Просмотр содержимого документа
«Электронные ресурсы. Химический КВН.»
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Вид урока: Урок-состязание в игровой форме КВН.
Цель урока:С помощью соревновательной игры закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках химии по данной теме.
Задачи урока:
• Закрепить понятие «аллотропия».
• Обобщить знания о свойствах азота, фосфора, серы, кислорода и их соединений.
• Акцентировать внимание на экологических проблемах.
• В образной форме рассказать о питании растений.
План проведения состязания
1. Вступительное слово ведущих,
2. I тур — Конкурс «Приветствия».
• Приветствие команде-сопернику.
• Приветствие жюри.
• Приветствие болельщикам.
3. II тур — «Разминка».
4. III тур — «Экспериментальный».
5. IV тур — «Конкурс капитанов».
6. V тур — «Домашнее задание».
Химический КВН
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
Ведущая: Здравствуйте! Разрешите начать очередное заседание нашего школьного Клуба веселых и находчивых.
Ведущий: Мы вас приветствуем на замечательной игре КВН!
Ведущая: Сегодня играют две команды: сборная 9-х классов девушек под названием «Селитры» и сборная юношей под названием «Фосфориты».
Ведущий: Судит нашу игру очень компетентное и достопочтенное жюри. Это директор школы, учителя химии, биологии и двое учащихся 11 класса.
Ведущий: Прошу команды на сцену
Звучит веселая музыка Шаинского «Мы начинаем КВН...»
Ведущая: Итак, начинаем первый тур нашей встречи.
Ведущий: Первый тур — «Приветствия», который состоит из трех конкурсов:
• Приветствия команд.
• Приветствия жюри.
• Приветствия болельщиков.
Ведущая:Прошу капитанов подойти к столу жюри и
разыграть очередность выступления.
Ведущий: Начинает команда «Селитры».
Приветствие команды «Селитры»
Наконец-то собрались
В КВН наш поиграть,
Перед стартом волновались,
Теперь поздно отступать.
Пред соперником суровым
Мы не будем унывать,
Коль не справимся с вопросом –
Будем юмор применять.
Если это не поможет
Нам очков побольше взять,
Красотой своей мы сможем
Место первое занять!
Приветствие команды «Фосфориты»
Поют на мотив частушек «Ярославские ребята»
Мы, веселые ребята,
Свои улыбки дарим всем,
Чем идти гулять куда-то,
Поиграем в КВН!
Здесь красивые девчонки
Будут задирать носы,
А мы виду не покажем,
Пока не выросли усы!
Будем в конкурсах стараться,
Больше баллов получать,
В дураках чтоб не остаться,
Верной дружбой выручать!
Ведущая: Спасибо командам за участие в первом конкурсе. Прошу жюри выставить оценки.
Ведущий: Второй конкурс: «Приветствие жюри».
Приглашается команда «Селитры».
Приветствие жюри от команды «Селитры»
На мелодию И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята»
Игра нечаянно нагрянет,
Когда ее совсем не ждешь,
И каждый тур вдруг сразу станет
Удивительно хорош,
Когда споешь.
Жюри, тебе не хочется покоя,
Жюри, как хорошо на свете жить,
Жюри, как хорошо, что ты такое!
Спасибо, жюри! С тобой мы сможем,
Сможем победить!
Приветствие жюри от команды «Фосфориты»
Мы, конечно, понимаем,
Будет трудно вам судить,
И поэтому заранее
Очень просим ободрить.
Нас, находчивых, веселых,
Замечательных парней,
Вы в обиду не давайте
Пылу пламенных очей!
Ведущая; Спасибо командам. Прошу жюри выставить оценки за второй конкурс.
Ведущий: Третий конкурс — это «Приветствие болельщикам».
Просим на сцену команду «Селитры».
Приветствие болельщикам у команды «Селитры»
Болельщики, болельщицы,
Вы все собрались снова,
Пусть будет дружба вестницей
Игры такой здоровой.
Надеемся, надеемся,
Вы будете опорой
От тура к туру лестницей
В игре такой знакомой.
А мы все постараемся
Вас не разочаровать,
Изо всех сил попытаемся
Лозу первенства достать
Приветствие болельщикам команды «Фосфориты»
Мы, ребята, не сробеем,
Будем честно здесь играть,
Только с вами мы сумеем
В турах этих побеждать!
Вы болейте, на здоровье,
За отчаянных парней,
Мы осилим многоборье,
С вами — мы в сто крат сильней!!!
Ведущая: Прошу жюри выставить оценки за третий конкурс нашего соревнования и подвести итоги первого тура «Приветствия».
На табло выносятся баллы, набранные командами.
Ведущий:Второй тур называется «Разминка». Каждая команда приготовила по три вопроса с ответами. Команды по очереди будут задавать их друг другу. Время на обдумывание 30 секунд. Жюри оценивает скорость, правильность и оригинальность ответов.
Примерный перечень вопросов:
1. Какой минерал называют «камнем плодородия» ? Где в мире его самое большое месторождение
Это минерал апатит, он представляет собой фосфорнокислый кальций в соединении с фтористым кальцием или хлористым кальцием.
• Самое крупное месторождение в Хибинах на Кольском полуострове.
2. Какие два элемента в свободном состоянии хорошо горят, а в соединении пригодны для тушения огня.
• Отдельно — это углерод (уголь) и кислород; соединении они образуют углекислый газ -СО2
3. Назовите вещество, без которого не могут развиваться растения. В каком химическом процессе оно играет основную роль?
• Это углекислый газ, который участвует в процессе фотосинтеза.
4. Как можно зажечь свечу без огня?
• Раствором фосфора в сероуглероде. Сероуглерод испаряется, а свеча загорается, если на нее незаметно капнуть глицерин или посыпать перманганатом калия (в жизни его называют марганцовкой)
7. Какой газ называют «веселящим» ? Гдеон применяется?
• Это оксид азота (I) или закись азота, которая применяется для наркоза при операциях.
8. Какую роль выполняет питьевая сода, когда ее пьют от изжоги?
• В желудке человека находится соляная кислота, которую нейтрализует сода. Это можно выразить следующим химическим уравнением:
NаНСОз + НС1 →NаС1 + СО2↑ + Н2О
9. Почему накаленный металлический волосок, электрической лампочки долгое время не перегорает ?
• Электрическая лампочка наполнена инертными газами — аргоном и молекулярным азотом, которые даже при очень высокой температуре не взаимодействуют с тугоплавким металлом.
Ведущая: Просим жюри подвести итоги второго тура.
Ведущий:Третий тур «Экспериментальный». Прошу двух игроков от каждой команды подойти к экспериментальным столам.
На каждом столе заранее приготовлены реактивы, сухие вещества, минеральные удобрения.
У каждого игрока на столе находится по два пакетика минеральных солей, колба с водой, спиртовка, щипцы и соответствующие реактивы. Следует определить вещества по внешнему виду и доказать качественный состав одного из этих веществ.
Ведущая: Я слышу мелодию, которая приглашают на сцену капитанов команд!
Ведущий: Настал ответственный момент- это четвертый тур нашей игры — «Конкурс капитанов»
Ведущий: Капитаны задают по два вопроса друг другу
Примерные вопросы
1. Как очистить яйцо от скорлупы, не разбивая ее?
• Скорлупа состоит в основном из карбона кальция СаСОз, который растворяется в соляной или уксусной кислоте.
2. Как можно использовать поваренную соль для получения низких температур?
• При смешивании 1 части хлорида частями мелкого льда или снега получится смесь, которая охлаждается до — 22°С.
3. Какое молоко нельзя пить?
• Известковоемолоко — взвесь гашеной извести в воде СаСОз.
4. Каким образом человек в результате своей деятельности влияет на количество кислорода в воздухе, цикл азота, цикл углерода?
• Содержание кислорода в воздухе сокращается в результате сгорания: отопление, транспортные средства, промышленное производство, но пока общее количество восполняется в процессе фотосинтеза.
• Содержания азота в почве и воде увеличивается
прежде всего в результате использования азотных удобрений.
• За счет сжигания топлива, содержащего углерод (уголь, нефть, природный газ), увеличивается содержание углекислого газа СО2 в воздухе.
Ведущий: А сейчас начинаем пятый тур — один из самых увлекательных — это «Домашнее задание».
Домашнее задание команды «Фосфориты»
Минеральные удобрения
На полях нужны без сомнения,
На полях нужны без сомнения
Минеральные удобрения.
Желтеют и чахнут растения
Без азотного удобрения,
Без азотного удобрения
Желтеют и чахнут растения
Калий стеблям несет укрепление,
Углеводы ведет к накоплению,
Фотосинтезу — ускорение
Калий также дает без стеснения.
Фосфор нужен цветкам для цветения
А плодам, семенам — размножения,
Фосфор важен для роста, развития,
И для благополучного жития.
Чтение или пение стихов сопровождается показом сценки: растения «поливают» известными минерал удобрениями.
Капитан: Вы поняли, что минеральные соли
Всем растеньям нужны до боли,
Без них они увядают,
Чахнут и погибают.
Частушки
Ребята повязывают на голову платочки и поют тушки.
1-й ученик: Ох! солей большой избыток
Не совсем хорош — поверь,
Сохраняет он нитраты —
Съешь, и будет плоховато...
2-й ученик: Те нитраты «обалдели»,
Овощами овладели,
Без проверки их не съем,
В них живет канцероген!
3-й ученик: Чем краснее колбаса,
То не мяса больше в ней,
То нитритов краснота
Имидж делает видней!
4-й ученик; На базаре море яств,
А в аптеке тьма лекарств,
Чтобы знать, как есть и пить,
Надо химию учить.
А не то пропадешь
И здоровеньким умрешь...
Капитан: Пошутить и спеть мы рады,
Нам похлопайте в награду!
Ведущая: Приглашаем команду «Селитры» показать свое домашнее задание.
Домашнее задание команды «Селитры»
Капитан: То, что еда нужна растениям,
В этом нет никакого сомнения.
Но как и что растенья едят,
Мы расскажем для всех ребят.
1 -я ученица: Нет рта и нет ложки
У Зеленой Крошки,
А ей надобно расти,
Развиваться и цвести!
2-я ученица: Есть в листочках хлорофилл —
Это «маленький завод»,
СО2 он уловил
И «очистил» в углерод.
3-я ученица: Солнца красного лучи
Им энергию дают,
К фотосинтезу ключи
Всех реакций подберут.
4-я ученица: Вот дешевый углерод
В лист из воздуха идет,
Углеводы, жир, белок
Углерод простить не смог.
Он земной биомассы,
Как рабочий первоклассный
Миллиарды тонн дает.
Он растет, а мы живем!.
1-я ученица: Чтоб была вся биомасса
Благотворна и полезна,
Калий, фосфор и азот
Обожает очень кушать
Весь растительный народ
2-я ученица: Корневыми волосками
Пьют они из почвы сами
Соли в виде всех ионов,
Макро-, микроэлементы
Увлекая в мир познанья
Биохимии законов
Превосходные моменты.
3-я ученица: У бобовых всех растений
На корнях есть клубеньки
В них микробы без стесненья
Замечательно живут
И органику «жуют».
Надо им ее разрушить,
Чтоб растеньям дать покушать
Вволю связанный азот,
Углекислый углерод.
4-я ученица:Накормили нашу зеленую крошку,
Она и выросла немножко...
Эти стихи сопровождаются показом шуточных плакатов о питании растений или веселой сценкой питания «живой зеленой крошки», которая превратилась в большое растение.
Ведущий:Прошу жюри поставить оценки командам за «Домашнее задание».
Ведущая:Прошу команды на сцену для подведения итогов игры.
Играет музыка. Жюри подводит итоги. Победители награждаются призами.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино
Белгородской области»
Урок-КВН по теме «VА-VIА группы химических элементов периодической системы»