Экзотермические и эндотермические реакции. Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям
Экзотермические и эндотермические реакции. Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям
Закон сохранения энергии. Превращение энергии в ходе химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Экзо– и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Определение теплового эффекта химической реакции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экзотермические и эндотермические реакции. Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям»
Тема: «Экзотермические и эндотермические реакции. Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям»
Содержание урока: Закон сохранения энергии. Превращение энергии в ходе химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Экзо– и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Определение теплового эффекта химической реакции.
Цели урока:
1) Обеспечить развитие представлений учащихся о законе сохранения энергии.
2) Организовать деятельность учащихся по применению знаний закона сохранения энергии в разнообразных ситуациях.
3) Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь осознать практическую направленность учебного материала. Содействовать развитию у школьников научных методов познания (наблюдение, эксперимент), химически правильной речи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать: * закон сохранения энергии; * термины: тепловой эффект химической реакции, экзотермические и эндотермические реакции, термохимическое уравнение.
Понимать: причину появления теплового эффекта химической реакции.
Уметь: * определять тип химических реакций по тепловому эффекту; * составлять уравнения реакций; * проводить вычисления теплового эффекта химической реакции. * использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Оценивать: * значимость представлений о тепловом эффекте реакции для прогнозирования ее практического осуществления; * экологические последствия протекания экзотермических реакций;
Понимать: личную ответственность за качество приобретаемых знаний и умений.
Проявлять: * уверенность в личных возможностях, самостоятельность в работе; * способность к самоанализу, самодиагностике.
Оборудование:Учебно пособие «Химия 8 класс», «Химия для всех – XXI», , компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
Организационный момент. Сообщаю учащимся тему, цели и задачи урока.
II.Проверка домашнего задания.
- Мы с вами изучаем тему «Кислород. Оксиды. Горение». И, конечно же, нельзя пройти мимо явлений наблюдаемых при реакциях идущих с участием кислорода.
Тема сегодняшнего урока «Тепловой эффект химических реакций».
Но, сначала повторим:
Фронтальный опрос класса.
Назовите химический знак кислорода?
Какое положение занимает кислород в периодической таблице Д.И.Менделеева?
Какова его Аr?
Назовите валентность кислорода?
Каково содержание кислорода в земной коре? В составкаких веществ входит элемент кислород?
Составьте химические формулы следующих оксидов:
NaO, CaO, AlO, CO, SO, NO, ClO.
Какова химическая формула простого вещества кислорода?
Какова его Мr? М?
Где в природе находится кислород как простое вещество?
Какие из них относятся к реакциям окисления, а какие к реакциям горения?
По каким признакам вы это определили?
III. Объяснение нового материала.
- Да, действительно, в результате реакций горения выделяется свет и тепло, которые мы можем увидеть и почувствовать. В результате некоторых других химических реакций теплота, наоборот, затрачивается или поглощается, и мы можем почувствовать понижение температуры. В этом случае мы можем говорить также о выделении или поглощении энергии.
В каждом веществе запасено определенное количество энергии. С этим свойством веществ мы сталкиваемся уже за завтраком, обедом или ужином, так как продукты питания позволяют нашему организму использовать энергию самых разнообразных химических соединений, содержащихся в пище. В организме эта энергия преобразуется в движение, работу, идет на поддержание постоянной (и довольно высокой!) температуры тела.
Энергия химических соединений сосредоточена главным образом в химических связях. Чтобы разрушить связь между двумя атомами, требуется ЗАТРАТИТЬ ЭНЕРГИЮ. Когда химическая связь образуется, энергия ВЫДЕЛЯЕТСЯ.
Любая химическая реакция заключается в разрыве одних химических связей и образовании других.
Когда в результате химической реакции при образовании новых связей выделяется энергии БОЛЬШЕ, чем потребовалось для разрушения "старых" связей в исходных веществах, то избыток энергии высвобождается в виде тепла. Примером могут служить реакции горения. Например, природный газ (метан CH4) сгорает в кислороде воздуха с выделением большого количества теплоты (сайд.). Такие реакции называются ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИМИ от латинского "экзо" - наружу (имея в виду выделяющуюся энергию).
В других случаях на разрушение связей в исходных веществах требуется энергии больше, чем может выделиться при образовании новых связей. Такие реакции происходят только при подводе энергии извне и называются ЭНДОТЕРМИЧЕСКИМИ (от латинского "эндо" - внутрь). Примером является образование оксида углерода (II) CO и водорода H2 из угля и воды, которое происходит только при нагревании.
Таким образом, любая химическая реакция сопровождается выделением или поглощением энергии. Чаще всего энергия выделяется или поглощается в виде теплоты (реже - в виде световой или механической энергии). Эту теплоту можно измерить. Результат измерения выражают в килоджоулях (кДж) для одного МОЛЯ реагента или (реже) для моля продукта реакции. Такая величина называется ТЕПЛОВЫМ ЭФФЕКТОМ РЕАКЦИИ. Например, тепловой эффект реакции сгорания водорода в кислороде можно выразить любым из двух уравнений (слайд):
2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж
или
H2(г) + 1/2 O2(г) = H2О(ж) + 286 кДж
Оба уравнения одинаково правильны и оба выражают тепловой эффект экзотермической реакции образования воды из водорода и кислорода. Первое - на 1 моль использованного кислорода, а второе - на 1 моль сгоревшего водорода или на 1 моль образовавшейся воды.
Значки (г), (ж) обозначают газообразное и жидкое состояние веществ. Встречаются также обозначения (тв) или (к) - твердое, кристаллическое вещество, (водн) - растворенное в воде вещество и т.д.
Обозначение агрегатного состояния вещества имеет важное значение.
Уравнения химических реакций, в которых вместе с реагентами и продуктами записан и тепловой эффект реакции, называютсяТЕРМОХИМИЧЕСКИМИ УРАВНЕНИЯМИ.
Решение задач по термохимическим уравнениям реакций.
Алгоритм решения:
а) Прочитать внимательно задачу.
б) Составить термохимическое уравнение.
в) Перенести данные из условия в уравнение.
г) Найти по уравнению массу или количество вещества.
д) Составить и решить пропорцию.
е) Записать ответ.
Задача 1.
Определите количество теплоты, которое выделится при образовании 120 г MgO в результате
реакции горения магния, с помощью термохимического уравнения.
2 Mg + O2 = 2MgO + 1204 кДж
Дано:
m (Mg0) = 120г
Найти:
Q1 -?
Решение:
1) Определяем количества оксида магния, используя формулу для нахождения количества вещества через массу.
n = m / M
n(MgO) = 120г/ 40 г/моль = 3 моль
2) Составляем пропорцию с учетом коэффициентов в уравнении реакции
По уравнению 2 моля MgO - 1204 кДж
По условию 3 моля MgO - Q1
Отсюда
3 моль* 1204кДж
Q1
=
-----------------------
= 1803 кДж
2моль
Ответ: при образовании 120г оксида магния выделится 1803 кДж энергии.
Задача 2.
В результате реакции, термохимическое уравнение которой