшение твое.
Я медны изваял громады
Чугунный скинтр обвил цветами
Весы златые мзды позорной.
Химия пронизывает и поэтов XX века.
Я не знаю, что будет со мною,
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь. (С. Есенин)
Поэзия – та же добыча радия
В грамм добыча, в год труды. (В. Маяковский)
Превращаются во прах
Известь, марганец и уголь. (П. Антокольский)
И квакши, как шарики ртути,
Голосами сцепляются в шар.
Убитые, как после хлороформа,
Выходят толпы, до чего венозны
И до чего им нужен кислород.
Как сморщенный зверек в тибетском храме
Почешется – и в цинковую ванну.
Я знаю с каждым днем
Слабеет жизни выход,
Еще немного – оборвут
Простую песенку о глиняных обидах
И губы оловом зальют. (О. Манднльштам)
Как бы пламя серы
Озаряло вход.
Как будто бы железом
Обмокнутым в сурьму.
Свинцовою тяжестью всею
Легли на дворы небеса. (Б. Пастернак)
ВЫ их берите осторожно –
В них тоже стронций – девяносто
Облил булыжники лунный никель. (М. Матусовский)
Видишь мрамор? Это просто кальций.
Химия. Породистый кристалл. (И. Сельвинский)
Когда под утро, точно магний,
Бледнеют лица в зеркалах. (А. Вознесенский)
Трава молодая – степной малахит. (М. Светлов)
Гремела, пела эта сталь. (А. Твардовский)
Сколько майских луж,
Обрезков голубого цинка. (Д. Полетаев)
Стихотворные строчки, поэтические образы могут сопровождать учащихся из урока в урок. Вот, например, изучая тему «Закон И. Менделеева и периодическая система», можно начать стихотворением Н, Глазкова:
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вещих льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Учащиеся по существу еще ничего не знают о содержании учебной темы, но их интерес и внимание уже возбуждены, память готова к оптимальному восприятию новой информации. Ведь научный подвиг Д. И. Менделеева, полный противоречивого драматизма, его поиск истины не могли не оставить заметного следа в поэзии.
…И каждый знак ее взлелеяв
Суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им.
Писал А. Чивилихин: «…и погружение в поэтическую химию», которая убеждает учащихся в том, что учиться можно радостно и успешно!».
Снег падает. Весь мир заснежен.
Но вечно движется к весне.
Исчислен, разделен и взвешен –
Вещают знаки на стене.
Эти стихи помогут сделать так, чтобы взошли в душах учеников семена благородства, любви, восхищения окружающим миром. Эта тема в химии ключевая. Она строго требует, чтобы все ученики до единого усвоили этот материал хорошо, без этого нет пути идти дальше, к тайнам неорганической и неорганической химии.
Можно взять эпиграфом к урокам по этой теме высказыванием А. Е. Ферсмана «Таблица Менделеева есть таблица истории и жизни мироздания. Изучая ее, мы узнаем, что химические элементы, так поэтично описанные литераторами, это кирпичики мироздания, т. е. мельчайшие частицы, из которых складывается наша Вселенная».
И когда учащиеся познакомятся с шуточными стихотворениями о химических элементах, и с загадками, и с шарадами о химических явлениях, они поймут, что имеют дело со стихотворениями не только безупречными по форме, но и глубокими по научному содержанию. Вот пример:
Ограниченность.
На грани брильянта
Лишь раз посмотрев,
Алмаз того франта
Мгновенно презрев, -
«Ты не симпатичен,
Не радуешь глаз,
Как ты ограничен!» -
Воскликнул Алмаз.
Парад нуклидов
В славной армии нуклидов
Более двух тысяч видов.
Бодро строятся в колонны
Изотопы, изотоны,
Вот идут за парой пары
Изомеры, изобары.
Ярко блещет на параде
Красота зеркальных ядер.
Всех запомни поименно,
Но смотри, не позабудь
О важнейших двух нуклонах,
Неизменных, неуклонных
О протонах и нейтронах.
В них-то истинная суть!
Подарков груз и он
Свалил себе на плечи
Для Кати Он несет свой + (плюс)
Для Ани Он несет свой минус - (минус)
На уроке по теме «Фосфор и его соединения» можно прочитать стихотворение:
Да, была собака черная, как смоль,
Глаза метали искры, из пасти шел огонь.
Никто из нас из смертных не видывал ее,
Мерзкое, ужасное то было существо!
Потрогал шерсть собаки автор этих слов,
Отдернул руку быстро.
Пальцы заискрились на его руке,
Молнией мелькнула мысль в голове.
А вам подумать надо,
Что произнес герой.
Ответ совсем уж рядом.
Вопрос совсем простой.
Можно также прочитать и шуточные стихи, используя известные строчки великого поэта А. С, Пушкина, слегка переиначив их.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Пойдем направо – рядом калий,
Налево медь пред ним стоит.
Там чудеса, там кремний бродит,
А углерод над ним стоит.
А кислород там мимоходом
Пленяет углерод-царя.
В темнице той аргон уж тужит,
А хмурый фтор здесь вечно служит.
Там лантаноиды грядой
Иду, бредут сами собой,
Там цезий-царь над златом чахнет.
Там водород и хлором пахнет.
Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть известное высказывание о том, что «без человеческих эмоций никогда не было, нет и быть не может человеческого искания истины». Можно на первом уроке химии прочитать детям стихотворение о роли химии в жизни человека.
Что такое химия?
Химия самый интересный предмет
Изучает свойства всех веществ.
Формулы, химические знаки,
О применении свойств и строении.
Всего не перечесть.
Это – воздух, пища и вода.
Из веществ слагаемся мы с тобой.
Химия с нами и в нас есть всегда.
Учит, как говорить и как мыслить.
С нею живем и рождаемся мы,
С нею и в космос летят корабли.
Можно спеть и песенку на мелодию итальянской песни «Феличита».
Химия – слово прекрасное,
Может волшебное – химия.
Петь даже хочется
Что-то душевное, химия!
Гипохлориды, вода и оксиды –
Химия, химия, химия!
Химия – нету на свете
Прекрасней науки – химия!
Терпеть даже муки – химия!
Может разрушить,
А может построить –
Химия, химия, химия!
Химия – везде и повсюду
Тебя мы находим – химия.
В одежде и классе,
Также в природе – химия.
Жизнь без тебя,
Что костер без огня –
Химия, химия, химия!
Припев:
Буду я правила эти учить
И, возможно, я стану умней,
Может быть, даже открою какой-то закон!
С ней навсегда жизнь свою я свяжу,
Потому что милей ее нет!
Пусть будут эти слова
Как священный обет! Химия!
Эмоциональное отношение к какому-то вопросу науки, созданное учителем, помогает школьнику видеть ранее недоступное, создает хорошее настроение, которое увеличивает работоспособность. Ведь личность человека формируется особенно интенсивно в период школьной жизни. В это время вырабатывается мировоззрение, складываются убеждения, идет развитие способностей и интеллектуальной деятельности. Школьный период невозможно представить без активных поисков, без увлечения и ожидания нового, без радости познания и успеха, без встречи с красотой, без всего того, что делает жизнь насыщенной и яркой.
Как и любое другое творческое исследование мира, химия таит в себе эстетическое начало, которое раскрывается в содержании самого предмета.
Уроки химии оставляют эмоциональный след в душе ученика, если они включают лирическое начало. Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступает в роли ключика по имени «интерес». Отбирая материал, который будет своего рода прологом урока, необходимо стремиться, чтобы он воспитывал у учащихся нравственность, доброту, бережное отношение к природе, патриотизм, восхищение. Очень важно, чтобы у детей возникло удивление, ведь: «Познание начинается с удивления», - сказал Аристотель. На моих уроках я стараюсь создать интеллектуально-эмоциональное настроение, увлечь и удивить детей. Но речь идет не только о создании нужного настроения, о привнесении поэтического слова в урок химии в качестве иллюстрации, красивой безделушки, нарушающей унылое однообразие, снимающей скуку, усталость, хотя и об этом я стараюсь думать. Но здесь все глубже и сложнее. Химику, в том числе и ученику, на уроке химии искусство вообще нужно как инструмент. Ведь он и в веществе должен видеть красоту – совершенство строения, симметрию, гармонию. Отсюда логический вывод – красивую работу нельзя делать кое-как, без вдохновения… Эстетический подход просто необходим в процессе приобщения учащихся к тайнам химии. В каждой теории или открытии содержится поэтическое начало. Как же здесь не обойтись без поэтического слова?