Оборудование для оформления и проведения игры: портреты ученых-химиков, плакат с надписью «Химическая кухня», «Отделение химическое, химико-хирургическое», лоток с химической посудой, (колба коническая, сосуд Ландольта, спиртовка, пробиркодержатель, кристаллизатор и т.п. на усмотрение учителя); медали с изображением реторты – символа химической науки; заранее подготовленные свидетельства, ключ.
Ход и содержание мероприятия:
Вводное слово учителя
Дорогие, друзья! Мы собрались в этом зале, чтобы совершить таинство посвящение в химики 8- х классов, которые впервые в этом учебном году прикоснулись к этой замечательной науке.
Химия – это наука, умеющая творить чудеса. Совершенно случайно это определение не вошло в учебники химии.
Химия – это наука о веществах настолько необыкновенных, что не для посвящённых кажутся чудом. Секрет этой магии – знание химического ремесла!
Ключ к знаниям по химии вручит лучшая ученица 10 класса……………….
Лучшей ученице 8 класса ……….. , которая в следующем году его передаст восьмиклассникам.
Ответное слово ученицы.
Принимая ключ к знаниям по химии
Обязуемся, не подводить.
Всегда во всем примером быть
Народу пользу приносить
Науку химию любить
И верно ей всегда служить.
В гости пришли мастера химии ученики 10-го класса. Они дадут клятву химиков.
Мы верность химии хранить
До дней последних, до конца
Перед лицом жрецов твоих
О, химия
КЛЯНЁМСЯ!
До гроба химию любить,
Из ртути золото добыть,
В науку отыскать пути,
То, что не найдено найти
КЛЯНЁМСЯ!
Дерзать везде, творить всегда,
Тогда всего добьёмся,
Не отступая никогда
И в этом мы
КЛЯНЁМСЯ!
Карбидным пламенем пылать,
В науке новое создать,
Двухсотый элемент открыть,
И химиком не слыть, а быть,
В том трижды поклянёмся. Клянёмся!, Клянёмся!, Клянёмся!
Ответная клятва подмастерьев
Грызть гранит хим. науки КЛЯНЁМСЯ!
Учить химию к каждому уроку КЛЯНЁМСЯ!
Не сжечь себе костюм и постараться сделать это же соседу.КЛЯНЁМСЯ!
Мастера желают проверить профессиональную пригодность кандидатов старым освященным веками способом-путем экзамена.
Чтобы не было недоверия к судьям со стороны команд и болельщиков, прошу судейскую коллегию дать торжественную клятву. ( повторяйте за мной)
Мы члены судейской коллегии
Обязуемся судить честно
И заслужить полное доверие
Как членов команд,
Так и болельщиков.
Чтобы, в конце вечера
Не раздавалось возгласов:
«СУДЬЮ НА МЫЛО!»
Желаем командам удачи,
А болельщикам здоровья.
(Результаты конкурсов заносят в таблицу, максимум – 5 баллов)
Приложение 1
Начинаем экзамен
(Каждый класс представляет команду)
1- й конкурс конструкторов
Кто быстрее соберет рисунок
5 б, 2- 4 б, 3- 3 б, ост. -0
2-й конкурс художников.
С закрытыми глазами нарисовать спиртовку. (подать рисунок в жюри)
Химия - наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности.
Приглашаем вас в музей «Полуживых фигур».
Знакомьтесь «Жертва взрыва».
Входит ученик в порванной одежде, глаз перевязан черной повязкой, лицо в саже, волосы всклочены.
ЖЕРТВА ВЗРЫВА:
Получал я водород,
К нему прибавил кислород,
А они взорвались сразу,
И остался я без глаза.
Ведущий:
Ему хотелось волшебства, в пробирке он поджёг два вещества.
Звучит траурная музыка, взявшись за руки, входят «Жертва щелочи» и «Жертва кислоты». В одежде с дырками и заплатками.
Жертва щёлочи (размазывая слёзы):
Вы не думайте, друзья,
Что пришла так в школу я,
Злая щёлочь платье съела.
Вот такое, братцы дело.
Жертва кислоты:
Попробовать на вкус
Решила кислоту, глядь
Языка, уж нет во рту!
Растаял мой язык как лёд.
И до сих пор во рту всё жжет.
Ведущий:
Перед тем, как с веществами общаться, надо бы узнать, как с ними общаться!
Последний экспонат: «жертва любопытства».
Входит ученик с поднятыми вверх руками. К рукам прикреплены рисунки «руки без пальцев».
Жертва любопытства:
Сунул палец я в пробирку
Вместо пальцев, просто дырка.
Ведущий:
Вот беда! Игра опасна, слёзы льёшь ты напрасно. Чтобы жизнь свою не подвергать опасности, ты свято соблюдай все правила безопасности.
3-й конкурс Практиков
Зажечь спиртовку, перенести, погасить. Назвать правила Т.Б. при работе со спиртовкой.
0 (ошибок)-5 б; 1- 4 б; 2- 3 б; ост. -0б
4-й конкурс Проверка памяти
(В ящике набор различных физических тел, хим. оборудование, вещества). За одну минуту написать вещества, пронумеровать и подать жюри.
5- й конкурс Глазомеры
Определить объём жидкости в стаканах (каждому выдан стакан с определенным объёмом).
Между конкурсами проводиться викторина для болельщиков. ( Приложение 2)
(За каждый правильный ответ, выдают жетоны. В конце мероприятия, подводят итоги. У кого больше жетонов, тому присваивают звание - «Лучший химик»)
Подведение итогов конкурса. (Слово – жюри)
Ведущий:
Настало время пригласить всехна «химическую кухню», где шеф-поваром работает Баба-Яга. (На сцене столы с реактивами).
Баба-Яга:
Мои гости, дорогие
Как же долго вас ждала
И я к вашему приходу свой сюрприз приберегла
Проходите, отдохните, приглашаю вас к столу
И как, принято вначале я вас чаем угощу.
Чай покрепче заварила,
Булок вкусных испекла,
Подкрепитесь-ка с дороги
Я же отдохну пока.
Леший 1:
Твоя булка-словно камень,
Съешь-зубов не соберёшь,
Размочу-ка её в чае,
Бабуля, нас не проведёшь. (помещает булку в стакан с чаем, это раствор йода. Булка, становится синей).
Леший 2:
Всё ясно!
Булочки ты не пекла – из столовой принесла.
Вместо чая - раствор йода, нам в стакан ты налила.
Леший 1:
В булке той крахмал сидел
Он от йода посинел.
Баба-Яга:
Не хотите чай, тогда предложу вам молока.
Молоко парное, вкусное такое. (Говоря это сливает растворы Na2 SO4 u BaCL2)
Леший 1:
Берёт стакан с «молоком» и пытается пить. (Баба-Яга и Леший 2 хлопают в ладоши, подпрыгивают от радости).
Леший 2:
Подожди-ка пить пока
Нет в стакане молока.
В натрий два эс-о-четыре хлорид бария прилили
И в осадке получили барий-эс-о-четыре.
Ведущий:
Проходите, прошу!
Перед вами «Отделение химическое, точнее, химико-хирургическое».
Леший 1:
Готов ли ты, о юный друг
Конечность в жертву принести.
Знай, жертвенность твоих коллег
Во все века была в части.
Леший 2:
Готов!
Леший 1:
На руку йод мы нанесём
И спиртом ножичек протрём,
Вдоль кисти сделаем надрез…
Леший 2:
А в чём научный интерес?
Леший 1:
Кровь по руке течёт рекой,
Но ватой соберём мы кровь,
От раны, нету и следа.
Леший 2:
Ты, значит химик, хоть куда!
Исчез, как не было порез
В том весь научный интерес!
Леший 1:
А фокус наш совсем не нов
Как получить я знаю «кровь».
В пробирке надо соль железа растворит
И радонат в него прилить
Леший 2:
Платок теперь в руки возьму,
Сначала водой ключевой намочу
И пламенем спички его подожгу.
(Проводит опыт «Несгораемый платок»)
Что скажешь теперь мой любезный друг?
Иль может ответить тебе недосуг.
Леший 1:
На твой вопрос ответ простой
Ты намочил платок водой
И в спирте тоже намочил
Его поджёг, весь спирт сгорел .
Зажечь платок он не успел.
Вода испаряясь, тепло забирала
И этим платочек она защищала.
Леший 2:
Это диво так уж диво
Чудо сделано красиво
Чтобы получить дымок,
Нам не нужен огонёк.
(Проводит опыт «Дым без огня»)
Лешие оба:
И в юные химики вас посвящая
Мы в вашу честь зажигаем огни.
Опыт 1 (В фарфоровых чашках спирт, с добавлением веществ)
I – H3BO3; II – KNO3; III – NaNO3
Опыт 2 «Вулкан»
Ведущий:
Приглашаю представителей классов. Сейчас от имени класса они дадут присягу на верность химии.
8а - класс
(Руки держат на учебнике химии).
С тобою химия мы многого добьёмся
И от тебя мы никогда не отречёмся.
Перед лицом друзей, учителей торжественно клянёмся.
8б - класс
Все законы изучать
Пройденное повторять.
Задачи трудные решать,
Контрольные на «5» писать.
8в - класс
Эксперимент осуществлять,
Честь нашей школы защищать
Своих позиций не сдавать.
Престиж науки поднимать
Идти вперёд, не уставать.
Ведущий:
В этот торжественный день
Вам присваивается почётное звание «Химика».
Носите его с честью, достоинством.
Приумножайте свои знания в этой сложной науке
Вносите свой вклад в её развитие.
Вручение медалей, грамот и пирогов.
Приложение 1
Протокол результатов команд по конкурсам
КОНКУРСЫ
Классы
8 «А»
8 «Б»
8 «В»
Конструкторов
Художников
Практиков
Проверка памяти
Глазомеров
Общее ко-во баллов
Приложение 2
Викторина – знание химических элементов.
Шуточные загадки
1. Без него мы жить не можем,
Он всегда нам всем поможет.
Он находится везде –
И на суше и в воде.
Кто же скажет мне из вас,
Как зовётся этот газ? (кислород)
2. Два животных дружат так,
Что в честь их назвали знак.
Неметалл он, сероват;
Крыс, мышей морить мастак.
Стоматологи у нас
Очень ценят этот знак. (Мышьяк)
3. Меня любит человек! Мною назван целый век! Я блестяща и рыжа, Очень в сплавах хороша! (Медь)
4. Я - металл незаменимый, Очень летчиком любимый, Легкий, электропроводный, А характер – переходный. (Алюминий)
5. Меня в составе мрамора найди, Я твердость придаю в кости, В составе извести меня найдешь, Теперь меня ты точно назовешь.(Кальций)
6. Нрав у газа, ох, непрост! Много жизней он унес, А сейчас нам помогает, От микробов защищает. (Хлор)
7. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород)
8. Какой элемент всегда рад? (Радон)
9. Какой неметалл является лесом? (Бор)
10. Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк)
11. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)
12. Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»? (Кислород, водород, углерод).
13. Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания воды? (Титан)
14. Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, иттрий)
15. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)
16. Название, какого металла несет в себе волшебника? (Магний)