Цели: Расширить и углубить знания о сплавах, развить познавательный интерес, используя межпредметные связи.
Реализовать умения классифицировать и систематизировать материал о сплавах, используя учебник, презентацию. Закрепить навыки исследования свойств металлов и сплавов опытным путём.
Раскрыть значимость сплавов в современных условиях, обогатить научным и историческим опытом.
Знать: свойства отдельных сплавов и их отличие от чистых металлов. Уметь: выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представления о причинно – следственных связях явлений, познаваемости мира.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы обучения: частично поисковые, исследовательские, объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником
Форма организации: групповая, индивидуальная
Оборудование и материалы: Коллекции сплавов. Компьютер, мультимедийный
проектор.
Ход урока: 1.Орг. момент готовность к уроку наличие ручек. тетрадей самочувствие детей.
Здравствуйте садитесь.
В век компьютерных технологий так не хватает живого общения, поэтому повернитесь друг к другу, улыбнитесь пожелайте друг другу удачи и добра. А теперь посмотрите на меня улыбнитесь и пожелайте удачи.
На прошлых уроках вы познакомились с принципами химических производств, понятием металлургии. Представим ,что класс это большая химическая лаборатория, в которой будут работать 4 исследовательских отдела. За нашей с вами работай будет следить экспертная группа.
Дидактическая задача: Проверить знания по данным темам, а также умение работать самостоятельно.
На ваших столах оценочные листы, вам нужно выбрать руководителя, который будет заносить результаты труда и оценивать вашу работу.
Перед вами листы с тестами подпишите их и ответьте на вопросы (6 мин.)
Тест. Выберите верный ответ:
1. Металл – жидкость: А. Ртуть б.Олово в.Медь г. Иридий
2. Самый тугоплавкий металл: А.Кальций б. Барий в.Вольфрам г. Марганец
3. В чем растворился натрий, если продукт – щелочь: А. В кислоте б. В спирте в. В сиропе г. В воде
4. В цепочке превращений Ca - ….. – CaCO3 пропущено вещество, какое:
а. Оксид кальция б. Соляная кислота в. Аммиак г. Карбонат кальция
5. Физические свойства металлов обусловлены:
А. Типом химической связи б. Положением в периодической системе
В. Число электронов на внешнем электронном уровне г. Способом получения металла
6. Пользуясь знаниями о свойствах металлов предположите, между какими из попарно взятых веществ произойдет реакция. А. Cu и HCl б. Zn и Pb(NO3)2 в. Fe и ZnCl2 г. Hg и H2SO4 д. Cu и FeSO4
7. Особенностью металлической связи является наличие: А. общей электронной пары б. ионы
А теперь приступаем к взаимопроверке . Обменяйтесь тестами ,коды правильных ответов записаны на доске. А теперь используя критерии оценок расставьте баллы. Руководители лабораторий не забывайте вносить оценки в оценочные листы.
Тема сегодняшнего урока сплавы.Мы должны уметь определять сплав по известной массе навески, изучить их свойства применения, классификацию. В каждый отдел лаборатории поступили конверты с задачами, решив которые вы определите сплав находящийся на ваших столах. Для более точного определения названия сплава можете пользоваться таблицей на стр. 293 таб 9.2. А теперь приступаем к работе.
1задача Масса навески 200 грамм из них 160 грамм меди и 40 грамм олова. Какой это сплав? (бронза)
2 задача.Масса сплава 400 грамм из них 240 грамм меди и 160 грамм цинка. Определите какой это сплав? ( латунь)
3 задача. 600 грамм сплава состоит из 420 грамм меди и 180 грамм никеля. Найдите, что это за сплав? (мельхиор)
4 задача. 500 грамм сплава состоит из 430 грамм алюминия и 70 грамм кремния. Найдите, что это за сплав? ( силумин)
Ознакомьте, пожалуйста, с результатами своей работы. Слушаю 1,2,3,4 группу. Отметить какой отдел справился быстрее. Руководители не забывайте оценивать ваших лаборантов.
И так вы определи сплавы теперь необходимо подумать и дать определение сплавам
( учащиеся предполагают)
Сплав-это материал с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один металл.( запишите в тетрадь)
Чем же отличается сплав от металла? ( металлы не такие твёрдые……)
00000000000Смотрим видео сюжет.000000000000000000000
Какими свойства обладает бронза в отличии от олова и меди?
Так какими же характерными свойствами должен обладать сплав?
Откройте учебник стр 292 2 абзац и прочитайте какими характерными свойствами обладают сплавы.
Дидактическая задача:По дополнительному источнику найдите информацию о классификации сплавов составьте кластер и защитите его. Руководители не забывайте оценивать ваших сотрудников.
Большое число всевозможных Сплавы (металлов) требует их классификации. Для неё существует теоретический и практический подход. В первом случае с точки зрения термодинамики химической (и фаз правила) Сплавы (металлов)классифицируют: а) по числу компонентов — на двойные, тройные и т. д.; б) по числу фаз — на однофазные (твёрдый раствор или интерметаллид) и многофазные (гетерофазные), состоящие из двух и более фаз. Этими фазами могут быть чистые компоненты, твёрдые растворы, фазы со структурой a-, b-, g-, e-латуни, b-вольфрама, типа Cu5Ca, NiAs, CaF2, сигма-фазы, фазы Лавеса (названы по имени нем. учёного Ф. Лавеса), фазы внедрения и др. Особенно ценны Сплавы (металлов) с очень тонкой гетерогенностью (см. Дисперсноупрочнённые материалы, Старение металлов); можно считать, что они лежат на границе между твёрдыми растворами и многофазными Сплавы (металлов) По практическому получению и применению принята следующая классификация Сплавы (металлов): а) по металлам — либо являющимся основой Сплавы (металлов) (Сплавы (металлов) чёрных металлов и Сплавы (металлов) цветных металлов, а также алюминиевые сплавы, железные сплавы, никелевые сплавы и т. п.), либо по добавленным в небольших количествах и придающим особо ценные свойства легирующим компонентам (бериллиевая бронза, ванадиевая,вольфрамовая и др. стали); б) по применению (для изготовления конструкций или инструментов) и свойствам — антифрикционные, жаропрочные, жаростойкие, износостойкие, лёгкие и сверхлёгкие, легкоплавкие, химически стойкие и многие другие, а также Сплавы (металлов) с особыми физическими свойствами — тепловыми, магнитными,электрическими (см. Прецизионные сплавы); в) по технологии изготовления изделий — на литейные (отливка жидкихСплавы (металлов) в формы); деформируемые (в холодном или горячем состоянии путём ковки, прокатки, волочения, прессования, штамповки); полученные методами порошковой металлургии (см. Спечённые материалы). Свойства большинства Сплавы (металлов) определяются как составом, так и структурой Сплавы (металлов), зависящей от условий кристаллизации и охлаждения, термической и механической обработки. При нагреве и охлаждении изменяется структура Сплавы (металлов) (см. Макроструктура, Микроструктура), что обусловливает изменение механических, физических и химических свойств и влияет на поведение Сплавы (металлов) при обработке и эксплуатации. Выяснение (с помощью диаграмм состояния) возможных фазовых превращений в Сплавы (металлов)даёт исходные данные для анализа важнейших видов термической обработки (закалки, отпуска металлов, отжига, старения). Например, перед отжигом углеродистых сталей исходной структурой чаще всего является феррито-карбидная смесь; основное превращение, происходящее при нагревании, — это переход перлита в аустенит при температуре выше 727 °С («точка A1»); закалка позволяет сохранить аустенитную структуру (т. н. закалка без полиморфного превращения, при которой происходит повышение прочности при сохранении пластичности Сплавы (металлов)). Типичный пример подобного поведения для алюминиевыхСплавы (металлов) — закаленный дуралюмин Д16. Реже встречаютсяСплавы (металлов), у которых при закалке снижается прочность и сильно возрастает пластичность по сравнению с отожжённым состоянием. Типичный пример — бериллиевая бронза Бр. Б2 или нержавеющая хромоникелевая сталь X18H9. изменять свои свойства.
Спрашиваю 2 группу у доски выходят и составляют кластер. Есть ли дополнения к данной классификации.?
Показываю свой слайд с характеристикой.
А где же применяются сплавы?
Учащиеся предполагают.
Действительно применение сплавов огромно, они применяются и в машиностроение и сельском хозяйстве, а также своё применение нашли сплавы и в архитектурных памятниках. В этом можно убедиться совершим экскурс в историю.
Слайд царь пушка - Царь-пушка —изготовлена из бронзы средневековоеартиллерийское орудиепамятникрусскойартиллерииилитейного искусства, в1586 годурусским мастеромАндреем ЧоховымнаПушечном дворе. Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметрствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула —134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса — 39,31 т (2400 пудов).
, царь колокол
Царь-ко́локол— изготовлен из чугуна сплав железа с углеродом,памятник русского литейного искусстваXVIII века.
«Рабо́чий и Колхо́зница» —изготовлен из нержавеющей хромоникелевой стали выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи»
Байтерек — металлическая конструкция сделана нержавеющей хромоникелевой стали ,монумент в столице КазахстанаАстане, одна из основных достопримечательностей города. Карагандинского завода металлоизделий.
Мухтар Ауэзов- памятник казахскому писателю, драматургу и учёному. Академик АН Казахской ССР, председатель Союза писателей. изготовлен из бронзы.
Действительно применение сплавов огромно, например сплавы железа применяют в художественной ковке. Сплавы применяют для изготовления ювелирных изделий. Например при покупки изделия из золота нам сообщают сколько грамм золота там находиться. Я предлагаю вам посмотреть на слайд , и решить задачу.
Ювелирное изделие изготовленное из сплава золота ,состав которого определяют числом граммов золота в 1000 г сплава данной пробы. Определите, сколько граммов золота содержится в кольце массой 4,00 г. Изготовленного из сплава пробы № 585.
Дано: Решение : сами решают потом сверяемся.
m сплава = 1000 г.
m кольца = 4.00 г.
проба № 585 1. Найдите массу золота в кольце массой 4,00 грамм
Найдите сколько 1000 г.------------- 585 г.
грамм содержится 4,00 г.------------- х г.
в кольце-?
Х=585 *4,00 / 1000 =2,34 г.
Слайд на доске объясняю.
Решите задачу на стр. 294 з № 6.
Спрашиваю ход решения у второй группы. Слайд показать с решением. Руководители групп не забывайте записывать результаты.
Иногда мы с вами приобретаем ювелирные изделия из золота и серебра и некоторые производители для увеличения массы изделия добавляют железо. Так вот можно не прибегая к экспериментам узнать есть ли там данный металл .Вот посмотрите к этому кольцу действие магнита отрицательно следовательно изделие из чистого золота, а вот на это кольцо магнит действует положительно и кольцо прилипает.
Работа лаборатории закончена спасибо отделам за помощь в решении задач урока.
Оценки итоговые будут выставлены после изучения оценочных листов ваших руководителей.