Комплект контрольно-оценочных средств
для оценки результатов освоения
учебной дисциплины «Химия»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности СПО
110809 «Механизация сельского хозяйства»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии математических и общих естественно - научных дисциплин
Протокол № __ от «__» ___________ 201__ г.
Председатель: ______С.В. Мельникова
Утверждено методическим советом техникума
Протокол № __ от «__» __________ 201__ г.
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Химия».
В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:
Объект оценивания
Показатели оценки результата по каждому объекту оценивания
Критерии, признак, на основе которого производится оценка по показателю
Тип
задания;
№ задания
Форма
аттестации
У 1: уметь объяснять роль химии в формировании научного мировоззрения
У 2. уметь назвать изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре
У 3. уметь определять валентность, степень окисления, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических и неорганических веществ
У 4. Уметь объяснить строение Периодической системы, общие химические свойства металлов и неметаллов
У 5. Уметь объяснить зависимость свойств веществ от их строения и состава, природы химической связи зависимости скорости химических реакций, химического равновесия
У 6. Уметь выполнять химический эксперимент, проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников
У 7. Уметь связывать изученный материал с профессиональной деятельностью
У 8. Уметь решать задачи по химическим формулам и уравнениям
Объяснение роли химии в формировании научного мировоззрения
Объяснение названия веществ по тривиальной и международной номенклатуре
Объяснение определения валентности, степени окисления, типа химической связи, заряда иона, принадлежность веществ к разным классам органических и неорганических соединений
Объяснение строения Периодической системы, общие свойства металлов и неметаллов и их соединений
Объяснение зависимости свойств веществ от их строения и состава, природы химической связи, зависимости скорости химических реакций, и химического равновесия
Использование лабораторной посуду и оборудования. Использование различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных данных, ресурсов интернета) использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации
Перечисление областей практического применения полученных химических знаний и умений
Объяснение алгоритмов решения химических задач
Дано объяснение роли химии в формировании научного мировоззрения в полном объёме
Дано объяснение названия веществ по тривиальной и международной номенклатуре
Валентность, степень окисления, заряд иона, основные классы органических и неорганических веществ освоены в полном объёме
Строение Периодической системы, свойства металлов и неметаллов, а также их соединений изучены в полном объёме
Свойства веществ их строение и состав, скорость химических реакций, химическое равновесие изучено в полном объёме
Перечислены источники информации о химических объектах, (учебники, справочники, научно-популярные издания. Компьютерные базы, ресурсы Интернета)
Названы области практического применения химических знаний
Химические задачи решены верно
Практическое задание: работа с опорным конспектом, текстом в учебнике.
Практическое задание: дать название формулам по тривиальной и международной номенклатуре
Комплекты упражнений по определению валентности, степени окисления, заряда иона и основных классов органических и неорганических веществ.
Практическое задание: на конкретных примерах необходимо дать характеристики элементам по Периодической системе
Практическое задание: Комплект задач на определение скорости химических реакций и смещения химического равновесия
Практическое задание: Работа с дополнительными источниками информации
Практическое задание: Составить план схему применения химических наук в различных областях практической деятельности и в повседневной жизни
Практическая работа: Комплект задач по органической и неорганической химии
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
З-1 знать и понимать основные химические понятия
З-2 Знать основные законы химии
З-3 Знать важнейшие вещества и материалы используемые в химической промышленности и повседневной жизни
З-4 Знать объяснения химическим явлениям, происходящим в природе, быту, на производстве. Протекание химических превращений в различных условиях и оценка их последствий
З- 5 Знать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, также безопасность обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием
З-6: знать теоретические основы органической химии;
З-7: знать понятие химической кинетики и катализа;
З-8: знать классификацию химических реакций и закономерности их протекания;
З-9: знать обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;
З-10: знать гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;
З-11: знать характеристики различных классов органических веществ
Объяснение сущности важнейших химических понятий
Понимание основных законов химии для решения расчетных задач и осуществления химических процессов в производстве
Понимание на основе каких свойств можно использовать химические вещества и материалы в промышленности и повседневной жизни человека
Дано объяснение химическим явлениям, происходящим в природе, быту и на производстве и различные условия для их осуществления
Объяснено влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, а также безопасность обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием
Понимание значения практики и вопросов, возникающих в самой химии для формирования и развития химической науки
Понимание законов лежащих в основе о-в реакций
Понимание законов лежащих в основе реакций гидролиза и реакций ионного обмена
Понимание сущности законов вычисления количества выделившейся или поглотившейся теплоты
Дано объяснение химическим явлениям, происходящим в природе, быту и на производстве и различные условия для их осуществления
Понимание на основе каких свойств можно использовать химические вещества и материалы в промышленности и повседневной жизни человека
Дано определение и объяснение основных химических понятий и основных положений полностью
Даны определения основных законов химии для решения расчетных задач и осуществления химических процессов в производстве
Даны основные вещества и сплавы, материалы, которые используются в промышленности и повседневной жизни человека
Химические процессы протекающие в природе, быту, на производстве описаны полностью; воспроизведены все этапы химических процессов
Даны определения сущность химической науки для окружающей среды, живых организмов, а также безопасность обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием
Химические процессы описаны полностью
Химические процессы описаны полностью
Дано определение сущности химической науки для решения задач, возникающих в теории и практики
Химические процессы описаны полностью; воспроизведены все этапы химических процессов
Химические процессы описаны полностью
Химические процессы описаны полностью
Теоретическое задание: Работа с учебником и дополнительной литературой по данным темам
Теоретическое задание: Работа с учебником и дополнительной литературой
Теоретическое задание: Работа с учебником, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами
Теоретическое задание: Работа с конспектами по данным темам
Практическое задание: Работа с тестами
Теоретические задания
Практические задания: Тесты в оболочке
Veraltest
Практические задания: Тесты в оболочке
Veraltest
Практические задания:
Тесты в оболочке
Veraltest
Практические задания.
Тесты в оболочке
Veraltest
Теоретические задания: Работа с конспектами по данной теме
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Диф. зачет
Комплект контрольно-оценочных средств.
2.1 Текущая аттестация.
2.1.1 Тесты
Тема: «Основные понятия и законы химии»
Исходя из определений, впишите соответствующие слова
Наука о веществах и их превращения друг в друга изучает………(химия)
Вид материи, имеет определенный состав, строение и характерные, постоянные в данных условиях, свойства называется…………(веществом)
Описание вещества по следующим параметрам: агрегатное состояние при обычных условиях, цвет, блеск, твердость, мягкость, хрупкость, запах, вкус, плотность, температура кипения или плавления, электропроводность и теплопроводность, растворимость в воде или других веществах являются ,……….(физическими) свойствами веществ
Способность одного вещества взаимодействовать с другими веществами и превращаться в те или иные вещества называют ……..(химическими) свойствами веществ.
Наименьшая частица химического элемента, носящая его свойства, называется……..(атомом)
Наименьшая частица веществ молекулярного строения это ……..(молекула)
Вид атома с одинаковым зарядом ядра ,это ……….(химический ) элемент
Вещество, образованное атомами одного химического элемента, называют…….(простым) веществом
Вещество, образованное атомами разных химических элементов, называют…….(сложным) веществом
Условная запись состава вещества посредством символов элементов и индексов, называют……..(химической) формулой
Число структурных единиц вещества, выраженные в молях, есть ……..(количество) вещества
Реакции, входе которых из нескольких простых веществ или сложных образуется одно вещество, называются ……..(соединения)
Реакции, в ходе которых из сложного вещества образуется несколько других простых или сложных веществ, называют…….(разложения)
Реакции, в ходе которых в результате взаимодействия простого и сложного вещества образуется другое простое и другое сложное вещество, называют…….(замещения)
Реакции, в ходе которых в результате взаимодействия двух сложных веществ образуется два других сложных вещества, называют………(обмена)
Тема: «Основные понятия и законы термодинамики»
Исходя из определений, впишите соответствующие слова
Термодинамика изучает законы взаимных превращений различных видов………….(энергии)
Химическая термодинамика изучает изменения энергии в результате процессов в материальных системах, приводящих к изменению ……..
и ……… физических тел (состава и свойств)
3. Термодинамическая система, которая может получать или отдавать теплоту в окружающую среду и производить работу называется……….(незамкнутой)
4.Система, которая не обменивается с другими системами веществом и энергией называют……….(замкнутой)
5 Система, в которой все свойства одинаковы называют……….(однородной)
6. Системы, между частями которой нет поверхностного раздела называют………(гомогенной)
7. Система, состоящая из различных по свойствам частей, разграниченных поверхностями раздела называют……….(гетерогенной)
8. Совокупность одинаковых гомогенных частей гетерогенной системы, разграниченных поверхностями раздела называют…………(фазой)
9. Мера энергии, переданной путем беспорядочного движения частиц системы, является……………(количеством теплоты)
10. Мерой энергии, переданной путем упорядоченного движения таких частиц, является ……….. (работа)
11. Изучением тепловых эффектов химических реакций занимается………(термохимия)
12. Основу технологических процессов пищевых производств составляют законы сохранения………. и……….(энергии и массы0
13. Движущей силой тепловых процессов является …………температур(разность)
Тематический зачет.
Тема:Дисперсные системы. Коллоидные растворы.
Молекулярно-кинетические и оптические свойства коллоидных систем.
Какие свойства проявляет аммиак в окислительно-восстановительных реакциях? Напишите соответствующие уравнения реакций.
Может ли аммиак осушать серной кислотой или оксидом фосфора(5)? Ответ мотивируйте.
На чем основано применение NH4HCO3 в хлебопечении? Напишите уравнения реакции.
Фильтрующая коробка противогаза, в которой находится адсорбент, имеет определенный срок действия. Объясните, почему противогаз не защищает, если он проработал дольше указанного срока?
Почему при некоторых пищевых отравлениях рекомендуется принимать таблетки активированного угля?
Где в общественном питании используется ионообменная адсорбция
Какие аллотропные видоизменения образует фосфор? Как различаются они по физическим свойствам
Какое из удобрений содержит больше питательных веществ: аммофос, нитрофоска, двойной суперфосфат?
2 группа
Докажите, что без химии немыслим современный быт человека.
Покажите, что достижения химии могут не только служить во благо, но и причинять вред. От чего зависит последний.
Как нужно относиться к многочисленным рекламным роликам о лекарствах, которые бесконечно передают по телевидению?
Какую роль играют витамины? Как их применять? Как сохранить витамины в пище?
Что такое СМС? Какие преимущества и недостатки имеют они по сравнению с мылами?
Какие чистящие и моющие средства вы используете в быту? Каковы основы их наиболее безопасного применения?
Семинарское занятие:
Подготовить сообщение на тему «Химия и красота» (роль химии в косметике)
Подготовить сообщение на тему «Химия и гигиена».
Подготовить групповое сообщение на тему «Химия и пища», поделив между собой части, посвященные белкам, жирам, углеводам, консервированию пищи.
Принести на занятия различные упаковки от пищевых продуктов и укажите, какие пищевые добавки в них использованы.
Напишите сочинение на тему « Химия и её роль в моей профессии»
Тематический зачет.
Тема: Химия и проблемы охраны окружающей среды.
Назовите основные факторы, вызывающие химическое загрязнение окружающей среды.
Охарактеризуйте роль атмосферы для обеспечения жизнедеятельности биосферы- живой оболочки Земли.
Назовите основные источники химического загрязнения атмосферы и укажите пути борьбы с ними.
Что такое кислотные дожди? Какую роль играют они в природе и в жизни человека? Как с ними бороться?
Что такое парниковый эффект? Какую роль он играет в природе и в жизни человека?
Назовите основные источники химического загрязнения гидросферы и пути борьбы с ними.
Что такое эрозия почвы? Какие виды эрозии вы знаете?
Тема: « Основные классы органических веществ»
Перечень вопросов
Вещества, стоящие в одном ряду и имеющие одну и ту же математическую формулу называют?
Какое окончание имеют радикалы предельных углеводородов?
Какое окончание имеют непредельные углеводороды ряда этилена?
Какую функциональную группу имеют одноатомные спирты?
Функциональная группа СОН, характеризует какой класс органических веществ?
К какому классу органических веществ относятся вещества, содержащие карбоксильную группу?
От каких углеводородов образуются названия спиртов?
Какое из перечисленных соединений относится к мономерам белка?
Если дисперсионная среда жидкость, а дисперсная фаза твердая, то систему называют:
а) эмульсия; б) суспензия; в) взвесью.
Коагулирующим действием на золь, полученным по реакции
K2SiO3изб+ H2SO4 = H2SiO3+ K2SO4 будет
а) анионы электролита; б) катионы электролита;
в) анионы и катионы электролита.
3. Прибор, позволяющий наблюдать коллоидные частицы, размером не более 3 нмк в рассеянном свете, основанный на использовании эффекта Тиндаля, называется:
а) ультрамикроскопом; б) электронный микроскоп;
в) световой микроскоп.
4. Перенос частиц дисперсной фазы под действием внешнего электрического поля, называется:
а) электрофорез; б) электролиз; в) электроосмос.
5. Если дисперсная фаза и дисперсионная среда представляют собой капельки жидкости, то систему называют:
а) эмульсия; б) суспензия; в) взвесью.
6. Различная окраска дисперсных систем зависит от………… дисперсной фазы:
а) формы частиц; б) размера частиц;
в) скорости движения.
7. Некоторая минимальная концентрация электролита необходима для начала коагуляции золя называется:
а) порогом коагуляции; б) лиотропным рядом;
в) вершиной коагуляции.
8. Системы, в которых частицы дисперсной фазы слабо взаимодействуют с дисперсионной средой относятся:
а) лиофобным коллоидам; б) лиофильным коллоидам;
в) грубодисперсным системам.
9. Коагулирующее действие ионов возрастает с увеличением их заряда.
а) растворяется в воде; б) имеет свойство многоатомного спирта;
в) не дает реакции «серебряного зеркала»;
г) является кристаллическим веществом.
К аминам относится вещество, формула которого:
а) C2H5NO2; б) C2H5NH2; в) NH4NO3; г) NH3.
Формула аминоуксусной кислоты:
а) NH2СН2СООН; б) NH2С2Н4СООН;
в) NH2СН2ОН; г) NH2СН2 СН2NН2.
Аминокислоты, необходимые для построения белков, попадают в организм человека с:
а) пищей; б) водой; в) воздухом; г) все ответы верны.
Ответы:
№ варианта
Варианты ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
в
б
а
г
б
б
в
г
а
б
б
г
в
а
в
2
б
в
в
в
г
а
б
в
а
г
а
в
г
а
г
3
в
г
г
а
в
б
г
а
б
в
а
г
а
г
г
4
б
а
в
б
в
б
в
в
г
б
в
а
б
в
в
5
г
б
г
в
г
г
г
в
в
а
г
в
б
а
а
2.2.2 Практические задания
Задания для оценки освоения умений
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №1
Решение задач на расчет энтальпий химических реакций
Задача №1
Стандартные энтальпии образования жидкой и газообразной воды при 298К равны -285, -241,8 кДж/ моль соответственно Рассчитайте энтальпию испарения воды при этой температуре.
Решение:
Энтальпии образования соответствуют следующим реакциям:
H2г +SO2 г = H2Oж ( H1=-285, 8)
H2г + SO2г = H2O г ( H2 =- 241, 8)
Вторую реакцию можно провести в две стадии: сначала сжечь Н с образованием жидкой воды по первой реакции, а затем испарить воду:
Н2Ож= Н2Ог Н исп =?
Тогда по закону Гесса,
Н1 + Нисп= Н2
Откуда: Нисп= -241,8-(-285,)=44кДж
Ответ: 44 кДж
Задача №2
На основании термохимического уравнения горения этилена (С2Н4):
С2Н4г + 3О2г =2 СО2 г+2Н2О ж+1400кДж
вычислите массу и объём (н.у.) сгоревшего этилена, если в ходе реакции выделилось 2450кдж теплоты.
Решение:
Согласно уравнению реакции при сгорании 1 моль этилена выделяется 1400кДж теплоты. По условию задачи выделилось 2450кДж теплоты. Составим пропорцию:
1моль этилена----1400кДж
х моль этилена-----2450кДж
1 = 1400
Х =2450
Решаем уравнение:
1400х=2450
Откуда х=1,75(моль)
Теперь вычислим массу и объём (н.у.) этилена:
m(С2Н4)= 28г/моль х1, 75 моль=49г.
V(С2Н4)=22,4л/моль х 1,75 моль=39,2л(н.у.)
Ответ: Масса этилена 49г
Объём этилена 39,2л
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №2
Химическое равновесие. Смещение равновесия
Задание № 1
В какую сторону сместится равновесие при повышении давлении в системе.
H2г + CI2г = 2HCIг
Решение:
Реакция идет без изменения объёма системы (2 объёма в левой и 2 объёма в правой части уравнения), изменение давления не вызовет смещение химического равновесия, так как будет одинаково влиять на скорость прямого и обратного процессов. Равновесие не сместится
Ответ: Равновесие не сместится
Задание №2
В какую сторону сместится равновесие реакции
2SO2 + O2 = 2SO3 H=-192кДж
при повышении температуры.
Решение:
Повышение температуры согласно принципу Леш ателье смещает равновесие в сторону эндотермической реакции. В приведенном примере эндотермической является обратная реакция, следовательно, равновесие сместится влево
Ответ: равновесие сместится влево
Задание №3
Как следует изменить концентрацию СО, чтобы сместить равновесие вправо: 19
2 СО + О2 =2 СО2
Решение:
Увеличение скорости прямой реакции (смещение равновесия вправо) можно достичь повышением концентрации СО.
Ответ: Повысить концентрацию СО
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №3
Скорость химических реакций
Факторы, влияющие на скорость реакций
Задача 1.
Во сколька раз возрастёт скорость реакции при повышении температуры на 30°? Температурный коэффициент равен 3.
Решение.
По правилу Вант-Гоффа
По условию задачи требуется определить . Подставляем данные в формулу и решаем
== 33 = 27
Задача 2.
На сколько градусов следует повысить температуру, чтобы скорость реакции возросла в 2 раза (𝛄=2)?
Решение.
Подставляем в формулу отражающую правило Вант-Гоффа данные задачи и решаем
; 8= ; = ; 30°.
Задача 3.
Как измениться скорость реакции: 3H2+N2=2NH3, если концентрацию водорода увеличить в 3 раза?
Решение.
После увеличения концентрации водорода в 3 раза
V2= k(3[H2])3[N2] = 27k[H2]3[N2]
Следовательно скорость реакции возрастёт в
=27раз
Ответ: в 27 раз
2.3 Пакет экзаменатора
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
Задания теоретические проводятся в форме тестового контроля знаний в оболочке VeraItest в центре тестирования.
Задания практические проводятся в форме решения химических задач в кабинете
Объекты оценки
Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1
«Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)
Отметка о выполнении
У.1: уметь объяснять роль химии в формировании научного мировоззрения
У.2. уметь назвать изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре
У.3 уметь определять валентность, степень окисления, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических и неорганических веществ
У.4 уметь объяснить строение Периодической системы, общие свойства металлов и неметаллов в зависимости от положения в Периодической системе
У.5. уметь объяснять зависимость свойств веществ от их строения и состава, природы химической связи, зависимость и скорость химических реакций, химическое равновесие
У.6.уметь выполнять химический эксперимент, проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников
У.7. уметь связывать изученный материал с профессиональной деятельностью
У.8. уметь решать задачи по химическим формулам и уравнениям
Дано объяснение роли химии в формировании научного мировоззрения в полном объёме
Названия веществам по тривиальной и международной номенклатуре даются верно
Валентность, степень окисления, заряд иона, основные классы органических и неорганических веществ освоены в полном объеме
Строение Периодической систему, свойства металлов и неметаллов, а также их соединений изучены в полном объёме
Свойства веществ их строение и состав, скорость химических реакций, химическое равновесие изучено в полном объеме
Перечислены источники информации о химических объектах( учебники, справочники, научно-популярные издания, компьютерные базы, ресурсы Интернета)
Названы области практического применения химических знаний
Проводят расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции правильно
З-1 Знать и понимать основные химические понятия
З-2.Знать основные законы химии
З-3. Знать важнейшие вещества и материалы ,используемые в химической промышленности и повседневной жизни
З-4. Знать объяснения химическим явлениям, происходящим в природе, быту, на производстве. Течение химических превращений в различных условиях и оценка их последствий
З-5: Знать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, также безопасность обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием
З-6: знать теоретические основы органической химии;
З-7: знать понятие химической кинетики и катализа;
З-8: знать классификацию химических реакций и закономерности их протекания;
З-9: знать обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;
З-10: знать гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;
З-11: знать характеристики различных классов органических веществ
Даны определения основных химических понятий
Даны определения основных законов химии
Даны основные вещества и материалы, сплавы, которые используются в промышленности и в повседневной жизни человека.
Химические процессы, протекающие в природе, быту, на производстве описаны полностью; воспроизведены все этапы химических процессов
Даны определения сущности химической науки для окружающей среды, живых организмов, а также безопасность обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием
Химические процессы описаны полностью
Химические процессы описаны полностью
Дано определение сущности химической науки для решения задач, возникающих в теории и практики
Химические процессы описаны полностью; воспроизведены все этапы химических процессов
Химические процессы описаны полностью
Химические процессы описаны полностью
Условия выполнения задания
Место(время) выполнения задания: Кабинет № 7 естественно-научных дисциплин
2. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности.
3. Оборудование: индивидуальное рабочее место, оборудованное компьютером
4. Можно использовать литературу:
1) О.С.Габриелян Химия 10 кл. Москва Дрофа 2009г.
2) О.С. Габриелян Химия 11кл. Москва Дрофа 2008г.
3) О.С. Габриелян Химия:учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений, Москва «Академия» 2009г.