Просмотр содержимого документа
«Стартовая контрольная работа по химии 10 класс (профильный уровень)»
Стартовая контрольная работа по химии 10 класс
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Работа состоит из 2 частей и включает 12 заданий.
Часть 1 включает 10 заданий с кратким ответом базового и повышенного уровней сложности. Задания с порядковыми номерами 1-3 - это задания базового уровня с единым контекстом, предусматривающие выбор двух и трех ответов и 4-7 – базового уровня с выбором двух ответов оцениваются в 1 балл, 0 баллов ставится, если в указанной последовательности цифр присутствует номер хотя бы одного неправильного ответа или ответ в бланке отсутствует.
Задания 8-9 – базового уровня сложности и 10 - повышенного уровня сложности оцениваются 2 баллами. 1 балл ставится при условии, что в ответе допущена одна ошибка или ответ в бланке отсутствует.
Часть 2 состоит из 2 заданий повышенного уровня. За выполнение 11 задания - 2 балла, если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущено две ошибки и более или ответа нет, то выставляется 0 баллов. За выполнение 12 задания – решение задачи – 3 балла, если допущена одна ошибка - 2 балла, две ошибки – 1 балл, 3 ошибки и более или решение не представлено – 0 баллов
Максимальное число баллов – 18 баллов
Спецификация контрольно-измерительных материалов
для проведения стартовой контрольной работы по химии
10 класс
.
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный.
№ п/п
Основные проверяемые требования
Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору
Коды требований
Уровень сложности
Макс. балл
Часть 1
1
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.2.1
Б
1
2
Закономерности изменения свойств химических элементов по периодам и группам
1.2
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.2.1
Б
1
3
Закономерности изменения свойств химических элементов по периодам и группам
1.2
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.2.1
Б
1
4
Неорганические вещества. Классификация и номенклатура неорганических веществ.
Характерные химические свойства простых веществ – металлов
2.1
2.2
1.3.3
1.3.4
2.2.4
2.3.1
2.4.2
Б
1
5
Способы получения металлов
2.3
1.3.3
1.3.4
2.2.4
2.3.1
2.4.2
Б
1
6
Неорганические вещества. Классификация и номенклатура неорганических веществ.
2.1
1.3.1
1.3.2
1.3.3
2.1.1
Б
1
7
Характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов. Аллотропия
2.2
1.3.3
1.3.4
2.2.4
2.3.1
2.4.2
Б
1
8
Характер и химические свойства оксидов металлов и неметаллов
2.4
2.2.12.2.22.2.32.2.42.3.12.4.1
Б
2
9
Химические свойства кислот, оснований, солей
Генетическая связь между классами неорганических соединений
2.5
2.6
2.2.12.2.22.2.32.2.42.3.12.4.1
Б
2
10
Характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов.
Расстановка коэффициентов в сложных ОВР методом электронного баланса
2.7
2.8
2.2.12.2.22.2.3
2.2.42.3.12.4.1
2.4.2
П
2
12
Экспериментальные основы химии
Качественные реакции неорганических соединений
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях
Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ, при известном практическом выходе продукта
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
3.1
3.1.1
3.2
3.2.1
3.2.2
3.2.3.
2.2.42.3.12.4.1
2.4.2
2.5.1
П
3
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по химии
Код блока содержа-ния и содержа-тельной линии
Код контроли-руемого элемента
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
1
Теоретические основы химии
1.1
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.
1.2
Закономерности изменения свойств химических элементов по периодам и группам
2.
Неорганическая химия
2.1
Неорганические вещества. Классификация и номенклатура неорганических веществ
2.2
Характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов
2.3
Способы получения металлов
2.4
Характер и химические свойства оксидов металлов и неметаллов
2.5
Химические свойства кислот, оснований, солей
2.6
Генетическая связь между классами неорганических соединений
Расстановка коэффициентов в сложных ОВР методом электронного баланса
3.
Методы познания в неорганической химии. Химия и жизнь
3.1
Экспериментальные основы химии
3.1.1
Качественные реакции неорганических соединений
3.2
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций
3.2.1
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях
3.2.2
Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ, при известном практическом выходе продукта
3.2.3
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
Перечень требований к уровню подготовки учащихся
Код раздела
Код контролируемого умения
Умения и виды деятельности
1
Знать/понимать:
1.1
Важнейшие химические понятия
1.1.1
Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в органической химии
1.1.2
Выявлять взаимосвязи понятий
1.1.3
Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений
1.2
Основные законы и теории химии
1.2.1
Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения неорганических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ
1.3
Важнейшие вещества и материалы
1.3.1
Классифицировать неорганические вещества по всем известным классификационным признакам
1.3.2
Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами
1.3.3
Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике важных веществ
1.3.4
Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ
2
Уметь:
2.1
Называть
2.1.1
Изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре
2.2
Определять/ классифицировать:
2.2.1
валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
2.2.2
окислитель и восстановитель;
2.2.3
принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
2.2.4
химические реакции в неорганической химии (по всем известным классификационным признакам)
2.3
Характеризовать:
2.3.1
строение и химические свойства изученных неорганических соединений
2.4
Объяснять:
2.4.1
зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения;
2.4.2
сущность изученных видов химических реакций, применительно к неорганическим веществам: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);
2.5
Планировать/проводить:
2.5.1
вычисления по химическим формулам и уравнениям
Вариант 1
Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответами в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду: 1)Na 2) F 3)H 4)C 5) Li
1. Определите, атомам, каких из указанных элементов, до завершения уровня не хватает одного электрона.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Ответ:
2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке убывания их атомного радиуса.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Ответ:
3.Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в соединениях проявляют только положительную степень окисления.
Запишите в поле ответов номера выбранных элементов.
Ответ:
4. Из предложенного перечня веществ выберите два металла, действием которых на раствор сульфата меди (II) можно получить медь.
1)калий 2) цинк 3) барий 4) серебро 5) железо
Запишите в поле ответов номера выбранных веществ.
Ответ:
5. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые применяются как восстановители металлов в пирометаллургии.
С 2) СО2 3) SO2 4)CO 5) S
Запишите в поле ответов номера выбранных веществ.
Ответ:
6.Из предложенного перечня выберите два вещества, названиям которых соответствует термин «сода»:
1)К2СО3 2)Na2CO3 3) CaCO3 4) NaHCO3 5) MgSO4
Запишите в поле ответов номера выбранных веществ.
Ответ:
7. Из предложенного перечня выберите два вещества, которым характерно явление аллотропии.
1)натрий 2) сера 3) кислород 4) хлор 5) магний
Запишите в поле ответов номера выбранных веществ.
Ответ:
8.Установите соответствие между формулой оксида и его характером: к позиции, обозначенной буквой, подберите, соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) N2O
1) амфотерный оксид
Б) Al2O3
2) основный оксид
B) NO2
3) несолеобразующий оксид
Г) K2O
4) кислотный оксид
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
9.Задана следующая схема превращений: Fe Х FeCl3 У Fe(OH)3
Определите, какие из указанных веществ являются веществами Х и У.
1) Cl2 2) НСl 3)KOH 4) H2O 5) NaCl
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ:
Х
У
10. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Формула веществаРеагенты
А) Н2О 1) Н2S, FeO, NH3
Б) H2SO4 2) K, SO3, Na2O
B) O2 3) CuSO4, Al, HCl
4) ВаСl2, KOH, Zn
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
11. Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в уравнении реакции:
Си + HNO3(разб.) = Си(NO3)2 + NO + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
12. Решите задачу:
Какой объем углекислого газа выделится при взаимодействии 200 г карбоната кальция, содержащего, 15 % примесей с необходимым количеством серной
Вариант 2
Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответами в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду: 1)S 2) К 3)H 4)O 5) Na
1.Определите, атомам, каких из указанных элементов, до завершения уровня не хватает двух электронов.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Ответ:
2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые находятся в одной группе. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их атомного радиуса.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Ответ:
3.Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в соединениях проявляют только степень окисления +1
Запишите в поле ответов номера выбранных элементов.
Ответ:
4. Из предложенного перечня веществ выберите восстановители, действием которых на оксид железа (III) при нагревании можно получить железо.
7. Из предложенного перечня выберите два вещества, в реакциях с которыми водород проявляет окислительные свойства.
1)натрий 2) азот 3) кислород 4) кальций 5) фосфор
Запишите в поле ответов номера выбранных веществ
Ответ:
8.Установите соответствие между формулой оксида и его характером: к позиции, обозначенной буквой, подберите, соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) СО2
1) амфотерный оксид
Б) ZnO
2) основный оксид
B) CO
3) несолеобразующий оксид
Г) MgO
4) кислотный оксид
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
9.Задана следующая схема превращений: Fe Х FeCl2 У Fe(OH)2. Определите, какие из указанных веществ являются веществами Х и У.
1) Cl2 2) НСl 3) KOH 4) H2O 5) KCl
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ:
Х
У
10. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Формула вещества Реагенты
А) FeО 1)SO3, O2, HCl
Б) S 2) Hg, O2, KClO3
B) KOH 3) CuSO4, Cu, HBr
4) CuСl2, HCl, ZnO
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
11. Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в уравнении реакции:
Zn + H2SO4 ( конц.)= ZnSO4 + H2S + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
12. Решите задачу.
Сульфид железа(II) массой 240 г обработали избытком соляной кислоты, определите массу образовавшейся соли, если выход ее составил 90% от теоретически возможного.
Какой объем углекислого газа выделится при взаимодействии 200 г карбоната кальция, содержащего, 15 % примесей с необходимым количеством серной кислоты
Дано;
m (СаСO3) = 200 г
w(прим) = 15% (0,15)
Решение:
1) Составим уравнение химической реакции
СаСO3 + Н2SO4 → CaSO4+ CO2 +H2O
2) Найдем массовую долю чистого карбоната кальция:
w (СаСO3чист.)= 1- 0,15= 0,85
Найти:
V (CO 2) =?
3) Найдем количество чистого карбоната кальция:
n(СаСO3чист.)= m (СаСO3)* w (СаСO3чист.): М (СаСO3)= 200* 0,85: 100=1, 7 моль
т.к. по уравнению реакции n(СаСO3) = n (CO2) ,следовательно, n (CO2)=1,7 моль
4) Найдем объем углекислого газа:
V (CO2) = n*Vm= 1,7*22,4= 38,08 л
Ответ: в результате реакции выделилось 38,08 л углекислого газа
Вариант 2
Сульфид железа(II) массой 240 г обработали избытком соляной кислоты, определите массу образовавшейся соли, если выход ее составил 90% от теоретически возможного.
Дано;
m (FeS) = 240 г
W(FeCl2)= 90% (0,9)
Решение:
1) Составим уравнение химической реакции
FeS + 2НCl → FeCl2 + Н2S
2) Найдем количества сульфида железа(II), вступившего
в реакцию:
n(FeS)= m (FeS) : M(FeS) = 240:120=2 моль
по уравнению реакции n(FeS)=n (FeCl2), следовательно,