Выполнение заданий с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии
Выполнение заданий с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии
Выполнение заданий с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии
Задания С3 представляют химические превращения органических соединений. Для успешного выполнения данных заданий учащийся должен хорошо знать химические свойства классов органических соединений. Химические свойства классов органических соединений учащимися обычно плохо запоминаются. Поэтому, чтобы они хорошо запомнились, выпускнику необходимо выполнить в течение определённого периода примерно 10- 20 вариантов только задания С3 до тех пор, пока учащийся не будет выполнять их без ошибок. Разберём такое задание на конкретном примере.
Учащемуся предстоит составить 5 уравнений реакций. При написании уравнений реакций учащийся должен использовать структурные формулы органических соединений. 1-е уравнение заключается в получении этилена дегидратацией этилового спирта в присутствии конц.серной кислоты:
H2SO4 (конц.), t0
СН3 - СН2 - ОН ---→ СН2 = СН2 + Н2О
2-е уравнение тоже не является сложным:
СН2 = СН2 + НВг → СН3 - СН2 –Вг.
3-е уравнение требует знания химических свойств бензола:
С6Н6 + СН3 - СН2 –Вг→ С6Н5- СН2 – СН3 + НВг
4-е уравнение является самым сложным, так как без знания окислительно-восстановительной реакции невозможно расставить коэффициенты:
В этом уравнении надо расставить степени окисления частиц, найти частицы, изменившие степени окисления, и составить уравнения электронного баланса. При расстановке степени окисления С в радикалах и функциональных группах надо учесть, что сумма + и – степеней в радикале или функциональной группе должна равняться 0: в радикале - СН2 2 атома Н имеют степень +1, вместе +2, значит у углерода -2; в радикале - СН3 у С-3;
У углерода в СООН=+3 (у О-2, вместе с ОН- минусов 3, значит, у С+3
При составлении уравнений электронного баланса надо учесть, атом С с какой степенью окисления изменяет свою степень на какую (2-й атом С от радикала С6Н5 меняет свою степень с -3 до +4,т.е.превращается в СО2, а 1-й атом С-2 превращается в С+3 в карбоксильной группе С+3 ООН:
С-2 -5е-= С+3 I I I
I 12 I 5 I
С -3 -7е- = С +4 I I I
Мп +7 + 5е- = Мп+2 I 5 I 12 I
В данном случае сразу 2 атома углерода с разными степенями отдают электроны и в целом, радикал –С2Н5 является восстановителем, а Мп+7 в КМпО4 является окислителем.
Теперь расставляем коэффициенты: перед С ставим 5, перед Мп ставим 12, перед K2SO4 ставим 6(т.к.слева калия 12), перед H2SO4 ставим 18 (12 + 6)
Количество атомов кислорода и водорода уравниваем в последнюю очередь: слева О =120, справа 10 + 10 + 24+48 =92; 120 – 92 =28, 28: 1= 28, значит, перед Н2О ставим 28; водорода слева 5х 4 = 20, 18 х 2 = 36, 36+ 20 = 56, справа 2 х 28 = 56. Количество атомов Н и О слева уравнения и справа одинаково, значит, коэффициенты расставлены правильно.
Сведения об авторе
Ямбаршев Виктор Анатольевич
Дата рождения: 16.05.1955
Место работы: ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи, МБОУ-Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского
Домашний адрес: 629640, ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи, ул. Уральская, д28б, кв. 29
Просмотр содержимого документа
«Выполнение заданий с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии »
В.А. Ямбаршев
Выполнение заданий С3 с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии
Задания С3 представляют химические превращения органических соединений. Для успешного выполнения данных заданий учащийся должен хорошо знать химические свойства классов органических соединений. Химические свойства классов органических соединений учащимися обычно плохо запоминаются. Поэтому, чтобы они хорошо запомнились, выпускнику необходимо выполнить в течение определённого периода примерно 10- 20 вариантов только задания С3 до тех пор, пока учащийся не будет выполнять их без ошибок. Разберём такое задание на конкретном примере.
Учащемуся предстоит составить 5 уравнений реакций. При написании уравнений реакций учащийся должен использовать структурные формулы органических соединений. 1-е уравнение заключается в получении этилена дегидратацией этилового спирта в присутствии конц.серной кислоты:
H2SO4 (конц.), t0
СН3 - СН2 - ОН --------------→ СН2 = СН2 + Н2О
2-е уравнение тоже не является сложным:
СН2 = СН2 + НВг → СН3 - СН2 –Вг.
3-е уравнение требует знания химических свойств бензола:
С6Н6 + СН3 - СН2 –Вг→ С6Н5- СН2 – СН3 + НВг
4-е уравнение является самым сложным, так как без знания окислительно-восстановительной реакции невозможно расставить коэффициенты:
В этом уравнении надо расставить степени окисления частиц, найти частицы, изменившие степени окисления, и составить уравнения электронного баланса. При расстановке степени окисления С в радикалах и функциональных группах надо учесть, что сумма + и – степеней в радикале или функциональной группе должна равняться 0: в радикале - СН2 2 атома Н имеют степень +1, вместе +2, значит у углерода -2; в радикале - СН3 у С-3;
У углерода в СООН=+3 (у О-2, вместе с ОН- минусов 3, значит, у С+3
При составлении уравнений электронного баланса надо учесть, атом С с какой степенью окисления изменяет свою степень на какую (2-й атом С от радикала С6Н5 меняет свою степень с -3 до +4,т.е.превращается в СО2, а 1-й атом С-2 превращается в С+3 в карбоксильной группе С+3 ООН:
С-2 -5е-= С+3 I I I
I 12 I 5 I
С -3 -7е- = С +4 I I I
Мп +7 + 5е- = Мп+2 I 5 I 12 I
В данном случае сразу 2 атома углерода с разными степенями отдают электроны и в целом, радикал –С2Н5 является восстановителем, а Мп+7 в КМпО4 является окислителем.
Теперь расставляем коэффициенты: перед С ставим 5, перед Мп ставим 12, перед K2SO4 ставим 6(т.к.слева калия 12), перед H2SO4 ставим 18 (12 + 6)
Количество атомов кислорода и водорода уравниваем в последнюю очередь: слева О =120, справа 10 + 10 + 24+48 =92; 120 – 92 =28, 28: 1= 28, значит, перед Н2О ставим 28; водорода слева 5х 4 = 20, 18 х 2 = 36, 36+ 20 = 56, справа 2 х 28 = 56. Количество атомов Н и О слева уравнения и справа одинаково, значит, коэффициенты расставлены правильно.
Взаимодействие толуола с сильным окислителем приводит к образованию бензойной кислоты, т.е.в данном случае остаток бензола присоединяет карбоксильную группу:
С6Н5-СН3 + КМпО4 +Н2SO4 → C6H5COOH + MnSO4 + K2SO4 + H2O. Это уравнение несложное, но снова надо вернуться к расставлению степеней окисления:
Проверяем количество атомов Н: слева 5х3 = 15 в СН3, 9х2=18 в 9Н2SO4, вместе 15+ 18 = 33, справа 5х1 = 5, 14 х2 = 28, 28+5 = 33, значит всё расставили правильно.
Учащимся также следует обратить внимание на правильную расстановку степеней окисления, т.к.они часто путают заряд иона и степень окисления. Когда речь идёт о степени окисления, сначала пишется знак + или -, а затем число: Са+2 указывает степень окисления (кальций сос степенью окисления +2). Если же сначала написана цифра, а затем знак, то здесь речь идёт об ионе: Са2+ ион кальция с зарядом 2+)
Сложным является уравнение окисление ацетилена перманаганатом калия:
С2Н2 + КМп О4 → КООС-СООК + МпО2 +КОН +Н2О.
Формулу соли щавелевой кислоты обычно пишут К2С2О4, а надо писать с учётом остатка карбоксильной группы тогда легко можно расставить степени окисления, ацетилен тоже надо написать в виде развёрнутой формулы
3.Н.Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралёва.Химия. Подготовкак к ЕГЭ.Легион, Ростов-на-Дону, 2013.
4.А.С.Егоров. Химия. Репетитор для поступающих в вузы. Ростов- на- Дону, «Феникс».
5.Н.Е.Кузнецова, Т.Н.Литвинова, А.Н.Лёвкин. Химия. Учебник для общеобраз-х учреждений (профильный уровень).Часть 1. М., Издательский Центр «Вентата- Граф», 2006.
6.Н.Е.Кузьменко, В.В.Ерёмин. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в ВУЗы. М., «Оникс 21 век», «Мир и Образование», 2003.
Б.В.Мартыненко, М.В.Михалёва. К характеристике окислительно-восстановительных свойств кислот. Журнал «Химия в школе», 2002, №5.
6.Э.Т.Оганесян. Руководство по химии поступающим в вузы. М., «Высшая школа», 1991.
7.И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии. Уч.пособие для 8- 11 кл. М., «Новая Волна»
8.Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы.М., «Новая волна».
9.В.А.Ямбаршев. Окислительно-восстановительные реакции и ЕГЭ. На сайте http://www.future4you.ru/index.php?option=com_median&task=median&Itemid=161...
Сведения об авторе
Ямбаршев Виктор Анатольевич
Дата рождения: 16.05.1955
Место работы: ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи, МБОУ-Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского
Домашний адрес: 629640, ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи, ул. Уральская, д28б, кв. 29