kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cплавы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 10 классе. Направлен на расширение и углубление знаний по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cплавы»

Тема урока сплавы

Цели: Расширить и углубить знания о сплавах, развить познавательный интерес, используя межпредметные связи.

Реализовать умения классифицировать и систематизировать материал о сплавах, используя учебник, презентацию. Закрепить навыки исследования свойств металлов и сплавов опытным путём.

Раскрыть значимость сплавов в современных условиях, обогатить научным и историческим опытом.

Знать: свойства отдельных сплавов и их отличие от чистых металлов.
Уметь:
выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представления о причинно – следственных связях явлений, познаваемости мира.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: частично поисковые, исследовательские, объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником

Форма организации: групповая, индивидуальная

Оборудование и материалы: Коллекции сплавов. Компьютер, мультимедийный

проектор.


Ход урока: 1.Орг. момент готовность к уроку наличие ручек. тетрадей самочувствие детей.

Здравствуйте садитесь.

В век компьютерных технологий так не хватает живого общения, поэтому повернитесь друг к другу, улыбнитесь пожелайте друг другу удачи и добра. А теперь посмотрите на меня улыбнитесь и пожелайте удачи.

На прошлых уроках вы познакомились с принципами химических производств, понятием металлургии. Представим ,что класс это большая химическая лаборатория, в которой будут работать 4 исследовательских отдела. За нашей с вами работай будет следить экспертная группа.

Дидактическая задача: Проверить знания по данным темам, а также умение работать самостоятельно.

На ваших столах оценочные листы, вам нужно выбрать руководителя, который будет заносить результаты труда и оценивать вашу работу.

Перед вами листы с тестами подпишите их и ответьте на вопросы (6 мин.)

Тест. Выберите верный ответ:

1. Металл – жидкость: А. Ртуть б.Олово в.Медь г. Иридий

2. Самый тугоплавкий металл: А.Кальций б. Барий в.Вольфрам г. Марганец

3. В чем растворился натрий, если продукт – щелочь: А. В кислоте б. В спирте в. В сиропе г. В воде

4. В цепочке превращений Ca - ….. – CaCO3 пропущено вещество, какое:

а. Оксид кальция б. Соляная кислота в. Аммиак г. Карбонат кальция

5. Физические свойства металлов обусловлены:

А. Типом химической связи б. Положением в периодической системе

В. Число электронов на внешнем электронном уровне г. Способом получения металла

6. Пользуясь знаниями о свойствах металлов предположите, между какими из попарно взятых веществ произойдет реакция. А. Cu и HCl б. Zn и Pb(NO3)2 в. Fe и ZnCl2 г. Hg и H2SO4 д. Cu и FeSO4

7. Особенностью металлической связи является наличие: А. общей электронной пары б. ионы

в. атом – ионы г. электронов в атоме

8.Вещество с металлической связью является: А) оксид азота (V); Б) хлор; В) алюминий; Г)хлорид бария.

1.а . 2.в, 3.г. 4.а. 5 .в. 6.б, 7.в. 8.в.


А теперь приступаем к взаимопроверке . Обменяйтесь тестами ,коды правильных ответов записаны на доске. А теперь используя критерии оценок расставьте баллы. Руководители лабораторий не забывайте вносить оценки в оценочные листы.

Тема сегодняшнего урока сплавы. Мы должны уметь определять сплав по известной массе навески, изучить их свойства применения, классификацию. В каждый отдел лаборатории поступили конверты с задачами, решив которые вы определите сплав находящийся на ваших столах. Для более точного определения названия сплава можете пользоваться таблицей на стр. 293 таб 9.2. А теперь приступаем к работе.


1задача Масса навески 200 грамм из них 160 грамм меди и 40 грамм олова. Какой это сплав? (бронза)


2 задача.Масса сплава 400 грамм из них 240 грамм меди и 160 грамм цинка. Определите какой это сплав? ( латунь)


3 задача. 600 грамм сплава состоит из 420 грамм меди и 180 грамм никеля. Найдите, что это за сплав? (мельхиор)


4 задача. 500 грамм сплава состоит из 430 грамм алюминия и 70 грамм кремния. Найдите, что это за сплав? ( силумин)


Ознакомьте, пожалуйста, с результатами своей работы. Слушаю 1,2,3,4 группу. Отметить какой отдел справился быстрее. Руководители не забывайте оценивать ваших лаборантов.

И так вы определи сплавы теперь необходимо подумать и дать определение сплавам

( учащиеся предполагают)

Сплав-это материал с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один металл.( запишите в тетрадь)

Чем же отличается сплав от металла? ( металлы не такие твёрдые……)

00000000000Смотрим видео сюжет.000000000000000000000

Какими свойства обладает бронза в отличии от олова и меди?

Так какими же характерными свойствами должен обладать сплав?

Откройте учебник стр 292 2 абзац и прочитайте какими характерными свойствами обладают сплавы.

Слушаю 1 группу.( твёрдый, прочный, коррозиестойкие…)

Дидактическая задача: По дополнительному источнику найдите информацию о классификации сплавов составьте кластер и защитите его. Руководители не забывайте оценивать ваших сотрудников.


Большое число всевозможных Сплавы (металлов) требует их классификации. Для неё существует теоретический и практический подход. В первом случае с точки зрения термодинамики химической (и фаз правилаСплавы (металлов)классифицируют: а) по числу компонентов — на двойные, тройные и т. д.; б) по числу фаз — на однофазные (твёрдый раствор или интерметаллид) и многофазные (гетерофазные), состоящие из двух и более фаз. Этими фазами могут быть чистые компоненты, твёрдые растворы, фазы со структурой a-, b-, g-, e-латуни, b-вольфрама, типа Cu5CaNiAs, CaF2, сигма-фазы, фазы Лавеса (названы по имени нем. учёного Ф. Лавеса), фазы внедрения и др. Особенно ценны Сплавы (металлов) с очень тонкой гетерогенностью (см. Дисперсноупрочнённые материалыСтарение металлов); можно считать, что они лежат на границе между твёрдыми растворами и многофазными Сплавы (металлов) По практическому получению и применению принята следующая классификация Сплавы (металлов): а) по металлам — либо являющимся основой Сплавы (металлов) (Сплавы (металлов) чёрных металлов и Сплавы (металлов) цветных металлов, а также алюминиевые сплавыжелезные сплавыникелевые сплавы и т. п.), либо по добавленным в небольших количествах и придающим особо ценные свойства легирующим компонентам (бериллиевая бронза, ванадиевая,вольфрамовая и др. стали); б) по применению (для изготовления конструкций или инструментов) и свойствам — антифрикционные, жаропрочные, жаростойкие, износостойкие, лёгкие и сверхлёгкие, легкоплавкие, химически стойкие и многие другие, а также Сплавы (металлов) с особыми физическими свойствами — тепловыми, магнитными,электрическими (см. Прецизионные сплавы); в) по технологии изготовления изделий — на литейные (отливка жидкихСплавы (металлов) в формы); деформируемые (в холодном или горячем состоянии путём ковки, прокатки, волочения, прессования, штамповки); полученные методами порошковой металлургии (см. Спечённые материалы). 
  Свойства большинства Сплавы (металлов) определяются как составом, так и структурой Сплавы (металлов), зависящей от условий кристаллизации и охлаждения, термической и механической обработки. При нагреве и охлаждении изменяется структура Сплавы (металлов) (см. МакроструктураМикроструктура), что обусловливает изменение механических, физических и химических свойств и влияет на поведение Сплавы (металлов) при обработке и эксплуатации. Выяснение (с помощью диаграмм состояния) возможных фазовых превращений в Сплавы (металлов)даёт исходные данные для анализа важнейших видов термической обработки (закалки, отпуска металлов, отжига, старения). Например, перед отжигом углеродистых сталей исходной структурой чаще всего является феррито-карбидная смесь; основное превращение, происходящее при нагревании, — это переход перлита в аустенит при температуре выше 727 °С («точка A1»); закалка позволяет сохранить аустенитную структуру (т. н. закалка без полиморфного превращения, при которой происходит повышение прочности при сохранении пластичности Сплавы (металлов)). Типичный пример подобного поведения для алюминиевых Сплавы (металлов) — закаленный дуралюмин Д16. Реже встречаютсяСплавы (металлов), у которых при закалке снижается прочность и сильно возрастает пластичность по сравнению с отожжённым состоянием. Типичный пример — бериллиевая бронза Бр. Б2 или нержавеющая хромоникелевая сталь X18H9. изменять свои свойства. 

Спрашиваю 2 группу у доски выходят и составляют кластер. Есть ли дополнения к данной классификации.?

Показываю свой слайд с характеристикой.

А где же применяются сплавы?

Учащиеся предполагают.

Действительно применение сплавов огромно, они применяются и в машиностроение и сельском хозяйстве, а также своё применение нашли сплавы и в архитектурных памятниках. В этом можно убедиться совершим экскурс в историю.

Слайд царь пушка - Царь-пушка —  изготовлена из бронзы средневековое артиллерийское орудие памятникрусской артиллерии и литейного искусства, в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула —134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса — 39,31 т (2400 пудов).

, царь колокол

Царь-ко́локол— изготовлен из чугуна сплав железа с углеродом,памятник русского литейного искусства XVIII века.

«Рабо́чий и Колхо́зница» —изготовлен из нержавеющей хромоникелевой стали выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи»

Байтерек — металлическая конструкция сделана нержавеющей хромоникелевой стали ,монумент в столице Казахстана Астане, одна из основных достопримечательностей города. Карагандинского завода металлоизделий.

Мухтар Ауэзов- памятник казахскому писателю, драматургу и учёному. Академик АН Казахской ССР, председатель Союза писателей. изготовлен из бронзы.

Действительно применение сплавов огромно, например сплавы железа применяют в художественной ковке. Сплавы применяют для изготовления ювелирных изделий. Например при покупки изделия из золота нам сообщают сколько грамм золота там находиться. Я предлагаю вам посмотреть на слайд , и решить задачу.

Ювелирное изделие изготовленное из сплава золота ,состав которого определяют числом граммов золота в 1000 г сплава данной пробы. Определите, сколько граммов золота содержится в кольце массой 4,00 г. Изготовленного из сплава пробы № 585.


Дано: Решение : сами решают потом сверяемся.

m сплава = 1000 г.

m кольца = 4.00 г.

проба № 585 1. Найдите массу золота в кольце массой 4,00 грамм

Найдите сколько 1000 г.------------- 585 г.

грамм содержится 4,00 г.------------- х г.

в кольце-?

Х=585 *4,00 / 1000 =2,34 г.

Слайд на доске объясняю.


Решите задачу на стр. 294 з № 6.

Спрашиваю ход решения у второй группы. Слайд показать с решением. Руководители групп не забывайте записывать результаты.

Иногда мы с вами приобретаем ювелирные изделия из золота и серебра и некоторые производители для увеличения массы изделия добавляют железо. Так вот можно не прибегая к экспериментам узнать есть ли там данный металл .Вот посмотрите к этому кольцу действие магнита отрицательно следовательно изделие из чистого золота, а вот на это кольцо магнит действует положительно и кольцо прилипает.

Работа лаборатории закончена спасибо отделам за помощь в решении задач урока.

Оценки итоговые будут выставлены после изучения оценочных листов ваших руководителей.

Домашнее задание параграф 9.4 стр 294 упр.4,7,8

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Cплавы

Автор: Гаер Ирина Александровна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства