kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выполнение заданий с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение заданий с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии

            Задания С3 представляют химические превращения органических соединений. Для успешного выполнения данных заданий учащийся должен хорошо знать  химические свойства классов органических соединений. Химические свойства классов органических соединений учащимися обычно плохо запоминаются. Поэтому, чтобы они хорошо запомнились, выпускнику необходимо выполнить в течение определённого периода примерно 10- 20 вариантов только задания С3 до тех пор, пока учащийся не будет выполнять их без ошибок. Разберём такое задание на конкретном примере.

                                       НВг                                        КмпО4, Н2SО4,t0                        HNO3,H2SO4 (конц.), t0

С2Н5ОН → СН2 = СН2  → Х1 → С6Н5 –С2Н5 ---→  X2 ---→  X3

            Учащемуся предстоит составить 5 уравнений реакций. При написании уравнений реакций учащийся должен использовать структурные формулы органических соединений. 1-е уравнение заключается в получении этилена дегидратацией этилового спирта в присутствии конц.серной кислоты:

   H2SO4 (конц.), t0

СН3 - СН2 - ОН ---→ СН2 = СН2  + Н2О

2-е уравнение тоже не является сложным:

            СН2 = СН2  + НВг → СН3 - СН2 –Вг.

3-е уравнение требует знания химических свойств бензола:

С6Н6   + СН3 - СН2 –Вг→ С6Н5- СН2 – СН3  + НВг

4-е уравнение является самым сложным, так как без знания окислительно-восстановительной реакции невозможно расставить коэффициенты:

   t0C

С6Н5- СН2 – СН3  +КМпО4 + H2SO4 → С6Н5- СOOН + CO2 + K2SO4 +KMnO4 + H2O.

В этом уравнении надо расставить степени окисления частиц, найти частицы, изменившие степени окисления, и составить уравнения электронного баланса. При расстановке степени окисления С в радикалах и функциональных группах надо учесть,  что сумма + и – степеней в радикале или функциональной группе должна равняться 0:  в радикале - СН2 2 атома Н имеют степень +1, вместе +2, значит у углерода -2; в радикале  - СН3  у С-3;

У углерода в СООН=+3 (у О-2, вместе с ОН- минусов 3, значит, у С+3

С6Н5-С-2Н2 –С-3Н3  +КМп+7О4 + H2SO4→С6Н5- С+3OOН + C+4 O2 + K2SO4 +Mn+2SO4 + H2O.

            При составлении уравнений электронного баланса надо учесть, атом С с какой степенью окисления изменяет свою степень на какую (2-й атом С от радикала С6Н5 меняет свою степень с -3 до +4,т.е.превращается в СО2, а 1-й атом С-2 превращается в С+3 в карбоксильной группе С+3 ООН:

            С-2         -5е-= С+3              I                   I           I

                                                  I  12            I   5     I

            С -3        -7е- = С +4          I                   I           I

                Мп +7 + 5е-  = Мп+2    I   5             I   12   I

В данном случае сразу 2 атома углерода с разными степенями отдают электроны и в целом, радикал –С2Н5 является восстановителем, а Мп+7 в КМпО4 является окислителем.

Теперь расставляем коэффициенты: перед С ставим 5, перед Мп ставим 12, перед K2SO4 ставим 6(т.к.слева калия 12), перед H2SO4  ставим 18 (12 + 6)

5С6Н5-С-Н2 –С-Н3  +12КМпО4 + 18H2SO4→ 5С6Н5- СOOН + 5C O2 + 6K2SO4 + 12MnSO4 + 28H2O.

            Количество атомов кислорода и водорода  уравниваем в последнюю очередь: слева О =120, справа 10 + 10 + 24+48 =92; 120 – 92 =28, 28: 1= 28, значит, перед Н2О ставим 28; водорода слева 5х 4 = 20, 18 х 2 = 36, 36+ 20 = 56, справа  2 х 28 = 56.  Количество атомов Н и О слева уравнения и справа одинаково, значит, коэффициенты расставлены правильно.

  Сведения об авторе

Ямбаршев Виктор Анатольевич

Дата рождения: 16.05.1955

Место работы: ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи, МБОУ-Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского

Домашний адрес: 629640, ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи, ул. Уральская, д28б, кв. 29

Контактный телефон: рабочий: 8-349-94-21-3-53;

                                           Мобильный: 8 908 86 27 122

Электронный адрес: [email protected]

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выполнение заданий с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии »



В.А. Ямбаршев

Выполнение заданий С3 с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии

Задания С3 представляют химические превращения органических соединений. Для успешного выполнения данных заданий учащийся должен хорошо знать химические свойства классов органических соединений. Химические свойства классов органических соединений учащимися обычно плохо запоминаются. Поэтому, чтобы они хорошо запомнились, выпускнику необходимо выполнить в течение определённого периода примерно 10- 20 вариантов только задания С3 до тех пор, пока учащийся не будет выполнять их без ошибок. Разберём такое задание на конкретном примере.

НВг КмпО4, Н24,t0 HNO3,H2SO4 (конц.), t0

С2Н5ОН → СН2 = СН2 → Х1 → С6Н5 –С2Н5 ----------------→ X2 ----------------→ X3

Учащемуся предстоит составить 5 уравнений реакций. При написании уравнений реакций учащийся должен использовать структурные формулы органических соединений. 1-е уравнение заключается в получении этилена дегидратацией этилового спирта в присутствии конц.серной кислоты:

H2SO4 (конц.), t0

СН3 - СН2 - ОН --------------→ СН2 = СН2 + Н2О

2-е уравнение тоже не является сложным:

СН2 = СН2 + НВг → СН3 - СН2 –Вг.

3-е уравнение требует знания химических свойств бензола:

С6Н6 + СН3 - СН2 –Вг→ С6Н5- СН2 – СН3 + НВг

4-е уравнение является самым сложным, так как без знания окислительно-восстановительной реакции невозможно расставить коэффициенты:

t0C

С6Н5- СН2 – СН3 +КМпО4 + H2SO4 → С6Н5- СOOН + CO2 + K2SO4 +KMnO4 + H2O.

В этом уравнении надо расставить степени окисления частиц, найти частицы, изменившие степени окисления, и составить уравнения электронного баланса. При расстановке степени окисления С в радикалах и функциональных группах надо учесть, что сумма + и – степеней в радикале или функциональной группе должна равняться 0: в радикале - СН2 2 атома Н имеют степень +1, вместе +2, значит у углерода -2; в радикале - СН3 у С-3;

У углерода в СООН=+3 (у О-2, вместе с ОН- минусов 3, значит, у С+3

С6Н5-С-2Н2 С-3Н3 Мп+7О4 + H2SO4→С6Н5- С+3OOН + C+4 O2 + K2SO4 +Mn+2SO4 + H2O.

При составлении уравнений электронного баланса надо учесть, атом С с какой степенью окисления изменяет свою степень на какую (2-й атом С от радикала С6Н5 меняет свою степень с -3 до +4,т.е.превращается в СО2, а 1-й атом С-2 превращается в С+3 в карбоксильной группе С+3 ООН:

С-2 -5е-= С+3 I I I

I 12 I 5 I

С -3 -7е- = С +4 I I I

Мп +7 + 5е- = Мп+2 I 5 I 12 I

В данном случае сразу 2 атома углерода с разными степенями отдают электроны и в целом, радикал –С2Н5 является восстановителем, а Мп+7 в КМпО4 является окислителем.

Теперь расставляем коэффициенты: перед С ставим 5, перед Мп ставим 12, перед K2SO4 ставим 6(т.к.слева калия 12), перед H2SO4 ставим 18 (12 + 6)

6Н5-Н2 –С-Н3 +12КМпО4 + 18H2SO4→ 5С6Н5- СOOН + 5C O2 + 6K2SO4 + 12MnSO4 + 28H2O.

Количество атомов кислорода и водорода уравниваем в последнюю очередь: слева О =120, справа 10 + 10 + 24+48 =92; 120 – 92 =28, 28: 1= 28, значит, перед Н2О ставим 28; водорода слева 5х 4 = 20, 18 х 2 = 36, 36+ 20 = 56, справа 2 х 28 = 56. Количество атомов Н и О слева уравнения и справа одинаково, значит, коэффициенты расставлены правильно.

Взаимодействие толуола с сильным окислителем приводит к образованию бензойной кислоты, т.е.в данном случае остаток бензола присоединяет карбоксильную группу:

С6Н5-СН3 + КМпО42SO4 → C6H5COOH + MnSO4 + K2SO4 + H2O. Это уравнение несложное, но снова надо вернуться к расставлению степеней окисления:

С6Н5-С-3 Н3 + КМп+7 О42SO4 → C6H5C+3 OOH + Mn+2 SO4 + K2SO4 + H2O

5 I С-3 - 6е- = С+3

6 I Мп+7 + 5е- = Мп+2

Значит, перед Мп+7 и Мп+2 надо поставить коэффициент 6, а перед С-3 и С+3 коэффициент 5 :

6Н5-3 Н3 + 6КМп+7 О42SO4 → 5C6H5C+3 OOH + 6Mn+2 SO4 + K2SO4 + H2O.

Теперь уравниваем количество атомов К: слева 6 атомов К, справа 2, значит справа надо поставить коэффициент 3:

6Н5-3 Н3 + 6КМп+7 О42SO4 → 5C6H5C+3 OOH + 6Mn+2 SO4 + 3K2SO4 + H2O.

Теперь уравниваем количество атомов S: справа 9атомов, слева только 1, значит перед Н2SO4 ставим коэффициент 9:

6Н5-Н3 + 6КМп О4 +9Н2SO4 → 5C6H5C OOH + 6Mn SO4 + 3K2SO4 + H2O.

Уравниваем количество атомов О: слева 24+ 36 = 60, справа 10 + 24 + 12 = 46 (без О в воде), 60-46 = 14, значит, перед водой ставим коэффициент 14:

6Н5-Н3 + 6КМп О4 +9Н2SO4 → 5C6H5C OOH + 6Mn SO4 + 3K2SO4 + 14H2O.

Проверяем количество атомов Н: слева 5х3 = 15 в СН3, 9х2=18 в 9Н2SO4, вместе 15+ 18 = 33, справа 5х1 = 5, 14 х2 = 28, 28+5 = 33, значит всё расставили правильно.

Учащимся также следует обратить внимание на правильную расстановку степеней окисления, т.к.они часто путают заряд иона и степень окисления. Когда речь идёт о степени окисления, сначала пишется знак + или -, а затем число: Са+2 указывает степень окисления (кальций сос степенью окисления +2). Если же сначала написана цифра, а затем знак, то здесь речь идёт об ионе: Са2+ ион кальция с зарядом 2+)

Сложным является уравнение окисление ацетилена перманаганатом калия:

С2Н2 + КМп О4 → КООС-СООК + МпО2 +КОН +Н2О.

Формулу соли щавелевой кислоты обычно пишут К2С2О4, а надо писать с учётом остатка карбоксильной группы тогда легко можно расставить степени окисления, ацетилен тоже надо написать в виде развёрнутой формулы

С- Н= С- Н+ КМп+7 О4 → КООС+3 – С+3 ООК + Мп+4 О2 +КОН + Н2О.

Составляем уравнения электронного баланса:

3 I 2С- - 8е- = 2С+3

8 I Мп+7 + 3е- = Мп+5

Уравниваем количество атомов С и Мп:

2Н2 + 8КМп О4 → 3КООС-СООК + 8МпО2 +КОН +Н2О.

Уравниваем количество атомов К: слева 8, справа 6 +1= 7, значит перед КОН надо поставить 2КОН:

2Н2 + 8КМп О4 → 3КООС-СООК + 8МпО2 +2КОН +Н2О.

Уравниваем количество атомов О: слева 32, справа 12 +16 +2 =30 )без воды), 32-30 = 2, значит 2 молекулы Н2О:

2Н2 + 8КМп О4 → 3КООС-СООК + 8МпО2 + 2КОН + 2Н2О.

Проверяем количество атомов Н: слева 6 и справа 6, значит, всё правильно.

Составление уравнений окисления альдегидов особой сложности не представляет, но без уравнений электронного баланса и тут коэффициенты не расставить:

СН3С+ НО + КМп+7 О4 + Н2SO4 → CH3C+3 OOH + K2SO4 +Mn+2 SO4 + H2O

2 I Мп+7 + 5е- = Мп+2

5 I C+ - 2e- = C+3

Уравниваем количество атомов С и Мп:

5СН3СНО + 2КМп О4 + Н2SO4 → 5CH3COOH + K2SO4 +2Mn SO4 + H2O

Уравниваем количество атомов S: справа 3, слева 1, поэтому, перед Н2SO4 ставим коэффициент 3:

5СН3СНО + 2КМп О4 + 3Н2SO4 → 5CH3COOH + K2SO4 +2Mn SO4 + H2O (ЕГЭ 2009)

Уравниваем количество атомов О: слева 25, справа 22(без воды), 25-22 = 3, значит, перед водой надо поставить коэффициент 3:

5СН3СНО + 2КМпО4 + 3Н2SO4 →5CH3COOH + K2SO4 + 2Mn SO4 + 3H2O.

Проверяем количество атомов Н: слева 6 и справа 6, значит, всё правильно.

Своеобразными являются реакции окисления алкенов перманаганатом калия (образуются двухатомные спирты):

Н2 С-2 = Н2 С -2 + КМп+7 О4 + Н2О →С- Н2ОН – С- Н2ОН + Мп+4 О2 + КОН.

3 I 2С-2 - 2е- = 2С-

2 I Мп+7 + 3е- = Мп+4

Уравниваем количество атомов С и Мп:

2 С = Н2 С + 2КМп+О4 + Н2О → 3С-Н2ОН – С- Н2ОН + 2Мп+О2 + КОН.

Уравниваем количество атомов К: слева 2, справа 1,значит, справа ставим 2: 3Н2 С = Н2 С + 2КМп+О4 + Н2О → 3С-Н2ОН – С- Н2ОН + 2Мп+О2 + 2КОН.

Уравниваем количество атомов О: слева 8 (без воды), справа 12, 12-8 = 4, значит, перед водой надо поставить коэффициент 4:

2 С = Н2 С + 2КМп+О4 + 4Н2О → 3С-Н2ОН – С- Н2ОН + 2Мп+О2 + 2КОН.

А теперь привожу уравнения реакций, где можно потренироваться расставить коэффициенты методом электронного баланса.

1)НСОН + КМПО4 + Н24 → CO2 + K2SO4 +Mn SO4 + H2O (надо учесть особенность формальдегида, т.к.при восстановлении образуется СО2, а не карбоновая кислота). ЕГЭ 2009.

2)Нитротолуол + КМПО4 + Н24 → Нитробензойная кислота + K2SO4 +Mn SO4 + H2O (ЕГЭ 2008)

3(С6Н5СН2ОН + КМПО4 + Н24 → C6Н5СОOН + K2SO2+Mn SO4 + H2O

4) СН3СНО + NaМпО4 + NaOH → CH3COONa + MnO2 + H2O

5) СН3 –С = С –СН3 + КМПО4→ СН3 –СH- С –СН3 + МпО2 + КОН + Н2О

I I I II

CH3 OH CH3 O ТРИГОН






Литература

1.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. Органическая химия. Учебник для 10 кл. с углублённым изучением химии., М., Просвещение, 2005.

2.Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина, М.Г.Снастина. ЕГЭ. Химия. 2014. Типовые экзаменационные варианты. Национальное образование, М., 2014.

3.Н.Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралёва.Химия. Подготовкак к ЕГЭ.Легион, Ростов-на-Дону, 2013.

4.А.С.Егоров. Химия. Репетитор для поступающих в вузы. Ростов- на- Дону, «Феникс».

5.Н.Е.Кузнецова, Т.Н.Литвинова, А.Н.Лёвкин. Химия. Учебник для общеобраз-х учреждений (профильный уровень).Часть 1. М., Издательский Центр «Вентата- Граф», 2006.

6.Н.Е.Кузьменко, В.В.Ерёмин. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в ВУЗы. М., «Оникс 21 век», «Мир и Образование», 2003.

Б.В.Мартыненко, М.В.Михалёва. К характеристике окислительно-восстановительных свойств кислот. Журнал «Химия в школе», 2002, №5.

6.Э.Т.Оганесян. Руководство по химии поступающим в вузы. М., «Высшая школа», 1991.

7.И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии. Уч.пособие для 8- 11 кл. М., «Новая Волна»

8.Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы.М., «Новая волна».

9.В.А.Ямбаршев. Окислительно-восстановительные реакции и ЕГЭ. На сайте http://www.future4you.ru/index.php?option=com_median&task=median&Itemid=161...








Сведения об авторе

Ямбаршев Виктор Анатольевич

Дата рождения: 16.05.1955

Место работы: ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи, МБОУ-Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского

Домашний адрес: 629640, ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи, ул. Уральская, д28б, кв. 29

Контактный телефон: рабочий: 8-349-94-21-3-53;

Мобильный: 8 908 86 27 122

Электронный адрес: [email protected]






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Выполнение заданий с развёрнутым ответом на ЕГЭ по химии

Автор: Ямбаршев Виктор Анатольевич

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Варианты ХИ2310301-ХИ2310304 пробник ЕГЭ 2024 по химии 11 класс статград задания с ответами"
    ["seo_title"] => string(80) "varianty_khi2310301_khi2310304_probnik_ege_2024_po_khimii_11_klass_statgrad_zada"
    ["file_id"] => string(6) "649696"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1714110673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства