контрольных измерительных материалов для подготовки
к государственной (итоговой) аттестации
по ХИМИИ обучающихся, освоивших
основные общеобразовательные программы основного
общего образования.
Данный тренировочный тест рассчитан для выпускников 9 классов, собирающихся сдавать ОГЭ по предмету химия.
Цель: проверка знаний по химии за курс основной школы, выявить уровень подготовки учащихся к ОГЭ.
Уровень сложности: базовый, повышенный, высокий
Составитель:Самарченко Наталья Васильевна учитель химии и биологии –высшей кактегории
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, содержащих 22 задания.
Часть 1 содержит 19 заданий. К каждому заданию (1–15) дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.
(16–19) состоит из 4 заданий, на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр.
Часть 2 включает 3 задания (20, 21, 22), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчеты. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.
Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале: 0-7 баллов – «2», 9-14 баллов «3»; 15-19 баллов «4»; 20-22 балла «5».
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
К каждому из заданий 1–15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.
1.Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +9 равно?
1
2
5
7
2. От кислотных к амфотерным меняются свойства оксидов в ряду?
1) CaO → SiO2 → SO3
2) CO2 → Al2O3 → MgO
3) SO3 → P2O5 → Al2O3
4) Na2O → MgO → Al2O3
3. Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?
NH3
KF
O2
Mg
4. Такую же степень окисления, как и в SO3, сера имеет в соединении
1) H2SO3
2) SO2
3) (NH4)2S
4) Na2SO4
5. Кислотным оксидом и кислотой соответственно являются?
NO, H2 SO4
ZnO, NaOH
SO2 , HNO3
CO2 , (NH4)2S
6. К химическим явлениям относится процесс?
Засахаривание варенья
Образование накипи в чайнике
Испарение воды
Превращение воды в лед
7. 3 моль катионов образуется при полной диссоциации 1 моль
Фосфата натрия
Нитрата алюминия
Хлорида железа (III)
Гидроксида кальция
8. Какое уравнение соответствует реакции обмена?
CO2 + C =2CO
2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O
2HCl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2H2O
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
9. И натрий, и медь при комнатной температуре реагируют с
Гидроксидом натрия
Водой
Водородом
Азотной кислотой
10. Химическая реакция возможна между?
Оксидом бария и гидроксидом натрия
Оксидом бария и водой
Оксидом кремния и водой
Оксидом кремния и соляной кислотой
11. Кислород не реагирует с
Оксидом углерода (IV)
Сероводородом
Оксидом фосфора (III)
аммиаком
12. В реакцию с соляной кислотой вступает
ртуть
оксид магния
сероводород
сульфат бария
13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Минеральная вода является чистым веществом.
Б. Духи являются смесью веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Какому из веществ соответствует общая формула CnH2n
метан
этан
этанол
этилен
15. Чему равнамассовая доля кислорода в азотной кислоте?
25,4%
75,0%
76,2%
79,0%
При выполнении заданий 16-17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и обведите их номера. Цифры выбранных ответов запишите в указанном месте без дополнительных символов.
16. В ряду химических элементов Si – P – S
1) уменьшается число протонов в ядре
2) уменьшается электроотрицательность
3) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
4) увеличивается радиус атомов
5) усиливаются неметаллические свойства
Ответ: ___________.
17. Среди нижеперечисленных характеристик выберите те, которые относятся к нефти:
Жидкость без запаха
Не растворяется в воде
Имеет определенную температуру кипения
Ее компоненты служат пищей для некоторых бактерий
Растворяется в воде
Ответ: ___________.
При выполнении заданий 18-19 к каждому элементу первого столбца
подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные
цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.
18. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени
окисления восстановителя в ней.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
A) Fe2O3 + CO→Fe + CO2
1) Э-1→ Э0
Б) Al2S3 + HNO3 → Al2(SO4)3 + NO2 + H2O
2) Э+3 → Э+2
В) HNO2 + HI →I2 +NO + H2O
3) Э+5 → Э+4
4) Э+2 → Э+4
5) Э-2 → Э+6
Ответ:
А
Б
В
19.
Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
A) H2S + O2 →
1) → H2SO3
Б) H2SO3 + Na2O →
2) → SO2 + H2O
В) H2SO4 + NaOH →
3) → Na2SO4 + Н2
4)→ Na2SO4 + H2O
5)→ Na2SO3 + H2O
Ответ:
А
Б
В
Часть 2
20. Дана схема превращений:
+O2
ZnS → X → ZnCl2 →Zn(OH)2
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте
сокращенное ионное уравнение реакции.
21. Через 171 г раствора гидроксида бария с массовой долей 5% пропустили углекислый газ до образования карбоната бария. Вычислите объем (н.у.) вступившего в реакцию газа.
22. На занятиях химического кружка учащиеся исследовали порошкообразное
вещество черного цвета. В результате добавления к нему соляной кислоты и
последующего нагревания полученной смеси, образовался раствор зеленого цвета. В полученный раствор прилили раствор нитрата серебра, в результате выпал творожистый осадок.
Определите состав исследуемого вещества и запишите его название.
Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в
процессе его распознавания.
Система оценивания экзаменационной работы по химии
Части 1 и 2
Верное выполнение каждого задания Части 1(1–15) оценивается1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях 16-17 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на задание ставится 2 балла, если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов. Задание 18-19 считается выполненным верно, если правильно установлено 3 соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлено 2 соответствия из 3, оценивается в 1 балл. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.
№ задания
ответ
№ задания
ответ
1
4
12
2
2
3
13
2
3
1
14
4
4
4
15
3
5
3
16
35
6
2
17
24
7
1
18
451
8
3
19
254
9
4
10
2
11
1
Часть 2
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом
20. Дана схема превращений:
+O2
ZnS → X → ZnCl2 →Zn(OH)2
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте
сокращенное ионное уравнение реакции.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
1) 2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2
2) ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O
3) ZnCl2 + 2KOH = Zn(OH)2 + 2KCl
4) Составлено сокращенное ионное уравнение для третьего превращения:
Zn+2 + 2OH- = Zn(OH)2
Критерии оценивания
Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.
4
Правильно записаны 3 уравнения реакций.
3
Правильно записаны 2 уравнения реакций.
2
Правильно записано 1 уравнение реакции.
1
Все элементы ответа записаны неверно.
0
Максимальный балл
4
21. Через 171 г раствора гидроксида бария с массовой долей 5% пропустили углекислый газ до образования карбоната бария. Вычислите объем (н.у.) вступившего в реакцию газа.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1) Составлено уравнение реакции:
СО2 + Ba(OH)2 = BaCO3 + H2O
2) Рассчитана масса и количество вещества гидроксида бария, содержащегося в растворе:
3) Определен объем углекислого газа, вступившего в реакцию:
По уравнению реакции n(СО2) = n(Ba(OH)2) = 0,05 моль
V(СО2) = n(СО2) . Vm = 0,05 . 22,4 = 1,12л
Критерии оценивания
Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.
3
Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше.
2
Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й).
1
Все элементы ответа записаны неверно.
0
Максимальный балл
3
22.
На занятиях химического кружка учащиеся исследовали порошкообразное
вещество черного цвета. В результате добавления к нему соляной кислоты и
последующего нагревания полученной смеси, образовался раствор зеленого цвета. В полученный раствор прилили раствор нитрата серебра, в результате выпал творожистый осадок.
Определите состав исследуемого вещества и запишите его название.
Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в
процессе его распознавания.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Определен состав вещества и записано его название:
1) CuO – оксид меди (II).
Составлены 2 уравнения реакций, проведенных учащимися в процессе исследования неизвестного вещества:
t0
2) CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
3) CuCl2 + 2AgNO3 → Cu(NO3)2 + 2AgCl ↓
Критерии оценивания
Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.
3
Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше.
2
Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й).