Данный материал позволяет обобщить знания об основных классах неорганических веществ.
Задания представлены с учетом ФГОС, а, именно, на соотнесение, выбора подобного, продолжить ряд или продолжить цепочку првращений, задания на введение элемента или нескольких для получения нового, задания на воспроизведение,на выделение элемента из системы,на доказательство или опровержение, на комбинирование элементов из системы,на объединение одной или нескольких систем, на описание процессов или способов деятельности, на полное сравнение, сопоставление,самостоятельное составление классификационных систем, задания, содержащие оценку, установление причинно-следственных связей. Такие варианты заданий позволяют развивать мышление, память.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Опровергните утверждение, что соляная кислота – это вещество.
6. Задание на комбинирование элементов системы для получения новой функции.
Неаккуратный лаборант оставил в лаборатории открытой склянку
с соляной кислотой.
Что произойдёт с ней по истечении времени?
Изменится ли масса?
Если да, то как?
7. Задание на объединение одной или нескольких систем.
- Предложите генетические ряды металлов и неметаллов, ведущих к образованию соли:
… … …
Mg(NO3)2
8.Задание на описание процессов или способов деятельности (задания этого типа являются более сложными, т.к. предполагают воспроизведение большого объема информации в определенной логике).
- Предложите способ для получения и собирания кислорода.
- Предложите способ разделения смеси из железных и медных опилок.
9.Задание на полное сравнение
Выявите черты сходства и различия серной и сернистой кислот
10.Задание на противопоставление
Сравните физические свойства хлора, хлороводорода и хлорида калия. В чём причина их различий?
11.Задание на сопоставление
Сравните физические свойства борной кислоты и серной кислоты
12.Задание на самостоятельное составление классификационных схем.
Предложите признаки классификации оксидов и составьте соответствующие классификационные схемы.
13.Задание, содержащее оценку
Соединения СаO чаще всего называют жженой известью. Двум ученикам предложили это название опровергнуть, согласиться или дополнить. Один сказал, что это верно и дополнил оксидом меди, а другой, сказал, что это негашеная известь. Кто из них прав и почему?
14.Задания на установление причинно-следственных связей.
-Почему при растворении серной кислоты нужно вливать её тонкой струёй в воду и перемешивать?
- Почему с разбавленными кислотами не реагирует медь?
15.Задания на частичное сравнение
Сравните по составу и свойствам чистые вещества и смеси. Приведите примеры
Ключи:
1.1)Fe2O3
2) Соли –это сложные в-ва , состоящие из металла и кислотного остатка
NaOH- основание
HNO3- азотная кислота
2.Хлороводород очень хорошо растворим в воде, в результате образуется соляная кислота, для ее определения используют реакцию с нитратом серебра, выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра: HCl+AgNO3=AgCl +HNO3
3.Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
Физ.св-ва: бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, большая теплоемкость, плотность
1г /см3
Хим.св-ва.
Вода+ активный металл= основание+водород
H2O+Na=2NaOH+H2
Вода+ оксид активного металла= основание
H2O+Na2O=2NaOH
Вода+ оксид неметалла= кислота
H2O+SO3=H2SO4
Вода+ неметалл= оксид +водород
H2O+C t CO+H2
5) Вода+ менее активный металл tоксид +водород
H2O+ZnO tZnO+H2
6)Вода tводород+кислород
H2O tH2+ O2
4.Добавить воду, сахар растворится, а стекло осядет на дно хим. стакана. На фильтре - стекло, а сахар отделить от воды выпариванием.
5. H2O соответствует название: оксид водорода, т.к. оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород в степени окисления -2
H2O соответствует название вода, т.к состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
H2O соответствует название кислородный водород, т.к. состоит из водорода и кислорода
Соляная кислота – это не вещество, т.к. по определению, вещество-это то, из чего состоит физ. тело.
6. Соляная кислота на воздухе- сильно дымящий р-р, т.к. происходит выделение хлороводорода. Если склянка с кислотой не будет закрыта , масса уменьшится, т.к. часть кислоты в виде хлороводорода улетучится.
7. Мg… MgO… MgCl Mg(NO3)2
8.Кислород можно получить реакцией разложения перманганата калия и собрать кислород методом вытеснения воздуха :
2KMnO4K2MnO4+MnO2+O2
Медные и железные опилки можно разделить действием магнита
Смеси состоят из двух и более компонентов, чистые в-ва- из одного. Физические св-ва чистых веществ всегда постоянны(цвет,запах,температура кипения и т.д.), у смесей- физические св-ва зависят от св-в веществ, входящих в смесь.
Использованные источники:
1.Радецкий, А.М. Контрольные работы по химии в 8-9 классах: пособие для учителя [ Текст]/ Радецкий А.М. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с. – 11000 экз.-ISBN5472007100
2. Рудзитис, Г.Е., Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений [Текст]/ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.- М.: Просвещение, 2010.- 192 с.: ил.-50000экз.- ISBN 978-5-09-019859-2